На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 5
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 5
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 5
Определение уровня здоровья и функционального состояния подростков, занимающихся спортом
Психология здоровья: теоретические основы и практика здоровьесберегающих технологий
Репродуктивное здоровье девочек-подростков как объект работы специалистов социокультурной сферы
Все страницы

К вопросу о выборе методов и средств коррекции контрацептивного поведения молодёжи

Е.Д.Смоленко, А.В.Богданова

Проблема сохранения репродуктивного здоровья подрастающего поколения приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с кризисной демографической ситуацией, отчетливо прослеживающейся в большинстве экономически развитых стран Европы и СНГ. Снижение рождаемости, старение населения и ухудшение здоровья граждан, отмечавшиеся на протяжении последнего десятилетия в Республике Беларусь, создали угрозу депопуляции на национальном уровне.

В этой связи в стране разработана Программа сохранения здоровья молодежи. Особую значимость в контексте сказанного приобретает задача сохранения и укрепления репродуктивного здоровья подрастающего поколения, во многом определяющегося особенностями их интимной жизни [2, 8].
Важнейшими аспектами такой работы являются контрацепция и безопасное сексуальное поведение молодых людей. Особое внимание уделяется воспитанию культуры половой жизни и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью партнера.
Реалии сегодняшнего дня позволяют говорить о безудержном росте сексуальной активности молодежи в Республике Беларусь [6, 8]. В то же время подростки не всегда отдают себе отчет в том, что половая жизнь представляет собой часть человеческих отношений, в которых важно уметь выбирать, ставить себе и другим запреты при возникновении противоречий с личностными ценностями и убеждениями, понимать не только себя, но и партнёра. Сексуальные отношения молодых людей, вступающих во "взрослую" жизнь, зачастую носят характер экспериментирования. Важно сделать так, чтобы эти отношения не имели психических и физических последствий для здоровья и судьбы, не привели к разочарованиям и душевным травмам, поскольку именно первое чувство и первая близость могут оказать огромное влияние на последующую жизнь человека.
Начало интимных отношений, независимо от мотивов, взглядов и отношений к ним, связано с риском наступления беременности, необходимостью принятия решения о сохранении либо искусственном прерывании беременности (аборте), выбором средств и методов контрацепции.
Реакция на беременность в подростковом возрасте в большинстве случаев представляет собой тяжелый стресс, в семье подобная ситуация расценивается как кризисная. Возникают социальные, бытовые и экономические трудности. Возможности дальнейшего продолжения обучения ограничиваются, учеба молодых родителей откладывается либо вообще прекращается.
Качество жизни юных родителей осложняется множеством факторов риска, зависящих от физического и психического статуса молодых родителей, социально-экономических условий, профессионального и образовательного уровня, личностной зрелости, особенностей течения беременности и родов. Многие болезни психического и органического характера, высокая частота врожденной патологии новорожденных связаны с психосоматической незрелостью матери.
Общеизвестны негативные последствия аборта в подростковом возрасте для состояния здоровья, репродуктивной функции и психического статуса молодой женщины. Аборт в 3,7 раза увеличивает риск внутриутробной задержки развития плода при последующей беременности. Новорожденные от матерей с абортом в анамнезе в 3 раза чаще рождаются недоношенными или незрелыми. 77% младенцев, рожденных от матерей, прервавших первую беременность абортом, страдают малокровием и экссудативным диатезом [1, 3, 7].
В связи со сказанным выше становится понятной актуальность проблемы контрацепции в молодом возрасте [4, 9]. Несмотря на широкое распространение новейших методов предупреждения беременности, отсутствие должных знаний в этой области является причиной не только роста частоты беременностей, но и значительного числа повторных беременностей в юном возрасте.
С целью изучения характера контрацептивного поведения молодежи методом анонимного анкетирования с последующим собеседованием в группах проводилось исследование среди учащихся первого и третьего курсов Полоцкого ПТУ № 66 строителей. Первую группу составили молодые люди в возрасте 15-17 лет, вторая группа представлена 17-19-летними юношами и девушками. Гендерный состав респондентов в обеих группах был одинаковым: 50% юношей и 50% девушек.
Анализ сексуального опыта респондентов показал, что более половины учащихся первого курса имеют опыт половой жизни (65% юношей и 59% девушек). К третьему курсу число юношей, вступивших в половую жизнь, возрастает до 88%. Процент девушек, имеющих сексуальный опыт, остается неизменным.
Из этого следует, что значительное число юношей во время обучения приобретает опыт интимных отношений, девушки же в этом плане являются более сдержанными.Это подтверждается и данными о количестве половых партнеров у юношей и девушек. На интимную связь с одним половым партнером указывают 70,5% и 58,8% из них соответственно. Двух половых партнеров имеют 5,9% девушек и 11,8% юношей. Трех и более партнеров имеют 14,7% юношей и только 5,9% девушек.
В случайные половые связи вступали 41,1% юношей и 23,5% девушек, причем среди учащихся третьего курса прослеживается более раскованное половое поведение по сравнению с учащимися первого курса. Так, 35% юношей и 12% девушек первокурсников вступали в половые связи со случайными партнерами. Среди третьекурсников этот показатель составляет 47% и 35% соответственно.
Регулярную половую жизнь с частотой один коитус в неделю ведут 23% юношей первого курса, а к третьему курсу эта цифра составляет 41%. Число молодых людей, имеющих половые контакты реже одного раза в месяц, сокращается с 29% на первом курсе до 6% на третьем.
Анализ интенсивности половой жизни у девушек показал, что 36% девушек-первокурсниц имеют в среднем один коитус в месяц и реже. К третьему курсу интенсивность половой жизни у девушек резко возрастает: половые связи один раз в неделю имеют 6% девушек первого курса, на третьем курсе эта цифра возрастает до 41%.
Таким образом, с увеличением опыта половой жизни растет число половых контактов, как у юношей, так и у девушек.
Основным средством контрацепции среди учащейся молодежи является презерватив. Его используют 76,4% юношей и 67,6% девушек. Еще 6% используют другие средства контрацепции.
56% юношей и 44% девушек, имеющих опыт половой жизни, не использовали средства контрацепции при первом половом контакте. Это может свидетельствовать о невысоком уровне информированности, половой культуры и ответственности за последствия незащищенного секса среди молодежи. Более рискованными в этом отношении являются юноши.
Анализ информированности в вопросах контрацептивного поведения показал, что девушки более осведомлены в этой области, чем юноши. При ответе на вопрос "Знаете ли Вы о существовании фертильных и нефертильных дней?" выявлено, что ничего не слышали об этом 32,3% юношей и только 17,6% девушек. Хорошо знают об этом 32,3% юношей и 61,8% девушек. Остальные 36,8% респондентов слышали об этом, но не знают, как этим пользоваться.
При изучении потребности девушек и юношей в получении информации о методах и средствах контрацепции были получены следующие данные: 58,8% юношей и 61,8% девушек признались, что им хватает знаний о средствах и методах контрацепции. 12% юношей и 41% девушек первого курса выразили желание получить больше информации в этой области. К третьему курсу эти показатели составили соответственно 59% и 35%.
Тот факт, что у юношей к третьему курсу резко возрастает интерес к средствам контрацепции, свидетельствует о возрастании ответственности за безопасный секс и репродуктивное здоровье среди юношей. У девушек интерес к средствам предохранения несколько падает. Это может быть связано с тем, что девушки в процессе обучения под воздействием санитарно-просветительских мероприятий получают больше знаний о контрацепции, являются более информированными в этой области.
Ничего не знают о контрацепции 12% юношей и 6% девушек первого курса. К третьему курсу неосведомленных в этой области не оказалось.
При изучении основных путей поиска оптимального метода контрацепции среди юношей и девушек выявлены различные данные. Так, большинство юношей предпочли бы купить в аптеке то, что доступно (41,2%), 29,4% проконсультировались бы с врачом, 17,6% юношей посоветовались бы с друзьями, 8,8% обсудили бы этот вопрос с партнершей. С родителями посоветоваться могли бы только 2,9% юношей.
Девушки зачастую выбирают обсуждение вопроса с партнером и консультации с врачом (35,3% и 32,4% соответственно). 23,5% юных женщин покупают в аптеке доступные средства, 5,9% готовы обсудить проблему с родителями, 2,9% – с подругами.
70,5% юношей и 64,7% девушек считают необходимым проводить мероприятия по половому просвещению в учебном заведении. Большинство из них предпочитают общаться с грамотными, квалифицированными специалистами в этой области. Так, при ответе на вопрос "От кого Вы хотели бы получать информацию по половому просвещению?" 47% юношей и 82,3% девушек пожелали получать таковую от врачей-специалистов. Отмечено, что к третьему курсу резко возрастает потребность в получении квалифицированной информации и повышается уровень требований к специалистам. Для 65% юношей и 18% девушек первого курса значимым является не выбор специалиста, а правдивость предоставляемой информации. С классными руководителями на эти темы предпочли общаться только 6% юношей и 12% девушек первого курса.
23,5% юношей и 17,6% девушек считают, что в проведении мероприятий по половому просвещению в учебном заведении нет необходимости.
Из основных наиболее приемлемых форм получения информации респонденты называют консультации специалистов (32% юношей и 61% девушек), санитарно-просветительскую литературу (20,6% юношей 14,7% девушек), анонимные консультации по телефону (17,6% юношей и 8,8% девушек). 29,4% юношей и 5,9% девушек заинтересовала такая форма, как просмотр кино- и видеоматериалов с последующим их обсуждением.
Таким образом, работу по половому просвещению среди юношей предпочтительнее проводить с привлечением специалистов-консультантов, распространением санитарно-просветительской литературы, кино- и видеоматериалов. Для девушек наиболее важным является "живое общение" со специалистами, анонимное консультирование по телефону. Приемлемым также является изучение просветительской литературы.
Из результатов опроса учащихся следует вывод о том, что молодежь достаточно ответственно относится к вопросам половых отношений и необходимости контрацепции. Однако имеются определенные проблемы в их осведомленности о безопасном сексе, рациональном половом поведении, доступности услуг по охране сексуального и репродуктивного здоровья и др.
Учитывая сложившуюся ситуацию, особую значимость приобретает потребность в совершенствовании системы полового воспитания молодежи с учетом их запросов и требований социальных норм. Достижение этой цели возможно путем разработки и внедрения государственных программ сексуального образования, улучшения качества санитарно-просветительской работы с молодежью, введения спецкурсов в учебных заведениях, расширения сети услуг по охране репродуктивного здоровья и создания соответствующих служб для подростков и молодежи.

 

Литература

  1. Гребешева, И.И. Репродуктивное здоровье подростков. Извлеченные уроки / И.И.Гребешева // Планирование семьи. – 1998. – № 4. – С. 24-27.
  2. Гуркин, Ю.А. Гинекология подростков / Ю.А.Гуркин. – М., 2000.
  3. Дуда, В.И., Здоровье женщины – здоровье нации / В.И.Дуда, Вл.И.Дуда. – Мн.: Дом Прессы, 2007. – 144 с.
  4. Журавлева, И. В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения / И.В.Журавлёва // Социологические исследования. – 2004. – № 3. – С. 133-142.
  5. Здравоохранение в Республике Беларусь: Официальный статистический сборник МЗ РБ за 2004г. – Мн.: ГУРНМБ, 2005. - 360 с.
  6. Сексология. Энциклопедический справочник. Минск, "Беларуская энцыклапедыя" им. П.Бровки, 1995. – 350 с.
  7. Смирнова, О. Аборты, пять методов и пять заблуждений / О.Смирнова // Здоровье. – 2004. – №5. – С. 112-117.
  8. Студенческая молодежь Беларуси. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение. / Респ. Центр здоровья Минздрава РБ. – Мн.: Юнипак, 2001. – 32 с.
  9. Таенкова, И.О. Методические рекомендации для работы с подростками и молодежью по сохранению репродуктивного здоровья и формированию ответственного контрацептивного поведения / И.О.Таенкова. – Москва, 2002.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.