На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход - Жизненный путь зрелой и инфантильной личности: социально-психологический анализ
Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход - Жизненный путь зрелой и инфантильной личности: социально-психологический анализ
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход
Содержание конструктов «зрелость личности» и «инфантилизм личности» в современных условиях социализации молодежи
Жизненный путь зрелой и инфантильной личности: социально-психологический анализ
Все страницы

Жизненный путь зрелой и инфантильной личности: социально-психологический анализ

Традиции исследования жизненного пути личности в отечественной психологии заложены С.Л. Рубинштейном. С.Л. Рубинштейн делает в понимании жизненного пути личности акцент на способ организации жизни субъектом. Картина жизненного пути – процесс некоего сбывания личности, и сам жизненный путь воспринимается как онтологический феномен. Жизненный путь как нечто, формируемое личностью и формирующее ее. С одной стороны, это палитра, развертывающая личностный потенциал, с другой стороны, цепь поворотных событий в жизни личности, направляющих ее развитие, опосредовано через внутреннюю работу его детерминирующее. Понимание С.Л. Рубинштейном жизненного пути как событийной структуры, постановка проблемы необходимости организации времени жизни, реализации жизненных стратегий легло в основу многих психологических исследований (Рубинштейн С.Л., 1940,1997), например, К.А. Абульхановой-Славской и ее коллег. Их работы посвящены способам организации времени жизни (Абульханова-Славская К.А., 1991, 2002; Бекасов О.Б., 1995; Григоровская Н.Ю., 1999; Ковалев В.И., 1995; Кублицкене Л.Ю., 1995; Серенкова В.Ф., 1995 и др.). Для того, чтобы организовать время своей жизни, необходимо иметь целостное представление о ней, что невозможно без представления о времени, в котором она простирается. Жизненный путь личности понимается как пространственное явление, как цепь событий, которые субъект может расположить на линии своей жизни, руководствуясь своими и общественными потребностями. Таким образом, в контексте проблематики, заявленной в данной главе, можно говорить о том, что зрелая личность осмысленно подходит к построению своего жизненного пути, формирует его с точки зрения сложившейся и принятой системы ценностей, организуя свое аутентичное бытие.
Исходя из теоретических положений отечественной психологии, правомерно говорить о том, что зрелость личности сложно оценивать вне контекста общественных требований к выполнению ею тех или иных социальных ролей. В соответствии с этим, основным способом понимания личностной зрелости является исследование ее жизненного пути, в том числе и на фоне исторических процессов и с точки зрения общественных ценностей.

Такой способ исследования личности и ее жизненного пути был предложен Б.Г. Ананьевым (Ананьев Б.Г., 1968).
Б.Г. Ананьев определяет жизнь как структуру возрастов человека. В каждый период человек выполняет ту или иную социальную роль, которая определяет статус его личности в условиях конкретной исторической эпохи. Абсолютное значение в жизни человека придается началу трудовой деятельности и субъектной активности в целом. Предшествующее развитие готовит человека к самостоятельной жизни в обществе, здесь он формируется как субъект общественного поведения и познания. Вторым по значимости моментом в жизни человека и третьим по хронологии является пик наивысших достижений в избранной деятельности. Завершающей фазой жизненного пути является финиш трудовой деятельности, в данном случае подразумевается завершение процесса развития субъекта деятельности и познания, а это зависит не только от старения индивида, но и от совокупности отношений, позиций и условий жизни личности. Б.Г. Ананьев указывает приблизительные возрастные рамки фаз развития социальной активности личности, т.к. исходит из положения о том, что возраст есть конвергенция биологического, исторического и психологического времени. История личности разворачивается во времени и пространстве онтогенеза и в известной мере ими определяется, хотя также присутствует воздействие обратного характера – жизненного пути на онтогенез (замедление процессов старения).
В это связи особую актуальность приобретают вопросы, связанные с правомерностью анализа личностных свойств как продуктов возрастного развития человека, особенно применительно к этапам взрослости и старости. Безусловно, полностью исключать влияние фактора возраста на личностное развитие было бы не вполне справедливым. Однако, по всей вероятности, по мере взросления человека роль возрастных факторов в становлении его личности изменяется: на смену онтогенезу предпосылок личностного развития приходит влияние опосредованное влияние возрастных характеристик, преломленных индивидуальным сознанием человека через систему социальных представлений о «нормативном» жизненном пути личности (Психологическая зрелость личности..., 2014).
Понятие «жизненный путь» позволяет описывать охарактеризованное выше «преломление» социальных представлений в индивидуализированных представлениях человека о собственной жизни. В силу этого оно получило широкое распространение в тех науках, для которых характерен интерес к исследованию возраста и возрастно-обусловленных явлений как социально- детерминированных явлений, разворачивающихся в определенном историческом и социокультурном контексте. Этому способствует, в том числе, и тот факт, что феномен жизненного пут может быть проанализирован на различных уровнях обобщения: как история отдельного человека – на индивидуальном уровне, как история той или иной общности – на социальном уровне, как биография культуры в целом – на социкультурном уровне (Курышева О.В., 2012).
Социокультурная опосредованность жизненного пути личности проявляется, прежде всего, в принципах его структурирования. Социальное взаимодействие дифференцировано и стратифицировано по признаку возраста (Кон И.С., 1988; Смелзер Н., 1994), в силу чего многие социальные роли оказываются связанными с определенными этапами жизни. Некоторые роли (например, профессиональные) структурированы более жестко, в сравнении я другими (например, семейными). Тем не менее, необходимость «своевременности» тех или иных достижений и их обесценивание в случаях, когда они реализуются «не в положенное время» (слишком поздно или слишком рано) позволяют зарубежным авторам говорить о хронологизации жизненного пути, проявляющейся в том, что представления о нормативных возрастных ролях, содержание в себе перечень необходимых к тому или иному возрасту «достижений», оказываются существеннейшим фактором в построении и оценке личностью собственного жизненного пути (Hagestad G.O., 2003).
Особенно ярко эта идея иллюстрируется понятием «социальные часы». Исследованиями Б. Ньюгартен было показано, что в основе активности взрослого человека в области построения собственной жизни лежат разделяемые социумом ожидания, относительно которых субъект и выбирает время для совершения тех или иных жизненных шагов (Neugarten B.L., Moore J.W., Lowe J.C., 1965). Таким образом, в содержании конструкта «зрелость / инфантильность личности» на первый план выходят возрастные представления, которые являются разновидностью социальных представлений, включают в себя обусловленные общественно-историческим контекстом способы интерпретации возрастной дифференциации и стратификации общества (Микляева А.В., 2014) и отражают помимо прочего ожидания относительно активности человека в той ли иной возрастной роли.
Однако необходимо отметить, что возрастные ожидания не являются единственным источником содержания конструкту «зрелости / инфантилизма личности». Это наглядно подтверждают, например, результаты проведенного нами эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи между уровнем зрелости/инфантилизма личности и особенностями восприятия ею своего жизненного пути.
Сразу отметим, что распространенное в обыденном сознании мнение о высоком уровне инфантилизма молодого поколения в нашем исследовании не нашло полного подтверждения. Высокие значения по шкалам методики «Оценка уровня инфантилизма», указывающие на проявления социально-психологической незрелости личности, в целом по выборке встречаются менее чем у одной пятой опрошенных. Однако более детальный анализ позволяет отметить выраженную гендерную специфику проявлений инфантилизма, которая проявляется в том, что для юношей характерен более высокий уровень появления инфантилизма, чем для девушек, причем это особенно ярко (52,4% от общего числа опрошенных юношей) проявляется в склонности к демонстрации пассивной жизненной позиции, потребительского отношения к окружающим людям.
Гендерная специфика обнаруживается и при анализе показателей самооценки испытуемыми уровня собственной личностной зрелости. В целом, результаты исследования показывают, что девушки и юноши одинаково оценивают собственный уровень личностной зрелости. Согласно классическому варианту интерпретации результатов, полученных с помощью методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, показатели самооценки уровня личностной зрелости, демонстрируемые как девушками, так и юношами, в большинстве случаев попадают в диапазон нормативных значений. Показатели ниже этого диапазона встречаются в ответах менее чем четверти девушек (19,7 %) и юношей (23,8 %), показатели, превышающие его – в единичных случаях. В обеих выборках выявлена отрицательная взаимосвязь между показателями уровня самооценки личностной зрелости и «дельты» личностной зрелости и оценки личностной зрелости родителей. Но при этом в выборке девушек выявлена положительная взаимосвязь этого показателя с «дельтой» самооценки личностной зрелости и оценки личностной зрелости друзей. Таким образом, можно предполагать, что в процессы формирования представлений об уровне собственной личностной зрелости в юношеском возрасте существенный вклад вносит сравнение самого себя с представителям референтного окружения, прежде всего – родителями, причем «стимулирующим» эффектом в этой связи обладает осознание различий с ними (в пользу родителей) в уровне личностной зрелости, достигнутой к настоящему моменту. В выборке девушек, помимо этого, существенную роль играет сравнение себя с друзьями и осознание различий (на этот раз в свою пользу) с ними. Для молодых людей, вероятно, параметр «инфантильности – личностной зрелости» не входит в число значимых оснований для сравнения себя со сверстниками.
Сравнение результатов корреляционного анализа показателей, полученных в выборках девушек и юношей, показывает, что для девушек в целом характерна адекватная самооценка уровня собственной личностной зрелости. На это указывает отрицательная корреляционная взаимосвязь между показателем самооценки уровня личностной зрелости и показателем «Безответственность». Юноши, напротив, склонны субъективно завышать собственный уровень личностной зрелости, на что указывает положительная взаимосвязь тех же самых показателей.
Исследование взаимосвязей уровня инфантилизма личности с особенностями восприятия своего жизненного пути также позволяет зафиксировать отчетливо проявляющиеся гендерные различия. Наиболее тесные взаимосвязи выявлены в выборке юношей. Такой параметр оценки инфантилизма, как «пассивная жизненная позиция», в этой выборке оказался отрицательно связан с количеством прогнозируемых жизненных событий и положительно – с модальностью их оценки. В выборке девушек, напротив, параметр «пассивной жизненной позиции» оказался положительно связан с числом значимых событий прошлого и модальностью их оценки.
На наш взгляд, столь яркие гендерные различия в осмыслении молодыми людьми и девушками собственного жизненного пути в контексте проблемы инфантильности личности могут быть объяснены «двойными стандартами» взросления и зрелости, предъявляемыми к мужчинам и женщинам. «Мужской стандарт» предполагает высокую степень социальной активности и стремления к социальной успешности, что порождает тревогу относительно собственного будущего и заставляет отказаться от перспективного планирования собственной жизни на фоне преувеличенных представлений об уровне достигнутой личностной зрелости, носящих, вероятно, компенсаторный характер. «Женский стандарт» предъявляет значительно меньше требований к личности девушки, не требует с необходимостью социальных достижений, что позволяет девушкам без особых опасений смотреть в будущее. Прошлый опыт в этой связи, по всей вероятности, выступает в качестве важного ресурса, в недостаточно полной мере осознаваемого, идеализированного, в случае инфантилизации личности.
Отметим, что в нашем исследовании были показаны взаимосвязи между уровнем зрелости / инфантилизма личности и восприятием ею собственного жизненного пути как в аспекте осмысления прошлого опыта, так и в аспекте перспективного планирования и прогнозирования, а также продемонстрирована их гендерная специфика, что, на наш взгляд, косвенно подтверждает выдвинутое нами теоретическое предположение об интегративном характере конструкта «социально-психологическая зрелость - инфантилизм», вырастающего на почве социальных представлений о содержании разнообразных ролей, прежде всего, возрастных и гендерных.
В данной главе была предпринята попытка социально-психологического анализа зрелости / инфантилизма личности в контексте проблемы ее жизненного пути. Нам представляется, что изложенный теоретический и эмпирический материал позволяет признать продуктивность социально-психологического феномена к анализу таких, на первый взгляд, исключительно индивидуально-психологических феноменов, как «жизненный путь», «зрелость личности», «инфантилизм личности», поскольку, как было показано:
• зрелость личности (и инфантилизм личности как ее антипод) правомерно рассматривать не только как набор объективных критериев для оценки адаптированности и качества социального взаимодействия человека, но и как социальный конструкт, содержательно преломляющий разнообразные социальные ожидания (прежде всего, закрепленные в системе возрастных социальных представлений);
• социальные ожидания опосредуют процессы построения и осуществления личностью собственного жизненного пути, определяя его «хронологизацию»; при этом содержание социальных ожиданий, сопряженных с конструктом «зрелость / инфантилизм личности» в условиях современной российской действительности неоднозначно в связи с трансформацией системы социальных (в том числе возрастных) ролей, что затрудняет формирование идентификационного эталона «зрелой личности» для современных молодых людей и создает затруднения на пути их личностного становления;
• содержание конструкта «зрелая личность/инфантильная личность», по всей вероятности, не определяется исключительно возрастными социальными представлениями; оно имеет выраженную гендерную специфику, как было показано результатами нашего исследования, а также, как можно предполагать, опосредовано содержанием этнических, профессиональных и других социальных ролей.
Таким образом, социально-психологический подход к анализу жизненного пути в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности открывает новые перспективы в исследовании данных феноменов, что позволяет считать его весьма продуктивным для изучения проблематики, обозначенной в названии главы.

Литература
1. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. ‒ М.: Мысль, 1991.
2. Абулъханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ‒ Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.
4. Барановский Н.А. Введение в виктимологию. Мн., 2002.
5. Бачков М.А. Личностные характеристики взрослых людей, входящих в молодежные субкультуры. Выпускная квалификационная работа бакалавра. СПб., 2013
6. Безгодова С.А., Воскресенская А.С. Представление о дружеских отношениях у современных подростков // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Материалы IV Всерос. научно-практ. (заочной) конф. ‒ М.: Свифт, 2014. ‒ С. 133‒139.
7. Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // // Гуманистические проблемы психологической теории. ‒ М.: Наука, 1995. ‒ С. 169‒179.
8. Бессчетнова О.В. Приемная семья: социально-демографический анализ. Саратов: Научная книга, 2008.
9. Бодалев А.А. Вершины в развитии взрослого человека. ‒ СПб.: Питер, 2007.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики. ‒ М.: Педагогика, 1983.
11. Григоровская Н.Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов личностной организации времени. ‒ Автореф. дисс. … канд. пси-хол. н. ‒ М., 1999
12. Дубровинская КВ., Фарбер Д.А., Безруких ММ. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. ‒ М.: Владос, 2000.
13. Ефимова Г.З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Науковедение. ‒ 2014. ‒ № 6 (25). ‒ С.1‒13.
14. Журавлев А.Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия // Психологический журнал. ‒ 2007. ‒ Т. 28. ‒ № 2. ‒ С. 44-55.
15. Ильина А.В. Социально-психологические детерминанты чувства комического: Выпускная квалификационная работа бакалавра. ‒ СПб., 2014.
16. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени личности // Гуманистические проблемы психологической теории. ‒ М.: Наука, 1995. ‒ С. 179‒185.
17. Кон КС. Ребенок и общество. ‒ М.: Наука, 1988.
18. Кон И.С. Социологическая психология. ‒ М.-Воронеж: МОДЭК, 1999.
19. Корчмарь Н. Экстремизм в молодежной среде // Молодежь изучает молодежь. ‒М., 2002.
20. Крикунова А.А. Взаимосвязь ценностно-мотивационной сферы человека и его самоотношения в процессе самореализации: Магистерская диссертация. СПб., 2009.
21. Кублицкене Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической теории. ‒ М.: Наука, 1995. ‒ С. 185‒191.
22. Курышева О.В. Возраст как социально-психологический феномен. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012.
23. Леви-Брюль Д. Сверхъестественное в первобытном мышлении. ‒ М.: Педагогика-Пресс, 1994.
24. Любушкина О.Ю. Социально-психологические особенности профессионального взаимодействия работников пенсионного фонда с пожилыми людьми (пенсионерами): Дипломная работа. СПб., 2009.
25. Масленцева Н.Ю. Экстремизм и агрессия в молодежной среде в условиях современной России // Соц. работа на Урале: исторический опыт и современность. ‒ Вып. 3. ‒ Рос. гос. проф.-пед. ун-т. ‒ Екатеринбург, 2003.
26. Мид М. Культура и мир детства. ‒ М.: Наука, 1988.
27. Микляева А.В. Психология межвозрастных отношений. – М.: Перо, 2014.
28. Николаева А.Н. Мотивационные факторы принятия решения о вступлении в
брак у современной молодежи: Магистерская диссертация. ‒ СПб., 2007.
29. Паттурина Н.П. Проблема зрелости в современной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ‒ 2006. ‒ № 17. ‒ С. 113‒126.
30. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. ‒ М.: ИНФРА-М, 1998.
31. Пизель Ю.Д. Психологическая готовность подростков к выбору профильного
обучения: Выпускная квалификационная работа бакалавра. ‒ СПб., 2014.
32. Проценко Л.М. Социально-психологические инициации подростков во временных объединениях как условие развития личности: Автореф. дисс. … канд. психол. н. ‒ М., 2001.
33. Психологическая зрелость личности / Под общей редакцией Л.А. Головей. ‒ СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014.
34. Ращупкина Ю.Л. Особенности жизненных выборов у личностно зрелых и личностно незрелых молодых людей: Дисс. ... канд. психол. н. Ростов-на-Дону, 2015.
35. Реан А.А. Психологические проблемы акмеологии. Акмеология личности // Психологический журнал. ‒ 2000. ‒ № 3. ‒ С. 88‒95.
36. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. ‒ М.: Наука, 1997.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ‒ М.: УЧПЕДГИЗ, 1940.
38. Русалов В.М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? // Психологический журнал. ‒ 2006. ‒ № 5. ‒ С. 83‒92.
39. Савков С.Н. Взросление в постнеклассическом социальном пространстве (социально-философский анализ). ‒ Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1999.
40. Сергиенко Е.А. Зрелость: молярный или модулярный подход? // Феномен и категория зрелости в психологии. ‒ М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
41. Серегина А.А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи: Дисс. ... канд. психол. н. ‒ М., 2006.
42. Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени // Гуманистические проблемы психологической теории. ‒ М. Наука, 1995. ‒ С. 83‒95.
43. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. ‒ 1996. ‒ № 5. ‒ С. 38‒50.
44. Смелзер Л. Социология. ‒ М.: Феникс, 1994.
45. Собкин В. С, Абросимова 3. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. Подросток: нормы, риски, девиации. ‒ М.: Центр социологии образования РАО, 2005.
46. Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». ‒ 2010. ‒ № 27 (203). ‒ С. 66‒74.
47. Солдатченко АЛ. Характеристика социальной зрелости личности с позиций интерактивного подхода // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. ‒2012. ‒ № 14 (273). ‒ С. 80‒85.
48. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. ‒ 2002. ‒ № 4. ‒ С. 17‒20.
49. Тесля А.И. Социальная работа: введение в социальную виктимологию. Минск: БГПУ, 2009.
50. Утенков А.В. Психологические детерминанты инфантилизма (на материале студентов педвузов): Автореф. дисс. ... канд. психол. н. ‒ М., 2012.
51. Фелъдштейн Д.И. Психология взросления. ‒ М.: МПСИ, 1999.
52. Фромм Э. Душа человека. ‒ М.: Республика, 1992.
53. Харитонов В.М., Ожигова АЛ., Година Е.З. Антропология: Владос, 2004.
54. Хасан Б.Л., Тюменева Ю.А. Противоречие двух периодизаций детского развития и попытка установления взаимосвязи между ними // Бюллетень клуба конфликтологов. Вып.4. ‒ Красноярск, 1995. ‒ С. 19‒23.
55. Чеботарева Е.Э. Борьба с морщинами как социальная теодицея // Философия старости: геронтософия: Сб. материалов конф. Серия "Symposium", вып. 24 ‒ СПб., 2002. ‒ С. 59‒61/
56. Чеснокова Е.Г. Взаимосвязь гендерных характеристик личности и особенностей семейных отношений в различных формах брака. ‒ Выпускная квалификационная работа бакалавра. ‒ СПб., 2013
57. Шамионов P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. н. ‒ СПб., 1997.
58. Шевченко АЛ. Педагогические технологии преодоления социально-профессионального инфантилизма учащихся колледжа: Дисс. ... канд. пед. наук. ‒ М., 2005.
59. Элиаде М. Аспекты мифа. ‒ М.: Инвест-ППП, 1996.
60. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. ‒ 1981. ‒ № 4. ‒ С. 142-147.
61. Лagestad G. О. Interdependent lives and relationships in changing times // Invitation to the life course. ‒ New York., 2003. ‒ Р. 135‒159.
62. Neugarten В. Adult personality: toward a psychology of the life cycle // Middle Age and Aging / Ed. by B. Neugarten. ‒ Chicago, 1968. ‒ Р. 137‒147.
63. Neugarten B.L., Moore J.W., Lowe J.C. Age norms, age constraints, and adult socialization // American journal of sociology. ‒ 1965. ‒ № 70. ‒ Р. 710‒717.
Источник: Интегративная психология жизненного пути: Е.Ю. Коржова, Т.Д. Василенко, Е.К. Веселова и др. / Под ред. Е.Ю. Коржовой. – СПб.: Стикс 2016. ‒ 232 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.