На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 4
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 4
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 4
Комплексный подход к сохранению здоровья учащихся
Репродуктивное здоровье как предмет междисциплинарного исследования
Все страницы

Валеологическое образование будущего учителя – условие для создания здоровьесберегающей среды в школе

Т.Ю.Крестьянинова

Все возрастающее внимание общества к вопросам формирования здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения обусловлено обострением глобальных проблем цивилизации и ухудшением состояния здоровья людей в большинстве стран.
Как показывают исследования, 30% первоклассников имеют 2-ю и 3-ю группу здоровья.

В Беларуси и России до 80% выпускников имеют отклонения в здоровье, около 60% имеют ограничения к тем или иным видам деятельности, среди студентов ВУЗов отклонения в здоровье отмечаются у 60-80% [1]. Таким образом, потеря здоровья за время обучения в школе составляет 30-50%. В связи с этим одна из главных задач педагогического коллектива школы заключается в создании и развитии здоровьесберегающей среды, что требует соответствующей теоретической и практической подготовки педагогов.
Формирование готовности будущих учителей к созданию здоровьесберегающей атмосферы в школе требует анализа нескольких моментов в рамках изучения в ВУЗе таких предметов, как анатомия, физиология, основы медицинских знаний, валеология, психология, школьная и социальная педагогика.
Во-первых, анализ причин утраты здоровья школьников во время обучения.
Во-вторых, формирование представления о здоровьесберегающей среде школы.
В-третьих, умение моделировать поведенческие и средовые факторы для достижения планируемого результата.
Многочисленные попытки поиска причины ухудшения состояния здоровья школьников за время обучения приводит исследователей к одному феномену – перегрузка [2]. Причины школьной перегрузки кроются в:
1) обилии уроков и обилии изучаемого материала. 12-летнее обучение, призванное разгрузить ученика, привнесло в образовательный компонент изучение ряда дополнительных дисциплин. А переход к 11-летнему среднему образованию – необходимость осваивать программы фундаментальных наук в два раза быстрее;
2) сокращении времени на изучение базовых предметов, вызывающем увеличение объема домашних заданий с одновременным расширением учебных программ. В итоге ученики, желающие остаться в числе успевающих, вынуждены часть учебных заданий выполнять с помощью родителей и репетиторов;
3) перегрузке учителей несвойственными данной профессии обязанностями, что заставляет все чаще рассчитывать на самообразование и самовоспитание ученика;
4) ориентировке на выполнение заданий централизованного тестирования, что приводит к неосмысленному зазубриванию больших объемов информации с потерей формирования единой системы представлений об окружающем мире;
5) учебно-методическом обеспечении, не соответствующем программам изучаемых предметов, изобилующем сложностью формулировок и подачи материала, что требует усиленной концентрации внимания и обращения к дополнительным источникам для должного усвоения темы;
6) кадровом обеспечении, т.е. работе в системе образования педагогов, имеющих лишь смутное представление о здоровьесберегающих технологиях;
7) организации занятий или расписании уроков. Нарушение равномерности сочетания разных предметов и видов деятельности может также привести к перегрузке учащихся, отрицательно сказаться на их самочувствии и здоровье;
8) классно-урочной форме организации занятий. При обучении в условиях, не соответствующих санитарным правилам и нормам по температуре, влажности воздуха, освещенности учебных мест, площади класса на одного ученика и другим параметрам, возникает бытовая перегрузка;
9) оценивании школьников, результатом которого является постоянный психологический дискомфорт, предстрессовое состояние, а зачастую и стресс.
Будущий учитель должен иметь четкое представление о компонентах здоровьесберегающей среды школы, которыми являются:

 

  • оптимизация уровня образовательной нагрузки для каждого ученика;
  • оптимизация системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • оптимизация системы внеклассных и внеурочных мероприятий;
  • оптимизация системы физкультурно-массовых мероприятий;
  • оптимизация системы психологической помощи учащимся;
  • благоприятный микроклимат [3].

Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику в школе реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма ребенка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе. Перманентная взаимная адаптация возможностей ученика и образовательной среды является основой комплексной стратегии улучшения здоровья школьников. Этому же способствует формирование и развитие валеологических знаний, умений и навыков у будущих учителей.
Следовательно, валеологическое образование в ВУЗе должно быть направлено на:

  • изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценную и безопасную жизнедеятельность и реализацию способностей и потребностей личности;
  • ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
  • изучение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;
  • комплексное изучение основ безопасной жизнедеятельности, ориентированное на формирование у учащихся общественно значимой системы личностных и социальных ценностей;
  • подготовленности к оценке состояния органов и систем организма ученика ("я могу"), состояния психической сферы ("я хочу"), состояния системы мотивации ("я должен");
  • формирование осознанного отношения будущего педагога к своему психо-физиологическому здоровью.

Данные задачи решаются в УО "ВГУ им П.М.Машерова" при изучении дисциплин биологического цикла.
Литература

  1. Кунцевич, З.С. Валеологическое образование / З.С.Кунцевич, А.В.Косинец, А.В. Козулин. – Витебск: ВГМУ, 2004. – 244с.
  2. Зданович, В.М. Десять причин перегрузок школьников / В.М.Зданович // Адукацыя i выхаванне. 2007. - №2. с. 5-10.
  3. Сопновский, И.Б. Цели, условия и содержание валеологической программы школы / И.Б.Сопновский // Завуч. –2004. - №8. с. 46-58.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.