Страница 7 из 12
Приложение 6
Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи детям, подросткам из неблагополучных семей и их родителям
Доминирующий фактор в характеристике семьи
|
Виды помощи семье и детям
|
Службы, центры, учреждения, специалисты
|
Необходимые документы для оказания помощи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи
Жестокое обращение с ребёнком
|
- Наблюдение и консультирование учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога. - Помощь психотерапевта семье и детям. - Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. - Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции. - Постановка на учёт в ИДН, к подростковому психиатру, наркологу
- Наблюдения учителя, классного руководителя, психолога школы, социального педагога, социального работника. - Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. - Психотерапевтическая помощь родителям и детям. - Привлечение к занятиям детско-родительской группы. - Постановка на учёт в ИДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. - Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье
|
ДУО, школа. Центр защиты семьи. Дворец творчества, спортивная школа, бальная студия, КДН и т.д.
Педиатры, школа, службы, центры, КДН, отдел профилактики правонарушений несовершенно- летних
|
Направление, характеристика учителя, психолога, социального Педагога
Заключение врача, направление, заявление, характеристика школы или детсада на ребёнка
|
Семья алкоголиков (оба родителя)
|
- Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей). - Оказание психиатрической наркологической помощи семье или её отдельным членам. - Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в учёбе. - Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.). - Консультация врача-психиатра, нарколога и т.д. - Консультирование ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. - Перевод ребёнка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу, ПТУ и т.д. - Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости). - Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)
|
ДУО, школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, органы здравоохранения, врачи, службы, учителя, КДН, ИДН
|
Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление -ходатайство учителя, воспитателя; ходатайство, медицинское заключение, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребёнка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребёнка, решение органов опеки и попечительства о лишении родительских прав
|
Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях
|
- Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом. Помощь со стороны окружения семьи. - Сбор информации о семье и о родственниках соц. педагогом. - Восстановление отношений ребёнка и семьи с помощью соц. педагога. Организация переписки детей и родителей. - Организация встреч родителей и детей руководителями учрежд. - Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией учреждения. - Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях.
|
ДУО, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЗАГС, ЖЭК, МВД, КДН, ИДН
|
Запросы, заполнение бланков на розыск, ходатайство в ЖЭК, в ЗАГС. Разрешение органов опеки и попечительства на посещение государственного учреждения
|
Семья в состоянии развода или после развода
|
-Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, соц. педагога, учителя. - Консультативная помощь психолога и психотерапевта. - Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т.д. - Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий, в учёбе. - Постановка ребёнка на учёт (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу. -Привлечение к деятельности класса родителей ребёнка. -Помощь ребёнку со стороны его окружения. -Помощь ребёнку со стороны сверстников (по рекомендации учителя). -Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму. -Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов)
|
ДУО, школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб
|
Педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно-бытовых условий семьи, генограмма ближайшего окружения, ходатайства (о постановке на учёт в ИДН, у психиатра, нарколога с указанием конкретных фактов)
|
Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошани-чеством или нахождение брошенных детей
|
- 02 — милиция - приют, отдел по охране и защите прав детей, отдел розыска детей, больница для помещения ребёнка на обследование и др. службы, находящиеся в городе, районе
|
|
Заявление о нахождении ребёнка, телефонный звонок о найденных детях в отдел охраны и защиты прав детства
|
Неполная семья
|
- Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьёй. - Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка. - Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. - Наблюдения и консультации психолога, соц. педагога. - Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования. - Проведение родительского лектория (на радио, телевидении). - Обучение одного родителя навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя. - Постановка на учёт в учреждения и органы социальной защиты. - Привлечение общественных организаций к воспитанию
|
ДУО, школа, центры, службы, кризисные центры, родственники, Дома творчества, органы социальной защиты
|
Характеристика из образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы соцзащиты и другие
|
Отчуждён-ность родителей из-за занятости
Полная семья, один из родителей пьёт
|
- Сопровождение ребёнка социальным педагогом. - Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения. - Консультативная помощь психолога, психотерапевта. - Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания. - Привлечение родителей к занятиям по психологии. - Помощь ребёнку в умении планировать своё свободное время (соц. педагог, классный руководитель). - Помощь родителям в Центре защиты семьи
- Наблюдения и консультация психолога. Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем. - Вовлечение ребёнка в систему дополнительного воспитания и образования. Дополнительная помощь в учёбе учителями. - Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. - Индивидуальная работа соц. педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. - При асоциальном поведении ребёнка обследование у психиатра. - При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогич. комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения
|
Центры, ДУО, образовательные учреждения, Дворец творчества
ДУО, школа, Центры соцально-педагогич. и медико-психологич. реабилитации детский психиатр, управление здравоохранения, инспекция по делам несовершеннолетних, Центр защиты семьи, психолого-медико-педагогич. консилиум, наркологический диспансер, клубы и Дворцы творчества для детей
|
Карта семьи, рекомендации для родителей, ходатайство об устройстве в Центр, заявление родителей, приглашение родителей в центр
Психологическая и педагогическая характеристики, выписка от участкового педиатра, представление на ребёнка на ПМПК, школьные тетради, дневник, рисунки детей, направление детского психиатра, заявление-ходатайство
|
Неполная семья, родитель алкоголик; (одинокая мать-алкоголичка или отец)
Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные
Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними
|
- Беседы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. - Наблюдения и консультации школьного психолога. Вовлечение ребёнка в кружки, секции. - Информирование органов опеки и попечительство о детях, поста-новка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав. - Направление ребёнка на психо-лого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения. - При нарушении подростком правил и норм общественной жизни — возбуждение дела о направлении в спецшколу
- Вовлечение детей в кружки, секции, студии, клубы. - Консультации психолога для опекунов. Индивидуальная работа психолога с ребёнком. - Помощь учителей ребёнку в учёбе. - Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приёмная семья, детский дом, приют и т.д.). - Направление ребёнка на медико-психолого-педагогическую комис-сию для определения уровня его развития и программы обучения. - Консультация у невропатолога или психиатра
- Социальное патронирование семьи социальным педагогом или социальным работником. - Консультации психолога для родителей и ребёнка. Занятия родителей и детей в семейных группах. - Оказание материальной помощи детям организациями социальной защиты. - Вовлечение педагогами ребёнка в кружки, секции, клубы, студии. - Оказание учителями помощи ребёнку в учёбе. - Направление ребёнка на психо-лого-медико-педагогическую ко-миссию для определения уровня развития и программы обучения. - Организация социальным педагогом посещения ребёнком нормальной семьи, совместный труд и досуг в ней. Организация пребывания ребёнка в семье выходного дня. - Восстановление родственных связей ребёнка.
|
Центр защиты семьи, школа, ДУО, дома творчества, ПМПК, КДН, Клубы для детей и подростков, органы здравоохранения
ДУО, школы, специалист по охране прав детей, Центры, психолого-медико-педа-гогическая районная комиссия, психиатр или невропатолог, ИДН, КДН
ДУО, школы, Центр защиты семьи, отдел социальной защиты, психолого-медико-педа-гогическая комиссия, родственники, друзья семьи
|
Психологическая и педагогическая характеристики, направление образовательного учреждения, заявление-ходатайство, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление психиатра, акт обследования жилищных условий, тетради, дневник
Направление, психологи-ческая и педа-гогическая характеристики, тетради, дневник, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невропатолога, психиатра
Карта неблагополучной семьи, план работы с неблагополучной семьёй, направление на психолого-медико-педагогичес-кую консультацию, акт обследования жилищных условий, ходатайство в органы соци-альной защиты, тетради, дневники, направление психиатра, ходатайство о выделении материальных средств семье, принимающей ребёнка
|
|