На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения
Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения
Диагностика интересов и склонностей учащихся
Деятельность педагога-психолога по сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения
Роль диагностики в определении стратегии профильного обучения в школе
От диагностики – к модели профильного обучения
Диагностика и развитие сферы интересов и способностей учащихся
Основные подходы психолога к сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся
Портфолио ученика – одна из форм повышения эффективности процесса обучения
Роль психологической службы в профессиональном и личностном самоопределении учащихся
Психологическое сопровождение инновационного проекта "Модель мультипрофильного обучения на старшей ступени гимназии"
Профориентационная работа - важнейшее условие предпрофильной и профильной подготовки учащихся
Формы и методы профориентационной работы с учащимися
Организация психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся Межисетской школы
Все страницы

По материалам научно-методической конференции
«Организация и технологии осуществления
предпрофильного и профильного обучения»

УО «Могилёвский областной государственный ИПК и ПРР и СО»

27–28 апреля 2006 г.

Введение

Профильное обучение создаёт условия для подтверждения гипотезы Д.Б.Эльконина о возникновении новых периодов психического развития, так как профильное обучение является попыткой совместить задачи подросткового и юношеского возраста.

Ранняя профилизация и специализация знаний предполагает избирательную нагрузку на отдельные стороны психики ребёнка. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей. Поэтому одна из важнейших задач психологического сопровождения – мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерностей в развитии. Подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля обучения. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задачи подросткового возраста возникают перед учащимися в несколько искажённой форме. Например, задача формирования временной перспективы перед ребёнком вообще не ставится, поскольку в большинстве случаев эту задачу за него «решают» родители. В результате у него теряется учебная мотивация. Поэтому одной из задач психологического сопровождения является углубленная профориентация.
Кроме названных выше задач, психологическое сопровождение предполагает также психологическую диагностику при отборе учащихся в профильные классы.
В данном учебно-методическом пособии отражён передовой опыт психологического сопровождения предпрофильного и профильного обучения в учреждениях образования Могилёвской области, который был представлен на областной научно-методической конференции «Организация и технологии осуществления предпрофильного и профильного обучения» 27–28 апреля 2006 года, проведённой в УО «Могилёвский областной государственный ИПК и ПРР и СО», где А.С.Метелица выступала на пленарном заседании по теме «Психологическое сопровождение профильного обучения» и принимала участие в работе одноимённой секции. Тезисы докладов с согласия проректора по научно-методической работе УО «Могилёвский областной государственный ИПК и ПРР и СО» Анатолия Иосифовича Ясеня и методиста этого же учреждения Ольги Михайловны Цыганковой помещены в данном пособии.

I. Психологическое сопровождение профильного обучения

А.С.Метелица, кандидат педагогических наук,
заведующая кафедрой управления и технологий образования
УО «Витебский областной государственный ИПК и ПРР и СО»

Социальная ситуация учащихся, обучающихся в рамках профильных классов, заключается в том, что общество в лице родителей и учителей выдвигает ребенку противоречивое требование включиться в процесс профессионализации, совершенствоваться в одном направлении и в то же время обладать универсальными знаниями, значительным набором личностных качеств, широким кругозором. Социальная ситуация дополняется тем, что остаются неисчерпанными мотивы подросткового периода, направленные на общение со сверстниками. Эти обстоятельства порождают ряд видов деятельности (форсированное обучение и особые увлечения). От «хобби-реакций» они отличаются тем, что в сознании учащегося они связаны с его профессионализацией, обеспечивают тесное содержательное общение его с группой сверстников, стремление к общественно значимой реализации своего увлечения. В большинстве своем увлечения носят универсальный характер. Наиболее ярким является увлечение компьютером или отдельными учебными предметами — средством реализации самых различных профессий. По всем признакам такие особые увлечения имеют сходство с ведущей деятельностью. Эта ведущая для нового возрастного периода деятельность приводит к возникновению новообразования, которым оказывается, например, псевдопрофессиональное мировоззрение, которое, по сути, является особым вариантом «чувства взрослости» и возникает внутри деятельности и особых увлечений.
Псевдопрофессиональное мировоззрение представляет собой набор стереотипов мышления, переживания и поведения, которые характерны для профессионалов определенной области. Подобное мировоззрение отличается яркой выраженностью и становится центром формирующейся личности подростка.
Психологическое сопровождение профильного обучения предполагает три задачи: 1) мониторинга и своевременного устранения возможных неравномерностей развития учащихся; 2) углубленной профориентации учащихся; 3) психологической диагностики при отборе учащихся в профильные классы.
Кратко охарактеризуем каждую из этих задач. Без специальной коррекции профильное обучение может привести к однобокому психическому развитию. Чтобы устранить эти нежелательные побочные эффекты, необходимо систематически отслеживать развитие учащихся в процессе профильного обучения. В практике для достижения этой цели используют тесты интеллекта и тесты достижений. Тесты интеллекта в большинстве своем направлены на измерение уровня развития логических операций на основе различного интуитивно подобранного содержания. Тесты достижений позволяют оценить конкретные знания и навыки учащихся безотносительно к уровню развития логических операций. В Лаборатории психодиагностики Психологического института РАО (г.Москва) разработан тест умственного развития абитуриентов и старшеклассников (АСТУР).
Как инструмент мониторинга умственного развития старшеклассников АСТУР позволяет отслеживать процесс формирования различных умственных действий в целом и уровень мышления в отдельных учебно-научных циклах.
Профориентационная работа должна стать не только задачей психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса. Профориентационную работу следует направить на развитие личностной активности учащихся, переработку некритично усвоенных от взрослых профессиональных планов и оценок.
Известно, что положительная профессиональная мотивация определяется профессиональными интересами учащихся к тем или иным сферам деятельности. Способности здесь играют второстепенную роль, так как подавляющее большинство профессий требует от претендентов лишь «относительной» профпригодности, при наличии достаточно сильной мотивации необходимые профессионально важные качества образуются из имеющихся путем формирования индивидуального стиля деятельности.
Таким образом, главным, определяющим звеном в психологическом сопровождении является определение с помощью диагностики области возможных профессиональных интересов и предпочтений учащихся.

ІІ. Опыт работы учреждений образования Могилёвской области по психологическому сопровождению профильного обучения



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.