На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика разная Материалы к публичному обсуждению примерных пакетов диагностических методик на основе Международной классификации функционирования (МКФ)
Материалы к публичному обсуждению примерных пакетов диагностических методик на основе Международной классификации функционирования (МКФ)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика разная
Индекс материала
Материалы к публичному обсуждению примерных пакетов диагностических методик на основе Международной классификации функционирования (МКФ)
Активность и участие
Алгоритм оценки результатов обследования ребенка с использованием категорий и определителей МКФ
Пакет №1
Пакет №2
Пакет №3
Пакеты №4-6
Пакеты №7-8
Пакеты №9-10
Пакет №11
Все страницы

Материалы к публичному обсуждению примерных пакетов диагностических методик на основе Международной классификации функционирования

1‒3 апреля 2015 года

Структура международной классификации функционирования (МКФ) и ее категории

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья была разработана для того, чтобы обеспечить унифицированный стандартный язык и определить рамки для описания показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем. Она вводит определения составляющих (доменов) здоровья и некоторых, связанных со здоровьем, составляющих благополучия (таких как образование и труд). Эти домены описаны с позиций организма, индивида и общества посредством двух основных перечней: 1) функции и структуры организма (B ‒ Body), 2) активность (A – Activity) и участие (P ‒ Participation).

Понятие домен определяется как практический и значимый набор взаимосвязанных физиологических функций, анатомических структур, действий, задач и сфер жизнедеятельности.
МКФ включает все аспекты здоровья человека и некоторые составляющие благополучия, относящиеся к здоровью, описывая их в терминах доменов здоровья и доменов, связанных со здоровьем.
Составляющая активность и участие охватывает полный круг доменов, обозначающих аспекты функционирования с индивидуальной и социальной позиций. С одной стороны, они отражают проблемы, например, нарушения, ограничения активности или ограничения возможности участия, которые обозначены общим термином «ограничения жизнедеятельности»); с другой — отражают не проблемные (т.е. нейтральные) аспекты здоровья, а связанные со здоровьем состояния, которые обозначены общим термином «функционирование».
Единицей классификации МКФ является категория внутри каждого из доменов.
Показатели здоровья и показатели, связанные со здоровьем индивида, могут быть зарегистрированы посредством выбора соответствующего кода категории с добавлением определителей, которые являются числовыми кодами, определяющими степень или величину функционирования (ограничений жизнедеятельности) в этой категории.
Нарушения представляют собой отклонения от определенных общепринятых популяционных стандартов биомедицинского статуса организма и его функций: уточнение их составляющих осуществляется преимущественно специалистами, оценивающими физическое и психическое функционирование в соответствии с этими стандартами. Как только нарушение появляется, оно может быть оценено по степени выраженности с использованием общего определителя МКФ.
В МКФ используется буквенно-цифровая система, в которой буквы ‒ b, s, d, e используются для обозначения функций (b) и структур (s) организма, активности и участия (d). В случае использования системы МКФ для целей психолого-медико-педагогического консультирования используются только категории функций (b) и активности и участия (d). За этими буквами следует числовой код, который начинается с номера раздела (одна цифра), за которым следуют обозначения второго уровня (две последующие цифры). В некоторых случаях используются представления третьего и четвертого уровней (по одной цифре каждый). Любой индивид может иметь ряд кодов на каждом уровне.
Коды МКФ приобретают законченный вид только тогда, когда присутствует определитель, который отмечает величину уровня здоровья (например, выраженность проблемы). Использование любого кода должно сопровождаться применением хотя бы одного определителя. Коды теряют смысл, если они используются без определителей. Все составляющие, классифицируемые в МКФ (функции, активность и участие), измеряются с помощью единой шкалы (знак xxx стоит вместо кода домена второго уровня):
xxx.0 НЕТ проблем (никаких, отсутствуют, ничтожные…) 0–4%.
xxx.1 ЛЕГКИЕ проблемы (незначительные, слабые…) 5–24%.
xxx.2 УМЕРЕННЫЕ проблемы (средние, значимые…) 25–49%.
xxx.3 ТЯЖЕЛЫЕ проблемы (высокие, интенсивные…) 50–95%.
xxx.4 АБСОЛЮТНЫЕ проблемы (полные…) 96–100%.

Ниже приведены основные категории МКФ с их определениями и включениями, обеспечивающие оценку результативности обследования ребенка на ПМПК с использованием примерных пакетов диагностических методик.

РАЗДЕЛ 1. УМСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ
ГЛОБАЛЬНЫЕ УМСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ (b110‒b139)
b110 Функции сознания. Общие умственные функции осознавания и внимания, включая ясность и непрерывность бодрствующего состояния.
b114 Функции ориентированности. Общие умственные функции осознавания себя и определения отношения к себе, другим, ко времени и окружающей обстановке.
b1140 Ориентированность во времени. Умственные функции, ответственные за осознавание дня недели, числа, месяца и года.
b1141 Ориентированность в месте. Умственные функции осознавания местоположения, например, в своем непосредственном окружении, своем городе или стране.
b1142 Ориентированность в личности. Умственная функция осознавания себя как отдельной личности среди себе подобных в непосредственном окружении.
b11420 Ориентированность в собственной личности. Умственные функции осознавания себя как личности.
b11421 Ориентированность в других личностях. Умственные функции осознавания отдельных индивидов в непосредственном окружении.
b117 Интеллектуальные функции. Общие умственные функции, требующиеся, чтобы понимать и конструктивно объединять различные умственные функции, включая все познавательные функции и их развитие на протяжении жизни.
b122 Глобальные психосоциальные функции. Общие умственные функции и их развитие на протяжении жизни, которые требуются для понимания и конструктивного объединения различных умственных функций, ведущих к формированию межличностных навыков, необходимых для установления соответствующих социальных взаимодействий определенного значения и с определенной целью.
b126 Темперамент и личностные функции. Общие умственные функции конституционной предрасположенности индивида, реагирования специфическим способом на ситуации, включая набор умственных характеристик, отличающий индивида от других.
Включено: функции экстраверсии, интраверсии, компромисса, добросовестности, психической и эмоциональной стабильности, открытости; оптимизма; поиска нового; уверенность; принципиальность.
b130 Волевые и побудительные функции. Общие умственные функции физиологических и психологических механизмов, которые заставляют индивида постоянно продвигаться к удовлетворению определенных потребностей и общих целей.
Включено: функции силы воли, мотивации, аппетита, сила желания (включая силу желания веществ, которыми можно злоупотреблять), контроль импульсивных побуждений.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УМСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ (b140‒b189)
b140 Функции внимания. Специфические умственные функции сосредоточенности на внешних стимулах или внутренних переживаниях в течение требуемого периода времени.
Включено: функции поддержки внимания, смены внимания, разделения внимания, способности уделять внимание; концентрация; рассеянность.
b1400 Устойчивость внимания. Умственные функции, определяющие концентрацию внимания на требуемый период времени.
b1401 Переключение внимания. Умственные функции, позволяющие переводить концентрацию внимания с одного раздражителя на другой.
b1402 Разделение внимания. Умственные функции, позволяющие фокусироваться на двух и более раздражителях в одно и то же время.
b1403 Сосредоточение внимания. Умственные функции, позволяющие фокусироваться на одних и тех же раздражителях двум людям и более, например: ребенок и воспитатель, оба сосредоточены на игрушке.
b144 Функции памяти. Специфические умственные функции регистрации, хранения информации и восстановления ее в случае необходимости.
Включено: функции кратковременной и долговременной памяти, немедленной, недавней и отсроченной памяти; промежутка запоминания; воспроизведения, хранящегося в памяти; запоминания; функции, используемые в повторении и изучении.
b1440 Кратковременная память. Умственные функции, обусловливающие временное, преходящее сохранение памяти длительностью примерно 30 секунд.
b1441 Долговременная память. Умственные функции системы запоминания для длительного сохранения информации, поступающей от краткосрочной памяти, автобиографическая память о прошедших событиях и семантическая память языка и фактов.
b1442 Воспроизведение хранящегося в памяти. Специфические умственные функции воспроизведения информации, сохраненной в долгосрочной памяти, и доведения ее до сознания.
b147 Психомоторные функции. Специфические умственные функции одновременного контроля моторной и психической деятельности на уровне организма.
b1470 Психомоторный контроль. Умственные функции, которые регулируют моторный и психический компоненты поведения, т.е. скорость или движений, или психомоторное возбуждение, чрезмерная поведенческая или познавательная деятельность, качество психомоторных функций.
b1470 Психомоторный контроль. Умственные функции, которые регулируют моторный и психический компоненты поведения, т.е. скорость или время ответа.
b1471 Качество психомоторных функций. Умственные функции, обеспечивающие должную последовательность и определенные свойства невербального поведения и его субкомпонентов, таких как координация руки и глаза или походка.
b152 Функции эмоций. Специфические умственные функции, относящиеся к чувственным и аффективным компонентам мыслительных процессов.
Включено: функции адекватности эмоций, регулирования и диапазона эмоций; аффект; печаль, счастье, любовь, страх, гнев, ненависть, напряженность, беспокойство, радость, горе; неустойчивость эмоций; сглаживание аффекта.
b1520 Адекватность эмоций. Умственные функции, обеспечивающие соответствие чувств или аффекта ситуации, например радость при получении хороших новостей.
b1521 Регуляция эмоций. Умственные функции, которые контролируют переживание и проявление аффекта.
b1522 Диапазон эмоций. Умственные функции, обеспечивающие весь спектр переживаемых аффектов и чувств, таких как любовь, ненависть, тревожность, печаль, радость, страх и гнев.
b156 Функции восприятия. Специфические умственные функции распознавания и интерпретации сенсорных стимулов. Включено: функции слухового, зрительного, пространственного восприятия.
b1560 Слуховое восприятие. Умственные функции, вовлеченные в распознавание звуков, тонов, их высоты и других акустических раздражителей.
b1561 Зрительное восприятие. Умственные функции, вовлеченные в распознавание формы, размеров, цвета и других зрительных раздражителей.
b1565 Визуально пространственное восприятие. Умственная функция, вовлеченная в распознавание местоположения объектов в окружающей среде или по отношению друг к другу.
b160 Функции мышления. Специфические умственные функции, связанные с мыслительным процессом.
Включено: функции темпа, формы, контроля и содержания мысли; целенаправленное мышление, не целенаправленное мышление; логические функции мысли, например, доминирование мысли, полет мысли, мыслительный блок, бессвязность мысли, обстоятельность, заблуждения, навязчивые идеи и компульсивное мышление
b1600 Ритм мышления. Умственные функции, управляющие скоростью процесса мышления.
b1601 Форма мышления. Умственные функции, организующие процесс мышления, его связность и логичность.
b1602 Содержание мышления. Умственные функции, составляющие идеи, которые присутствуют в процессе мышления и организуются в понятия.
b1603 Контроль мышления. Умственные функции, обеспечивающие волевой контроль мышления, осознаваемый личностью.
b164 Познавательные функции высокого уровня. Специфические умственные функции, включая сложное целенаправленное поведение, например, принятие решений, абстрактное мышление, планирование и выполнение задуманного, гибкость мышления, выбор адекватного поведения при определенных обстоятельствах.
b1640 Абстрагирование. Умственные функции создания общих идей, обособленных свойств или характеристик, имеющих отличия от конкретной реальности, специфических предметов или обстоятельств.
b1641 Организация и планирование. Умственные функции координации частей в целом и систематизации; умственная функция, вовлеченная в создание способа практического осуществления и действия.
b1643 Познавательная гибкость. Умственные функции изменения стратегии или переключения умственных установок, особенно тех, которые вовлечены в решение проблем.
b1645 Суждение. Умственные функции, оценки различных вариантов и разницы между ними, например те, которые участвуют в формировании мнения.
b1646 Решение проблем. Умственные функции идентификации, анализа и объединения несвязанной или противоречивой информации в виде решения.
b167 Умственные функции речи. Специфические умственные функции распознавания и использования знаков, символов и других компонентов языка.
Включено: функции восприятия и расшифровки устной, письменной речи или других форм языка типа языка знаков; функции выражения в виде устной, письменной речи или других форм языка; интегральные функции языка, речи и письма.
b1670 Восприятие языка. Специфические умственные функции декодирования сообщений в разговорной, письменной или другой форме, например, на языке знаков для понимания их смысла.
b16700 Восприятие разговорного языка. Умственные функции декодирования сообщений в разговоре для понимания их смысла.
b16701 Восприятие письменного языка. Умственные функции декодирования сообщений в письме для понимания их смысла.
b1671 Выражение посредством языка. Специфические умственные функции, необходимые для передачи несущих смысл сообщений на разговорном, письменном, сигнальном и другом языке.
b16710 Выражение посредством разговорного языка. Умственные функции, необходимые для передачи несущих смысл сообщений посредством устной речи.
b16711 Выражение посредством письменного языка. Умственные функции, необходимые для передачи несущих смысл сообщений посредством письма.
b16712 Выражение посредством языка знаков. Умственные функции, необходимые для передачи несущих смысл сообщений посредством языка знаков с помощью рук или других движений.
b1672 Интегративные функции языка. Умственные функции, которые придают семантический и символический смысл, выстраивают грамматическую структуру и мысли при составлении сообщений на разговорном, письменном или другом языке.
b172 Функции вычисления. Специфические умственные функции определения, аппроксимации и манипулирования математическими символами и процессами. Включено: функции сложения, вычитания и других простых математических вычислений; функции сложных математических действий.
b1720 Простое вычисление. Умственные функции счета, такие как сложение, вычитание, умножение и деление.
b1721 Сложные вычисления. Умственные функции перевода словесных проблем в арифметические действия, перевод математических формул в арифметические действия и другие сложные манипуляции с числами.
b176 Умственные функции последовательных сложных движений. Специфические умственные функции последовательных и координированных сложных, целенаправленных движений.
b180 Функции самоощущения и ощущения времени. Специфические умственные функции, относящиеся к идентификации себя, своего тела, положения в своем реальном окружении и во времени. Включено: самоощущение, образ тела, ощущение времени.
b1800 Самоощущение. Специфические умственные функции идентификации себя и своего положения в своем реальном окружении.
b1801 Образ тела. Специфические умственные функции, относящиеся к представлению и осознанию своего тела.
ЗРЕНИЕ И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ФУНКЦИИ (b210‒b229)
b210 Функции зрения. Сенсорные функции, относящиеся к восприятию света, а также к ощущению формы, размера, контура и цвета визуальных стимулов.
b2102 Качество зрения. Зрительные функции, включающие световую чувствительность, цветовое зрение, контрастность и качество изображения в целом.
СЛУХ И ВЕСТИБУЛЯРНЫЕ ФУНКЦИИ (b230‒b249)
b230 Функции слуха. Сенсорные функции, относящиеся к ощущению звука, его местоположения, источника, громкости и качества звуков.
Включено: функции восприятия и распознавания звука, локализации источника звука и стороны его расположения, распознавание речи; нарушения.
b2304 Распознавание речи. Сенсорные функции, относящиеся к определению разговорного языка и различению его с другими звуками.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СЕНСОРНЫЕ ФУНКЦИИ (b250‒b279)
b260 Проприоцептивная функция. Сенсорные функции ощущения положения частей тела относительно друг друга. Включено: функции статестезии и кинестезии.
ФУНКЦИИ ГОЛОСА И РЕЧИ
b310 Функции голоса. Функции образования различных звуков при прохождении воздуха через гортань.
Включено: функции голосообразования и качества голоса; функции фонации, произношения, громкости и других качеств голоса; такие нарушения, как афония, дисфония, хрипота, гиперназальность, гипоназальность.
b320 Функции артикуляции. Функции образования звуков речи. Включено: функции произношения, артикуляции фонем; спастическая, атаксическая и вялая дизартрия; анартрия.
b330 Функции беглости и ритма речи. Функции создания непрерывности и темпа речи.
Включено: функции непрерывности, ритма, беглости и мелодии речи; ударения и интонации: такие нарушения, как заикание, запинка, загромождение, брадилалия и тахилалия.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.