На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Организация личностно ориентированного педагогического процесса – фактор сохранения и укрепления здоровья
Организация личностно ориентированного педагогического процесса – фактор сохранения и укрепления здоровья
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Организация личностно ориентированного педагогического процесса – фактор сохранения и укрепления здоровья
Аспекты здоровья и здоровьесбережение младших школьников в учебном процессе
Построение системы оздоровления в контексте здоровьесберегающих образовательных технологий учебного процесса начальной школы
Все страницы

Характеристики здоровьесберегающих технологий, используемых специалистами системы образования

Е.В.Буланова

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы!
Н.К.Смирнов

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед национальным образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни.
Озабоченность педагогической общественности в сфере образования вызывает рост внимания к здоровьесберегающим технологиям. Появились новые понятия: "ортобиотика", "эргономика", "здоровьезатратные факторы", "здоровьесберегающие технологии". Технология здоровьесбережения в образовании – это организация УВП, позволяющая достигать положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учителей и учащихся. Основными критериями, в соответствии с которыми педагогическая технология может считаться здоровьесберегающей, являются:
- обеспечение учебной мотивации;
- построение обучения в соответствии с возрастными закономерностями психофизиологического развития учащихся;
- недопущение форм сильно выраженного утомления.
Этого можно достичь при правильном выборе форм, методов, приемов в работе с детьми. Только нужно помнить: метод или прием, примененный с успехом в одном классе, в другом может вызвать непонимание и нанести ущерб.
В целом все здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на три группы:
– технологии, выполнимые в существующих условиях;
– трудновыполнимые технологии;
– почти невыполнимые.
К здоровьесберегающим технологиям, выполнимым в существующих условиях, можно отнести:
- разнообразие и адекватность приёмов установления и поддержания контакта и педагогического общения;
- использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;
- выявление "зоны ближайшего развития" по теме, что послужит настройкой и позволит уточнить ориентированность учащихся в материале;
- формулирование цели урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения цели;
- проверка домашнего задания в начале урока, сочетание её с выявлением "зон ближайшего развития";
- гибкость структуры уроков в соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;
- подведение итогов урока на последних 4–5 минутах, и лучше всего – вместе с учениками и др.
Учебные занятия должны способствовать восстановлению положительной мотивации к обучению, устранению страха получить неудовлетворительную оценку и, как следствие, избежанию стрессовых ситуаций для обучающихся. Активизация познавательной деятельности на уроке приводит к снижению объема домашних заданий. Индивидуальный подход на этих занятиях направлен на своевременную психолого-педагогическую помощь учащимся, при этом, естественно, учитывается состояние физического здоровья ребенка, его индивидуальные возможности и способности.
Главной задачей школы остаётся образование. Но её необходимо решать вместе с другой важнейшей задачей – оздоровлением. Дело врачей – лечить и предохранять от болезней. Дело педагогов и самих учащихся – не вредить здоровью, а всемерно его укреплять.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время (70% дня), нередко создает для них психологические трудности. Поэтому одной из актуальных практических задач нашей школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды. Основной гипотезой, выдвинутой при построении образовательной системы, является утверждение, что психическое и умственное развитие ребенка непосредственно связано с периодами его биологического развития.
Исходя из этого, мы понимаем, что именно в школе наиболее эффективно могут и должны проводиться целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний и сохранению здоровья школьников.
Правильно выбранные направления развития образовательной системы позволяют решать вопросы сохранения и укрепления физического здоровья обучающихся, выравнивания нравственного здоровья (особенно пристального внимания заслуживают дети, находящиеся в социально опасном положении, дети из неблагополучных семей), поддержания комфортного психологического климата в классе и школе.
Здесь одним из наиболее важных моментов является создание методических условий, т. е. обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, воспитания и развития, использование определенных педагогических технологий. В школе доминирующим стал метод, способный обеспечить адаптацию ребенка к быстро меняющимся социальным условиям (школа, микрорайон, общество), создать необходимые предпосылки для изменения содержания образования, сконцентрировать усилия педагогов в выбранном направлении работы.
Работа нашего педагогического коллектива по формированию адаптивной образовательной системы, структурированию воспитательного процесса позволяет проводить анализ итогов, показать правильность выдвинутой гипотезы, наличия больших возможностей здоровьесберегающего пространства в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья учащихся.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.