На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Актуальные проблемы возрастной психологии - Экспериментальное исследование индивидуального сознания старших подростков с расстройством личности.
Актуальные проблемы возрастной психологии - Экспериментальное исследование индивидуального сознания старших подростков с расстройством личности.
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Актуальные проблемы возрастной психологии
Глава 1. Формирование и развитие сознания в теории Выготского – Леонтьева – Лурии.
Экспериментальное исследование индивидуального сознания старших подростков с расстройством личности.
Глава 2. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Экспериментально-психологическое исследование особенностей ролевой игры у детей младшего и старшего дошкольного возраста
Глава 3. Закономерности психического развития в подростковом возрасте.
Глава 4. Психологические особенности юношеского возраста
Глава 5. Основные закономерности психосексуального развития.
Глава 6. Психологические особенности полоролевых различий
Глава 7. Проблема отклоняющихся форм поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Глава 8. Дисфункциональные семьи и их влияние на формирование личности ребенка (на примере наркофильных семей).
Приложения
Все страницы

 

Экспериментальное исследование индивидуального сознания
старших подростков с расстройством личности.

Цель исследования: Изучить особенности организации сознания у старших подростков с расстройством личности.
Объект исследования: Индивидуальное сознание.
Предмет исследования: Индивидуальное сознание лиц старшего подросткового возраста с расстройствами личности.
Задачи:

  1. Изучить литературу, посвященную психологии подросткового возраста и лиц страдающих расстройством личности.

Изучить у лиц старшего подросткового возраста с расстройствами личности:

  1. Особенности осознания лицами времени и пространства.
  2. Особенности эмоциональных состояний других людей.
  3. Семантическую близость понятий "Я", "дом", "семья".

Гипотеза: Субъективное время у подростков с расстройством личности является слабо дифференцированным на прошлое, настоящее, будущее.
Характеристика обследованных групп:
В экспериментальную группу вошли 20 подростков 15-16 лет с диагнозом "расстройство личности", находящиеся на стационарном лечении в подростковом отделении РПБ №5 г. Симферополя.
Контрольную группу составили 20 подростков 15-16 лет, учащиеся 10-11 классов средней школы.
Психодиагностический инструментарий:

  • Модификация рисуночной методики "Прошлое. Настоящее. Будущее";
  • Семантический дифференциал Фельдеса;
  • Изучение пространственных представлений с помощью контент-анализа;
  • Модификация методики Сонди.
  • Этапы и ход экспериментального исследования: На первом этапе использовалась рисуночная методика "Прошлое. Настоящее. Будущее" (Гребенюк А.А.,1999). Качественный анализ рисунков проводился по критериям, предложенным для оценки рисунков Б. Г. Херсонским и Ф. Е. Василюком.

Для выявления математической достоверности различий данных использовался непараметрический критерий c2 –Пирсона.
Результаты экспериментально-психологического исследования:
Здоровые подростки рисуя «Прошлое, Настоящее, Будущее» в своем интеллектуальном действии достоверно чаще опираются на полюса личностного смысла и значения образа, реже – на полюс предметного содержания. В отличие от них, для подростков с расстройством личности характерно полное отсутствие опоры на полюс личностного смысла психического образа и незначительная опора на полюс значения. В рисунках доминирует полюс предметного содержания.
Полученные данные свидетельствуют о том, что здоровые испытуемые, с одной стороны, выражают пристрастное, эмоционально окрашенное отношение к событиям своей жизни (о чем говорит факт опоры на полюс личностного смысла психического образа), с другой - в своем поведении ориентируются на существующие социальные нормы (опора на полюс значения). Это позволяет им успешно контролировать и корреггировать свое поведения с учетом внешних условий, а следовательно, успешно планировать и осуществлять свою деятельность
В отличие от них, у испытуемых с расстройством личности образы сознания «теряют» свой личностно-смысловой компонент. Эмоциональная сфера этих больных эмансипируется, больной плохо осознает свой аффект, а следовательно, не может превратиться из объекта аффекта в субъект эмоций. Это приводит к тому, что первично сохранная интеллектуальная сфера не регулирует эмоциональную, а попадает от нее в зависимость.
Отсутствие в интеллектуальном действии опоры на полюс значения психического образа, в особенности в представлении будущего, свидетельствует о том, что больные с расстройством личности мало способны к использованию накопленного опыта, к интеграции социальных норм, к прогнозу и планированию. Это приводит к неспособности соотносить свое поведение с требованиями общества, а следовательно, к нарушению критичности и опосредования. Нарушение критичности в свою очередь приводит к возникновению неадекватной самооценки и неадекватного уровня притязаний.
Неспособность к прогнозу и планированию делают невозможным существование мотивов, названных А. Н. Леонтьевым смыслообразующими. Поведением больных с расстройством личности "управляют" мотивы – стимулы, возникновение которых ограничено конкретными обстоятельствами. Мир для таких испытуемых – это мир конкретных вещей (опора на полюс предметного содержания), которые побуждают их к немедленным действиям, слабо поддающимся контролю, либо игнорируются как непригодные для удовлетворения сиюминутно возникшей потребности. Следовательно, испытуемые с расстройством личности не могут иметь устойчивой иерархии мотивов.
Отсюда становиться понятным и феномен слитности идеальных и реальных целей, наблюдаемый у подростков с личностными расстройствами, т. к. увидеть ситуацию в развернутой временной перспективе, такие испытуемые мало способны. Их сознанием полностью овладевает сиюминутная ситуация, порождающая мотивы-стимулы, на которые следует непосредственная реакция без соотнесения своих поведенческих актов с социальными нормами. Этим обусловлен и специфический вид кривой уровня притязаний – вид ломаной с резкими колебаниями (подъемами после успехов и падениями после неудач), т. к. сознание таких больных детерминируется только конкретной актуальной ситуацией.
Привлекает внимание и различие в качественно анализе процесса выполнения методики "Прошлое. Настоящее. Будущее" здоровыми лицами и испытуемыми с расстройством личности. У первых выполнение инструкции не вызывает значительных затруднений. Во втором же случае частыми являются отказы выполнять рисунок (как мотивированные неумением рисовать и т. п., так и немотивированные). Встречаются фразы: "Я не знаю что рисовать. У меня нет прошлого, я не знаю, что будет в будущем. Как же я могу что-то нарисовать?" Все это, по-нашему мнению, прямо указывает на трудности осознания испытуемыми с расстройством личности субъективного времени.
Анализ рисунков по критериям, предложенным Б. Г. Херсонским, также указывает на слабую способность лиц с личностным расстройством по сравнению со здоровыми испытуемыми к усвоению системы социально детерминированных значений (отсутствие метафорических образов в рисунках прошлого, настоящего и будущего).
Слабость осознания и контроля своей эмоциональной сферы, с одной стороны, и неумение эффективно усваивать и использовать социальные нормы с другой, - позволило нам выдвинуть гипотезу о том, что больные с расстройством личности не способны адекватно осознавать и дифференцировать эмоциональные состояния других людей. Для проверки этого предположения мы использовали модификацию методики Сонди.
На втором этапе проводилось исследование при помощи методики "Дифференцирование эмоциональных состояний". В качестве стимульного материала использовали набор фотографий теста Сонди.
Испытуемому предлагался набор данных фотографий и следующая инструкция: "Разложить фотографии на группы людей с разным настроением". Затем записывалось количество групп и их названия. Здоровые испытуемые образовывали в среднем 5-6 групп и без труда их называли, используя разнообразные понятия, передающие эмоциональные состояния. Больные с расстройством личности образовывали в среднем 3 группы. Достоверность различий подтвердилась с помощью непараметрического критерия И-Мана-Уитни на уровне статистической значимости a=0,01.
Анализ хода эксперимента показал, что для больных с расстройством личности были характерны следующие особенности выполнения тестовых заданий:

  1. Испытуемые, не ощущая затруднений, делили весь набор фотографий на 2 группы: с хорошим настроением и с плохим настроением;
  1. Испытуемые пытались образовать более чем 2 группы, при этом выполнение задания занимало длительное время. Так, больные подолгу рассматривали фотографии, перекладывали их из группы в группу, начинали нервничать, проявлять агрессию. Нередко появлялись защитные высказывания типа: "Вы меня грузите", "Вы меня напрягаете", "Я не знаю, куда это класть" и т. п. В большинстве случаев задание до конца не доводилось.
  2. Испытуемые не удерживали инструкцию. Например, испытуемый разделил фотографии на 2 группы и объяснил: "1-я группа – это ученые, а 2-я – я их не знаю". Другой испытуемый: "1-я группа – водители, 2-я – писатели, 3-я – а эти мне не нравятся".

Т. о., в 1-м случае можно сказать, что испытуемые не различают тонких оттенков эмоциональных переживаний; во втором случае испытуемые осознают возможность их существования, но осознание на достигает того уровня, при котором испытуемый мог бы их дифференцировать и обозначить словом. В 3-м случае задача осознания эмоциональных переживаний представляется испытуемому невыполнимой и невозможной.
В целом, наше предположение о том, что больные с расстройством личности не способны адекватно осознавать и дифференцировать эмоциональные проявления других людей, подтвердилось. Это, в свою очередь, приводит к невозможность адекватно реагировать на поведение окружающих, т. е. к нарушению социальной адаптации, а также к неспособности сопереживать и сочувствовать, т. е. к нарушению механизма эмпатии.
На третьем этапе,. испытуемым предлагалось оценить понятия "Я", "дом", "семья" при помощи семантического дифференциала Фельдеса. Оказалось, что как для испытуемых с расстройством личности, так и для здоровых обследуемых понятие "Я" не является коннотативно близким понятиям "дом" и "семья". Это связано, по нашему мнению, с особенностями раннего юношеского возраста и может быть следствием того, что главным новообразованием этого возраста, с точки зрения отечественных психологов, начиная с Л. С. Выготского, является чувство взрослости. Это период эмансипации ребенка от родителей: эмоциональной, поведенческой, нормативной. Характерная черта ранней юности – формирование жизненных планов и профессиональное самоопределение. Вследствие этого здоровые испытуемые начинают осознавать свою автономность и психологическую независимость от родителей и от дома.
На четвертом этапе, проводилось изучение особенностей пространственной ориентации при помощи метода контент-анализа. Испытуемым предлагалась инструкция: "Напишите, как пройти от вокзала до учебного заведения, в котором ты обучаешься". В процессе анализа текста учитывалось как часто обследуемый опирается в описании своего маршрута на внешние ориентиры, способствующие лучшему отражению в сознании пространства.
В ходе анализа полученных данных было выявлено, что здоровые испытуемые достоверно чаще (a=0,01) используют в написании текста названия улиц: в 75% случаев. Больные с расстройством личности употребляют названия улиц в качестве ориентира лишь в 15% случаев.
Т. к. название улицы является социально нормированным ориентиром, можно предположить, что в сознании здоровых испытуемых пространство структурировано в соответствии с ориентирами, принятыми в обществе. У испытуемых с расстройствами личности такая структурированность снижена. Вероятно, это связано со снижением опоры в интеллектуальном действии на полюс значения психического образа.
Выводы:

  • На эмоциональном уровне, у подростков с расстройством личности, образы прошлого, настоящего и будущего выступают плохо дифференцированными.
  • При осознании субъективного времени они достоверно чаще опираются на полюс предметного содержания психического образа.
  • Они хуже дифференцируют эмоциональные состояний других людей.
  • Индивидуальное пространство в их сознании структурировано с меньшим учетом социально нормированных ориентиров.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.