Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения |
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу |
Страница 1 из 13 По материалам научно-методической конференции УО «Могилёвский областной государственный ИПК и ПРР и СО» 27–28 апреля 2006 г. Введение Профильное обучение создаёт условия для подтверждения гипотезы Д.Б.Эльконина о возникновении новых периодов психического развития, так как профильное обучение является попыткой совместить задачи подросткового и юношеского возраста. Ранняя профилизация и специализация знаний предполагает избирательную нагрузку на отдельные стороны психики ребёнка. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей. Поэтому одна из важнейших задач психологического сопровождения – мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерностей в развитии. Подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля обучения. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задачи подросткового возраста возникают перед учащимися в несколько искажённой форме. Например, задача формирования временной перспективы перед ребёнком вообще не ставится, поскольку в большинстве случаев эту задачу за него «решают» родители. В результате у него теряется учебная мотивация. Поэтому одной из задач психологического сопровождения является углубленная профориентация. I. Психологическое сопровождение профильного обучения А.С.Метелица, кандидат педагогических наук, Социальная ситуация учащихся, обучающихся в рамках профильных классов, заключается в том, что общество в лице родителей и учителей выдвигает ребенку противоречивое требование включиться в процесс профессионализации, совершенствоваться в одном направлении и в то же время обладать универсальными знаниями, значительным набором личностных качеств, широким кругозором. Социальная ситуация дополняется тем, что остаются неисчерпанными мотивы подросткового периода, направленные на общение со сверстниками. Эти обстоятельства порождают ряд видов деятельности (форсированное обучение и особые увлечения). От «хобби-реакций» они отличаются тем, что в сознании учащегося они связаны с его профессионализацией, обеспечивают тесное содержательное общение его с группой сверстников, стремление к общественно значимой реализации своего увлечения. В большинстве своем увлечения носят универсальный характер. Наиболее ярким является увлечение компьютером или отдельными учебными предметами — средством реализации самых различных профессий. По всем признакам такие особые увлечения имеют сходство с ведущей деятельностью. Эта ведущая для нового возрастного периода деятельность приводит к возникновению новообразования, которым оказывается, например, псевдопрофессиональное мировоззрение, которое, по сути, является особым вариантом «чувства взрослости» и возникает внутри деятельности и особых увлечений. ІІ. Опыт работы учреждений образования Могилёвской области по психологическому сопровождению профильного обучения |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |