Страница 4 из 13
Роль диагностики в определении стратегии профильного обучения в школе
Н.Н.Кравченко, педагог-психолог УО «ГОСШ № 1 г. Кировска»
Актуальность введения профильного обучения в школе, прежде всего, состоит в реализации цели развития личности ребенка, развития его интересов и способностей. В нашей школе выбрана модель многопрофильной школы, где традиционно организовываются физико-математические, общественно-экономические и филологические классы. В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни. Одним из условий успешности профильного обучения в школе является диагностика интересов и способностей учащихся школы. Мониторинг интересов и способностей учащихся, проводимый один раз в год, не дает высоких результатов качества образования учащихся в профильных классах. По результатам последних диагностик выбор профильного обучения не совпал с выбором будущей профессии. Учащиеся показали невысокие результаты по профилирующим предметам на олимпиадах, зато достаточно высоки результаты по предметам, которые преподавались на базовом уровне. Исходя из полученных результатов в школе был разработан комплексный поход к изучению интересов и способностей учащихся с построением «Карты интересов» в допрофильных классах. Мы двигались по следующему плану: - Проведение классных родительских собраний с целью разъяснения различных вопросов, возникших у родителей и учащихся (эта работа проводилась в ноябре, чтобы дать возможность обсудить в семьях вопросы выбора направления); - Анкетирование учащихся (многократная диагностика заставила учащихся более осознанно отнестись к выбору профиля). Итак, движение школы к профильному обучению мы начали с согласования административных решений с желанием и запросами родителей учащихся и самих школьников. Диагностика показала, что комплексным ориентиром для родителей является подготовка детей к поступлению в вуз, такие родители ожидают от школы содействия в различных формах социализации детей. После анализа родительских ожиданий в отношении будущего детей мы перешли к диагностике учащихся. Трижды – в ноябре, январе и марте 2005-2006 учебного года – была проведена исследовательская работа в трех 8-х классах (два из них обучаются по программе 12-летней школы и один - по программе 11-летней) и в трех 7-х классах. Проведена диагностика профессиональных интересов (методика ДДО) и простроены «Карты интересов». Составив «Карту интересов» учащихся 8-х классов (обучающихся по программе 12-летней школы), мы увидели, что дети желают изучать следующие предметы на повышенном уровне: 53% русский язык и литературу, 30% белорусский язык и литературу, 60% математику и 39% физику. К изучению предметов на углубленном уровне ученики подходят осторожно: математика – 4,6%, физика – 6,9%, информатика – 2,3%, русский язык и литература и белорусский язык и литература по 2,3%. «Карта интересов» учащихся 8-го класса, обучающегося по программе 11-летней школы, такова. На повышенном уровне ребята желают изучать следующие предметы: русский язык и литература – 77%, информатика – 38%; на углубленном – математика, физика и информатика по 5,8%. Таким образом, ученики выбирают 2 направления допрофильного обучения: физико-математическое и филологическое. Сравнивая результаты «Карты интересов» и «ДДО», можно сделать вывод, что учащиеся отдают предпочтение профессиям типа «человек-человек» и «человек – знаковые системы», что соответствует выбранным направлениям допрофильного обучения. Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы: а) надежность системы профильного обучения определяется степенью сформированности интересов и способностей учащихся; б) ранняя профилизация, проведенная через диагностический блок, способствует формированию образовательного запроса, осознанному выбору профессиональных предпочтений. С целью повышения результативности профильного обучения можно рекомендовать администрации школы введение в школьный компонент курсов по выбору, которые будут изучаться не год, как обычно, а полгода. В целом учащиеся за 4-5 лет могут изучить при такой системе до 20 курсов по выбору, что будет способствовать лучшей профессиональной ориентации учащихся. Таким образом, данная деятельность позволит большинству учащихся уже на ступени допрофильной подготовки ощущать для себя связующую нить между «я хочу» и «я могу».
|