Страница 8 из 13
Портфолио ученика – одна из форм повышения эффективности процесса обучения
О.А.Савченко, учитель истории, руководитель постоянно-действующего семинара «Профильное обучение: новые подходы» (УО «ГОСШ № 21 г. Могилева»)
Одной из образовательных технологий, которая направлена на повышение эффективности процесса обучения и поддерживает компетентно-ориентированный подход в образовании, является технология работы с портфолио ученика. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и становится важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Круг задач, решаемых портфолио, очень широк: постоянно поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умения ставить цели; планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Цель создания портфолио может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. При работе с портфолио деятельность учащегося сводится к следующему: организация самоконтроля; осознание процесса учения, освоения определенной деятельности; оценивание своих достижений и возможностей, собственного продвижения. Одна из причин отставания учащихся в учении – это слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Портфолио помогает решить проблему оценки образовательных результатов. С его помощью можно конструировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения. В настоящее время вопрос о портфолио все больше интересует педагогическую общественность. В учебных учреждениях формируется опыт создания и использования портфолио. Деятельность педагогов СШ № 21 по этой проблеме осуществлялась в рамках работы постоянно-действующего семинара: «Профильное обучение: новые подходы». Для начала работы в этом направлении можно рекомендовать: изучение литературы о портфолио; выпуск методического бюллетеня по данной теме; проведение семинара-практикума «Профильное обучение: новые подходы»; изучение различных вариантов портфолио; разработка единого образца портфолио. Педагогами нашей школы были определены рубрики портфолио, порядок комплектования, перечень необходимых документов, система оценивания, оформление, определены обязанности участников процесса введения портфолио. Результатом данной работы стали создание «Памятки учащемуся по составлению портфолио» и разработка «Положения о портфолио». Согласно «Положению о портфолио учащегося школы» его можно использовать в качестве подтверждения постоянства интересов учащихся при зачислении в классы предпрофильной подготовки и профильные классы. Причём в масштабах школы возможна реализация варианта преимущественного зачисления учащегося в такие классы с более высоким рейтингом портфолио и меньшим значением академической успеваемости, т.к. интерес ученика к выбранному профилю подтверждается в деятельности. Освоение метода портфолио в белорусской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, формирующих некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества.
|