Страница 1 из 3 Валеологическое образование будущего учителя – условие для создания здоровьесберегающей среды в школе
Т.Ю.Крестьянинова
Все возрастающее внимание общества к вопросам формирования здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения обусловлено обострением глобальных проблем цивилизации и ухудшением состояния здоровья людей в большинстве стран. Как показывают исследования, 30% первоклассников имеют 2-ю и 3-ю группу здоровья.
В Беларуси и России до 80% выпускников имеют отклонения в здоровье, около 60% имеют ограничения к тем или иным видам деятельности, среди студентов ВУЗов отклонения в здоровье отмечаются у 60-80% [1]. Таким образом, потеря здоровья за время обучения в школе составляет 30-50%. В связи с этим одна из главных задач педагогического коллектива школы заключается в создании и развитии здоровьесберегающей среды, что требует соответствующей теоретической и практической подготовки педагогов. Формирование готовности будущих учителей к созданию здоровьесберегающей атмосферы в школе требует анализа нескольких моментов в рамках изучения в ВУЗе таких предметов, как анатомия, физиология, основы медицинских знаний, валеология, психология, школьная и социальная педагогика. Во-первых, анализ причин утраты здоровья школьников во время обучения. Во-вторых, формирование представления о здоровьесберегающей среде школы. В-третьих, умение моделировать поведенческие и средовые факторы для достижения планируемого результата. Многочисленные попытки поиска причины ухудшения состояния здоровья школьников за время обучения приводит исследователей к одному феномену – перегрузка [2]. Причины школьной перегрузки кроются в: 1) обилии уроков и обилии изучаемого материала. 12-летнее обучение, призванное разгрузить ученика, привнесло в образовательный компонент изучение ряда дополнительных дисциплин. А переход к 11-летнему среднему образованию – необходимость осваивать программы фундаментальных наук в два раза быстрее; 2) сокращении времени на изучение базовых предметов, вызывающем увеличение объема домашних заданий с одновременным расширением учебных программ. В итоге ученики, желающие остаться в числе успевающих, вынуждены часть учебных заданий выполнять с помощью родителей и репетиторов; 3) перегрузке учителей несвойственными данной профессии обязанностями, что заставляет все чаще рассчитывать на самообразование и самовоспитание ученика; 4) ориентировке на выполнение заданий централизованного тестирования, что приводит к неосмысленному зазубриванию больших объемов информации с потерей формирования единой системы представлений об окружающем мире; 5) учебно-методическом обеспечении, не соответствующем программам изучаемых предметов, изобилующем сложностью формулировок и подачи материала, что требует усиленной концентрации внимания и обращения к дополнительным источникам для должного усвоения темы; 6) кадровом обеспечении, т.е. работе в системе образования педагогов, имеющих лишь смутное представление о здоровьесберегающих технологиях; 7) организации занятий или расписании уроков. Нарушение равномерности сочетания разных предметов и видов деятельности может также привести к перегрузке учащихся, отрицательно сказаться на их самочувствии и здоровье; 8) классно-урочной форме организации занятий. При обучении в условиях, не соответствующих санитарным правилам и нормам по температуре, влажности воздуха, освещенности учебных мест, площади класса на одного ученика и другим параметрам, возникает бытовая перегрузка; 9) оценивании школьников, результатом которого является постоянный психологический дискомфорт, предстрессовое состояние, а зачастую и стресс. Будущий учитель должен иметь четкое представление о компонентах здоровьесберегающей среды школы, которыми являются:
- оптимизация уровня образовательной нагрузки для каждого ученика;
- оптимизация системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
- оптимизация системы внеклассных и внеурочных мероприятий;
- оптимизация системы физкультурно-массовых мероприятий;
- оптимизация системы психологической помощи учащимся;
- благоприятный микроклимат [3].
Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику в школе реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма ребенка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе. Перманентная взаимная адаптация возможностей ученика и образовательной среды является основой комплексной стратегии улучшения здоровья школьников. Этому же способствует формирование и развитие валеологических знаний, умений и навыков у будущих учителей. Следовательно, валеологическое образование в ВУЗе должно быть направлено на:
- изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценную и безопасную жизнедеятельность и реализацию способностей и потребностей личности;
- ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
- изучение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;
- комплексное изучение основ безопасной жизнедеятельности, ориентированное на формирование у учащихся общественно значимой системы личностных и социальных ценностей;
- подготовленности к оценке состояния органов и систем организма ученика ("я могу"), состояния психической сферы ("я хочу"), состояния системы мотивации ("я должен");
- формирование осознанного отношения будущего педагога к своему психо-физиологическому здоровью.
Данные задачи решаются в УО "ВГУ им П.М.Машерова" при изучении дисциплин биологического цикла. Литература
- Кунцевич, З.С. Валеологическое образование / З.С.Кунцевич, А.В.Косинец, А.В. Козулин. – Витебск: ВГМУ, 2004. – 244с.
- Зданович, В.М. Десять причин перегрузок школьников / В.М.Зданович // Адукацыя i выхаванне. 2007. - №2. с. 5-10.
- Сопновский, И.Б. Цели, условия и содержание валеологической программы школы / И.Б.Сопновский // Завуч. –2004. - №8. с. 46-58.
|