На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 4
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 4
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 4
Комплексный подход к сохранению здоровья учащихся
Репродуктивное здоровье как предмет междисциплинарного исследования
Все страницы

Валеологическое образование будущего учителя – условие для создания здоровьесберегающей среды в школе

Т.Ю.Крестьянинова

Все возрастающее внимание общества к вопросам формирования здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения обусловлено обострением глобальных проблем цивилизации и ухудшением состояния здоровья людей в большинстве стран.
Как показывают исследования, 30% первоклассников имеют 2-ю и 3-ю группу здоровья.

В Беларуси и России до 80% выпускников имеют отклонения в здоровье, около 60% имеют ограничения к тем или иным видам деятельности, среди студентов ВУЗов отклонения в здоровье отмечаются у 60-80% [1]. Таким образом, потеря здоровья за время обучения в школе составляет 30-50%. В связи с этим одна из главных задач педагогического коллектива школы заключается в создании и развитии здоровьесберегающей среды, что требует соответствующей теоретической и практической подготовки педагогов.
Формирование готовности будущих учителей к созданию здоровьесберегающей атмосферы в школе требует анализа нескольких моментов в рамках изучения в ВУЗе таких предметов, как анатомия, физиология, основы медицинских знаний, валеология, психология, школьная и социальная педагогика.
Во-первых, анализ причин утраты здоровья школьников во время обучения.
Во-вторых, формирование представления о здоровьесберегающей среде школы.
В-третьих, умение моделировать поведенческие и средовые факторы для достижения планируемого результата.
Многочисленные попытки поиска причины ухудшения состояния здоровья школьников за время обучения приводит исследователей к одному феномену – перегрузка [2]. Причины школьной перегрузки кроются в:
1) обилии уроков и обилии изучаемого материала. 12-летнее обучение, призванное разгрузить ученика, привнесло в образовательный компонент изучение ряда дополнительных дисциплин. А переход к 11-летнему среднему образованию – необходимость осваивать программы фундаментальных наук в два раза быстрее;
2) сокращении времени на изучение базовых предметов, вызывающем увеличение объема домашних заданий с одновременным расширением учебных программ. В итоге ученики, желающие остаться в числе успевающих, вынуждены часть учебных заданий выполнять с помощью родителей и репетиторов;
3) перегрузке учителей несвойственными данной профессии обязанностями, что заставляет все чаще рассчитывать на самообразование и самовоспитание ученика;
4) ориентировке на выполнение заданий централизованного тестирования, что приводит к неосмысленному зазубриванию больших объемов информации с потерей формирования единой системы представлений об окружающем мире;
5) учебно-методическом обеспечении, не соответствующем программам изучаемых предметов, изобилующем сложностью формулировок и подачи материала, что требует усиленной концентрации внимания и обращения к дополнительным источникам для должного усвоения темы;
6) кадровом обеспечении, т.е. работе в системе образования педагогов, имеющих лишь смутное представление о здоровьесберегающих технологиях;
7) организации занятий или расписании уроков. Нарушение равномерности сочетания разных предметов и видов деятельности может также привести к перегрузке учащихся, отрицательно сказаться на их самочувствии и здоровье;
8) классно-урочной форме организации занятий. При обучении в условиях, не соответствующих санитарным правилам и нормам по температуре, влажности воздуха, освещенности учебных мест, площади класса на одного ученика и другим параметрам, возникает бытовая перегрузка;
9) оценивании школьников, результатом которого является постоянный психологический дискомфорт, предстрессовое состояние, а зачастую и стресс.
Будущий учитель должен иметь четкое представление о компонентах здоровьесберегающей среды школы, которыми являются:

 

  • оптимизация уровня образовательной нагрузки для каждого ученика;
  • оптимизация системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • оптимизация системы внеклассных и внеурочных мероприятий;
  • оптимизация системы физкультурно-массовых мероприятий;
  • оптимизация системы психологической помощи учащимся;
  • благоприятный микроклимат [3].

Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику в школе реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма ребенка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе. Перманентная взаимная адаптация возможностей ученика и образовательной среды является основой комплексной стратегии улучшения здоровья школьников. Этому же способствует формирование и развитие валеологических знаний, умений и навыков у будущих учителей.
Следовательно, валеологическое образование в ВУЗе должно быть направлено на:

  • изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценную и безопасную жизнедеятельность и реализацию способностей и потребностей личности;
  • ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
  • изучение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;
  • комплексное изучение основ безопасной жизнедеятельности, ориентированное на формирование у учащихся общественно значимой системы личностных и социальных ценностей;
  • подготовленности к оценке состояния органов и систем организма ученика ("я могу"), состояния психической сферы ("я хочу"), состояния системы мотивации ("я должен");
  • формирование осознанного отношения будущего педагога к своему психо-физиологическому здоровью.

Данные задачи решаются в УО "ВГУ им П.М.Машерова" при изучении дисциплин биологического цикла.
Литература

  1. Кунцевич, З.С. Валеологическое образование / З.С.Кунцевич, А.В.Косинец, А.В. Козулин. – Витебск: ВГМУ, 2004. – 244с.
  2. Зданович, В.М. Десять причин перегрузок школьников / В.М.Зданович // Адукацыя i выхаванне. 2007. - №2. с. 5-10.
  3. Сопновский, И.Б. Цели, условия и содержание валеологической программы школы / И.Б.Сопновский // Завуч. –2004. - №8. с. 46-58.

Комплексный подход к сохранению здоровья учащихся

Н.М.Медвецкая

В современном научном понимании здоровье школьника включает комплекс признаков:

  • соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);
  • гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;
  • быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);
  • высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);
  • отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.

Таков современный эталон здоровья школьника. При определении состояния здоровья конкретного учащегося (когда его показатели сравниваются с возрастными стандартами развития) выделяют пять групп здоровья.
I. Здоровые дети и подростки, состояние которых соответствует эталону (по всем пяти комплексным показателям).
II. Дети и подростки, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также пониженную сопротивляемость заболеваниям, повышенную утомляемость. Эти дети составляют группу риска и нуждаются в эффективном оздоровлении, позволяющем им перейти в I группу. Если вовремя не будут приняты меры, то их здоровье может ухудшиться, и школьники переходят в III группу.
III. Дети с наличием хронических заболеваний. Восстановление здоровья требует длительного времени и целой системы оздоровительных мер.
IV. Дети, имеющие хронические заболевания, которые проявляются частыми обострениями. Постоянное болезненное состояние затрудняет их обучение и нередко является основанием для перевода в спецшколу.
V. Дети-инвалиды І–ІІ групп, обучение которых осуществляется только в спецшколах.
Группа здоровья ребенка определяется врачом, но результат должен быть известен всем учителям, работающим в классе, и, прежде всего, классному руководителю.
Важно не допускать ухудшения здоровья детей І группы, вести оздоровительную работу с детьми V группы здоровья.
В человеке должны сочетаться все критерии и признаки здоровья. Только тогда он сможет полноценно выполнять свойственные ему функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни.
Структура заболеваемости – выявление рангового места, которое занимает то или иное заболевание либо группа заболеваний. Первое место от года до 12 лет занимают респираторные и оториноларингологические заболевания, второе – инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта. В подростковом возрасте преобладают заболевания нервной системы и органов чувств (нарушения остроты зрения). Подобного рода структура заболеваемости детей и подростков обусловлена особенностями их иммунной системы, неравномерным развитием основных физиологических систем (нервной, половой, эндокринной и др.), наибольшей чувствительностью в определенные возрастные периоды, которые являются критическими этапами развития. Заболеваемость выпускников школ представлена следующим образом: первая группа – стоматологические заболевания (у 98% выпускников), вторая - терапевтические (гастрит у каждого второго выпускника, гипертензия, вегетативно-сосудистая дистония, пролапс митрального клапана) [1] и ортопедические (нарушения осанки), третья – нарушения остроты зрения (37 – 40% выпускников).
В Республике Беларусь широко распространены заболевания, связанные с радиоактивным загрязнением окружающей среды после аварии на ЧАЭС. Первая группа заболеваний – патология щитовидной железы, включая рак щитовидной железы, вторая группа заболеваний – синдром адаптивных функций организма, или дезинтеграционный синдром. Это нарушения в иммунной, эндокринной, пищеварительной, нервной системах. Третья группа – онкологические заболевания. Четвертая группа – врожденные и наследственные заболевания. Установлено, что за время, прошедшее после чернобыльской катастрофы, значительно увеличилось количество детей с врожденными пороками развития, особенно в районах с высокой плотностью радиоактивного загрязнения.

 

Промежуточные (или третье) состояние человека – это его состояние между здоровьем и болезнью. Поэтому оно сочетает признаки здоровья и болезни. Третье состояние характеризуется следующими симптомами: неврастенией, потерей аппетита, головными болями, общей слабостью, сухостью кожи. По мнению некоторых исследователей, в третьем состоянии находится 75-80% населения.
Но в тоже время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, близорукости, нарушения эндокринных функций из-за недостатка йода, заболевания опорно-двигательного аппарата, вегетососудистая дистония.
Проблема наличия пролапса митрального клапана (ПМК) вызывает широкий интерес при исследовании состояния здоровья, особенно детей и подростков. Под пролапсом понимают чрезмерный прогиб створок клапана в полость желудочка. При этом возможно выслушать стетоскопом типичную для этой особенности мелодию, по которой раньше и выставляли подобные диагнозы. В наше время при наличии ультразвуковой диагностики клапанный аппарат возможно более пристально рассмотреть. Вот поэтому и стал появляться этот диагноз более часто.
В основном этот диагноз выставляют подросткам во время прохождения допризывной комиссии. Приблизительно у половины юношей этот диагноз снимают в течение последующих 3-5 лет, так как признаки прогиба исчезают. Следует предположить, что у этой группы пролапс был возрастной особенностью, которую они "перерастают" без особых проблем. У определенного количества пролапс не меняет своих форм на протяжении нескольких лет и также не сопровождается какими-либо симптомами и жалобами. В редких случаях, пролапс с годами прогрессирует, приобретает свойства приобретенного порока сердца и становится значимой преградой для нормальной работы сердца. В таких случаях возможной причиной пролапса является патология соединительной ткани или вялопротекающий воспалительный процесс в миокарде [2].

Литература

  • Вейн, А.М. Вегетативные нарушения при пролапсе митрального клапана / А.М.Вейн, А.Д.Соловьёва, А.В.Недоступ и др. // Кардиология. – 1995. – т.35. – №2  – С.55-58.
  • Сумароков, А.В., Моисеев В.С. Пролапс митрального клапана / А.В.Сумароков, В.С.Моисеев. // Клиническая кардиология: руководство для врачей. – М. Универсум Паблишинг, 1995 – С. 75-76.

Репродуктивное здоровье как предмет междисциплинарного исследования

Е.Д.Смоленко

Для большинства стран СНГ важнейшей задачей современности является регулирование демографических процессов в новых экономических условиях. На государственном уровне происходит переосмысление стратегической цели, задач и национальных приоритетов, разрабатывается особая демографическая политика [1].
Коррекция процессов прироста населения приобретает особую значимость для Республики Беларусь, что обусловлено сложившейся в ней демографической ситуацией, характеризующейся тенденциями депопуляции, снижения рождаемости, увеличения смертности во всех возрастных группах, сокращения ожидаемой продолжительности жизни и изменением характера миграционных процессов [2]. Не вызывает сомнения тот факт, что последствия кризисного состояния детородной активности граждан будут ощутимы для государства на протяжении жизни многих поколений.
Следует помнить о том, что здоровье человека определяется условиями его развития во внутриутробном и неонатальном периодах, в детстве и подростковом возрасте. Взрослея и вступая в фертильный период, подростки зачастую имеют ряд серьезных заболеваний, что не дает оснований для радужных прогнозов здоровья будущих поколений. В таких условиях особую значимость приобретает сохранение и укрепление репродуктивного здоровья молодежи.
Под репродуктивным здоровьем (reproductive health), согласно рекомендациям Каирской Программы действий Международной конференции по вопросам народонаселения и развития [3], подразумевается состояние полного физического и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушений ее функций или процессов в ней. Улучшение репродуктивного здоровья народонаселения Республики Беларусь как основной составляющей здоровья нации является приоритетным направлением деятельности правительства, систем образования и здравоохранения.
Согласно результатам социологических исследований, в последние годы отмечается повышение сексуальной активности молодежи, снижается средний возраст первого полового контакта и увеличивается количество половых партнеров. Это создает предпосылки для распространения инфекций, передающихся половым путем. Высока степень вероятности нежелательной беременности и абортов среди девушек подросткового возраста. Нередко на этом фоне утрачивается способность молодых людей к деторождению. В этой связи возрастает роль учителя, способного предотвратить трагический исход в жизни будущих мужчин и женщин. Неопровержимым фактом является то, что только осведомленный в медико-социальных вопросах человек способен должным образом воспитывать молодое поколение.
Вопросам сохранения репродуктивного здоровья человека в процессе университетского образования уделяется большое внимание [4]. Освещению этой проблемы посвящены крупные разделы таких учебных курсов, как: "Основы медицинских знаний", "Здоровый образ жизни", "Профилактика СПИДа и наркомании" и "Валеология", изучаемых студентами всех факультетов. В процессе подготовки специалистов биологических специальностей предусмотрено детальное изучение:

  • основных этапов формирования и развития организма будущих родителей ("Возрастная анатомия и физиология");
  • анатомических и физиологических особенностей мужского и женского организмов ("Анатомия и физиология");
  • генетических нарушений и наследственных заболеваний ("Генетика", "Антропогенетика");
  • возрастных анатомо-физиологических особенностей ("Возрастная анатомия и физиология");
  • правил личной и интимной гигиены человека ("Медико-социальные основы здоровья");
  • влияния вредных факторов и загрязнения окружающей среды на организм человека ("Ксенобиология").

В процессе изучения будущими педагогами предмета "Основы медицинских знаний" особая заинтересованность обнаруживается при освещении проблем, касающихся сохранения репродуктивного здоровья нации [5]. Существенным образом меняется оценка юношами и девушками различных возрастных групп значимости для них излагаемых на занятиях вопросов раздела "Охрана материнства и детства". Молодые люди, постепенно проходящие основные периоды взросления и формирования личности учителя, не всегда способны одномоментно оценить всю важность этой проблемы. На начальных этапах (17-20 лет) изучение дисциплины расценивается ими как возможность приобщения к миру взрослых людей. В этом возрасте студенты очень внимательны и эмоциональны при обсуждении следующих вопросов: пубертантный период в норме, причины и признаки преждевременного и запаздывающего полового созревания; особенности репродуктивной системы мужчины и женщины; "фертильный" и "нефертильный" периоды менструального цикла; механизм зачатия; воспалительные заболевания гениталий; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; современные средства и методы мужской и женской контрацепции; интимная гигиена мужчины и женщины; гигиена половой жизни.
У студентов старших курсов (в возрасте от 21 до 23 лет) возрастает интерес к таким моментам, как: внутриутробный период развития ребенка; профилактика врожденных уродств и аномалий развития плода; наследственная патология; негативное воздействие вредных привычек родителей на формирование организма ребенка; особенности родовспоможения в норме и при патологии; последствия перенесенных искусственных абортов для организма женщины; планирование семьи и профилактика абортов; невынашивание беременности; причины бесплодных браков; девиантное сексуальное поведение и его формы; сексуальные расстройства и импотенция у мужчин.
Большинство выпускников, стоящих на пороге самостоятельной педагогической деятельности, с энтузиазмом выполняют учебно- и научно-исследовательские работы и готовятся к практическим занятиям, посвященным уходу за новорожденными и их кормлению, патологии детского возраста.
Вопросы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья рассматриваются не только в ходе учебного процесса. Сотрудниками кафедры подготовлены и изданы учебно-методические материалы для кураторов студенческих групп "Репродуктивное здоровье женщины", "Репродуктивное здоровье мужчины" и "СПИД и его профилактика" [6,7]. На кафедре анатомии, физиологии и валеологии человека создан и функционирует кабинет "Здорового образа жизни", оснащенный наглядными пособиями и современной учебно-методической литературой.

Литература

  1. Пресс-релиз к пресс-конференции с участием представителей Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), посвященной Центрам здоровья молодежи. - 17.08.2006.
  2. Пресс-релиз "Национальная программа демографической безопасности РБ: состояние, проблемы и пути реализации" - 13.08.2007.
  3. Программы действий Международной конференции по вопросам народонаселения и развития.- Каир, 1994.
  4. Смоленко, Е.Д. Репродуктивное здоровье молодежи: актуальность и опыт изучения проблемы в студенческой среде / Е.Д.Смоленко // Проблемы врачебной этики в современном мире: Тезисы III международной медицинской конференции. – Минск: УП "Изд-во "Про Христо", 2007. - С. 74-78.
  5. Смоленко Е.Д. Репродуктивное здоровье женщины: отношение к проблеме в студенческой среде / Е.Д.Смоленко, И.М.Прищепа // Экологическая антропология (ежегодник). – Минск: Изд-во Белорусского комитета "Дети Чернобыля", 2006. – С. 100-103.
  6. Смоленко, Е.Д. Репродуктивное здоровье мужчины: учебно-методические материалы для кураторов студенческих групп / Е.Д.Смоленко, И.М.Прищепа. - Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2006. - 61 с.
  7. Смоленко, Е.Д. Репродуктивное здоровье женщины: учебно-методические материалы для кураторов студенческих групп / Е.Д.Смоленко, И.М.Прищепа. - Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2005. - 62 с.

[1] [2] [3] [4] [5]

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.2. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.