Психологические аспекты сервисной деятельности - Психическая саморегуляция специалиста сервиса |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 5 из 5
2.5. Психическая саморегуляция специалиста сервисаВ наиболее общем смысле термин "стресс" употребляется для ссылки на ситуацию, в которой человек испытывает сильное психическое или физиологическое напряжение.
|
Оценка |
Возраст |
|||
От 18 до 29 лет |
От 30 до 44 лет |
От 45 до 54 лет |
От 55 до 64 лет |
|
Отлично |
0,5 |
2,0 |
1,8 |
1,3 |
Хорошо |
6,8 |
6,0 |
5,7 |
5,2 |
Удовлетворительно |
14,2 |
13,0 |
12,6 |
11,9 |
Плохо |
24,2 |
23,3 |
22,6 |
21,9 |
Очень плохо |
34,2 |
33,0 |
23,3 |
31,8 |
Задание 2. Изучение уровня стресса с помощью шкалы Холмса и Рея. Источник. Каппони В., Новак Т.
Сам себе психолог. - СПб.: Питер, 2001.
Инструкция. Холмс и Рэй создали шкалу, отражающую влияние тех или иных событий на наш организм. Каждому событию присвоено опре
деленное количество баллов. Если посчитать баллы за события последнего года, можно оценить свой уровень стресса.
Шкала стрессов Холмса и Рея.
100 - Смерть супруга 73 - Развод
63 - Смерть близкого члена семьи
53 - Личная травма или болезнь
50 - Женитьба
47 - Увольнение с работы
45 - Примирение с супругом
45 - Уход на пенсию
45 - Изменение здоровья члена семьи
40 - Беременность
39 - Сексуальные осложнения
39 - Прибавление семейства
39 - Изменение рабочего статуса
38 - Изменение финансового статуса
37 - Смерть близкого друга
36 - Изменение профиля работы
35 - Изменение количества конфликтов с супругом
31 - Солидная закладная или ссуда
30 - Приближающаяся плата закладной или ссуды
29 - Изменение обязанностей на работе
29 - Сын или дочь уходят из дома
29 - Конфликты с родственниками, своими или супруга
26 - Выдающееся личное достижение
26 - Супруг начинает или перестает работать
26 - Начало или окончание школы
25 - Изменение условий жизни
24 - Изменение жизненных привычек
23 - Неприятность с начальством
20 - Изменение часа или условий работы
20 - Смена места жительства
20 - Смена учебного заведения
19 - Смена привычек отдыха
19 - Изменение религиозных привычек
18 - Изменение социальных привычек
16 - Изменение привычек сна
15 - Изменение числа семейных праздников
15 - Изменение привычек в еде
13 - Отпуск
13 - Рождество
11 - Незначительное нарушение закона
Интерпретация. До 150 баллов - низкий уровень стресса, 150-300 баллов - средний, больше 300 - высокий, пора что-то предпринимать.
Высокий балл по «Холмсу-Рею» это не «плохо», это значит, что стоит обратить внимание на собственный организм. Если регулярно расслабляться любым, из известных и комфортных, способов, то стресс будет просто «переработан» организмом. За стрессом всегда должна следовать глубокая релаксация. Это нормальный биологический механизм, одинаково работающий у людей и животных.
Проблема в том, что общий показатель степени тяжести стресса аккумулируется. По мнению создателей шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов в течение одного года, можно оказаться перед опасностью довольно серьезной реакции (депрессии, психосоматических заболеваний - инфаркт, астма, аллергия). Так что если за год успеть закончить учебу, устроится на работу, выйти замуж, произвести на свет ребенка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные ситуации принесут более 200 баллов. Если же в связи с названными приятными хлопотами пострадает бюджет, и появятся долги, то можно приблизиться к критической отметке в 300 баллов.
Задание 4. Знакомство с простейшими упражнениями по аутотренингу.
Источники: 1. Гайссельхарт Р., Хофманн-Буркарт К. Прощай, стресс!: лучшие техники релаксации. - М.: ОМЕГА-Л, 2008.
2. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. - М.: Медицина, 1985.
При занятиях низшей ступенью аутотренинга используются три начальные позы (поза «кучера», лежа или полулежа), поочередно практикует шесть разновидностей упражнений.
«Поза кучера» - сидя на стуле бедро и голень под углом 90°, стопы на ширине плеч. Плечи слегка опущены, предплечья на бедрах, кисти свисают с коленей. Туловище чуть-чуть наклонено вперед, голова опущена. Вообще подойдёт любая комфортная поза, лишь бы она не стесняла и не вызывала напряжённости мышц.
Простейшими упражнениями являются:
1. Упражнение «тяжесть» - на расслабление мышечного тонуса.
2. Упражнение «тепло» - на расширение сосудов кожного покрова.
3. Упражнение «пульс» - нормализуется сердцебиение.
4. Упражнение «дыхание» - вырабатывает спонтанное и равномерное дыхание.
5. Упражнение «солнечное сплетение» - нормализуется кровоснабжение внутренних органов.
6. Упражнение «прохладный лоб» - головная боль ослабляется и/или прекращается.
Для каждого упражнения по AT рекомендуются свои формулы самовнушения, от которых не следует отходить по крайней мере на начальном этапе обучения.
Упражнение «тяжесть». Упражнение выполняют в расслабленной позе в одной из трех основных поз. Формула самовнушения: «Моя правая рука тяжелая». Левша начинает, естественно, с левой руки, которая ближе к его «я», более подвластна внушению: «Моя левая рука тяжелая». Эту формулу нужно представить себе со всей наглядностью: вот расслабляются мышцы руки-пальцы, кисть, вся рука стала тяжелой как свинец. Она бессильно лежит как плеть. Нет сил; не хочется двигать ею. Желательно только, чтобы ощущение усталости и расслабленности не было неприятным. Пусть это будет состояние, которое испытывают после долгой и приятной прогулки на свежем воздухе в лесу, после купания в реке, после спортивной тренировки и т. п. Формулы самовнушения не проговариваются вслух, а повторяются мысленно.
Задание 3. Освоение рекомендаций по оказанию первой помощи в острой стрессовой ситуации.
Источник. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб.: Питер,
2001.
Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении жизни). Вот некоторые приемы самопомощи:
• Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте крайне медленно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.
• Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое помещение, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения. Пойдите в какое-нибудь место, где вы сможете побыть один.
• Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и запястья холодной водой.
• Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит
вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
• Посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!
• Набрав воды в стакан (в крайнем случае, в ладони), медленно, как бы сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
• Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).
• Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.
• Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.
• Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней. Концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
• Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ
1. Сервисная деятельность: психологические особенности, структура, уровни, виды.
2. Потребности как движущая сила развития человека и общества. Теории потребностей.
3. Мотивационная сфера личности и ее влияние на деятельность. Виды и функции мотивов.
4. Роль потребностей и мотивов в сервисной деятельности.
5. Управление восприятием в сервисе.
6. Теории личности и их использование в сервисной деятельности.
. Типы потребителей и основные принципы взаимодействия с ними.
8. Социальная установка: характеристика, структура. Влияние установок на поведение потребителя.
9. Изменение установок и управление поведением потребителя.
10. Основные психологические принципы поведения потребителей и их использование в сервисе.
11. Поведение, адаптированное к клиенту: сущность и содержание понятия, основные этапы, действия сервисодателя.
12. Виды мотивации и мотивационные типы персонала в сервисной организации.
13. Имидж как условие успешной коммуникации в сервисе.
14. Понятие убеждающей коммуникации. Модели убеждения.
15. Презентация как способ социального влияния. Технологии презентации.
16. Активные продажи: технологии эффективного взаимодействия с клиентом.
17. Работа с возражениями клиента.
18. Конфликт его структура. Типология конфликта.
19. Общение как многоплановый и полифункциональный процесс. Стили общения.
20. Барьеры непонимания. Преодоление барьеров в процесс коммуникации.
21. Перцептивная сторона общения. Шаблоны формирования первого впечатления.
22. Транзактный анализ общения (по Э. Берну).
23. Речь как средство общения в профессиональной среде.
24. Невербальные средства общения: виды, особенности..
25. Правила анализа невербальных «сообщений» собеседника.
26. Техники активного слушания.
27. Техника малого разговора.
28. Техники регуляции эмоционального напряжения.
29. Коммуникативная компетентность: понятие, критерии, возможности развития компетентности.
30. Психологические эффекты влияния группы на поведение человека.
31. Конфликт: понятие, структура, виды, функции конфликтов.
32. Динамика развития и завершения конфликта.
33. Эффективное общение и рациональное поведение в конфликтной ситуации.
34. Стратегии поведения в конфликте.
35. Методы и технологии разрешения конфликтов.
36. Профилактика межличностных конфликтов.
37. Клиент-ориентированный сервис: сущность и критерии оценки
38. Доверие клиента как основа долгосрочных отношений.
39. Психологические теории потребностей.
40. Способы выявления потребностей клиента.
41. Презентация услуги с учетом потребностей клиента.
42. Психологические аспекты продаж. Этапы продаж.
43. Критерии оценки успешности продажи.
44. Приемы, направленные на изменение эмоционального состояния собеседника.
45. Прогнозирование поведения клиента.
46. Преподнесения негативной информации клиенту: технология и примеры
47. Технология работы с возражениями клиентов.
48. Сопротивление клиентов на разных этапах общения. Причины возникновения.
49. Приемы обработки возражений. Профилактика возражений клиента.
50. Конструктивная и деструктивная реакция на возражения клиентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Александров А.А. Аутотренинг. - СПб.: Питер, 2012.
2. Аникеева О.А., Сизикова В.В., Фомина С.Н. Игровые технологии в профессиональном обучении специалистов социальной сферы: специфика, потенциал, алгоритм организации // Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. 2018. №4 (52). С. 48-54.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2015.
4. Бубличенко М.М. Психологические тренинги на каждый день. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
5. Валиева Ф.И. Резилиантность: подходы, модели, концепции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1 2. Психология. Социология. Педагогика. - 2014. - № 1. - С. 78-86.
6. Воробейчик Я.Н., Минкович М.Я. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика). - М.: Прондо, 2016.
7. Воспитанник И.В., Королева Н.И. Психология: наука и профессия: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 163 с.
8. Грановская Р.М. Врожденные истоки конфликтов. - СПб.: Речь,
2014.
9. Григорьев Н.Б. Психотехнологии группового тренинга. - СПб.: СПбГИПСР, 2008.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Питер, 2015.
11. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: учебно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2012.
12. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Альфа-М ИНФРА-М,
2013.
13. Егидес А.П. Психология конфликта: учебное пособие. - М.: Университет "Синергия", 2013.
14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2009.
15. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям "Психология", "Юриспруденция", "Менеджмент организации", "Социальная антропология", "Связи с общественностью", "Социальная работа". - СПб.: Питер, 2009.
16. Золотова Т.Н. Психология стресса. - М.: Книголюб, 2008.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2012.
18. Кенрик Д.Т., Нейберг С. Л., Чалдини Р.Б. Социальная психология / пер. с англ. С. Комарова и др. - СПб.: Питер, 2016.
19. Китаев-Смык Л. А. Сознание и стресс: творчество, совладание, выгорание, невроз. - М.: Смысл, 2015.
20. Королева Н.И. Психология сервисной деятельности: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015.
21. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг. - М.: Этерна,
2009.
22. Майерс Д. Социальная психология. - Санкт-Петербург: Питер,
2015.
23. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2015.
24. Милованова Г. В. Самостоятельная работа и самообразование - важные условия успешной профессиональной деятельности // Вестник Мордовского университета. - 2009. - № 2. - С. 151-155.
25. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Юрайт, 2011.
26. Ниренберг Дж., Калеро Г., Грейсон Г. Как читать мысли людей. Практическое руководство по расшифровке языка тела. - М.: Попурри, 2012.
27. Одинцова О.В., Рамендик Д.М. Психодиагностика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Сервис". - М.: Академия, 2013.
28. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М.: Академия, 2010.
29. Панферов В.Н., Куликов Л.В., Почебут Л.Г. Социальная психология общения. - М.: Инфра-М, 2017.
30. Пашковская И.Н. Психодиагностика: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.
31. Пашковская И.Н. Психология: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.
32. Пашковская И.Н., Шемякина Е.Ю. Активные методы обучения, реализуемые при формировании общекультурных компетенций в психологических дисциплинах // Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды: Сборник трудов II национальной межвузовской научно-методической конференции. 2018. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. - С. 200-209.
33. Пашковская И.Н., Шемякина Е.Ю. Субъектные механизмы формирования социально-профессиональной активности менеджера сферы сервиса / Общество. Среда. Развитие. (TerraHumana) - № 3 - Санкт- Петербург: Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2013. - С. 216-220.
34. Пашковская И.Н., Шемякина Е.Ю., Харитонова Т.С. Психодиагностика: учебное пособие для бакалавров направления «Сервис». - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. - 119 с.
35. Пашковская И.Н., Шемякина Е.Ю., Якимов Ю.М. Психологический практикум. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. - 120 с.
36. Почебут Л.Г., Панферов В.Н., Куликов Л.В. Социальная психология общения: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2019.
37. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2014.
38. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества / Сост. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2012.
39. Психология: учебник для Елисеев О.П., Обухов А.С. и др. / под ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. - М.: Юрайт, 2013.
40. Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психологический практикум: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Сервис", "Социально-культурный сервис и туризм", "Домоведение". - М.: Академия, 2009.
41. Реан А. А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2016.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,
2010.
43. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием. - М.: Питер, 2009.
44. Сапольски Р.Психология стресса / пер. с англ. под ред. Е.И. Николаевой. - СПб.: Питер, 2015.
45. Саркисян Б. Эффективный тренинг продаж. - СПб.: Питер, 2010.
46. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. - М.: Юрайт, 2014.
47. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - М.: АСТ Прайм, 2017.
48. Синельников В. Прививка от стресса: как стать хозяином своей жизни. - М.: Центрполиграф, 2010.
49. Слободской А.Л. Психология: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.
50. Сухов А. Н. Социальная психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2015.
51. Тримаскина И.В., Тарантин Д.Б. Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности. - СПб.: Речь, 2010.
52. Фетискин Н.П. Психология воспитания стрессосовладающего поведения: учебное пособие. - М.: Форум, 2015.
53. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
54. Чутко Л. Синдром менеджера: эмоциональное выгорание и управление стрессом. - СПб.: Речь, 2010.
55. Шемякина Е.Ю. Организационный стресс: социально-психологические аспекты управления // Вестник факультета управления СПБГЭУ. - 2017. - № 1-2. - С. 566-570.
56. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка. - М.: Медицина, 1985.
Источник: Пашковская И.Н. Психологический практикум : учебное пособие. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. - 102 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |