На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Актуальные проблемы возрастной психологии - Глава 3. Закономерности психического развития в подростковом возрасте.
Актуальные проблемы возрастной психологии - Глава 3. Закономерности психического развития в подростковом возрасте.
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Актуальные проблемы возрастной психологии
Глава 1. Формирование и развитие сознания в теории Выготского – Леонтьева – Лурии.
Экспериментальное исследование индивидуального сознания старших подростков с расстройством личности.
Глава 2. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Экспериментально-психологическое исследование особенностей ролевой игры у детей младшего и старшего дошкольного возраста
Глава 3. Закономерности психического развития в подростковом возрасте.
Глава 4. Психологические особенности юношеского возраста
Глава 5. Основные закономерности психосексуального развития.
Глава 6. Психологические особенности полоролевых различий
Глава 7. Проблема отклоняющихся форм поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Глава 8. Дисфункциональные семьи и их влияние на формирование личности ребенка (на примере наркофильных семей).
Приложения
Все страницы

Глава 3. Закономерности психического развития в подростковом возрасте.


Основное социальное и психологическое содержание подросткового возраста – переход от детства к взрослости. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста как в западной, так и в отечественной психологии.
Американский психолог Стенли Холл считал, что для подросткового возраста характерен кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности". В процессе этого кризиса отмечается амбивалентность и парадоксальность характера подростка, которая выступает в виде основных противоречий: чрезмерная активность которая может привести к изнурению, безумная весёлость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию.
Согласно культурно-психологической концепции подросткового возраста Э. Шпрангера, психическое развитие, есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьёзных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы.
В связи с этим, главными новообразованиями этого возраста выступают открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.
Согласно Э. Штерну для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности. Э. Штерн описал шесть таких типов: теоретический тип – личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности; эстетический тип – личность, для которой объективное познание чуждо; социальный тип – "смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь для других людей"; экономический тип – жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой достигнуть наибольшего результата; политический – для такой личности характерно стремление к власти, господству; религиозный – такая личность соотносит любое явление с общим смыслом жизни и мира. Определяя каждый из типов, Э. Штерн отнюдь не считает, что в жизни подростка существует только одно направление ценностей. Напротив, все направления ценностей заложены в каждой личности, но какое-либо одно из этих переживаний различных ценностей приобретает руководящее значение и преимущественно определяет дальнейшую жизнь подростка.
Переходный возраст по Жану Полю Пиаже, характеризуется тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Усложнение мыслительных действий оказывает важное влияние на все стороны жизни подростка. Для решения проблем подросток может применять правильные формально-логические рассуждения; он начинает пользоваться индуктивным мышлением, обобщая ряд фактов и строя на их основе какую-либо теорию. Подросток может оперировать алгебраическими символами, пользоваться языком метафор. Он может думать не только о том, что есть, но и о том, что могло бы быть, проецируя себя, свои поступки и действия в будущем. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его.
Самым влиятельным представителем в области изучения подросткового возраста был известный американский психолог Эрик Эриксон. Развитие личности, по Эриксону, складывается из трёх взаимосвязанных компонентов: соматического развития, развития сознательного "Я" и социального развития. По мнению американского психолога, главная задача индивида заключается в том, чтобы переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность. В ходе обретения идентичности, что является основой самосознания в подростковом возрасте, сам индивид становится жертвой этого процесса. В этот период подросток стоит перед задачей сформировать чувство идентичности и избежать опасности возникновения ролевой диффузности. Они болезненно, а чаще, по внешнему впечатлению, странно озабочены тем, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих их людей, а также тем, что их собственные идеалы не являются общепринятыми. Подросток боится быть обманутым, доверившись простодушным обещаниям окружающих. Подростковый период характеризуется поиском возможностей свободного выбора подростком путей исполнения своих обязанностей и своего долга и, в то же время, смертельной боязнью оказаться слабаком в глазах окружающих. Э. Эриксон особое внимание уделил изучению самосознания. Он считал, что в подростковом возрасте происходит объединение всех элементов самосознания и, таким образом, получает своё разрешение конфликт, который Эриксон разделил на семь основных частей.
Временная перспектива или расплывчатое чувство времени.

Для того, чтобы научиться соотносить категории прошлого, настоящего и будущего и получить некоторое представление о количестве времени, необходимом для своих жизненных планов, подростку очень важно обрести чувство времени и непрерывности жизни. Для этого необходимо научиться оценивать и распределять своё время. Истинное чувство времени развивается постепенно и формируется к 12-13 годам.
Уверенность в себе или застенчивость.
В процессе разрешения этого конфликта у подростка развивается уверенность в себе, основанная на прошлом опыте. Он начинает верить в свои силы и убеждается, что способен достичь поставленных целей. Если развитие ребёнка протекает относительно нормально, он начинает верить в себя и свои способности. Он понимает, что может справиться с задачами, стоящими перед ним в настоящем, и ожидает успехов в будущем, всегда при этом учитывая свой прошлый опыт.
Экспериментирование с различными ролями или фиксация одной роли.
Подростки имеют возможность "примерить" на себя различные социальные роли. Нередко они пробуют сразу множество разнообразных способов идентифицировать себя, экспериментируют с личностными качествами. Идентичность формируется только в том случае, если у подростка имеются возможности для подобных экспериментов. Те, у кого слишком развиты внутренние ограничения или чувство вины, так никогда и не поймут, кто же они такие.
Ученичество или паралич трудовой деятельности.
Выбранная работа играет важную роль в формировании идентичности. Более того, если у подростка сформировалась негативная самооценка, чувство собственной неполноценности – то ему может не хватить энергии для достижения успеха в учёбе или работе.
Отношения лидер/последователь или неопределённость авторитета.
По мере того как подросток, расширяет свои социальные горизонты, он учится либо выполнять обязанности лидера, либо следовать за лидером, когда им является другой человек. Чтобы в этом разобраться, подростку необходимо сформировать личную систему ценностей и приоритетов.
Идеологическая убеждённость или размытость системы ценностей.
Все аспекты поведения подростка зависят от выбранной идеологии. Эриксон называет этот процесс "поиском символа веры". Он подчёркивает, что человеку необходимо во что-то верить или следовать каким-либо принципам.
Если индивид способен успешно разрешить эти конфликты, у него формируется "зрелая" идентичность. Если конфликты неразрешимы, то формируется спутанность идентичности. Неспособность многих подростков найти своё место в жизни базируется на предшествующих сильных сомнениях в своей этнической или сексуальной идентичности, или ролевой спутанности. Один за другим, сбиваемые с толку собственной неспособностью принять соответствующую социальную роль, подростки пытаются уйти от этого, убегая из школы, дома, отдаваясь странным и неприемлемым занятиям. Всё это предшествует формированию негативной идентичности, стремлению к девиантному поведению.
Советские психологи уделяли подростковому возрасту очень много внимания, причём собственно психологические вопросы рассматривались на широком социальном фоне, с учётом социально-психологических факторов и вариантов взросления.
Ярким примером этого служит культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и его школы. Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в подростковом возрасте, называя её ключом ко всей проблеме психологического развития подростка. Он писал, что все психологические функции человека в подростковом возрасте действуют в определённой системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. Он писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется выбором интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком". Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантными. Это "эгоцентрическая доминанта" (интерес подростка к собственной личности); "доминанта дали" (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо приемлемы, чем ближние, сегодняшние); "доминанта усилия" (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, протесте и других негативных проявлениях); "доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям).
Л. С. Выготский особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведёт к высшей форме интеллектуальной деятельности и новым способам поведения. Л. С. Выготский отмечал ещё два новообразования подросткового возраста – это развитие рефлексии и на её основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка, по словам Л. С. Выготского, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание себя и других людей. Развитие самосознания, по его мнению, как никакая другая сторона душевной жизни зависит от культурного содержания среды. В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, возникающими посредством ведущей деятельности. Основной вопрос этого возраста – вопрос о своём предназначении, ответ на который может быть найден только путём столкновения с действительностью.
Особенности развития подростка проявляются, по мнению Д. Б. Эльконина, в различных симптомах. Во-первых, возникают трудности в отношениях со взрослыми: упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов. Во-вторых, детские компании, поиски друга и прежде всего того, кто может понять. В-третьих, подросток, предоставленный самому себе, свободно и независимо выражает свои внутренние переживания, волнующие мысли в дневнике.
Все эти симптомы свидетельствуют об обращении ребёнка к самому себе. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих людей. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми подросток ещё занять не может, и он находит своё место среди сверстников. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Здесь идёт мыслимое и воображаемое проигрывание своей настоящей и будущей жизни. Эта возможность совместно – в мысли, в мечте, в представлениях и фантазиях – проработать, проиграть свои устремления, свои радости, найти своё место в жизни, имеет важное значение для формирования личности подростка. В деятельности общения прежде всего формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста, по Д. Б. Эльконину, - социальное сознание, перенесённое внутрь, и контролирование своего поведения на основе моральных норм – всё это ведёт к формированию зрелой личности. Л. И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять самостоятельную, более взрослую позицию. Л. И. Божович писала: "В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счёте, к той жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь".
В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Теперь мотивы действуют не непосредственно, а возникают "на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения". По мнению Л. И. Божович, именно в мотивационной сфере находится главное новообразование подросткового возраста. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие подростка. Усвоение подростком нравственного образа происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки и действия в значимых для него ситуациях. Одновременно с нравственным развитием формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя её направленность, что позволяет подростку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию. Ещё одно новообразование подросткового возраста – "самоопределение", которое характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой значимой позиции. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях подростка, опирается на формирующееся мировоззрение, связано с его настоящей жизнью и определением себя в этой жизни. Отечественная психология основным социальным и психологическим содержанием подросткового периода считает переход от детства к взрослости. Взрослость – это готовность к полноценному и равноправному участию в жизни взрослых. Формирование взрослости имеет субъективную и объективную стороны.
Объективная сторона формирования взрослости проявляется в наличии собственных взглядов, относительной эмансипации от взрослых, в появлении стойких, осознанных познавательных интересов и нравственных убеждений. Развитие взрослости идёт неравномерно, и в разных сферах жизни ребёнка зарождающаяся взрослость может проявляться с разной степенью выраженности.
Существенную роль для психологического развития подростка играет субъективная сторона взрослости, которая проявляется в возникновении у подростка представления о том, что он уже не ребёнок. Субъективное чувство взрослости является центральным новообразованием подросткового возраста. Появлению чувства взрослости способствует большая самостоятельность, серьёзные обязанности, равноправное участие в труде.
Возникновение чувства взрослости играет огромную роль в формировании личности ребёнка, так как требует от подростка постоянного сравнения и отождествления себя со взрослым.
Однако, для того, чтобы усвоить нормы, правила и эталоны взрослой жизни, понять её содержание, необходимо воспроизводить отношения взрослых. Образы взрослой жизни могут быть приняты в качестве ценностей, установок, способных регулировать поведение, только через воспроизведение в реальной деятельности. Такое воспроизведение возможно посредством общения подростков друг с другом. Именно общаясь друг с другом, подростки воспроизводят отношения, тождественные отношениям взрослых. Воспроизводя образы взрослых отношений, подростки усваивают их и в итоге творят свою личность.
В рамках общения рождаются основные новообразования подросткового возраста. Поэтому общение выступает в этом возрастном периоде в качестве ведущей деятельности. Для подростков общение – интересная и значимая сфера жизни; они много и с удовольствием общаются, легко знакомятся. Общение подростков носит сложный и содержательный характер, предполагает взаимные обязательства. Важнейшим приобретением подростка является дружба. Активная ориентация в межличностных отношениях, усвоение моральных норм приводят к появлению и формированию умственных действий с этическими нормами: подросток оценивает и обдумывает свои поступки и действия. Сначала он начинает оценивать своё поведение, а затем осмысливать и выделять особенности своей личности. Таким образом у подростков формируется самооценка, возникает представление о свойствах и особенностях своей личности.
Первоначально самооценка неустойчива, поэтому подростки очень чувствительны к оценке окружающих, остро воспринимают и переживают мнение о себе, они ранимы и обидчивы. Итак, именно в общении формируется основные новообразования подростка: овладение нормами и эталонами взрослых отношений, внутренние действия с этими нормами, представление об особенностях собственной личности, формирование самооценки.
Таким образом, подростковый период оценивается как трудный, противоречивый, конфликтный. Основным содержанием развития в подростковом возрасте является развитие и становление личности ребёнка. Центральным новообразованием, с которым ребёнок вступает в подростковый период, является чувство взрослости. Посредством общения со сверстниками подросток реализует своё чувство взрослости, осваивает нормы и образцы взрослой жизни. В дальнейшем усвоенные нормы становятся основой действий и поступков подростков, трансформируются в его внутренние качества. Так формируется система личностных ценностей подростка; формируется его личность.
Психологические особенности межличностных отношений воспитанников интерната.

Цель исследования: Изучить формально-содержательные характеристики проявления межличностных отношений в группе.
Объект исследования — психологические особенности межличностных отношений подростков.
Предмет исследования — психологические особенности межличностных отношений у подростков — воспитанников интерната.
Гипотеза: существует зависимость между формально-содержательными характеристиками проявления межличностных отношений у воспитанников интерната и иерархичностью взаимоотношений в группе.
Задачи:
1. Определить методологические основания для изучения особенностей межличностных отношений у воспитанников интерната.
2. Определить тип межличностных конфликтов и стиль поведения в конфликтной ситуации у воспитанников интерната.
3. Выявить тип межличностных отношений у воспитанников интерната.
Психодиагностический инструментарий и характеристика обследованных групп:
Группу обследованных составили воспитанники школы-интерната для детей с ЗПР г. Симферополя - 10 человек. Возраст испытуемых — 12—14 лет. Время пребывания в интернате — 4—5 лет.
В эксперименте были использованы: тест Томаса — для выявления формальных характеристик; тест Лири — для содержательной стороны и метод наблюдения для определения иерархии взаимоотношений в группе. Также исследование включало в себя изучение личных дел испытуемых и анамнестических данных.
Результаты экспериментально-психологического исследования:
Согласно данным Т.Лири у большинства испытуемых (60%) доминирует в "ответственно-великодушный" тип межличностных отношений, который сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется, художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления — целостный, образный. Легкое вживание в социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех людей, проявление милосердия, благотворительности, миссионерский склад личности, артистичность. Потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим.
Менее выраженным, но также преобладающим (40%) проявился противоположный восьмому — первый октант, который определяет "властный — лидирующий" тип межличностного отношения. Последний, характеризуется оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность.
Это может быть результатом условий учреждений интернатного типа. Так как ребенок, растущий в этих условиях не умеет общаться, его контакты поверхностны, нервозны и поспешны — он одновременно домогается внимания и отторгает его переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним, общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Сопоставление данных, полученных для формальных и содержательных характеристик с занимаемым местом в классе, мы получили опровержение нашей гипотезы. Содержательная и формальная сторона межличностного общения не влияет на иерархию взаимоотношений в группе.

Выводы:

  1. У подростков воспитанников интерната доминирует ответственно-великодушный тип межличностных отношений.
  2. В основе поведенческих реакций воспитанников интерната лежит конструкт «стремление к любви»- «агрессия или пассивное отчуждение», что осложняет процесс взаимопонимания воспитанников интерната друг с другом и другими людьми.
  3. Содержательные и формальные характеристики межличностного общения не влияют на иерархию взаимоотношений в группе.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.