Страница 3 из 10
Для каждой методики, входящей в пакет, предусмотрен «профиль функционирования», который представляет собой набор категорий МКФ, отражающих квалификацию результативности выполнения заданий данной методики. При этом необходимо не только отметить саму «категориальность» оценки той или иной особенности психического развития и сформированности навыков и умений (по соответствующей методике), но и определить уровень выполнения (наличие проблемы, ограничения), результативности (степень) по единой шкале. Таким образом, результаты оценки уровня сформированности и особенностей психического развития детей в различных возрастных группах отражаются как в соответствующих категориях профиля функционирования (в определениях МКФ), приведенного для каждой методики каждого пакета, так и с точки зрения степени ограничений жизнедеятельности по этой категории. В обобщенном виде можно говорить о следующей категоризации ограничений выполнения заданий: 0-я степень ограничения – Задания выполняются в полном объеме в соответствии с примерными возрастными нормативами (определяются в соответствии с качественно детерминированными региональными (местными) социально-психологическими, в том числе образовательными нормативами), включая темп выполнения заданий. Никакой помощи специалиста ребенку не требуется. 1-я степень ограничения – Проблем выполнения нет, или специалист фиксирует легкие проблемы, единичные ошибки при выполнении соответствующих заданий в каждой методике. Качество выполнения в целом соответствует возрасту. Помощь специалиста либо не требуется, либо представляет собой мотивирующую помощь. 2-я степень ограничения – Специалист регистрирует умеренные (средней степени тяжести) проблемы при выполнении соответствующих заданий. Ребенок допускает умеренное количество ошибок, задания выполняются и исправляются ребенком самостоятельно (без обучающей помощи взрослого). При этом оказывается стимулирующая, организующая (создание внешней программы деятельности) помощь, а также в качестве помощи может вводиться дополнительная мотивация. 3-я степень ограничения – Ребенок самостоятельно выполнить задание не может. Стратегия деятельности может быть непоследовательная. Для выполнения соответствующих заданий требуется большой объем обучающей помощи взрослого. Неполное/частичное выполнение задания возможно только при большом объеме обучающей и организующей помощи специалиста. Ошибки ребенок замечает не всегда, критичность к собственной деятельности и ситуации снижена. Может частично перенести способ действия на аналогичный материал. 4-я степень ограничения – Ребенок не в состоянии выполнить соответствующие задания или понять, что от него требуется, даже при условии большого объема организующей и обучающей помощи со стороны взрослого. В своей деятельности ребенок не учитывает собственных проб и ошибок. Деятельность может полностью отсутствовать. Степень ограничения жизнедеятельности для каждой категории МКФ приводится в виде соответствующей цифры (от 1 до 4) после соответствующего кода категории и отделяется от него точкой. В случае полного выполнения заданий и отсутствия какой-либо помощи (0-я степень ограничения) в обязательном порядке после соответствующего кода категории ставится «О», отделяемая от самого кода точкой. Можно привести пример записи результатов обследования по какой-либо категории одной из методик. Например, оценка результативности выполнения по методике «Счет по Э. Крепелину» (пакет № 7) для категории «Устойчивость психической деятельности» (код категории – b1254) в ситуации, когда «Психолог регистрирует умеренные (средней степени тяжести) проблемы при выполнении соответствующих заданий. Ребенок допускает умеренное количество ошибок, задания выполняются и исправляются ребенком самостоятельно (без обучающей помощи взрослого). При этом психологом оказывается стимулирующая, организующая (создание внешней программы деятельности) помощь, а также в качестве помощи может вводиться дополнительная мотивация» (2-я степень ограничения). В протоколе должно быть зафиксировано: b1254.2. Таким образом, в сумме мы получаем набор различных категорий, отражающих определенные аспекты психофизического развития детей, а также особенности их общения и коммуникации, сформированность учебных навыков и умений в соответствии с программными требованиями для данного уровня образования. В целом можно говорить о следующих направлениях оценки, отраженных в соответствующих категориях МКФ (табл. 1) Таблица 1
Код категории |
Интеллектуальное развитие
|
b2152
|
Специфические умственные функции
|
b1440
|
Внимание, зрительные функции
|
b1471
|
Качество сенсомоторных функций
|
b1565
|
Зрительно-пространственное восприятие
|
b144
|
Функции памяти
|
b1448
|
Оперативная (рабочая) память. Эпизодическая память
|
b140
|
Функции внимания
|
d160
|
Концентрация внимания
|
b163
|
Базовые когнитивные функции
|
b164
|
Познавательные функции высокого уровня. Высшие когнитивные функции
|
b1643
|
Когнитивная гибкость
|
b117
|
Интеллектуальные функции
|
b160
|
Функции мышления
|
d163
|
Мышление
|
b1640
|
Абстрагирование
|
d175 b1646
|
Решение простых и сложных проблем
|
d177
|
Принятие решений
|
d137 d1370 d13780
|
Усвоение понятий Усвоение относительных понятий
|
Код категории
|
Речевое развитие
|
b320
|
Функции артикуляции
|
b321
|
Функции голоса
|
b322
|
Функции беглости и ритма речи
|
b3301
|
Ритм речи
|
d330
|
Устная речь
|
d350
|
Разговор
|
d310
|
Восприятие устных сообщений при общении
|
d3101
|
Понимание речи
|
d3102
|
Понимание смысла разговорной речи
|
d3108
|
Понимание устных текстов Понимание омонимов
|
d31080
|
Понимание текста на слух (устного текста)
|
d133
|
Освоение языка
|
d1332
|
Освоение синтаксиса
|
d13380
|
Освоение относительных понятий
|
d179
|
Применение навыков грамматики в устной речи
|
d166
|
Чтение
|
d140
|
Усвоение навыков чтения
|
d1660
|
Применение общих навыков и стратегий чтения
|
d1661
|
Понимание письменного языка
|
d145
|
Усвоение навыков письма
|
d1700
|
Применение общих навыков и стратегий письма
|
d1701
|
Применение грамматических и технических правил в письменной работе
|
d1702
|
Применение общих навыков и стратегий для выполнения письменной работы
|
d325
|
Восприятие письменных сообщений при общении
|
Код категории
|
Регуляторное обеспечение деятельности
|
b1254
|
Устойчивость психической деятельности
|
b130
|
Волевые и побудительные функции
|
b147
|
Психомоторные функции
|
b1470
|
Психомоторный контроль
|
b1472
|
Организация психомоторных функций
|
b176
|
Умственные функции последовательных сложных движений
|
b1641
|
Организация и планирование
|
b760
|
Контроль произвольных двигательных функций
|
Код категории
|
Анализаторная система. Зрение
|
b1561
|
Зрительное восприятие
|
d110
|
Использование зрения
|
b210
|
Функции зрения
|
b2152
|
Функции органов зрения
|
Код категории
|
Анализаторная система. Слух
|
d115
|
Использование слуха
|
b230
|
Функции слуха
|
Код категории
|
Опорно-двигательная система. Проприорецепция
|
b730
|
Функции мышечной силы
|
b735
|
Функции мышечного тонуса
|
b1471
|
Качество сенсомоторных функций
|
b147
|
Психомоторные функции
|
b1470
|
Психомоторный контроль
|
b1472
|
Организация психомоторных функций
|
b260
|
Проприорецептивная функция
|
b265
|
Функция осязания
|
Код категории
|
Социально-эмоциональное развитие. Общение и коммуникация
|
d3101
|
Коммуникация, понимание смысла разговорной речи
|
d740
|
Формальные отношения
|
d730
|
Отношения с незнакомыми людьми
|
d760
|
Семейные отношения
|
е310
|
Поддержка матери
|
d7106
|
Выделение близких значимых людей
|
b1251
|
Отзывчивость
|
d335
|
Использование невербальных средств общения
|
d3500
|
Инициатива в общении
|
b1800
|
Осознание себя
|
b122
|
Глобальные психосоциальные функции
|
b126
|
Темперамент и личностные функции
|
b152
|
Функции эмоций
|
b1568
|
Зрительное восприятие эмоциональных экспрессий
|
Pf4
|
Качество межличностных отношений ребенка
|
d750
|
Неформальные социальные отношения
|
d 3152
|
Общение ‒ понимание ‒ рисунки и фотографии
|
d720
|
Сложные межличностные взаимодействия
|
d710
|
Базисные межличностные взаимодействия
|
d779
|
Специфические межличностные отношения
|
Код категории
|
Обучение
|
b1561
|
Обучение через игру с предметами
|
d1312
|
Обучение через специфические соотносящиеся действия с двумя или более объектами
|
d155
|
Приобретение практических навыков
|
b1471
|
Владение навыком использования письменных принадлежностей
|
d3108
|
Понимание устных текстов
|
d1700
|
Применение общих навыков и стратегий письма
|
d1701
|
Применение грамматических и технических правил в письменной работе
|
d1702
|
Применение общих навыков и стратегий для выполнения письменной работы
|
d1660
|
Применение общих навыков и стратегий чтения
|
d1551
|
Приобретение сложных навыков
|
d 1450
|
Владение навыком использования письменных принадлежностей
|
d130
|
Копирование
|
d135
|
Повторение
|
d140
|
Усвоение навыков чтения
|
d145
|
Усвоение навыков письма
|
d150
|
Усвоение навыков счета
|
d155
|
Приобретение практических навыков
|
d159
|
Базисные навыки при обучении, другие уточненные
|
b1471
|
Качество сенсомоторных функций
|
d155
|
Приобретение практических навыков
|
d159
|
Базисные навыки при обучении, другие уточненные и неуточненные
|
d2100
|
Выполнение простой задачи
|
b172
|
Функции вычисления
|
d150
|
Научение счету Усвоение навыков счета
|
d172
|
Счет
|
Pf(3)
|
Сформированность представлений об окружающем мире (в соответствии с программными требованиями и возрастом)
|
b114
|
Функции ориентированности
|
d210
|
Выполнение отдельных задач
|
d220
|
Выполнение многоплановых задач
|
d810
|
Неформальное образование
|
d815
|
Дошкольное образование
|
d820
|
Школьное образование
|
d825
|
Профессиональное обучение
|
d840
|
Ученичество (подготовка к профессиональной деятельности)
|
В процессе обследования ребенка на ПМПК различными специалистами для каждой используемой диагностической методики (в рамках примерных пакетов) отмечается степень ограничения (или отсутствие какого-либо ограничения) по каждой категории, отражающей тот или иной аспект результативности выполнения данной методики. Естественно, что при этом используются не все методики, входящие в примерный пакет для данного возраста ребенка, но лишь те, которые, по мнению специалистов, для данного случая обладают наибольшей информативностью. Результаты по каждой фиксируемой в процессе обследования категории (то есть код категории и степень ограничения жизнедеятельности по этой категории) для данной методики и по пакету в целом заносятся в общую таблицу по данному направлению анализа. Таким образом, формируется следующая обобщенная таблица (пример заполнения см. в табл. 2). Таблица 2
Интеллектуальное развитие |
b2152.2
|
Речевое развитие
|
b320.2
|
Регуляторное обеспечение деятельности
|
b1254.2
|
Анализаторная система. Зрение
|
b1561.0
|
Анализаторная система. Слух
|
d115.0
|
Опорно-двигательная система. Проприорецепция
|
b730.1
|
Социально-эмоциональное развитие. Общение и коммуникация
|
d3101.1
|
Обучение
|
b1561.2
|
b1440.2
|
b321.3
|
b130.2
|
d110.0
|
b230.0
|
b735.1
|
d740.1
|
d1312.2
|
b1448.1
|
b322.3
|
b147.3
|
b210.0
|
|
b1471 .1
|
d730.0
|
d155.1
|
b140.3
|
b3301.2
|
b1470.2
|
b2152.0
|
|
b147.0
|
d760.1
|
b1471.3
|
d160.2
|
d330.3
|
b1472.3
|
|
|
b1470.1
|
е310.1
|
d3108.2
|
b163.2
|
d350.3
|
b176.3
|
|
|
b1472.2
|
d7106.0
|
d1700.2
|
b164.1
|
d310.3
|
b1641.3
|
|
|
b260.1
|
b1251.1
|
d1701.3
|
d175.1
|
d3101.3
|
b760.3
|
|
|
b265.1
|
d335.0
|
d1702.2
|
b646.2
|
d3102.3
|
|
|
|
|
d3500.0
|
d1660.3
|
d177 .2
|
d3108.3
|
|
|
|
|
b1800.0
|
d1551.3
|
d137.2
|
d325.2
|
|
|
|
|
b122.1
|
d1450.3
|
b117.2
|
d133.2
|
|
|
|
|
b126.1
|
|
b1640.1
|
d1332.2
|
|
|
|
|
b152.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Усреднен. показатель
|
Усреднен. показатель
|
Усреднен. показатель
|
Усреднен. показатель
|
Усреднен. показатель
|
Усреднен. показатель
|
Усреднен. показатель
|
Усреднен. Показатель
|
2
|
3
|
3
|
0
|
0
|
1
|
1
|
2
|
Алгоритм получения усредненных показателей по каждому направлению анализа определяется следующим образом: 1. Суммируются все степени ограничений по полученным категориям МКФ, и высчитывается среднее арифметическое. 2. В случае если среднее арифметическое получается дробным, оно округляется до целого значения следующим образом: если значение равно или превышает х,5 – то значение округляется до следующего целого, если дробное значение меньше х,5 – то значение округляется до предыдущего целого. Полученные значения для каждого направления анализа заносятся в сводную таблицу показателей степеней ограничения в заключении ПМПК (см. табл. 3). Таблица 3
Анализируемые показатели
|
Степень ограничения жизнедеятельности
|
Интеллектуальное развитие
|
2
|
Речевое развитие
|
3
|
Регуляторное обеспечение деятельности
|
3
|
Анализаторная система. Зрение
|
0
|
Анализаторная система. Слух
|
0
|
Опорно-двигательная система. Проприорецепция
|
1
|
Социально-эмоциональное развитие. Общение и коммуникация
|
1
|
Обучение
|
2
|
Таким образом, в структуре заключения ПМПК должны присутствовать следующие основные сферы жизнедеятельности ребенка, определяющие в том числе особенности создания специальных образовательных условий:
- Интеллектуальное развитие. 2. Речевое развитие. 3. Регуляторное обеспечение деятельности. 4. Зрение. 5. Слух. 6. Особенности опорно-двигательной системы. 7. Социально-эмоциональное развитие. Общение и коммуникация. 8. Обучение.
Каждая из анализируемых сфер должна быть оценена с позиции степени ограничения соответствующей стороны жизнедеятельности ребенка.
|