На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 4 - Репродуктивное здоровье как предмет междисциплинарного исследования
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 4 - Репродуктивное здоровье как предмет междисциплинарного исследования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 4
Комплексный подход к сохранению здоровья учащихся
Репродуктивное здоровье как предмет междисциплинарного исследования
Все страницы

Репродуктивное здоровье как предмет междисциплинарного исследования

Е.Д.Смоленко

Для большинства стран СНГ важнейшей задачей современности является регулирование демографических процессов в новых экономических условиях. На государственном уровне происходит переосмысление стратегической цели, задач и национальных приоритетов, разрабатывается особая демографическая политика [1].
Коррекция процессов прироста населения приобретает особую значимость для Республики Беларусь, что обусловлено сложившейся в ней демографической ситуацией, характеризующейся тенденциями депопуляции, снижения рождаемости, увеличения смертности во всех возрастных группах, сокращения ожидаемой продолжительности жизни и изменением характера миграционных процессов [2]. Не вызывает сомнения тот факт, что последствия кризисного состояния детородной активности граждан будут ощутимы для государства на протяжении жизни многих поколений.
Следует помнить о том, что здоровье человека определяется условиями его развития во внутриутробном и неонатальном периодах, в детстве и подростковом возрасте. Взрослея и вступая в фертильный период, подростки зачастую имеют ряд серьезных заболеваний, что не дает оснований для радужных прогнозов здоровья будущих поколений. В таких условиях особую значимость приобретает сохранение и укрепление репродуктивного здоровья молодежи.
Под репродуктивным здоровьем (reproductive health), согласно рекомендациям Каирской Программы действий Международной конференции по вопросам народонаселения и развития [3], подразумевается состояние полного физического и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушений ее функций или процессов в ней. Улучшение репродуктивного здоровья народонаселения Республики Беларусь как основной составляющей здоровья нации является приоритетным направлением деятельности правительства, систем образования и здравоохранения.
Согласно результатам социологических исследований, в последние годы отмечается повышение сексуальной активности молодежи, снижается средний возраст первого полового контакта и увеличивается количество половых партнеров. Это создает предпосылки для распространения инфекций, передающихся половым путем. Высока степень вероятности нежелательной беременности и абортов среди девушек подросткового возраста. Нередко на этом фоне утрачивается способность молодых людей к деторождению. В этой связи возрастает роль учителя, способного предотвратить трагический исход в жизни будущих мужчин и женщин. Неопровержимым фактом является то, что только осведомленный в медико-социальных вопросах человек способен должным образом воспитывать молодое поколение.
Вопросам сохранения репродуктивного здоровья человека в процессе университетского образования уделяется большое внимание [4]. Освещению этой проблемы посвящены крупные разделы таких учебных курсов, как: "Основы медицинских знаний", "Здоровый образ жизни", "Профилактика СПИДа и наркомании" и "Валеология", изучаемых студентами всех факультетов. В процессе подготовки специалистов биологических специальностей предусмотрено детальное изучение:

  • основных этапов формирования и развития организма будущих родителей ("Возрастная анатомия и физиология");
  • анатомических и физиологических особенностей мужского и женского организмов ("Анатомия и физиология");
  • генетических нарушений и наследственных заболеваний ("Генетика", "Антропогенетика");
  • возрастных анатомо-физиологических особенностей ("Возрастная анатомия и физиология");
  • правил личной и интимной гигиены человека ("Медико-социальные основы здоровья");
  • влияния вредных факторов и загрязнения окружающей среды на организм человека ("Ксенобиология").

В процессе изучения будущими педагогами предмета "Основы медицинских знаний" особая заинтересованность обнаруживается при освещении проблем, касающихся сохранения репродуктивного здоровья нации [5]. Существенным образом меняется оценка юношами и девушками различных возрастных групп значимости для них излагаемых на занятиях вопросов раздела "Охрана материнства и детства". Молодые люди, постепенно проходящие основные периоды взросления и формирования личности учителя, не всегда способны одномоментно оценить всю важность этой проблемы. На начальных этапах (17-20 лет) изучение дисциплины расценивается ими как возможность приобщения к миру взрослых людей. В этом возрасте студенты очень внимательны и эмоциональны при обсуждении следующих вопросов: пубертантный период в норме, причины и признаки преждевременного и запаздывающего полового созревания; особенности репродуктивной системы мужчины и женщины; "фертильный" и "нефертильный" периоды менструального цикла; механизм зачатия; воспалительные заболевания гениталий; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; современные средства и методы мужской и женской контрацепции; интимная гигиена мужчины и женщины; гигиена половой жизни.
У студентов старших курсов (в возрасте от 21 до 23 лет) возрастает интерес к таким моментам, как: внутриутробный период развития ребенка; профилактика врожденных уродств и аномалий развития плода; наследственная патология; негативное воздействие вредных привычек родителей на формирование организма ребенка; особенности родовспоможения в норме и при патологии; последствия перенесенных искусственных абортов для организма женщины; планирование семьи и профилактика абортов; невынашивание беременности; причины бесплодных браков; девиантное сексуальное поведение и его формы; сексуальные расстройства и импотенция у мужчин.
Большинство выпускников, стоящих на пороге самостоятельной педагогической деятельности, с энтузиазмом выполняют учебно- и научно-исследовательские работы и готовятся к практическим занятиям, посвященным уходу за новорожденными и их кормлению, патологии детского возраста.
Вопросы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья рассматриваются не только в ходе учебного процесса. Сотрудниками кафедры подготовлены и изданы учебно-методические материалы для кураторов студенческих групп "Репродуктивное здоровье женщины", "Репродуктивное здоровье мужчины" и "СПИД и его профилактика" [6,7]. На кафедре анатомии, физиологии и валеологии человека создан и функционирует кабинет "Здорового образа жизни", оснащенный наглядными пособиями и современной учебно-методической литературой.

Литература

  1. Пресс-релиз к пресс-конференции с участием представителей Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), посвященной Центрам здоровья молодежи. - 17.08.2006.
  2. Пресс-релиз "Национальная программа демографической безопасности РБ: состояние, проблемы и пути реализации" - 13.08.2007.
  3. Программы действий Международной конференции по вопросам народонаселения и развития.- Каир, 1994.
  4. Смоленко, Е.Д. Репродуктивное здоровье молодежи: актуальность и опыт изучения проблемы в студенческой среде / Е.Д.Смоленко // Проблемы врачебной этики в современном мире: Тезисы III международной медицинской конференции. – Минск: УП "Изд-во "Про Христо", 2007. - С. 74-78.
  5. Смоленко Е.Д. Репродуктивное здоровье женщины: отношение к проблеме в студенческой среде / Е.Д.Смоленко, И.М.Прищепа // Экологическая антропология (ежегодник). – Минск: Изд-во Белорусского комитета "Дети Чернобыля", 2006. – С. 100-103.
  6. Смоленко, Е.Д. Репродуктивное здоровье мужчины: учебно-методические материалы для кураторов студенческих групп / Е.Д.Смоленко, И.М.Прищепа. - Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2006. - 61 с.
  7. Смоленко, Е.Д. Репродуктивное здоровье женщины: учебно-методические материалы для кураторов студенческих групп / Е.Д.Смоленко, И.М.Прищепа. - Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2005. - 62 с.

[1] [2] [3] [4] [5]

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.2. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.