На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения - Диагностика и развитие сферы интересов и способностей учащихся
Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения - Диагностика и развитие сферы интересов и способностей учащихся
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения
Диагностика интересов и склонностей учащихся
Деятельность педагога-психолога по сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения
Роль диагностики в определении стратегии профильного обучения в школе
От диагностики – к модели профильного обучения
Диагностика и развитие сферы интересов и способностей учащихся
Основные подходы психолога к сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся
Портфолио ученика – одна из форм повышения эффективности процесса обучения
Роль психологической службы в профессиональном и личностном самоопределении учащихся
Психологическое сопровождение инновационного проекта "Модель мультипрофильного обучения на старшей ступени гимназии"
Профориентационная работа - важнейшее условие предпрофильной и профильной подготовки учащихся
Формы и методы профориентационной работы с учащимися
Организация психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся Межисетской школы
Все страницы

 

Диагностика и развитие сферы интересов
и способностей учащихся

Н.Э.Тарасенко, педагог-психолог
УО «Кадинская ГОСШ Могилевского района»

Согласно «Концепции профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы)» на старшей ступени общеобразовательной школы вводится профильное обучение. Профильное обучение является эффективным средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, способствовать их профессиональному обучению.
Интересы это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности.
Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).
Особенностями интересов являются:

    • активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;
    • большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;
    • расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
    • своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны целенаправленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний важных и необходимых в деятельности личности.
Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность - «хочу сделать».
Для удачного выбора профиля обучения, а затем и будущей профессии, большое значение имеют не только интересы и склонности личности, но также и ее способности. Способности такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Формирование способностей предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности. Если выразить сущность способностей краткой формулой, то она будет звучать, как «я могу», «я имею возможность». Необходимо стремиться к тому, чтобы интересы, склонности и способности личности максимально совпадали.
Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» — спросил мальчик. Никому еще не удавалось найти его», – ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» – воскликнул сын.
С 14 лет он ученик в лавке, затем – юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским — за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой.
Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Германа Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле. (Дусавицкий А.К. Формула интереса)
Формирование и развитие интересов, склонностей и способностей неразрывно связано с деятельностью человека. Поэтому необходимо обеспечить условия для знакомства и освоения учащимися самого широкого спектра видов деятельности. Например, в Японии каждый школьник обязан освоить полтора десятка основных видов деятельности, прежде чем принять решение о выборе профессии.
Выбор профиля обучения в старших классах часто зависит от профессиональных предпочтений и интересов учащихся. Происходит отождествление школьного предмета с областью будущей профессиональной деятельности. И поэтому очень важно на ранних этапах (в среднем и базовом звене школы) проводить целенаправленную работу по выявлению интересов и склонностей учащихся. Необходимо также создать условия для формирования профессиональной направленности личности учащихся, развития профессиональных интересов и мотивации.
В настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Поэтому необходимо направить все усилия на развитие тех способностей учащихся, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком. Многочисленные данные подтверждают, что люди, исходно менее способные, но целенаправленно решающие собственную задачу, оказываются более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные.
Профориентационная работа и психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся является неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки. Очень важно создать такую систему работы, чтобы она охватывала все ступени школьного обучения. Диагностическая работа должна выстраиваться таким образом, чтобы максимально выявлять интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе. Изучение интересов и склонностей учащихся может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников. Поэтому при составлении блока методик для отбора акцент делался не на оценке актуального уровня способностей, которую ежедневно дает учитель на уроке, а на выявлении индивидуальных психологических особенностей и мотивации учащихся.
Изучение индивидуальных психологических особенностей старшеклассников в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения. При этом необходимо ответить на ряд важных вопросов: в каком возрасте целесообразно проводить диагностику, в с какой целью, в каких формах и т.д. При этом необходимо учитывать следующее (по Т.В Орловой).

  • В юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления.
  • Для подростка характерны недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.
  • Недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).

В ходе профконсультации изучаются следующие компоненты профессиональной пригодности: мотивы (интересы, склонности, потребности), способности; личностные особенности. Отбор в профильные классы можно рассматривать как разновидность групповой профессиональной консультации, в которой акцент делается на мотивационном компоненте.
Отбор в профильные классы следует рассматривать не как разовый замер психологических особенностей учащихся, а как средство формирования реалистичного представления о себе, как элемент систематической психолого-профориентационной работы в школе.
За основу отбора учащихся в профильные классы мы взяли вариант психолого-педагогической диагностики, предложенной Г.В.Резапкиной, целью которой является уточнение специализации обучения на основе изучения интересов, склонностей и особенностей мышления учащихся.
В предлагаемом варианте отбора в профильные классы использованы традиционные и модифицированные методики: «Опросник профессиональных склонностей» Л.Йоваши (модификация), и опросник «Профиль», в основе которого лежит методика «Карта интересов» А.Голомштока, тест интеллектуального потенциала П.Ржичан, опросник типа мышления, школьный тест умственного развития (модификация).
Работа с методиками проводится в три этапа, каждый из которых занимает один урок. На первом этапе с помощью «Опросника профессиональных склонностей» и методики «Профиль» выявляются интересы и склонности учащихся. На втором этапе определяются уровень развития невербального интеллекта учащихся и тип их мышления. Для диагностики используется Тест интеллектуального потенциала (П.Ржичан) и опросник мышления. Третий этап – определение уровня сформированности основных мыслительных операций и усвоения понятий. В этих целях используется авторская модификация ШТУР – Тест умственного развития (также можно воспользоваться компьютерным вариантом теста Амтхауэра).
Этапы диагностики должны быть разведены во времени таким образом, чтобы ребята могли осмыслить полученную информацию. Оптимальный временной промежуток между двумя этапами диагностики –определением интересов и склонностей и определением особенностей мышления – от недели до месяца.
Автор считает, что предлагаемый комплект методик оптимален для задач отбора в профильные классы благодаря своей экономичности, информативности и надежности. Кроме того, на данном этапе используются методики для изучения способностей учащихся и их самооценки. Это позволяет расширить знания учащегося о самом себе, а также способствует формированию Я-реального (Приложение 1)
Для построения ясной картины структуры интересов и склонностей учащихся удобно и эффективно использовать «Профориентационную карту учащегося», с помощью которой на протяжении практически всего пребывания ребенка в школе мы можем отслеживать его предпочтения в учебной деятельности, а также уровень развития отдельных психологических качеств. Ведение данной карты позволяет выявить общую и профессиональную направленность личности учащегося, его индивидуальные особенности, что делает возможным более точный и профессионально оправданный выбор определенного профиля обучения в старших классах.

Литература

  • Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. – Мн.: Хэлтон, 1998.
  • Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В.Г.Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
  • Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов / сост., ред. и коммент. Т.В.Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006.
  • Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991.
  • Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях.. – Мн.: Бел. Навука, 2000.
  • Резапкина, В.Г. Отбор в профильные классы / В.Г.Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
  • Резапкина, В.Г. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / В.Г.Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
  • Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала / Е.И.Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  • Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

Приложение 1

«Методика «Твои способности»
Перед началом работы педагог раздает контрольные листы следующей формы:

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

После этого зачитываются вопросы, а учащиеся ставят рядом с цифрой ответ.
Верно ли, что в детстве вы очень любили:

  1. Подолгу играть в подвижные игры.
  2. Продумывать игры и верховодить в них.
  3. Играть в шашки, шахматы.
  4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри.
  5. Читать стихи или петь песни.
  6. Разговаривать с незнакомыми людьми или задавать вопросы.
  7. Слушать или сочинять музыку.
  8. Рисовать самостоятельно лил наблюдать.
  9. Слушать или сочинять сказки или истории.

Нравится ли вам сейчас:

  1. Заниматься на уроках физкультуры или в спортивной школе, секции.
  2. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела.
  3. Помогать ребятам решать математические задачи.
  4. Читать об известных открытиях и изобретениях.
  5. Участвовать в художественной самодеятельности.
  6. Помогать другим людям разбираться в их проблемах.
  7. Читать или узнавать что-то новое об искусстве.
  8. Заниматься в изостудии, изокружке.
  9. Писать сочинение на свободную тему.

Получаете ли вы особое удовольствие:

  1. От участия и борьбы в спортивном соревновании.
  2. От своего умения расставить людей, распределить работу.
  3. От решения трудных математических задач.
  4. От исправления бытовых электро- и радиоприборов.
  5. От игры на сцене.
  6. От общения с людьми.
  7. .От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями.
  8. От посещения художественной выставки.
  9. От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного.

Часто ли вас тянет:

  1. К длительным физическим упражнениям.
  2. К делам в группе, требующим вашей инициативы или настойчивости.
  3. К разгадыванию математических шарад.
  4. К изготовлению каких-либо деталей.
  5. Участвовать в постановке спектаклей.
  6. Помогать людям, посочувствовать им.
  7. Поиграть на музыкальном инструменте.
  8. Порисовать красками или карандашами.
  9. Писать стихи или просто вести дневник.

Любите ли вы долгое время:

  1. Заниматься спортом или физическим трудом.
  2. Энергично работать вместе с другими.
  3. Заниматься черчением или играть в шахматы.
  4. Копаться в механизмах, приборах.
  5. Заботиться о младших, слабых и больных людях.
  6. Думать над судьбами людей.
  7. Исполнять музыкальные пьесы.
  8. Рисовать, лепить, фантазируя при этом.
  9. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению.

Результаты

Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности.

 

I. Физические (1,10,19,28,37)
II. Организационные (2,11,20,29,38)

  1. Математические (3, 12, 21, 30, 39).
  2. Конструкторско-технические (4, 13, 22, 31, 40).

V. Эмоционально-изобразительные (артистические) – (5, 14, 23, 32, 41).
VI. Коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42).
VII. Музыкальные (7, 16, 25, 34, 43).
VIII. Художественно-изобразительные (8, 17, 26, 35, 44).
IX. Филологические (9, 18, 27, 36, 45).
При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

Тест-опросник для определения уровня самооценки

Автор – С.В. Ковалев.

Инструкция

Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждением, вы проставляете баллы:
4 – очень часто,
3 – часто,
2 – иногда,
1 – редко,
0 – никогда.

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).
  3. Я беспокоюсь о будущем.
  4. Многие меня ненавидят.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупцом.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
  12. Как жаль, мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне хотелось бы, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто понапрасну волнуюсь.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.
Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.

Интерпретация результатов

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.
Сумма баллов от 46 да 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.