На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Математические методы обработки психологических данных - Значимость коэффициента корреляции
Математические методы обработки психологических данных - Значимость коэффициента корреляции
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Математические методы обработки психологических данных
Шкалы измерений
Табулирование данных
Квантиль
Меры центральной тенденции
Меры изменчивости
Нормальное распределение
Предварительный анализ выборки
Сравнение средних значений
Сравнение дисперсий
Значимость коэффициента корреляции
Коэффициент ранговой корреляции Кендалла
Бисериальный коэффициент корреляции (БКК)
Однофакторный анализ (ОФА)
Двухфакторный анализ
Проверка нормальности распределения исходных данных
Все страницы

22. ЗНАЧИМОСТЬ КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ

В большинстве случаев вычисление коэффициента корреляции (КК) осуществляется по небольшому объему исходных данных. Вследствие этого может оказаться, что корреляция во всей ГС близка к нулю, т.е. связи между двумя изучаемыми признаками нет. Хотя арифметически КК вычислений по исходным данным одной выборки отличается от нуля.
Поэтому после вычисления коэффициента корреляции нужно выяснить, является ли он значимым, т.е. фактически проверить гипотезу о том, что КК ГС отличен от нуля. Для решения такой задачи воспользуемся общей схемой проверки статистической гипотезы (ОСПСГ).
1. Выдвигаются две статистические гипотезы. Основная Н0 о том, что коэффициент корреляции ГС статистически равен нулю. Альтернативная Н1 о том, что этот КК статистически отличен от нуля.
Н0: ху = 0, где ху – коэффициент корреляции ГС.
Н1: ху /= 0
2. Выбираем уровень значимости .
3. Находим наблюдаемое значение статистики критерия по следующей формуле: 2
tнабл. = n – 2 (rxy : (1 – rxy))
4. Находится критическое значение статистики критерия. В нашем случае статистика критерия имеет t-распределение Стьюдента с числом степеней свободы = n – 2. Поэтому для нахождения критического значения tкр нужно воспользоваться статистической таблицей распределения Стьюдента (см. параграф 15).
5. Делаем вывод о правильности той или иной гипотезы 1) если –tкр < tнабл. < tкр, то принимается гипотеза Н0, т.е. делаем вывод о том, что коэффициент корреляции ГС статистически равен 0 на уровне значимости или, другими словами, является незначимым или между рассмотренными признаками линейной связи нет; 2) tкр < tнабл. < - tкр, то принимается гипотеза Н1, т.е. делаем вывод о том, что КК ГС статистически отличен от 0 на уровне значимости или, другими словами, является значимым или между двумя рассматриваемыми признаками имеется линейная корреляционная связь, о силе которой мы можем судить по величине КК rxy

формула31

Т.к. tнабл. > tкр, то мы должны принимать гипотезу Н1, т.е. делаем вывод о том, что КК является значимым. Между инспекторскими оценками новаторства и рассеянности существует умеренная, прямая, линейная корреляционная связь на уровне значимости 0,05.

23. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ РАНЖИРОВАННЫХ ПРИЗНАКОВ

Для анализа взаимосвязи ранжированных признаков вычисляют коэффициент ранговой корреляции (КРК). Для его вычисления необходимо располагать двумя выборками, элементы которых могут быть проранжированы. Такими выборками могут быть:

  1. два признака, измеренные для одной и той же группы испытуемых.
  2. Две индивидуальных иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых лиц по одному и тому же набору признаков. Например: личностные профили по 16-тифакторному опроснику Кеттела.
  3. Две групповые иерархии признаков.
  4. Индивидуальная и групповая иерархия признаков.

Рассмотрим случай №1. Сначала ранжируются элементы первой выборки, а затем второй. Обычно ранг, равный 1, присваивается элементу выборки, имеющему наименьшее значение. Если рассматриваемые два признака связаны положительно, то лица, имеющие низкие ранги по одному признаку, будут иметь более низкие значения и по второму признаку. Аналогично и для высоких рангов.
Для нахождения КРК Спирмена мы должны сначала вычислить разности между рангами для одного и того же лица, затем определенным образом преобразовать эти разницы и вычесть из 1. Чем меньше будут разности, тем больше будет КРК и тем ближе он будет к +1. Если же корреляция отсутствует, то в этом случае ранги будут перемешаны и между ними не будет никакого соответствия, а сам КРК будет близок к 0.
В случае отрицательной корреляции небольшим рангам по первому признаку будут соответствовать большие ранги по второму признаку и наоборот. В этом случае разности между рангами будут большие и КРК будет близок к –1.
Рассмотрим случай №2. В этом случае ранжируются значения, полученные каждым из двух испытуемых лиц по определенному одинаковому набору признаков. Все признаки должны быть измерены в одних и тех же единицах, иначе ранжирование невозможно. В таких ситуациях, когда разные единицы, обычно сначала «сырые» баллы должны быть приведены к одной шкале (диапазону). Чаще всего это шкала – стены.
Рассмотрим случай №3. В этом случае сначала вычисляется среднее значение каждого признака отдельно по каждой группе, после чего они ранжируются. В результате этот случай сводится к №2.
Рассмотрим случай №4 (индивидуальные и групповые профили). В этом случае сначала вычисляется среднее значение каждого признака по группе лиц, причем как правило при расчете показатели лица, сопоставленного с группой из расчета среднего значения исключаются. После этого ранжируются отдельно значения индивидуального профиля и средние групповые значения. В этом случае ранговая корреляция позволяет проверить, насколько согласованы индивидуальные и групповые профили. В случае положительной корреляции это означает, что рассматриваемое лицо такое как и все. В случае же отрицательной корреляции получаются противопоставления в группе. При проверке значимости КРК важно обращать внимание на то, что выступает в качестве n. В первом случае это будет количество лиц, а во втором, третьем и четвертом – количество признаков, образующих иерархию.
Корреляционную ранговую связь можно изобразить графически. В этом случае данные изображаются в виде двух столбцов точек, после чего одинаковые значения рангов соединяются линией. В случае, если ранги для одного и того же человека по двум признакам совпадают, то между ними получится горизонтальная линия. Если же ранги различны, то линия становится наклонной.

формула32

Алгоритм вычисления КРК Спирмена.
1. Определяем, какие два признака или две иерархии признаков будут выступать в качестве переменных х и у.
2. Ранжируем значения переменной х, присваивая ранг = 1 наименьшему значению. Присвоенные ранги заносим в первый столбец результирующей таблицы.
3. Аналогично ранжируем значения переменной у, после чего полученные ранги заносим во второй столбец таблицы.
4. Вычисляем разность d между рангами по каждой строке и полученные результаты заносим в третий столбец таблицы.
di = xi – yi
5. Возводим каждую разность в квадрат и полученные результаты помещаем в четвертый столбец таблицы.
6. Вычисляем сумму квадратов разности, т.е. сумму элементов четвертого столбца.

7. При наличии одинаковых рангов вычисляем поправки Тх и Ту к сумме квадратов разности.

формула33

Пример 1. Корреляция между двумя признаками. В исследовании, моделирующем деятельность авиадиспетчера, группа испытуемых проходила подготовку на тренажере перед началом работы. Испытуемые должны были решать задачи по выбору оптимального типа взлетно-посадочной полосы для заданного типа самолета. Связано ли количество ошибок, допущенных испытуемыми в тренировочной сессии с показателем невербального интеллекта, измеренного с помощью методики Векслера?
Решение.

Количество ошибок (х)

Невербальный интеллект (у)

Ранги по х

Ранги по у

Разность между рангами d

2
d

29
54
13
8
14
26
9
20
2
17

106
90
95
116
127
107
104
102
111
99

9
10
4
2
5
8
3
7
1
6

6
1
2
9
10
7
5
4
8
3

3
9
2
-7
-5
1
-2
3
-7
3

9
81
4
49
25
1
4
9
49
9

 

 

 

 

 

240

Тх = 0 Ту = 0 (совпадений нет) n = 10 (чел.)
2
rs = 1 – 6 ((240+0+0) : 10 (10 – 1)) = -0,455. Отсюда видно, что между количеством ошибок и невербальным интеллектом имеется отрицательная умеренная корреляционная связь. Корреляция между двумя групповыми иерархиями (случай №3).
Джозеф Вольпе в книге, написанной совместно с сыном, приводит упорядоченный перечень из наиболее часто встречающихся у современного человека «бесполезных страхов», т.е. таких, которые не несут сигнального значения, а лишь мешают полноценно жить и действовать.
В отечественном исследовании, проведенном М.Э. Раховой, 32 испытуемых должны были по 10-бальной шкале оценить, насколько актуальным для них является тот или иной вид страха из перечня Вольпе.
Обследуемая выборка состояла из студентов Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 25 лет. Данные, полученные по 10-бальной шкале, были усреднены по 32 испытуемым, после чего средние значения были проранжированы. Совпадает ли ранговая последовательность двадцати видов страхов?
Были получены следующие результаты:

 

 

Вид страха

Ранги в американской выборке

Ранги в российской выборке

Разность d между рангами

2
d

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18

19
20

Публичного выступления
Полета
Совершить ошибку
Неудачи
Неодобрения
Отвержения
Злых людей
Одиночества
Крови
Открытых ран
Дантиста
Уколов
Прохождения тестов
Полиции
Высоты
Собак
Пауков
Покалеченных людей
Больниц
Темноты

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18

19
20

7

12
10
6
9
2
5
1
16
13
3
19
20

17
4
11
18
8

15
14

-6

-10
-7
-2
-4
4
2
7
-7
-3
8
-7
-7

-3
11
5
-1
10

4
6

36

100
49
4
16
16
4
49
49
9
64
49
49

9
121
25
1
100

16
36

 

 

 

 

 

802

Тх = 0 Ту = 0 n = 20 (строки, а не люди)
2
Rs = 1 – 6 ((802+0+0) : (20 (20 – 1))) = 0,397. Отсюда видно, что между ранговыми последовательностями имеется положительная умеренная корреляционная связь.

Значимость КРК Спирмена.

Для КРК проверка значимости полностью аналогична проверке значимости КРК Пирсона (см. параграф 22).
Осуществим проверку значимости найденных в вышерассмотренных примерах КРК.
rs = -0,455 n = 10 = 0,65
2 2
tнабл. = n – 2 (rs : 1 – rs ) = 10 – 2 (-0,455 : 1 – (-0,455) ) = -1,466
/2 = 0,05/2 = 0,025 = n – 2 = 10 – 2 = 8 tкр = 2,306

формула34

-tкр < tнабл. < tкр , то мы должны принимать гипотезу Н0, т.е. делаем вывод о том, что на уровне значимости 0,05 КРК Спирмена равен 0, т.е. не является значимым. В результате получаем окончательный вывод о том, что между количеством ошибок на тренажере и невербальным интеллектом корреляционной связи нет.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.