На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Концепты оказания помощи при различных видах психотравм
Концепты оказания помощи при различных видах психотравм
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

Психическая травма - это душевная боль за гранью выносимого. С представлениями о психической травме мы сталкиваемся во множестве произведений культуры. Мифы и сказки, повести и романы, фильмы и спектакли часто в своей основе имеют сюжет, где упоминается или описывается, как психика персонажа не выдерживает катастрофических событий и человек ищет способ облегчить свое состояние. Далеко не всегда этот способ совместим со здоровьем или даже жизнью. Можно вспомнить немало произведений, где герой или героиня совершают самоубийство, чтобы прекратить свои страдания. В реальной жизни преодолеть психическую травму помогает психотравматология.

Ключевой показатель переживания психической травмы состоит в том, что это состояние воспринимается человеком как невыносимое и непоправимое. Психика испытывает нагрузку, с которой не может справиться. Психолог Готфрид Фишер подчеркивает, что субъективно возникает ощущение невозможности противостоять или бороться с навалившимися трудностями. Вопросы типа «Я вынужден сдаться?», «Я неудачник?», «Я так и не смог, хотя вроде бы предполагал?», «Зачем со мной именно так?», «За что?», «Почему?» буквально обрушиваются на человека. Психическая травма возникает как следствие сильнейшего перенапряжения. Клиенты на консультациях психологов говорят, что испытывают состояние «натянутой струны» или «сжавшейся пружины».
Одной из особенностей психической травмы можно назвать эффект «туннельного мышления». Человек ощущает, что с ним что-то происходит: он не видит, не понимает и не воспринимает события окружающей жизни. На такое состояние часто жалуются переживающие психотравму люди. Причина явления - дисфункция во многих системах организма. Травматизация влияет на когнитивную сферу человека, и его сознание начинает сужаться. Возникает эффект туннельного мышления: человек может быть некоторое время ограниченно сосредоточен на своих привычных делах, иногда доведенных до автоматизма, но всей «картинки» он не видит и порой перестает чувствовать. Это защитный механизм, который помогает переносить длительные потрясения и хоть как-то существовать в травмированном состоянии.
В работе с психической травмой психологу, как и врачу, важно понять не только «что» болит, но и «почему». Эта задача лежит в основе первой консультации психолога-консультанта, работающего с взрослыми и детьми с психической травмой. Данное положение аргументировано автором в рамках разработанной обучающей программы «Международные методы оказания помощи детям и взрослым с психической травмой».
«Человек в результате сильнейшего перенапряжения, страха, муки не в состоянии активно бороться за преодоление этой ситуации», - так характеризует психическую травму немецкий психолог, один из классиков психотравматологии Готфрид Фишер. На человека обрушиваются отрицательные эмоции такой силы, что у него формируется убеждение: «Я не могу больше бороться, я сдаюсь». В таком состоянии он может жить годами, тогда психическая травма становится хронической.
В практической работе можно выделить следующие эмпирические составляющие психотравмы: психическую и социальную деформации, проявлениями которых могут стать, например, конфликты психотравмированного человека с его окружением, а также дисфункции на телесном уровне, которые становятся «хранителями» информации о тяжелых жизненных событиях, произошедших с пациентом.
Чрезвычайно важно понять, какое именно событие стало травматической ситуацией, основой психической травмы. Для этого психотравматологу необходимо внимательно исследовать не только биографию и окружение пациента, но и его субъективные переживания. Часто решающим в формировании психотравмы становится не объективная интенсивность травмирующего раздражения, а то, как пострадавший воспринимает случившееся, исходя из своего личного опыта. Для успешной работы ведется поиск центральной травматической ситуационной темы.
В психотравматологии принято выделять объективные травматогенные факторы, которые могут привести к травматической ситуации. В их числе - угроза для телесной целостности человека, в том числе угроза сексуального насилия, тяжкие телесные повреждения, конфронтация с изувеченными человеческими телами, насильственная или внезапная потеря любимого, наблюдение насилия по отношению к любимому, вина в смерти или нанесении вреда другому человеку и многое другое. Субъективные факторы травматической ситуации связаны прежде всего с личной оценкой ситуации, в которой оказался пострадавший, с ощущением беспомощности и неспособности что-либо изменить. В будущем это ощущение беспомощности может повторяться.
Еще одна важная особенность психической травмы - эффект «прерванного действия», которое человек, переживший травму, повторяет и возобновляет впоследствии. Жертва психотравмы не знает, как завершить травмирующий опыт, и потому вероятность того, что прежние ошибки будут повторяться, весьма велика. Одна из задач психотравматолога - помочь человеку принять свой травматический опыт. В противном случае психотравма может стать хронической.
Анализируя случившееся и переживая последствия травматического события, человек стремится ответить на три важнейших вопроса: «Как произошла психотравма?», «Мог ли я ее избежать?», «Как теперь компенсировать душевную боль?».
Пострадавший будет сам искать способы справиться с последствиями, повышая уровень контроля над ситуацией. Однако совсем не обязательно, что способ, найденный им самостоятельно, будет полезен.
Одна из задач психотравматолога - выявить ментальные конструкты, которые помогут клиенту вернуть ощущение безопасности. После перенесенных событий человеку не дают покоя мысли и ощущения о негативных изменениях, неожиданных вмешательствах, чужих поступках и влиянии разных людей. Внутренние страхи и противоречия буквально «раздирают» и не дают спокойно существовать и восстанавливаться после трагичных событий.
Внешне благополучным кажется состояние тех людей, которые научились все терпеть и выносить большие психофизические нагрузки. Им обычно кажется, что они крепко держат жизнь в своих руках. Травматический опыт ими не перерабатывается, а секвестируется (прячется глубоко в психической сфере и отделяется от ежедневного опыта). По сути, закладывается мина замедленного действия. Невозможно предсказать, какой внешний триггер выступит «запалом» - слово, образ, действия окружающих. И тогда все внутри может «взорваться».
В ходе изучения психотравматологии разбираются многочисленные жизненные примеры с разными вариантами кумуляции травматических переживаний, анализируются последствия долгого игнорирования болезненных чувств и деструктивных мыслей. Оказывается, нам многое знакомо из опыта собственных отношений с людьми, а значит, есть возможность опереться на жизненные факты, которыми мы сами располагаем.


Следует подчеркнуть, что раннее обращение клиента к специалисту повышает эффективность и скорость его работы. Психотравматолог совместно с клиентом, анализируя психотравмирующее событие и его последствия, предлагает ответить на три основных вопроса:
1) какое событие было активирующим - «что произошло?»;
2) в чем состоит «застревание» (убеждение), которое мешает клиенту выздороветь - «что я сам себе говорю?»;
3) каков результат - «что я чувствую?».


Особое внимание необходимо обратить на пункт «застревания». Клиенту можно предложить ответить самому себе на следующие вопросы:
1. Является ли то, что он говорит себе в связи с произошедшим событием, реалистичным и полезным?
2. Что он сможет сказать себе в подобных ситуациях в будущем?


Ответы на эти внутренние вопросы переформулируются в более конструктивные высказывания.


Согласно протоколу «Динамика психотравматизации», осуществляется следующий порядок действий:
1) уточняется и анализируется биография клиента и предыстория, имеющая непосредственную связь с психотравмой;
2) вместе с клиентом рассматривается сама травматическая ситуация, проводится анализ объективных факторов и субъективных представлений о том, что именно произошло с человеком во время тех событий, которые он считает травмирующими;
3) анализируется травматическая реакция, включая дополнительные психоэмоциональные и физические нагрузки, а также способы защиты от влияния всех возникающих воздействий. Результатом работы по протоколу становится формулирование центральной травматической ситуационной темы - что именно определяется как травматичное событие и влечет за собой реальные негативные последствия;
4) проводится анализ возможностей восстановления психического состояния человека.


Кроме того, вместе с клиентом необходимо рассмотреть три ключевых аспекта травмы: этиологический (возможные причины возникновения травматической ситуации), превентивный (предположения о возможных шансах избежать психотравмы) и репаративный (способность исправлять возникшие психические отклонения и стремиться к восстановлению до условно нормативного варианта функционирования индивида).
Особое место в работе психотравматолога отводится изучению возможных нарушений привязанности. При этом важно учитывать методологическую парадигму, основные положения теории Дж. Боулби и ключевые отличия от психоаналитического подхода к травме привязанности. Так, сторонники теории привязанности считают, что мать и ребенок - два отдельных субъекта и привязанность между ними формируется в течение первого года жизни. В психоанализе, напротив, считается, что мать и ребенок находятся в слиянии и симбиозе.


Надежная привязанность между матерью и ребенком возникает, если со стороны матери выполняются следующие условия:
- она очень внимательно воспринимает все невербальные и вербальные проявления ребенка;
- правильно истолковывает средства коммуникации ребенка;
- правильно реагирует на активность ребенка;
- достаточно быстро реагирует на поведение и средства коммуникации ребенка.


При дифференциации феноменологии детской привязанности специалисты выделяют ее основные типы - надежный, тревожноамбивалентный, избегающий и дезорганизованный. При надежной привязанности ребенок испытывает стресс в разлуке с матерью. Однако после ее возвращения он позволяет себя утешить и продолжает спокойно играть. При тревожно-амбивалентном типе ребенок может не дать вернувшейся матери себя утешить, но не испытывает сильного стресса при ее уходе. Дети с привязанностью избегающего типа обычно стараются избегать родителей, не отдавая им предпочтения перед совершенно незнакомым человеком. При дезорганизованном стиле привязанности ребенок демонстрирует запутанное сочетание моделей поведения и может казаться неадаптивным, ошеломленным, смущенным. Такие дети могут избегать взрослых и даже им противостоять.


У взрослых сформированные в детстве типы привязанности проявляются следующим образом:
1. Человек с надежным типом привязанности сообщает психологу о позитивных переживаниях, связанных с родителями. Он обладает выраженной способностью к саморефлексии и анализу своей судьбы.
2. Человек с амбивалентным типом привязанности склонен излагать многочисленные подробности своего детства. При этом он может высказывать противоречивые суждения, не замечая этого.
3. Клиент с избегающим типом привязанности сохраняет сравнительно малый контекст воспоминаний о своем детстве и не придает им большого значения. Часто он идеализирует свои отношения с родителями, но в описаниях не подтверждает это примерами.
4. Высказывания клиентов с ненадежным типом привязанности и неразрешенной психотравмой или потерей отличаются дезорганизацией и дезориентированностью. В биографическом анамнезе такого человека может обнаружиться, что он в свое время пережил тяжелую жизненную ситуацию, например экстремальную потерю, жестокое обращение или насилие. Но эта психотравма так и осталась непроработанной.


В психотерапии нарушений привязанности специалисты рекомендуют идти навстречу отвергнутым потребностям клиента в привязанности, уделять особое внимание реальным переживаниям расставаний и потерь, а также изучать взаимоотношения с теми людьми, к которым ребенок испытывал привязанность в первые годы своей жизни.


Психотравматологу важно в ходе первых консультаций учитывать определенные этапы работы. В процессе оказания помощи специалист фиксирует внимание на следующих моментах:
- целенаправленно определяет признаки психологического дискомфорта (прил. 2) и детской психотравматизации (прил. 3);
- проводит диагностику с применением шкалы посттравматических симптомов (по немецкой версии методики авторов В.Шюффеля и Б. Шад) - «Шкала учета реакций после нагрузок» (POSTTRAUMATIC SYMPTOM SCALE, 10 ITEMS (PTSS-10) (прил. 4);
- анализирует динамику психотравматического процесса в соответствии с его первоисточником (прил. 5);
- выявляет запрос клиента с одновременным анализом его внутренних потребностей (прил. 6);
- определяет мишени травматерапии (прил. 7);
- составляет «капсулу травмы» и осуществляет поиск центральной травматической ситуационной темы;
- проводит сравнительный анализ доминирующих типов интроектных состояний (прил. 8);
- использует методики, позволяющие стабилизировать состояние клиента (прил. 9);
- оказывает помощь в переработке негативных убеждений о себе и поиске вариантов позитивной ментализации (прил. 10);
- составляет «Журнал застревающих убеждений» (прил. 11), в который включаются формулировки активирующего события А (ответ на вопрос «что случилось?»), убеждений В (ответ на вопрос «что я себе говорю?») и результата С (ответ на вопрос «что я чувствую?»).
Первые консультации имеют очень важное значение для диагностики, психоэдукации и стабилизации клиента. Помимо этого, психотравматолог выбирает и обсуждает с клиентом дальнейшее направление работы, методы и конкретные методики оказания помощи. Специалист определяет индивидуальные возможности человека для оказания самопомощи в периоды между встречами с психотравматологом. Краткие рекомендации по преодолению последствий психотравматизации с учетом генезиса различных видов психотравм могут быть представлены в качестве описания основных стратегий (прил. 1).


Генезис 1. Социогенные психические травмы, возникающие по внешним, мало зависящим от человека и его социального окружения причинам.


Психотравма после ДТП. Реконструирование событий, предшествовавших ситуации. Определение действий, которые невозможно было предотвратить. Проведение визуальной травмаэк- спозиции ситуации аварии с конфронтацией. EMDR-терапия для переработки субъективного беспокойства (аффекта). Сохранение ресурсов человека, чтобы он смог справится с последствиями ДТП. Пересмотр ответственности за возникшую ситуацию: 1) обоснованный отказ от личной ответственности; 2) распределение ответственности между участниками ДТП; 3) отсроченное согласие вернуться позже к обсуждению ответственности за ДТП. С помощью телесноориентированной терапии проработка физических ощущений, оставшихся после ДТП. Нивелирование роли физических последствий после ДТП. Формулировка значения опыта участия в ДТП для повышения дальнейшей безопасности в дорожнотранспортных ситуациях.
Психотравма при смене места жительства и работы. Определение нового образа клиента в связи с возникшими жизненными изменениями. Составление плана действий с помощью когнитивно-поведенческого подхода. Выполнение SWOT-анализа. Создание перечня всех возможностей по самоопределению и самореализации. Определение внутренних ресурсов, которые всегда помогали в трудных жизненных обстоятельствах. Проведение анализа внешних ресурсов, которые еще можно задействовать при решении вопросов по возникшим изменениям. Определение и принятие самого неблагоприятного исхода всех сложившихся обстоятельств. Составление плана действий для наиболее неблагоприятного развития событий: 1) понять неоднозначность возможностей решения; 2) осознать, как может быть по-другому. Проведение анализа ожиданий, их корректировки.
Психотравма мигрантов. Анализ приспособительных реакций и поведения клиента в условиях миграции. Выявление личностных качеств, способствующих раскрытию адаптационного потенциала. Определение доминирующих чувств клиента в условиях миграции. Создание карты потенциалов. Использование «колеса баланса». Пересмотр, коррекция собственной системы ценностей с целью адаптации и ассимиляции в новых условиях проживания.
Переработка социального давления на психический баланс человека с помощью метода EMDR-терапии (денсибилизация и переработка движением глаз). Работа с флешфорвардами неуспешной миграции. Укрепление личностных установок на позитивные изменения. Описание жизненных перспектив на ближайшие пять лет.
Психотравма участника терактов, криминального насилия. Выполнение пролонгированной реконструкции события. Анализ причин, которые привели клиента в травматическую ситуацию. Анализ поведения агрессора(ов). Обсуждение психологического портрета агрессора с учетом его формирования в онтогенезе (как можно было стать «таким»). Визуальная травмаэкспозиция с конфронтацией («я - молодец, правильно себя вел, справился»). Психоэдукация: в экстремальных ситуациях человек использует все свои имеющиеся ресурсы и совершает самые правильные действия. Поиск источников внутренних возможностей человека для процесса восстановления.
Психотравмы участников военных действий. При таком виде психотравмы учитывают субъектную специфику:
- психотравма профессиональных военных;
- психотравма мирного населения в условиях военных действий;
- психотравма жертв концлагерей.
Преодоление последствий психотравматизации требует особых компетенций специалиста и многолетнего опыта работы.
Психотравмы жертв тоталитарных политических режимов можно дифференцировать следующим образом:
- психотравма жертв политических репрессий;
- психотравма жертв межнациональных конфликтов.
При оказании психологической помощи учитывается специфика транскультурного подхода (см. главу 5).


Генезис 2. Интерперсональные психические травмы, возникающие в результате отношений между людьми
(психотравмы межличностных отношений).

Здесь можно выделить шесть групп психотравм.


Группа 1 - психические травмы развития.
Психотравма привязанности. Создание описания образа матери. При возможности - воспроизведение событий первого года жизни, семейных обстоятельств. Определение типа ненадежной привязанности. Анализ того, как этот тип привязанности проявляется в актуальных отношениях. Описание идеального образа матери. Выделение того, что можно применять в качестве ресурса из достоинств матери. Анализ того, как лучшие материнские качества проявляются у самого клиента в настоящий момент. Создание идеального образа матери с применением недирективного гипноза (трансовой техники) и сохранение воспоминания о нем в контексте значимости материнской фигуры. Описание необходимых изменений в отношениях со значимыми людьми. С помощью возможностей когнитивно-поведенческого подхода внесение улучшения в отношения с близкими людьми: моя мать теперь для меня лучше - я сам тоже лучше - можно улучшать отношения с другими значимыми людьми.
Психотравма детско-родительских отношений. Определение роли каждого родителя в психотравматизации клиента. Определение травмафактора (отец либо мать). Анализ влияния отношений в семье на формирование негативных интроектов. Проведение работы с жесткими интроекционными установками родителей. Создание нового образа человека с усиленными проявлениями позитивных интроектов (субличностей).
Психотравма детского развития (нет условий для нормального психического развития). Реконструкция травматических ситуаций и составление линии жизни (для понимания «масштаба ненормальности»). Выявление влияния длительного травматического опыта на психическое развитие пациента. Выделение субъективных ограничений, возникших в развитии в следствии психических травм. Выявление приспособленности пациента к существующим индивидуальным особенностям и ограничениям, включая низкую обучаемость. Выявление возможностей для компенсации ограничений в развитии и образовании. Широкое применение средств арт-терапии для переработки травматического опыта.


Группа 2 - психические травмы, связанные с личностными особенностями человека.
Психотравма вследствие манифестации нарциссического компонента личности.
Фрустрационная психотравма («хотел, но не дали»).
Эдипальная психотравма («не смог, но хотел»). Составление перечня личностных качеств, которые служат ресурсом для клиента. Выявление личностных качеств, способствующих возникновению травматических ситуаций. Сопоставление ожиданий и возможностей, их пересмотр и оптимизация. Поиск эффектов психологической незрелости и их переработка. Создание системы запретов для профилактики наказания, запретов в отношении себя и близких. Выявление и преодоление последствий более ранних психотравм при комплексной психотравматизации человека. Внимательное изучение взаимоотношений с матерью или отцом. Выявление признаков диссоциативности. Анализ возможностей саморегуляции психического состояния человека: 1) проявления переноса; 2) интроектные
состояния. Помощь при самоопределении (выбор и активизация психологической защиты с целью сохранения собственной психической целостности). Экстраполяция нового психического потенциала в стабильное будущее.


Группа 3 - психотравмы агрессора.
Психотравма насилия при участии личностно значимого человека (учитель, работодатель, друг семьи, тренер). Преодоление когнитивного диссонанса при факте нарушения профессиональной этики или границ в личных отношениях.
Психотравма участника малой социальной группы. К таким травмам относятся: разовое унижение человеческого достоинства с помощью обнародования личной информации, публичные порицания и обвинения, клевета по поводу действий человека.
Решение данной психотравмы предполагает следующие действия. Анализ ситуации с точки зрения невозможности выдержать возникшую психоэмоциональную нагрузку. Выявление наличия комплексной психотравматизации, которая дополнилась очередной психотравмой. Анализ субъективного снижения жизнестойкости человека под влияем социальной агрессии. Психоэдукация: социальная агрессия становится способом личной безопасности. Социальная агрессия в рамках дозволенного («здоровая агрессия») - возможность защитить себя (агрессия как инстинкт выживания). Разъяснение шаблонов мышления и агрессивного («нечеловеческого») поведения людей в определенных ситуациях при поддержке социума. Передача ответственности агрессору, который деструктивным способом вымещает свою агрессию на другом.
Психотравма регулярного домашнего насилия. К таким травмам относятся: конфликты в супружеской паре, межпоколенческие
конфликты, насилие со стороны психически нездоровых родственников; насилие со стороны родственников с химической зависимостью; бытовые конфликты проживающих в общежитиях или коммунальных квартирах, бытовые конфликты работающих вахтовым методом, конфликты сиблингов, домашнее насилие в контексте трансгенерационных психотравм.
Решением данной психотравмы занимается психоэдукация: феномен утраты самоконтроля в длительных отношениях. Причины и проявления психологической распущенности. Утрата безопасных границ в ходе развития отношений. Анализ гибкости мышления и корректности поведения человека в условиях длительных отношений.
Сексуальная (телесная) психотравма. К таким психотравмам относятся: сексуальное насилие со стороны незнакомых людей, людей из близкого окружения или компаний, со стороны руководителя на работе, в армии, со стороны проживающих на съемной квартире, в местах лишения свободы, при кратковременном проживании на съемных квартирах или в домах со стороны других арендаторов жилья.
Решение данной психотравмы предполагает следующие действия. Определение наличия других психических травм, которые присутствовали до момента сексуального насилия. Анализ эмоциональной запущенности у человека. Выяснение объективных и субъективных причин сексуальной травмы. Влияние знаний о сексуальной травме другими людьми. Поиск возможностей сделать что-то по-другому в ситуации сексуального насилия. Выявление чувств, которые важно осознать и снова прожить. Формулирование вывода о том, что пациент боролся и стремился по-своему минимизировать свой телесный (сексуальный) ущерб.
Инцестуальная психотравма. Понять длительность нахождения в статусе жертвы сексуального насилия. Определить форму
сексуального насилия (контактная/бесконтактная; с проникновением/ без проникновения; частота сексуального контакта, форма сексуального насилия - вагинальная, анальная, оральная и пр.). Работа с конструктом: контроль - бессилие - вина - стыд. Преодоление субъективного понимания исчезновения контроля над ситуацией. Увеличение способов что-то контролировать в своей дальнейшей жизни. Стремление получить понимание того, что человек в ситуации сексуального насилия делал и почему именно с ним это произошло. Преодоление чувств стыда, вины и бессилия. Понимание длительности травматерапии в зависимости от следующих факторов: 1)
длительности; 2) эмоциональной связи с родственником-насильником; 3) формы сексуального насилия. Понимание значимости знания матери или других родственников о том, что происходит с ребенком. Значимость веры самых близких людей и их понимания сложившейся ситуации.
Следующие рекомендации будут актуальны для всех психотравм, связанных с насилием. Сравнительный анализ виктимного или жизнестойкого образа жизни человека. Выбор виктимного образа жизни (образ жизни жертвы) как снижение уровня личностной активности, направленной на преодоление травмирующей ситуации. Виктимный образ жизни и использование пассивных (избегание), непрямых (манипуляции), асоциальных (агрессивные и асоциальные) стратегий преодоления травмирующих ситуаций. Диагностика жизнестойкости. При длительном травмапроцессе ориентировка на «здесь и сейчас». «Информационный детокс» - избегание постоянного травматического фона. Выбор жизнестойкого образа жизни, повышающего активность, закрепляющего позитивное восприятие мира, пробуждающего открытость (вовлеченность). Формирование интернального локуса контроля (контроль). Ориентирование человека на извлечение опыта (принятие риска) из травмирующей ситуации.


Группа 4 - психические травмы вследствие нарушения отношений в социальном окружении.
Психотравма вследствие школьного буллинга. Определение социального источника буллинга: гипотезы и факты. Выявление участников буллинга и их мотивации. Индивидуальные особенности ребенка (подростка) как провоцирующий фактор буллинга. Анализ личного опыта и социального интеллекта, которые послужили причинами пребывания в ситуации буллинга. Роль родительского воспитания в направленности буллинга на их ребенка. Анализ школьной среды и психологическая атмосфера в классе как основание для возникновения буллинга. Положительные личностные качества, которые смогли проявиться на фоне буллинга. Применение нового опыта для позитивных изменений у ребенка (подростка) и всей системы семейных отношений.
Психотравма вследствие моббинга на работе. Определение травмафактора и его ресурсных возможностей для осуществления целенаправленного моббинга. Психоэдукация: моббинг - это 1) декомпенсационный механизм неполноценных людей, унижающих другого; 2) средство конкуренции с перспективными, умными людьми; 3) показатель неблагополучия системы отношений на работе. Воссоздание экспозиции моббинговой ситуации и прогноз ее последствий для последующей жизни клиента. Составление карты ресурсов клиента и возможности их активации в моббинговой ситуации. Формулировка правил в моббинговой ситуации (что не учел в поведении, кому-то доверил много личной информации). Формулировка правил, позволяющих в будущем осуществлять профилактику моббинговых паттернов на работе, в коллективе. Стабилизация самооценки (уникальности) человека в контексте моральной проблематики моббинга. Психоэдукация: после моббинга человек достигает больше в максимально короткие сроки.
Психотравмы свидетеля. Различают основные виды:
- психотравма свидетеля - близкого родственника;
- психотравма свидетеля в профессиональной деятельности;
- психотравма свидетеля - постороннего человека.
Выяснение причин, по которым ситуация вспоминается очень ярко даже по прошествии времени и проживать ее каждый раз весьма тяжело. EMDR-терапия для переработки воспоминаний. Проявления психотравматизации свидетеля. Самонаблюдения клиента: почему в похожих ситуациях возникают страх и тревога, но сочувствие к пострадавшим проявлять гораздо сложнее, эмоции будто бы заблокированы. Регистрация смутной тревоги, которая постоянно активна в «фоновом» режиме: некомфортно летать на самолете, ездить на машине, заходить в лифт, пребывать в замкнутых или, наоборот, открытых пространствах и прочее. Анализ защитных психических реакций и вытеснение воспоминаний о травматическом событии. Анализ травмафактора: влияние длительности и интенсивности его воздействия; возможности его исключения для преодоления последствий психотравмы свидетеля.
Анализ способности клиента принимать ежедневные решения, которые позволяют чувствовать контроль над своей жизнью. В когнитивно-поведенческом подходе - учиться превращать переживания в продуктивные действия.
Психотравма у родственников (друзей) суицидентов. К ним относятся: совершенные суициды; смерть при употреблении
наркотических веществ; смерть при ДТП в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения; суицид на фоне психиатрического диагноза; сепарация от родственника, добровольно выбравшего свой уход из жизни, - восприятие гибели человека как «скрытого» суицида.
Решение данной психотравмы предполагает следующие действия. Психоэдукация о чувстве вины у родственников (друзей) суицидента. На первом этапе травматерапии возможна замена чувства вины на негодование поступком близкого человека. Анализ неэффективности контроля за действиями суицидента. Психоэдукация: каждый имеет право как на жизнь, так и на смерть (распоряжаться собственной жизнью). Передача ответственности суициденту. Переработка моральных и духовных (религиозных) запретов на суицид. Анализ понимания психического состояния человека, ушедшего из жизни. При необходимости обсуждение клинических диагнозов суицидента и/или проявлений расстройства личности. Определение и переработка комплекса чувств, которые вызывает уход из жизни близкого человека по его личной инициативе. Рассмотрение бифазовой переработки переживания комплекса причин поступка близкого человека: почему психологическим средством избегания из своей жизненной ситуации был выбран суицид. Уважительное отношение к его поступку и внутреннему выбору. Применение методики радикального прощения по отношению как к самому суициденту, так и к его близким. Поиск точек внутреннего духовного роста для родственников (друзей) суицидента: 1) освобождение от деструктивных чувств; 2)
возвращение ответственности суициденту; 3) пересмотр и определение своих собственных перспектив.


Группа 5 - психотравмы интимно-личностных отношений.
Психотравма отвергнутой любви. Анализ актуальной проблемы самоидентификации и понимания себя.
Психотравма эмоционально тяжелых разводов. Психоэдукация о том, что лица, пережившие травму отношений, чаще других прибегают к защитному поведению жертвы. При высоком уровне общей психотравматизации личности, пережившей психотравму системных отношений, поддерживаются стремление человека к социальным контактам и обращение за помощью и поддержкой. Объяснение, что непрямые действия (манипуляции) влияют на степень психотравматизации, но не способствуют ее эффективному преодолению.
Анализ влияния повышенного уровня психотравматизации личности при травме системных отношений на формирование асоциальных и агрессивных действий, которые дают надежду на освобождение от душевных страданий. Психоэдукация о том, что психотравма системных семейных отношений, ставшая результатом поступков, не оправдываемых морально и этически, является одним из самых тяжелых переживаний, виктимизирующих личность. Информирование о феномене моральной травмы.
Повышение жизнестойкости, особенно таких ее компонентов, как вовлеченность и контроль. Снижение раздражительности, гипертрофированных реакций страха от возможного воздействия травмирующей ситуации, психофизиологического возбуждения, обусловленного воспоминаниями о травмирующей ситуации потери и предательства.
Психотравма предательства. Психоэдукация: чем сильнее
обесценен отец (иногда его полностью игнорируют), тем труднее впоследствии распутывать эдипов комплекс. Те, кто страдает психотравмой предательства, не разрешили свой эдипов комплекс в юном возрасте. Привязанность к родителю противоположного пола у таких людей слишком велика, это сильно влияет на эмоциональные и сексуальные отношения в более позднем возрасте. Они всегда будут сравнивать своего партнера с родителем и всегда будут ожидать от него того, чего не получили от этого родителя.
Многие люди, страдающие травмой предательства, стали жертвой межличностных оношений, потому что родитель противоположного пола не выполнял свои обязательства в соответствии с ожиданиями ребенка и его представлениями об идеальном родителе.
Характеристики и формы поведения, описанные в концепции предательства, проявляются только в том случае, если человек принимает решение носить маску контролирующего партнера, полагая, что таким способом избежит страданий от предательства. В зависимости от тяжести травмы и интенсивности боли эта «маска» может «надеваться» лишь изредка, но может и почти «не сниматься».
Решение данной психотравмы занимается психоэдукация: что касается поведения и внутренних установок контролирующего партнера, то общей характерной чертой всех лиц, страдающих психотравмой предательства, является внутренняя сила. Поскольку им особенно трудно принять какую бы то ни было форму предательства, как чьего-то, так и собственного, они делают все, что в их силах, чтобы быть ответственными, стойкими, особыми и значительными людьми.


Группа 6 - психические травмы утраты.
Психотравма родственников после смерти близких людей. Анализ понимания виртуальной коммуникации с человеком, ушедшим из жизни. Определение основных чувств, которые вызывает утрата близкого человека. Переработка горестных чувств в гештальт-подходе, в эмоционально-образной терапии. Определение ценных моментов памяти и их роль для будущей жизни клиента. Использование техники «Письма близкому человеку» с целью постепенного привыкания к расставанию. Принятие «посланий» ушедшего человека для лучших изменений у клиента.
При переживании травмы потери возможно разрешение конфликта, выражающегося в пассивном, непрямом и защитном поведении через формирование навыков жизнестойкого совладания (вовлеченности, открытости миру, инфернальном локусе контроля).
Психотравма утраты будущего. Составление перечня блокирующих обстоятельств и психического состояния клиента для определения личных перспектив. Определение сферы жизнедеятельности, которая создает ведущие эффекты психотравмы будущего. Выявление роли внешних и внутренних факторов - причин возникновения психотравмы будущего. Описание доминантного интроекта «здорового взрослого» для реализации перспектив клиента. Формулировка новых смыслов.
Психотравма у родственников без вести пропавших людей. Анализ ожидания пропавшего близкого человека. Анализ несказанного и невыполненного в отношениях с этим человеком. Образ пропавшего человека в жизненной истории клиента. Его отсутствие как миссия, которую можно уважать. Текущая жизнь пациента как позитивное ожидание потенциального возвращения близкого человека. Новые достижения как личное доказательство «конструктивного» ожидания возвращения без вести пропавшего человека.


Генезис 3. Психические травмы, связанные с физическим здоровьем


Психотравма после тяжелых физических повреждений. Помощь в принятии своего нового физического облика.
Психотравма после тяжелых физических истощений. Специфика вмешательства сочетается с оказанием помощи выжившим в социальных отношениях, но сохраняется акцент на поддержание своего физического здоровья после травмирующих событий.
Психотравма при психосоматических заболеваниях (необратимые изменения личного и социального статуса). Понимание влияния заболевания на аффективную сферу и поведение человека. Превенция будущих деструктивных изменений в психическом состоянии и жизни человека.
Психотравма у больных с неизлечимым диагнозом. Понимание дилеммы, связанной с постановкой правильного диагноза и информированием человека о смертельном исходе. Понимание утраты контроля над ситуацией. Переход из материального измерения в духовное. Психоэдукация: при онкологических и других смертельных заболеваниях риск неблагоприятного исхода болезни возрастает при интровертированности. Акцент на применение медитативных техник и метода гипноза. Использование метода кататимно-имагинативной терапии. Внесение изменений в систему мышления и психологических защит. Ценность умения применить волевое усилие для приведения себя в состояние покоя (успокоенности).
Психотравмы выжившего представлены двумя основными видами:
- психотравма выжившего при природной инвазии (укусы собак, акул, пресмыкающихся, насекомых). Помощь в начальном принятии изменений в своем физическом облике. Применение EMDR-терапии для переработки флешфорвардов, связанных с воспроизведением новых ситуаций, в которых можно физически пострадать. Воссоздание новой телесной целостности и ее принятие;
- психотравма выжившего в социальных отношениях («должен был умереть, но не умер»). Идентификация травмафактора: другие люди, род деятельности, путешествия, рискованные увлечения и пр. Понимание влияния специфики травмафактора на динамику травмапроцесса. Проработка концепта травмафактора: эмоциональное - физическое - социальное. Анализ беспокойства от физической боли, переживаний и поддержки ближайшего социального окружения. Преодоление внутреннего конфликта, выражающегося в избегающем и манипулятивном поведении (поведении жертвы) через вырабатывание навыков жизнестойкого совладания с экзистенциальными травмами. Переработка флешфорвардов по типу «я не справлюсь». Повышение жизнестойкости путем снижения уязвимости человека к травмирующему событию экзистенциального характера.
Приведенные выше стратегические концепты помогут специалистам в области душевного здоровья определять более точные мишени травматерапии и индивидуальные стратегии преодоления
психотравматизации.

Источник: Оксана Защиринская
Психические травмы в межличностных отношениях: учебное пособие
Рецензенты: д-р психол. наук, проф. В. М. Бызова (С-Петерб. гос. ун-т); д-р биол. наук, проф. Е. И. Николаева (Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена)
2022

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.