На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика разная Материалы к публичному обсуждению примерных пакетов диагностических методик на основе Международной классификации функционирования (МКФ) - Алгоритм оценки результатов обследования ребенка с использованием категорий и определителей МКФ
Материалы к публичному обсуждению примерных пакетов диагностических методик на основе Международной классификации функционирования (МКФ) - Алгоритм оценки результатов обследования ребенка с использованием категорий и определителей МКФ
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика разная
Индекс материала
Материалы к публичному обсуждению примерных пакетов диагностических методик на основе Международной классификации функционирования (МКФ)
Активность и участие
Алгоритм оценки результатов обследования ребенка с использованием категорий и определителей МКФ
Пакет №1
Пакет №2
Пакет №3
Пакеты №4-6
Пакеты №7-8
Пакеты №9-10
Пакет №11
Все страницы

 

 

Для каждой методики, входящей в пакет, предусмотрен «профиль функционирования», который представляет собой набор категорий МКФ, отражающих квалификацию результативности выполнения заданий данной методики. При этом необходимо не только отметить саму «категориальность» оценки той или иной особенности психического развития и сформированности навыков и умений (по соответствующей методике), но и определить уровень выполнения (наличие проблемы, ограничения), результативности (степень) по единой шкале.
Таким образом, результаты оценки уровня сформированности и особенностей психического развития детей в различных возрастных группах отражаются как в соответствующих категориях профиля функционирования (в определениях МКФ), приведенного для каждой методики каждого пакета, так и с точки зрения степени ограничений жизнедеятельности по этой категории. В обобщенном виде можно говорить о следующей категоризации ограничений выполнения заданий:
0-я степень ограничения Задания выполняются в полном объеме в соответствии с примерными возрастными нормативами (определяются в соответствии с качественно детерминированными региональными (местными) социально-психологическими, в том числе образовательными нормативами), включая темп выполнения заданий. Никакой помощи специалиста ребенку не требуется.
1-я степень ограничения Проблем выполнения нет, или специалист фиксирует легкие проблемы, единичные ошибки при выполнении соответствующих заданий в каждой методике. Качество выполнения в целом соответствует возрасту. Помощь специалиста либо не требуется, либо представляет собой мотивирующую помощь.
2-я степень ограничения – Специалист регистрирует умеренные (средней степени тяжести) проблемы при выполнении соответствующих заданий. Ребенок допускает умеренное количество ошибок, задания выполняются и исправляются ребенком самостоятельно (без обучающей помощи взрослого). При этом оказывается стимулирующая, организующая (создание внешней программы деятельности) помощь, а также в качестве помощи может вводиться дополнительная мотивация.
3-я степень ограничения – Ребенок самостоятельно выполнить задание не может. Стратегия деятельности может быть непоследовательная. Для выполнения соответствующих заданий требуется большой объем обучающей помощи взрослого. Неполное/частичное выполнение задания возможно только при большом объеме обучающей и организующей помощи специалиста. Ошибки ребенок замечает не всегда, критичность к собственной деятельности и ситуации снижена. Может частично перенести способ действия на аналогичный материал.
4-я степень ограничения – Ребенок не в состоянии выполнить соответствующие задания или понять, что от него требуется, даже при условии большого объема организующей и обучающей помощи со стороны взрослого. В своей деятельности ребенок не учитывает собственных проб и ошибок. Деятельность может полностью отсутствовать.
Степень ограничения жизнедеятельности для каждой категории МКФ приводится в виде соответствующей цифры (от 1 до 4) после соответствующего кода категории и отделяется от него точкой. В случае полного выполнения заданий и отсутствия какой-либо помощи (0-я степень ограничения) в обязательном порядке после соответствующего кода категории ставится «О», отделяемая от самого кода точкой.
Можно привести пример записи результатов обследования по какой-либо категории одной из методик. Например, оценка результативности выполнения по методике «Счет по Э. Крепелину» (пакет № 7) для категории «Устойчивость психической деятельности» (код категории – b1254) в ситуации, когда «Психолог регистрирует умеренные (средней степени тяжести) проблемы при выполнении соответствующих заданий. Ребенок допускает умеренное количество ошибок, задания выполняются и исправляются ребенком самостоятельно (без обучающей помощи взрослого). При этом психологом оказывается стимулирующая, организующая (создание внешней программы деятельности) помощь, а также в качестве помощи может вводиться дополнительная мотивация» (2-я степень ограничения). В протоколе должно быть зафиксировано: b1254.2.
Таким образом, в сумме мы получаем набор различных категорий, отражающих определенные аспекты психофизического развития детей, а также особенности их общения и коммуникации, сформированность учебных навыков и умений в соответствии с программными требованиями для данного уровня образования.
В целом можно говорить о следующих направлениях оценки, отраженных в соответствующих категориях МКФ (табл. 1)
Таблица 1


Код категории

Интеллектуальное развитие

b2152

Специфические умственные функции

b1440

Внимание, зрительные функции

b1471

Качество сенсомоторных функций

b1565

Зрительно-пространственное восприятие

b144

Функции памяти

b1448

Оперативная (рабочая) память. Эпизодическая память

b140

Функции внимания

d160

Концентрация внимания

b163

Базовые когнитивные функции

b164

Познавательные функции высокого уровня. Высшие когнитивные функции

b1643

Когнитивная гибкость

b117

Интеллектуальные функции

b160

Функции мышления

d163

Мышление

b1640

Абстрагирование

d175
b1646

Решение простых и сложных проблем

d177

Принятие решений

d137
d1370
d13780

Усвоение понятий
Усвоение относительных понятий

 

 

 

Код категории

Речевое развитие

b320

Функции артикуляции

b321

Функции голоса

b322

Функции беглости и ритма речи

b3301

Ритм речи

d330

Устная речь

d350

Разговор

d310

Восприятие устных сообщений при общении

d3101

Понимание речи

d3102

Понимание смысла разговорной речи

d3108

Понимание устных текстов
Понимание омонимов

d31080

Понимание текста на слух (устного текста)

d133

Освоение языка

d1332

Освоение синтаксиса

d13380

Освоение относительных понятий

d179

Применение навыков грамматики в устной речи

d166

Чтение

d140

Усвоение навыков чтения

d1660

Применение общих навыков и стратегий чтения

d1661

Понимание письменного языка

d145

Усвоение навыков письма

d1700

Применение общих навыков и стратегий письма

d1701

Применение грамматических и технических правил в письменной работе

d1702

Применение общих навыков и стратегий для выполнения письменной работы

d325

Восприятие письменных сообщений при общении

Код категории

Регуляторное обеспечение деятельности

b1254

Устойчивость психической деятельности

b130

Волевые и побудительные функции

b147

Психомоторные функции

b1470

Психомоторный контроль

b1472

Организация психомоторных функций

b176

Умственные функции последовательных сложных движений

b1641

Организация и планирование

b760

Контроль произвольных двигательных функций

Код категории

Анализаторная система. Зрение

b1561

Зрительное восприятие

d110

Использование зрения

b210

Функции зрения

b2152

Функции органов зрения

Код категории

Анализаторная система. Слух

d115

Использование слуха

b230

Функции слуха

Код категории

Опорно-двигательная система. Проприорецепция

b730

Функции мышечной силы

b735

Функции мышечного тонуса

b1471

Качество сенсомоторных функций

b147

Психомоторные функции

b1470

Психомоторный контроль

b1472

Организация психомоторных функций

b260

Проприорецептивная функция

b265

Функция осязания

Код категории

Социально-эмоциональное развитие. Общение и коммуникация

d3101

Коммуникация, понимание смысла разговорной речи

d740

Формальные отношения

d730

Отношения с незнакомыми людьми

d760

Семейные отношения

е310

Поддержка матери

d7106

Выделение близких значимых людей

b1251

Отзывчивость

d335

Использование невербальных средств общения

d3500

Инициатива в общении

b1800

Осознание себя

b122

Глобальные психосоциальные функции

b126

Темперамент и личностные функции

b152

Функции эмоций

b1568

Зрительное восприятие эмоциональных экспрессий

Pf4

Качество межличностных отношений ребенка

d750

Неформальные социальные отношения

d 3152

Общение ‒ понимание ‒ рисунки и фотографии

d720

Сложные межличностные взаимодействия

d710

Базисные межличностные взаимодействия

d779

Специфические межличностные отношения

Код категории

Обучение

b1561

Обучение через игру с предметами

d1312

Обучение через специфические соотносящиеся действия с двумя или более объектами

d155

Приобретение практических навыков

b1471

Владение навыком использования письменных принадлежностей

d3108

Понимание устных текстов

d1700

Применение общих навыков и стратегий письма

d1701

Применение грамматических и технических правил в письменной работе

d1702

Применение общих навыков и стратегий для выполнения письменной работы

d1660

Применение общих навыков и стратегий чтения

d1551

Приобретение сложных навыков

d 1450

Владение навыком использования письменных принадлежностей

d130

Копирование

d135

Повторение

d140

Усвоение навыков чтения

d145

Усвоение навыков письма

d150

Усвоение навыков счета

d155

Приобретение практических навыков

d159

Базисные навыки при обучении, другие уточненные

b1471

Качество сенсомоторных функций

d155

Приобретение практических навыков

d159

Базисные навыки при обучении, другие уточненные и неуточненные

d2100

Выполнение простой задачи

b172

Функции вычисления

d150

Научение счету
Усвоение навыков счета

d172

Счет

Pf(3)

Сформированность представлений об окружающем мире (в соответствии с программными требованиями и возрастом)

b114

Функции ориентированности

d210

Выполнение отдельных задач

d220

Выполнение многоплановых задач

d810

Неформальное образование

d815

Дошкольное образование

d820

Школьное образование

d825

Профессиональное обучение

d840

Ученичество (подготовка к профессиональной деятельности)

В процессе обследования ребенка на ПМПК различными специалистами для каждой используемой диагностической методики (в рамках примерных пакетов) отмечается степень ограничения (или отсутствие какого-либо ограничения) по каждой категории, отражающей тот или иной аспект результативности выполнения данной методики. Естественно, что при этом используются не все методики, входящие в примерный пакет для данного возраста ребенка, но лишь те, которые, по мнению специалистов, для данного случая обладают наибольшей информативностью.
Результаты по каждой фиксируемой в процессе обследования категории (то есть код категории и степень ограничения жизнедеятельности по этой категории) для данной методики и по пакету в целом заносятся в общую таблицу по данному направлению анализа. Таким образом, формируется следующая обобщенная таблица (пример заполнения см. в табл. 2).
Таблица 2


Интеллектуальное развитие

b2152.2

Речевое развитие

b320.2

Регуляторное обеспечение деятельности

b1254.2

Анализаторная система. Зрение

b1561.0

Анализаторная система. Слух

d115.0

Опорно-двигательная система. Проприорецепция

b730.1

Социально-эмоциональное развитие. Общение и коммуникация

d3101.1

Обучение

b1561.2

b1440.2

b321.3

b130.2

d110.0

b230.0

b735.1

d740.1

d1312.2

b1448.1

b322.3

b147.3

b210.0

b1471 .1

d730.0

d155.1

b140.3

b3301.2

b1470.2

b2152.0

b147.0

d760.1

b1471.3

d160.2

d330.3

b1472.3

b1470.1

е310.1

d3108.2

b163.2

d350.3

b176.3

b1472.2

d7106.0

d1700.2

b164.1

d310.3

b1641.3

b260.1

b1251.1

d1701.3

d175.1

d3101.3

b760.3

b265.1

d335.0

d1702.2

b646.2

d3102.3

d3500.0

d1660.3

d177 .2

d3108.3

b1800.0

d1551.3

d137.2

d325.2

b122.1

d1450.3

b117.2

d133.2

b126.1

b1640.1

d1332.2

b152.1

Усреднен.
показатель

Усреднен.
показатель

Усреднен.
показатель

Усреднен.
показатель

Усреднен.
показатель

Усреднен.
показатель

Усреднен.
показатель

Усреднен.
Показатель

2

3

3

0

0

1

1

2

 

Алгоритм получения усредненных показателей по каждому направлению анализа определяется следующим образом:
1. Суммируются все степени ограничений по полученным категориям МКФ, и высчитывается среднее арифметическое.
2. В случае если среднее арифметическое получается дробным, оно округляется до целого значения следующим образом: если значение равно или превышает х,5 – то значение округляется до следующего целого, если дробное значение меньше х,5 – то значение округляется до предыдущего целого.
Полученные значения для каждого направления анализа заносятся в сводную таблицу показателей степеней ограничения в заключении ПМПК (см. табл. 3).
Таблица 3

Анализируемые показатели

Степень ограничения жизнедеятельности

Интеллектуальное развитие

2

Речевое развитие

3

Регуляторное обеспечение деятельности

3

Анализаторная система. Зрение

0

Анализаторная система. Слух

0

Опорно-двигательная система. Проприорецепция

1

Социально-эмоциональное развитие. Общение и коммуникация

1

Обучение

2

Таким образом, в структуре заключения ПМПК должны присутствовать следующие основные сферы жизнедеятельности ребенка, определяющие в том числе особенности создания специальных образовательных условий:

  1. Интеллектуальное развитие. 2. Речевое развитие. 3. Регуляторное обеспечение деятельности. 4. Зрение. 5. Слух. 6. Особенности опорно-двигательной системы. 7. Социально-эмоциональное развитие. Общение и коммуникация. 8. Обучение.

Каждая из анализируемых сфер должна быть оценена с позиции степени ограничения соответствующей стороны жизнедеятельности ребенка.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.