Очень часто родителя, чей ребенок нуждается в проведении психотерапии, волнует вопрос о тех методах, которые будет использовать психотерапевт. Не будет ли нанесен вред психике ребенка, ведь он уже и так имеет проблемы?
Так уж сложилось, что люди, не связанные профессионально с медициной и психологией, чаще всего не знают никаких других способов психотерапевтического воздействия, кроме гипноза. Поэтому особенно часто родители задают вопрос о применении гипноза, считая его опасным методом, особенно для детей. Возможно, такое отношение к гипнозу связано с бессознательным страхом оказаться в ситуации, когда человеку навязывается чужая воля и он становится игрушкой в чьих-то руках. Страх этот усиливают и появляющиеся время от времени в средствах массовой информации истории о преступлениях, совершаемых с применением гипноза или сообщения о сеансах массового гипноза во время каких-то представлений, когда человека выставляют в смешном и нелепом виде.
Что тут можно сказать? В нашей жизни существует очень много вещей и явлений, которые в зависимости от того, где, когда и кто их использует, могут быть полезными или вредными. Например, электричество: мы уже не представляем без него своей жизни, но все знают, что неосторожное обращение с электричеством может быть опасным. Многие лекарства, которые спасают жизнь людям, при неосторожном обращении могут причинить вред и т.п.
Гипноз – это сильнодействующее средство, которое имеет определенные показания для применения и может использоваться только врачами, прошедшими специальную подготовку. Даже психологи не используют гипноз в своей работе с пациентами. В детской практике гипноз в традиционном его виде используется не часто, обычно у детей после 5-6 лет. Сейчас в детской практике гипноз в его классическом варианте используется редко, в этом нет необходимости. Дело в том, что в последние десятилетия появились современные способы воздействия, которые сохраняют все достоинства гипноза и даже могут быть более эффективными, не лишая при этом человека контроля над ситуацией («гипноз без гипноза» или «новый гипноз»). В таких случаях врач, стимулируя какое – то приятное воспоминание ребенка или рассказывая какую-то занятную историю, осуществляет гармонизацию бессознательных процессов ребенка и избавление его от болезненных симптомов. Психотерапевты и психологи в работе с детьми используют современные методы воздействия, которые отличаются высокой эффективностью и безопасностью. Это и игровые методики, и специальные лечебные сказки и истории, которые рассказываются врачом или сочиняются самим ребенком с помощью врача, и методы так называемой арттерапии («лечение искусством»), и методы, использующие воображение.
Часто родители недоумевают, почему на лечебном сеансе врач или психолог играет с ребенком в игрушки или просит ребенка что-то нарисовать.
Дело в том, что психика ребенка организована несколько иначе, чем у взрослого человека, ребенок – это не маленький взрослый, а действительно качественно иное существо, и поэтому ему часто не подходит то, что подходит взрослому.
Все вы знаете, как трудно бывает понять, что происходит с ребенком, что его расстроило или испугало, что у него болит. Это происходит потому, что у ребенка недостаточно развиты некоторые отделы мозга, речь не играет в жизни ребенка такого большого значения, как в жизни взрослого. Ребенок не осознает многих своих чувств; часто не понимает, что с ним происходит и не может выразить это словами. Но у детей, как и у взрослых, есть такая особенность – свои чувства и проблемы они проявляют в своем поведении и в своей деятельности, т.е., ребенок проявляет свое актуальное состояние в игре и в рисунках. Поэтому наблюдение за игрой ребенка помогает специалисту не только понять причину нарушений, но и скорректировать их. Например, девочка 4-х лет стала отказываться от посещения детского сада, в который раньше ходила с удовольствием. Попытки отводить ее туда привели к нарушению аппетита, сна, капризам. Девочка ничего не могла объяснить, и у воспитателей детсада тоже не было объяснений. Только играя с девочкой в детский сад, удалось понять причину невроза: в детском саду проводились мероприятия по уничтожению тараканов. Эти мероприятия активно обсуждались сотрудниками садика, при детях упоминалось о случаях, когда тараканы забирались к детям в постель. Психотерапевтические занятия быстро помогли ребенку разобраться в ситуации и избавиться от страхов.
Занятия с детьми могут проводиться в группах и индивидуально, что определяется возрастом ребенка и характером его проблем.
Хотелось бы еще подчеркнуть, что психотерапевтические занятия оказались очень эффективны при лечении у детей так называемых психосоматических заболеваний, которые возникают при чрезмерном хроническом стрессе у детей. Это и хр. гастрит, и дискинезия желчевыводящих путей, и вегето-сосудистая дистония, и некоторые виды бронхиальной астмы и аллергии, и некоторые заболевания кожи, и др. заболевания.
При появлении у вашего ребенка психологических проблем, невротических симптомов и проявлений хронического стресса не откладывайте визита к психотерапевту или психологу. На ранних этапах проявления болезненных симптомов справиться с ними будет проще, и это предупредит развитие стойких невротических изменений личности ребенка. Составитель: врач ГДППНД Гладкевич О.С.
|