На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Математические методы обработки психологических данных
Математические методы обработки психологических данных
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Математические методы обработки психологических данных
Шкалы измерений
Табулирование данных
Квантиль
Меры центральной тенденции
Меры изменчивости
Нормальное распределение
Предварительный анализ выборки
Сравнение средних значений
Сравнение дисперсий
Значимость коэффициента корреляции
Коэффициент ранговой корреляции Кендалла
Бисериальный коэффициент корреляции (БКК)
Однофакторный анализ (ОФА)
Двухфакторный анализ
Проверка нормальности распределения исходных данных
Все страницы

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ.....................................
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ......................
3. ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ И ВЫБОРКА ИЗ НЕЕ. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ВЫБОРКИ...........................................................
4. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРКИ............................
5. ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЙ..........................................................
6. ТАБУЛИРОВАНИЕ ДАННЫХ.............................................................


7. КВАНТИЛЬ...........................................................
8. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ.........................................................
9. МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ........................................................
10. МЕРЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ......................................................
11. НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ.....................................................
12. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫБОРКИ...........................................................
13. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ВЫВОД. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ.........................
14. ОБЩАЯ СХЕМА ПРОВЕРКИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЫ......................
15. СРАВНЕНИЕ СРЕДНИХ ЗНАЧЕНИЙ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ДВУХ НЕЗАВИСИМЫХ ВЫБОРОК................................................................
16. СРАВНЕНИЕ СРЕДНИХ ЗНАЧЕНИЙ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ДВУХ ЗАВИСИМЫХ (СВЯЗАННЫХ) ВЫБОРОК...............................................................
17. СРАВНЕНИЕ СРЕДНИХ ЗНАЧЕНИЙ РАНЖИРОВАННЫХ ПРИЗНАКОВ ДВУХ НЕЗАВИСИМЫХ ВЫБОРОК..............................................................
18. СРАВНЕНИЕ СРЕДНИХ ЗНАЧЕНИЙ РАНЖИРОВАННЫХ ПРИЗНАКОВ ДВУХ СВЯЗАННЫХ ВЫБОРОК..............................................................
19. СРАВНЕНИЕ ДИСПЕРСИЙ ДВУХ НЕЗАВИСИМЫХ ВЫБОРОК......................
20. СРАВНЕНИЕ ДИСПЕРСИЙ ДВУХ ЗАВИСИМЫХ (СВЯЗАННЫХ) ВЫБОРОК
21. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ. КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ ПИРСОНА................................................................
22. ЗНАЧИМОСТЬ КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ.................................
23. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ РАНЖИРОВАННЫХ ПРИЗНАКОВ.........................
24. КОЭФФИЦИЕНТ РАНГОВОЙ КОРРЕЛЯЦИИ КЕНДАЛЛА............................
25. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ НОМИНАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ С ПОМОЩЬЮ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА.................................................................
26. БИСЕРИАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ (БКК)............................
27. РАНГОВЫЙ БИСЕРИАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ....................
28. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ НОМИНАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ СОПРЯЖЕННОСТИ.........................................................
29. ОДНОФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ (ОФА).................................................................
30. ОДНОФАКТОРНЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ (ОДА)..........................
31. ДВУХФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ................................................................
32. ДВУХФАКТОРНЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ (ДДА)..........................
33. ПРОВЕРКА НОРМАЛЬНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ..
Литература............................................................

1. ВВЕДЕНИЕ

Математическую статистику условно делят на 3 части:
-описательная статистика;
-теория статистического вывода;
-планирование и анализ эксперимента.
Описательная статистика занимается описанием, графическим представлением и табулированием совокупности исходных данных.
Теория статистического вывода – общий класс задач, характеризующийся попытками вывести свойства большого массива данных путем обследования небольшого массива данных, т.е. выборки.
Планирование и анализ эксперимента – статистические методы, разработанные для обнаружения и проверки причинной связи между изучаемыми переменными (показателями).

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ

1 этап – исходный предварительный анализ исследуемой реальной системы. В результате этого этапа определяются:
- основные цели исследования на содержательном неформализованном уровне;
- совокупность единиц, представляющих предмет статистического исследования;
- перечень отобранных из представленных специалистами априорных (независимых от опыта человека) показателей, характеризующих каждого из исследуемых объектов;
- степень формализации соответствующих записей при сборе исходных данных;
- общее время и трудозатраты на планируемые работы.
- формализованная постановка задачи, по возможности включающая статистическую модель изучаемого явления.
2 этап – составление детального плана сбора исходной информации. При составлении этого плана необходимо по возможности учитывать полную схему дальнейшего статистического анализа.
3 этап – сбор исходного материала и ввод этих данных в ЭВМ.
4 этап – первичная статистическая обработка данных. В ходе этой обработки решаются следующие задачи:
1.Отображение переменных, описанных текстом в номинальную или порядковую шкалу.

  1. Анализ резко выделяющихся наблюдений.
  2. Восстановление пропущенных наблюдений.
  3. Проверка статистической независимости элементов исходной выборки.

5 этап – составление детального плана вычислительного анализа исходного материала. На этом этапе определяются основные группы, для которых будет проводиться дальнейший анализ. Обычно описывается блок-схема анализа с указанием привлекаемого метода.
6 этап – вычислительная реализация основной части статистической обработки данных.
7 этап – подведение итогов исследования. На этом этапе проверяется, в какой мере достигнуты сформулированные на 1 этапе содержательные цели работы. Если эти цели не достигнуты, то объясняется, почему. Работа завершается содержательной формулировкой новых задач, вытекающих из проведенного исследования.

3. ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ И ВЫБОРКА ИЗ НЕЕ. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ВЫБОРКИ

Генеральная совокупность – это совокупность всех мысленных наблюдений (или всех мыслимо возможных объектов), которые могут быть проведены при данном реальном комплексе условий.
Понятие ГС – это абстрактное математическое понятие. ГС может быть конечной или бесконечной.
Выборка из данной ГС представляет собой результат ограниченного ряда наблюдений интересующего нас показателя (признака, переменной). ГС всегда больше, чем выборка. В статистике выборка обозначается х1, х2, …, хn количество наблюдений n.
Количество наблюдений – «n»- называется объемом выборки.
Сущность статистических методов – чтобы по некоторой части ГС, т.е. по выборке, выносить суждения о свойствах ГС в целом.
Одним из важнейших вопросов, от успешного решения которого зависит достоверность выводов, получаемых в результате статистической обработки данных, является вопрос репрезентативности выборки, т.е. вопрос полноты и адекватности представления выборкой интересующих нас свойств ГС. Одним из важных путей повышения степени репрезентативности выборки является достижение полностью случайного отбора объектов из ГС.

4. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРКИ

При отборе объектов из ГС для получения выборки используется ряд различных способов:
- простой случайный отбор – это способ получения n объектов выборки из конечной генеральной совокупности, состоящей из N объектов, при которой каждая выборка имеет одинаковый шанс быть отобранной (1000 детей - N, а нужно 100 -n). На практике для реализации простого случайного отбора объекты генеральной совокупности нумеруются от единицы до N (каждой единице – свой номер). Затем используют таблицу случайных чисел (или корзину с шарами) и отбирают последовательно друг за другом n объекты для выборки. Полученная таким образом выборка – случайная.
- простой отбор с помощью регулярной, но не существенной для изучаемого явления процедуры (например, по первой букве фамилии).
- стратифицированный (расслоенный). В этом случае генеральная совокупность объема N разделяется на непересекающиеся подсовокупности (страты).

формула

Например, студенты – студенты 1 курса, 2 курса и т.д. Один и тот же человек не может попасть в другие совокупности. Из каждого слоя извлекается простая случайная выборка соответственно V. Стратифицированный отбор применяется, когда объекты внутри каждого слоя являются однородными (по возрасту; один слой - дети из полных семей, другой слой - дети из неполных семей).
- серийный отбор используется тогда, когда удобнее использовать не отдельные элементы генеральной совокупности, а целые блоки или серии таких элементов (например, исследуются семьи в одном доме или все дома на одной стороне улицы). Такой способ отбора называют гнездовым.
- комбинированный (ступенчатый). Он объединяет в себя сразу несколько из вышеперечисленных способов отбора, которые составляют различные ступени выборочного исследования.
- последовательный (активный). Этот способ отбора используется при анализе физико-химических и технологических процессов. Он называется активным, т.к. мы можем влиять на некоторые переменные.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.