Страница 2 из 13
Диагностика интересов и склонностей учащихся
Т.В.Бахмат, педагог-психолог УО «ГОСШ № 32 г. Могилева»
В Республике Беларусь сложилась четкая система работы с одаренными учащимися, которая зафиксирована в программе «Одаренные дети». Эта программа предусматривает, кроме прочего, осуществление дифференцированного обучения, формирование классов с углубленным изучением предметов. Основной тенденцией современного этапа развития общества является высокая степень дифференциации знаний, все более узконаправленная специализация трудовой деятельности. Развитие общества в настоящее время направлено на все более существенную стратификацию всех сторон жизнедеятельности, что приводит к углублению различий между отдельными индивидуумами и их группами. В связи с этим исчезает возможность обеспечения качественно одинакового уровня подготовки учащихся по всем учебным предметам, снабжения каждого молодого человека полным набором знаний, умений и навыков, обеспечивающих основу освоения всех видов будущей профессиональной деятельности. Осуществляется переориентация образования на старшей ступени школы с унифицированного, рассчитанного на среднего ученика, на дифференцированное, профильное обучение с учетом потребностей, запросов и интересов учащихся. Непосредственным и явным воплощением этой переориентации стало введение профильного обучения в средних общеобразовательных школах. В средней школе № 32 г. Могилева разработана система работы по организации профильного обучения с целью изучения потребностей и запросов учащихся и их родителей, интересов и склонностей учащихся. На первом этапе проводится анкетирование учащихся 8-х и 9-х классов и их родителей с целью изучение мнения учащихся и родителей по организации профильного обучения в учреждении образования. На втором этапе реализуется изучение уровня обучаемости учащихся по основным предметам. На третьем этапе проводится изучение интересов и склонностей учащихся. Изучение интересов, способностей учащихся может осуществляться различными способами – от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников. Мы используем модифицированный вариант методики «Карта интересов». Использование данной методики позволяет предварительно проанализировать интересы, близкие к 8 видам деятельности :биология, география, физика, химия, история, литература, математика, иностранные языки. Исследование проводится в группах (классах). Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывает педагог-психолог. По результатам исследования проводятся классные часы для учащихся. По результатам всех исследований проводятся родительские собрания с целью ознакомления с полученными данными об их детях и сопоставлением результатов всех методик. В итоге, при выборе профиля обучения учитываются не только запросы и пожелания учащихся и их родителей, но и интересы и способности учащихся.
Диагностика интересов и склонностей, формирование «Карты интересов учащихся» – одно из условий качества профильного обучения
И.Г.Лисовская, педагог-психолог УО «Государственная гимназия №4 г.Могилёва»
Обучение в гимназии предполагает углубленную программу профильной и предпрофильной подготовки. Перспективные цели гимназии – развитие образования в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и государства, организация профильного обучения и формирования у учащихся устойчивых познавательных интересов. Одна из задач гимназии – разработка и внедрение в практику УВП разноуровневых образовательных программ для профильных классов. В данном направлении работа ведется всем педагогическим коллективом, заинтересованным в повышении результативности работы. Педагог-психолог ведет работу по сопровождению этих процессов в два этапа:
- Работа в предпрофильных классах.
- Работа в профильных классах.
Диагностика интересов и склонностей:
- учащихся (ШТУР, анкетирование по мотивации обучения, карта интересов);
- родителей (анкетирование по мотивации обучения, модификация карты интересов);
- педагогов (анкетирование по мотивации обучения, модификация карты интересов, характеристика по качествам личности).
Составление «Карты интересов» проводится на основе реальной оценки своих возможностей учащимися, сопоставления оценок возможностей учащихся родителями, а также оценки отношения учащихся к предметам педагогами. Схема 1
Я могу Я хочу Я смогу =>
Формирование профиля класса
При организации обучения по профилю учитываются не только мнения родителей, учащихся, но и реальные возможности гимназии. Сформированная «Карта интересов» по отдельным учащимся и по классу в целом обрисовывает картину по гимназии по способностям и интересам наших воспитанников. По завершению диагностического этапа для составления целостной программы работы педагогом-психологом проводятся:
- родительские собрания с участием администрации и педагога-психолога;
- классные часы в предпрофильных и профильных классах;
- занятия с элементами тренинга по подготовке к тестированию.
В качестве оценки результативности работы в предпрофильных и профильных классах можно указать количество поступающих в вузы: по 2004/2005 учебному году: закончили 11 класс 46 учащихся – поступили в вуз – 32 выпускника.
|