Страница 9 из 13
Роль психологической службы в профессиональном и личностном самоопределении учащихся
И.Г.Белокурская, педагог-психолог УО « ГОСШ № 21 г. Могилева»
В современной педагогике существует проблема обеспечения профессионального самоопределения учащихся. Решается эта проблема в совместной деятельности педагогов, психологов, родителей и самих учащихся. В связи с необходимостью реализации "Концепции профильного обучения и организации допрофильной подготовки" центр тяжести деятельности в этом направлении смещается с выпускных классов в среднее и даже младшее звено школы. В СШ №21 г. Могилева имеется опыт формирования профильных классов и организации допрофильной подготовки. На каждом возрастном этапе реализуются различные цели профориентационной работы. В начальной школе главным является формирование интереса к профессиональной деятельности, положительного отношения к труду, осознание смысла профессиональной деятельности и его общественного значения. В базовой школе – знакомство с профессиями и миром труда, формирование профессиональной направленности личности, формирование адекватной самооценки собственных способностей и склонностей, формирование профессионального самосознания. В средней школе – определение профессиональных предпочтений и намерений, соответствие их возможностям и склонностям учащихся. В школе профориентационная работа ведется по следующим направлениям: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультации. Профдиагностика и профконсультации являются основной работой психологической службы. В соответствии с возрастной периодизацией и целями профориентационной работы нами используются следующие диагностические методики. В начальной школе проводится диагностика спектра профессионально окрашенных фантазий ребенка, диагностика зарождения интересов к профессиям, диагностика мотивационной сферы с помощью рисуночных методик, анкетирования. На основе полученных результатов проводится работа с родителями с целью обеспечения разностороннего развития ребенка, предупреждения ранней специализации образования. Консультации для педагогов направлены на овладение ими спектром диагностических методик, приемами активизирующих игр, активными формами работы с учащимися, способами корректировки стиля деятельности. В базовой школе продолжается работа по личностному и профессиональному самоопределению учащихся. Для мониторинга процесса становления личности учащегося используются индивидуальные карты, в которых немаловажную роль играет профориентационный раздел. В нем отслеживается динамика интересов и склонностей учащегося, полученная с помощью методик: дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова (ДДО), методики "Карта интересов", анкетирования. На этом этапе первостепенная роль отводится профконсультированию учащихся, обеспечивающему развитие профессионального самосознания и такого его компонента, как профессиональная Я – концепция (представления о себе как субъекте профессиональной деятельности). Этому способствуют не только индивидуальные профконсультации, но и массовые формы работы: тренинговые занятия, факультативы, курсы по выбору "Познай себя", "Основы выбора профессии", курс "Мое профессиональное будущее", вводимый в соответствии с "Концепцией профильного обучения". Эффективность данной работы определяется тем, насколько грамотно, осознанно учащиеся выбирают направления своей предпрофильной подготовки. Работу с родителями педагогу-психологу необходимо строить в ключе взаимодоверия, взаимоуважения, преодоления желания родителей реализовать в ребенке собственные несостоявшиеся мечты, ориентировки на максимальный учет интересов и возможностей ребенка. На старшей ступени школы предпочтение отдается методикам, которые позволяют отследить уровень сформированности и осознанности жизненных планов учащихся, их увлечения, профессиональные намерения и предпочтения, степень удовлетворенности образовательными услугами. Наиболее целесообразно использовать для этого методики "Тип личности" Дж.Холланда, "Профессиональные намерения", "Сфера профессиональных предпочтений". На основе полученных результатов проводятся индивидуальные консультации с учащимися, строится система занятий по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся. Благодаря этому он может оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности, избежать типичных ошибок в выборе профессии. Совместные усилия педагогов, психологов школы должны привести к психологически обоснованному выбору путей профессионального образования и профессиональной подготовки учащихся.
|