На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения - Психологическое сопровождение инновационного проекта "Модель мультипрофильного обучения на старшей ступени гимназии"
Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения - Психологическое сопровождение инновационного проекта "Модель мультипрофильного обучения на старшей ступени гимназии"
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения
Диагностика интересов и склонностей учащихся
Деятельность педагога-психолога по сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения
Роль диагностики в определении стратегии профильного обучения в школе
От диагностики – к модели профильного обучения
Диагностика и развитие сферы интересов и способностей учащихся
Основные подходы психолога к сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся
Портфолио ученика – одна из форм повышения эффективности процесса обучения
Роль психологической службы в профессиональном и личностном самоопределении учащихся
Психологическое сопровождение инновационного проекта "Модель мультипрофильного обучения на старшей ступени гимназии"
Профориентационная работа - важнейшее условие предпрофильной и профильной подготовки учащихся
Формы и методы профориентационной работы с учащимися
Организация психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся Межисетской школы
Все страницы

 

Психологическое сопровождение инновационного проекта «Модель мультипрофильного обучения на старшей ступени гимназии»

Е.Г.Старченко, педагог-психолог (УО «Гимназия № 1 г. Бобруйска»)

Сегодня все чаще упоминается мысль о том, что профильное обучение с психологической точки зрения является попыткой совместить задачи подросткового и юношеского возрастов. С одной стороны, в период школьного обучения психическое развитие еще не завершено и поэтому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, довольно рано от подростка требуется профессиональное самоопределение, свойственное больше юношескому возрасту.
Перед учащимися, находящимися на уровне предпрофильной подготовки, стоит задача не только определить для себя будущее профессиональное направление, но и выбрать конкретное учебное заведение, а исходя из этого, выбрать предметы для изучения их на повышенном либо углубленном уровне. Не все учащиеся этого возраста способны сделать окончательный выбор в силу следующих факторов:
1) возрастных особенностей
2) индивидуальных особенностей (не всегда в должной степени сформированы ответственность, целеустремленность и другие черты личности, необходимые при профессиональном самоопределении).
Учитывая данные проблемы, которые возникают перед учащимися в период перехода на мультипрофильное обучение, психологическая служба определила для себя следующие цели сопровождения инновационного проекта по апробации мультипрофильного обучения:
1. Предпрофильная подготовка:

  • 7 классы: развитие умения делать выбор, развитие ответственности;
  • 8 классы: помощь в оценке своих способностей и склонностей, формировании адекватной самооценки;
  • 9 классы: углубленная профориентация учащихся, помощь в самоопределении.

2. Сопровождение адаптационного периода 10-классников к модели мультипрофильного обучения.
3. Психологическая поддержка учащихся 11 многопрофильных классов. Для реализации данных целей были поставлены следующие задачи:
Диагностические:
1. Выявление личностных особенностей 7-классников (реализовывалась через тестирование, анкетирование, составление совместно с классным руководителем Карты класса).
2. Диагностика способностей и склонностей 8-классников (анкетирование детей, родителей, педагогов).
3. Индивидуальная и групповая профориентационная диагностика учащихся 9 классов (тесты профессиональной направленности, личностные тесты).
4. Выявление мнений, установок учащихся 9 классов, их родителей и педагогов о системе мультипрофильного обучения.
5. Изучение познавательной активности учащихся 10 и 11 многопрофильных классов; изучение мотивации достижения учащихся 10 классов; диагностика уровня тревожности учащихся 10 и 11 классов; отслеживание эмоционального отношения к учению, проблемы физической и психической перегрузки учащихся этих параллелей; выявление наиболее приемлемых для каждого ученика, наиболее понравившихся форм работы в рамках урока.
Психопрофилактические и психопросветителъские:

  • Предоставление информации учащимся 8 и 9 классов и их родителям об областях профессиональной деятельности и необходимых для той или иной области личностных качествах и способностях.
  • Предоставление старшеклассникам и педагогам информации об особенностях эффективной работы в малых группах.
  • Предоставление старшеклассникам и их родителям информации о способах организации самостоятельной учебной деятельности в целях наиболее эффективной подготовки к экзаменам за курс общеобразовательной школы, прохождению централизованного тестирования и вступительным экзаменам в ВУЗы.
  • Рассмотрение вопросов работы с одаренными детьми, использования новых педагогических технологий в работе с малыми учебными группами (на заседаниях творческих групп учителей-предметников).

Развивающие:

  • Проведение занятий с учащимися 7–9 классов, направленных на формирование их жизненных и профессионально-образовательных планов (в рамках классных часов, факультативов, индивидуальных и групповых консультаций).
  • Проведение совместных родительских собраний (родители, учащиеся 9 класса, педагоги, психолог, педагог социальный) по выработке критериев выбора профиля, обсуждению дальнейшей образовательной траектории учеников.
  • Индивидуальное и групповое консультирование учащихся 10 и 11 классов по вопросам адаптации в новом коллективе, выработке индивидуального стиля деятельности, личностного роста и другим
    возникающим вопросам.
  • Консультирование родителей старшеклассников по проблемам успешной адаптации к системе мультипрофильного обучения и другим проблемам.

Особенностью является то, что в 7 – 9 классах психологическое сопровождение осуществляется в основном в форме работы с классом в целом, тогда как в 10 и 11 многопрофильных классах предметно-групповая система проведения учебных занятий практически не позволяет психологу встречаться с классом в целом, и основными формами работы становятся индивидуальные беседы и консультации.
Осуществляется работа традиционно в двух режимах:

  • по запросу администрации, классных руководителей, родителей, учащихся;
  • по плану психологического сопровождения

По результатам проводимых психологической службой исследований в многопрофильных параллелях можно сделать выводы.
К модели мультипрофильного обучения старшеклассники адаптируются успешно, об этом говорит преобладание высокой познавательной активности, высокой мотивации достижения учащихся, снижение в течение адаптационного года уровня тревожности.
На этапе вхождения в систему мультипрофильного обучения, в начале адаптационного периода повышенная тревожность некоторых учащихся 10 классов объясняется чувством неопределенности, непривычности к новым формам работы, необходимостью работы с непривычной группой. Но, если в начале учебного года напряжение вызывала необходимость на каждом уроке работать с новым коллективом, то в конце года это отмечается детьми как большой плюс. Это говорит о том, что система мультипрофильного обучения позволяет воспитывать адаптивность к разным условиям и группам, разному микроклимату.
Выявленные по опросам учащихся 10 и 11 мультипрофильных групп трудности, которые мешают успешной и быстрой адаптации к этой системе, позволили обратить особое внимание 9-классников, детей более младших параллелей, педагогов именно на эти моменты.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.