На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 5 - Психология здоровья: теоретические основы и практика здоровьесберегающих технологий
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 5 - Психология здоровья: теоретические основы и практика здоровьесберегающих технологий
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 5
Определение уровня здоровья и функционального состояния подростков, занимающихся спортом
Психология здоровья: теоретические основы и практика здоровьесберегающих технологий
Репродуктивное здоровье девочек-подростков как объект работы специалистов социокультурной сферы
Все страницы

 

Психология здоровья: теоретические основы и практика здоровьесберегающих технологий

Т.П.Усова

Здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром, возможную утрату профессиональной дееспособности, а в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее.
Здоровье – это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья носит выраженный комплексный характер. На ее изучение сосредоточены усилия многих научных дисциплин. Среди них одно из ведущих мест по праву принадлежит психологии здоровья. Без преувеличения можно сказать, что психология здоровья – это перспективная быстроразвивающаяся область знания, которая предполагает специальную подготовку психологов для практической работы в этом направлении.
Главный акцент психологии здоровья должен делаться не столько на самом факте уже заявившей о себе той или иной психической болезни, сколько на изначальном формировании здоровой психики и поддержки ее функционирования. Поэтому на передний план выходит профилактика физического, психического и социального здоровья, забота о здоровье ради здорового человека. В стратегическом отношении принципиально большего эффекта следует ожидать, если сосредоточить все необходимое на предотвращении самих причин, порождающих психическое заболевание.
Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный бум, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к эмоциональному напряжению, которое является одним из факторов развития различных заболеваний.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за ХХ век средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний вырос более чем в 4 раза.
Возрастающее значение психических факторов в возникновении, течении различных соматических болезней определяет одну из особенностей психологии здоровья – ее неспецифичность. Сейчас уже не вызывает сомнений, что не менее 30% (а по некоторым данным – не менее 50%) обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары – практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в определенной коррекции эмоционального состояния.
Статистика свидетельствует, что лиц, не страдающих какими-либо психическими нарушениями, т.е. "абсолютно здоровых", в настоящее время насчитывается в среднем 35%. По данным разных авторов, от 22% до 89% населения – люди с предболезненными состояниями. Однако половина носителей психической симптоматики, согласно мнению экспертов, не нуждается в психиатрической помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде и, возможно, нуждаются только в психологическом консультировании.
Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств у детей и подростков. Невротические и нервозоподобные состояния составляют 63 случая на 1000 детей. В нашей стране психические расстройства регистрируются у 15% детей. Число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3 классах до 16% в 9-11 классах. В общем за период обучения состояние здоровья у учащихся, по свидетельству Минздрава РБ, ухудшается в 4-5 раз, а 85% неуспевающих – это больные дети.
Из вышеупомянутого можно сделать предположение, что процесс обучения в школе строится за счет ресурсов здоровья ребенка. Поэтому необходима трансформация общеобразовательной школы в школу содействующую укреплению здоровья. Основная задача современной школы – подготовка школьника к жизни в современном обществе при создании оптимальных условий для физического развития и сохранения здоровья.
Не знания о здоровье и даже не умения и навыки оздоровления, а потребность в ЗОЖ и умение создавать индивидуальные модели ЗОЖ, вот то направление, в котором необходимо работать всем современным социальным институтам.
Педагогический коллектив лицея № 1 Витебского района одним из главнейших направлений своей работы считает деятельность, направленную на здоровьесбережение. Два раза в год (осенью и весной) проводятся туристические слеты. Каждый год весной 10-е классы отправляются в многодневный туристический поход по Витебскому району. Туристический поход – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закалённого человека. Регулярно в лицее проводятся дни здоровья. Большим успехом среди лицеистов пользуются соревнования между педагогами и учащимися по волейболу и футболу. Дни здоровья проводятся на свежем воздухе. В лицее также практикуются пешие экскурсии и прогулки. Лицеистам предоставляется сбалансированное четырехразовое питание.
Правильное чередование физических и умственных упражнений, труд и отдых, обеспеченное нормальное питание и сон – важное условие сохранения здоровья ребёнка.
Педагоги лицея стремятся благотворно влиять на развитие личности лицеистов через свои отношения с ними. Создавая здоровое психолого-педагогическое пространство на уроке и во внеурочной деятельности, учитель способствует развитию здоровой личности, созданию здорового, продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата. В рамках сохранения здоровья учащихся в лицее проходит огромное количество воспитательных мероприятий (КВНы, круглые столы, классные часы и др.)
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. Влиять на развитие личности ученика учитель может только опосредованно – через свои отношения с ним. Создавая здоровое психолого-педагогическое пространство на уроке и во внеурочной деятельности, учитель способствует развитию здоровой личности, созданию здорового, продуктивного для развития, учёбы и творчества психологического климата.
Нам необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения и общения. Давайте вспомним слова Василия Александровича Сухомлинского о том, что к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь. Пусть наш энтузиазм зажжет у каждого ученика факел интереса к собственному здоровью, ведь творя своё здоровье, человек тем самым одновременно творит самого себя.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.