С. А. Игумнов, Д. О. Баранова Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, Детская поликлиника № 17 (Минск).
1. При обследовании детей и подростков используйте индивидуальный поход к каждому ребенку: играйте в игры, способствующие разрешению проблем и улучшению моторных навыков; используйте игры и игрушки, отражающие возрастной уровень развития детей.
2. Помните, что уровень нормального развития в детско-подростковом возрасте очень вариабелен.
3. Имейте в виду, что уровень развития познавательной сферы детей и подростков часто недостаточен для использования интроспективных подходов, применяемых у взрослых.
4. Установить контакт с подростком нелегко, но это жизненно необходимо для создания «терапевтического альянса». Определите, чем интересуется подросток, общайтесь с ним через призму его интересов.
5. Не морализируйте, не осуждайте.
6. Помните, что основная задача подросткового периода заключается в том, чтобы постепенно стать независимым, отделиться от родительской семьи и определить свой собственный жизненный путь. Общение со сверстниками — важнейший источник эмоциональной поддержки подростка в этом переходном периоде.
7. Первая реакция подростка часто определяется тем, что он рассматривает психотерапевта как «представителя старшего поколения» и, соответственно, «переносит» на него проблемы и конфликты, возникшие во взаимоотношениях с собственными родителями.
8. Сохраняйте нейтральность, старайтесь не подвергать критике ни родителей, ни сверстников подростка.
9. Лучше всего — стараться, чтобы подросток воспринимал вас то как хорошего родителя, то как «своего парня», но это не должно достигаться за счет критики реальных родителей и реальных сверстников подростка.
10. В своем терапевтическом подходе к подросткам, их родителям и сверстникам вы должны учитывать разнообразие их характеров, быть гибким, проницательным и творческим.
11. Избегайте шаблонности в лечении психических расстройств у детей и подростков.
12. В лечении детей и подростков будьте готовы к комбинированному применению различных психотерапевтических методик и взаимодействию со специалистами смежных специальностей (детскими психиатрами, невропатологами, психологами, педагогами). Источник: II Международный когресс «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» Минск, 3-6 ноября 2003 г. Ритм Социальный проект 2003г
|