На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Актуальные проблемы возрастной психологии - Глава 6. Психологические особенности полоролевых различий
Актуальные проблемы возрастной психологии - Глава 6. Психологические особенности полоролевых различий
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Актуальные проблемы возрастной психологии
Глава 1. Формирование и развитие сознания в теории Выготского – Леонтьева – Лурии.
Экспериментальное исследование индивидуального сознания старших подростков с расстройством личности.
Глава 2. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Экспериментально-психологическое исследование особенностей ролевой игры у детей младшего и старшего дошкольного возраста
Глава 3. Закономерности психического развития в подростковом возрасте.
Глава 4. Психологические особенности юношеского возраста
Глава 5. Основные закономерности психосексуального развития.
Глава 6. Психологические особенности полоролевых различий
Глава 7. Проблема отклоняющихся форм поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Глава 8. Дисфункциональные семьи и их влияние на формирование личности ребенка (на примере наркофильных семей).
Приложения
Все страницы

Глава 6. Психологические особенности полоролевых различий.

Возрастная психология, к сожалению, продолжает оставаться преимущественно "бесполой" наукой. В тоже время, даже на житейском уровне совершенно очевидны ряд психологических отличий у детей разного пола. Последнее десятилетие этот пробел стал активно заполняться за счет изучения т.н. "гендерных" различий. Согласно современным взглядам пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является данный человек - мужчиной или женщиной. Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности и феменинности.
Методология и методы гендерных исследований в настоящее время широко обсуждаются. Исследования, касающиеся анализа полоролевых различий, становятся значимыми для развития отечественной гендерной психологии. Исследование, первоначально выстроенное в русле определённой проблематики, обретает иное звучание, выходит на установку принципиально иных задач при введении в программу исследования гендерного фокуса.
В данной главе будут рассмотрены лишь некоторые данные гендерных возрастных аспектов, которые призваны, не столько объяснить, сколько обозначить проблему, которая продолжает ждать своих исследователей.
Согласно современным представлениям, полоролевая дифференциация поведенческих норм значительно варьирует в разных социальных и этнокультурных средах. Социальная детерминированность мужского или женского поведенческого репертуара, вероятно, более существенна, чем его биологическая обусловленность.
Экспериментально-психологические исследования свидетельствуют о том, что половая идентичность и принятие соответствующих ей социальных ролей формируется в ходе социализации личности, причем механизмы освоения полоролевого поведения с раннего возраста имеют выраженный знаковый характер. Девочки большую часть времени проводят за такими занятиями, как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых. Полоролевое поведение детей, воспитывающихся в семье, отражает ассиметрию мужской и женской ролей, а регулирование этой поведенческой сферы осуществляется родителями с помощью системы запретов и наказаний.
Таким образом, гендерные различия формируются в результате воспитания мальчиков и девочек в различных социальных контекстах, и эти контексты оказывают решающее влияние на последующее психологическое функционирование мужчин и женщин.
Наблюдения за родителями показывают, что уже на первом году жизни ребенка его взаимодействия с родителями дифференцированы по половому признаку. Родители мальчиков и родители девочек отличаются по такому показателю, как частота условных реакций на поведенческие сигналы ребенка. Исследования показали, что мальчики получают от родителей не только больше негативных ответов, но также больше позитивных ответных реакций.
Чодороу утверждает, что различия между социальными контекстами, в которых проходит детство мальчиков и девочек, являются причиной многих психологичесих половых различий, в особенности различий, отражающих большую включенность женщин в социальные сети в отличие от более индивидуалистической, подчеркивающей их превосходства активности мужчин.
Культуры различаются по степени регуляции индивидуального поведения, а также по содержанию стереотипов маскулинности (фемининности, т.е представлений о том, чем должно различаться поведение мужчин и женщин).
Высокая степень маскулинности, согласно некоторым психологам, означает высокую ценность в данной культуре материальных вещей, власти и представительности. Культуры, в которых в качестве главных ценностей превалирует сам человек, его воспитание и смысл жизни, считаются феминными.
В культурах маскулинного типа подчеркиваются различия в половых ролях, исполнительность, амбициозность и независимость.
В культурах феминного типа половые роли обычно не столь сильно фиксированы, и упор делается на взаимную зависимость и служение друг другу.
В обыденном этническом сознании какие-то личностные черты считаются в большей степени характерными для мужчин, чем для женщин, и наоборот. Из подобных поведенческих ожиданий формируются "гендерные роли" для мужчин и женщин.
Судя по имеющимся данным, потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девочек на полтора - два года раньше, чем у мальчиков, и девичья дружба вообще более эмоциональна. Девичьи критерии дружбы тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские. Девочки чаще испытывают дефицит интимности. Мотив понимания в определении дружбы выражен у девочек во всех возрастах сильнее, чем у мальчиков, да и само это слово они наполняют не совсем одинаковым содержанием. Девочки имеют в среднем меньше друзей своего пола, чем мальчики, а те, у кого есть несколько близких подруг, предпочитают встречаться не сразу со всеми, а порознь. В общении с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат интимные темы. Эти различия весьма существенны, но нужно подчеркнуть, что они являются не просто половыми, а половозростными. Дело не только в том, что женщина вообще более эмоциональны, придают большее значение межличностным отношениям и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девочки раньше созревают, у них раньше появляются сложные формы самосознания, а, следовательно, и потребность в интимной дружбе. Для юношей - старшеклассников референтной группой еще остаются сверстники своего пола, а главным конфидантом (поверенным тайн), если таковой есть, является друг своего пола. У девушек этот тип общения уже позади - в качестве идеального друга они все чаще выбирают юношу, и в круге их общения значительно больше мальчиков, причем старшего возраста. Смешанная, разнополая дружба в юности очень существенно отличается от однополой, и часто слово "дружба" является лишь наименованием зарождающейся любви.

Нормы и роли меняются в зависимости от культуры и эпохи. За последние полстолетия гендерные роли резко изменились. Женщина делает карьеру, совмещая это с семейными обязанностями. Так в журнале "Вопросы психологии" была опубликована статья под названием "Чувство вины у работающей женщины", где справедливо замечено, что в современном обществе женщины-жены и матери - работают и учатся наравне с мужчинами, однако никто не отменял их традиционных обязанностей матери и хранительницы очага. Требования, которые предъявляют к женщине семья и работа, во многом противоречивы. На работе преобладает "этика индивидуализма", т.е. автономии и справедливости, дома - "этика заботы" с ее ценностями альтруизма, самопожертвования, служения ближним. Профессиональную деятельность можно рассматривать как "мужской мир", где доминируют властные структуры, обеспечивающие успех тем, кто обладает агрессивностью, инициативой. При совмещении семейных и внесемейных ролей возникает целый ряд конфликтов и тревог. В частности, женщина беспокоится о том, что наносит детям эмоциональный ущерб, что вынуждена доверить воспитание своих детей другим людям, что их профессиональная жизнь урезается временем и энергией, которую они отдают детям, что их брак страдает от всего этого, что их эмоциональные и физические ресурсы напряжены до предела.
Эмпирическое исследование этнических гендерных установок у лиц юношеского возраста.

Цель работы: определить структуру гендерных установок у представителей различных этносов.
Объект исследования: процесс формирования и проявления установок.
Предмет исследования: этнические гендерные установки.
Гипотеза: Структура гендерных установок зависит от этнических особенностей; идеальные представления о мужчине и женщине являются амбивалентными для двух этносов.
Задачи:
1) Анализ литературы посвященной психологии юношеского возраста и проблеме гендерных установок;
2) Изучить особенности гендерных установок у лиц юношеского возраста крымско-татарской национальности
3) Изучить особенности гендерных установок у славян юношеского возраста 4)выводы по результатам.
Характеристика обследованных групп:
Всего было обследовано 167 человек. Из них 68 девушек славян, 39 девушек татарского этноса, 28 мужчин татар и 32 мужчин славян.
Психодиагностический инструментарий:
В качестве методик исследования были использованы тест Т.Лири и тест незаконченных предложений.
Результаты экспериментально-психологического исследования:
Полученные данные сивдетельствуют, что у мужчин славян представления о реальной и идеальной женщине совпадают и ей приписывается доминантно-дружелюбный стиль межличностных отношений.
Крымские татары реального мужчину другого этноса оценивают через доминантно-дружелюбный стильвзаимодействия. Реальную женщину другого этноса представляют как самодовольную, эгоцентричную, с завышенным уровнем притязаний, с выраженным чувством соперничества. Они упорны в достижении целей, становятся враждебны при наличии критики в свой адрес, т.е. можно говорить о доминантно-агрессивном стиле.
Мужчины славяне представляют в общении реальную женщину и реального мужчину другого этноса доминантно-агрессивными.
Для татарских женщин реальный мужчина их этноса характеризуется такими чертами как: уверенный в себе, ориентированный на себя, упрямый, упорный, энергичный, мнение окружающих воспринимает критически, низкая подчиняемость ( доминантно-агрессивный тип).
Для женщин славян реальный мужчина их этноса описывается через такие личностные особенности как: обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, подозрительность, заниженная самооценка, неуверенность в себе, тревожность, неудовлетворенность собой ( подчиненно-агрессивный стиль).
Реальной татарской женщине, по мнению самих женщин, присущ подчиненно-дружелюбный стиль отношений. Он характеризуется такими чертами как повышенная тревожность, повышенная чувствительность к средовым воздействиям, зависимость собственного мнения от мнения окружающих, неуверенность в себе, низкий уровень агрессивности.
Для женщин славян реальная женщина их этноса обладает доминантно-агрессивным стилем. Основные черты этого стиля - самовлюбленность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, упорство в достижении целей.
Представления о идеальной женщине у женщин двух этносов совпадают. Ей соответствует доминантно-дружелюбный стиль.
Татарские женщины реальную женщину и реального мужчину другого этноса представляют как доминантно-агрессивных. Женщины славяне описывают реальную женщину и реального мужчину через те же особенности, что и татарские женщины т.е. им приписывается доминантно-агрессивный стиль межличностных отношений.
Для женщин славян реальный мужчина их этноса описывается через черты подчиненно-агрессивного стиля отношений к окружающим. В то же время, мужчины-славяне оценивают себя как доминантно-агрессивных. Представления об идеальном мужчине у двух полов совпадают. Он должен быть доминантно-дружелюбным. Реальная женщина для славянок - доминантно-агрессивна. Для мужчин - доминантно-дружелюбна. Идеальная женщина и для мужчин, и для женщин - доминантно-дружелюбна.
Для татарских женщин реальный мужчина - доминантно-агрессивный, для мужчин - доминантно-дружелюбный. Идеальный мужчина и для женщин, и для мужчин - доминантно-дружелюбный. Реальная женщина для крымских татарок характеризуется подчиненно-дружелюбным стилем, для мужчин- доминантно-дружелюбным. Идеальная женщина для двух полов - доминантно-дружелюбна.
Обобщая данные результаты можно отметить следующее. Женщина для славянок и татарок – это, прежде всего мать и жена. Женщина татарского этноса должна обладать такими качествами как терпением, тактом, покорностью. Для женщин славянского этноса - способность прийти в трудную минуту на помощь, помочь, поддержать мужа.
Татарская женщина до брака обладает меньшей свободой, чем славяне. Описывая женщину своего этноса, татарки придавали большое значение внутренним качествам, тогда как славяне - описывали ее как сексуальную, красивую.
Описывая лучшего мужчину, татарские женщины придавали огромное значение силе, уму, способности уважать женщину; для славянок - лучший мужчина способен любить, он самовлюблён, уверен в себе, хотя в отношениях с женщиной он должен любить и уважать ее больше, чем себя. Для женщин татарского этноса очень важным является материальная готовность мужчины, когда славяне больше оценивают его способность быть верным. Взгляды женщин сходны в том, что до брака мужчина свободен, может или в меньших случаях должен иметь половые связи.
Татарские женщины считают, что женщина и карьера - это два несовместимых понятия, тогда как славяне оценивают женщину, которая делает карьеру, позитивно, наделяя её такими качествами как сильная, уверенная в себе, достойна уважения.
Что же касается этой же проблемы, то взгляды женщин одинаковы, такие мужчины оцениваются как целеустремлённые и гении.
Относительно сферы бытовых проблем, то здесь наблюдается следующее. Главное, что должна уметь женщина - это прежде всего готовить, когда разговаривают мужчины - молчать.
С точки зрения женщин главная задача мужчин в доме - это зарабатывать деньги, делать ремонт. Взгляды женщин разошлись по поводу домашней работы для мужчин - славяне считают, что это обязанность, татарки - большое достижение, и она не должна быть в тягость.
Социальная роль для женщин татарок и славян - это мать и жена. Главная задача женщины в доме - быть хорошей матерью и женой, и женщина должна посвятить себя семье.
Что же касается мужчин, то социальная роль мужчины - это отец и муж. Хотя славяне считают, что мужчина может посвятить себя работе, тоже они говорят и о себе.
Внешность. Для крымских татарок одежда должна быть аккуратной, чистой, тогда как славяне считают, что одежда должна быть модной и сексуальной. Женщины сошлись в том, что, выбирая одежду, женщина должна ориентироваться на себя, на свой вкус, стиль. Яркая косметика, по мнению татарских женщин, делает её вульгарной; у славян можно наблюдать две тенденции: одни считают вульгарной, другие - более привлекательной, сексуальной.
Сфера брачных отношений. Мужчина татарского этноса и мужчина славянин должен посвятить себя семье. Лучший мужчина, по мнению татарских мужчин, любит свою жену, тогда как лучший муж для славян - умен, силен, с деньгами, имеет хорошую работу. Вступая же в брак, татарский мужчина должен быть уверен, что стоит это делать, должен иметь дом, машину, работу и деньги. Мужчины славяне, вступая в брак, должен забыть других женщин и должен уметь обеспечить семью. Но до брака и татарский мужчина и мужчина славянского этноса может делать всё - он свободен, он счастливый человек, он набирается сексуального опыта. Что же касается самих мужчин, то главное достоинство мужчины, по мнению татар в том, что он мужчина, а уж потом они говорят об уме. Для славян - это прежде всего ум, доброта и немаловажно его физические особенности. В отношении с женщиной татарский мужчина должен быть ласковым, терпеливым и не забывать, что она женщина. Мужчина славянин должен быть уверен в себе, в тоже время быть внимательным, галантным. И
Женщина, с точки зрения мужчин, должна посвятить себя семье. Лучшая жена, по мнению татар, любит и любима, в то время как для славян лучшая жена - понимающая и умная. Когда мужчины разговаривают, то женщины молчат. Вступая в брак, татарские мужчины считают, что жена берет на себя большую ответственность и должна быть верной и любящей. Славяне считают, что женщина должна быть готова к браку, уметь всё, что необходимо, должна любить мужа. До брака татарская женщина должна быть девственницей. У славян можно отметить две тенденции: она делает, что хочет и может иметь половые связи; другие - до брака она не должна иметь половые связи. Но мнение мужчин сошлись в том, что главное достоинство женщины - это женственность, ум, красота.
В бытовой сфере.В доме главная задача мужчины и татарского этноса и славянского этноса - быть хозяином, опорой и обеспечивать семью. Причём мужчина обязательно должен уметь зарабатывать деньги, для татарских мужчин также справляться по хозяйству, водить машину, обеспечить досуг семьи; для славян - готовить, воспитывать детей. Следует отметить, что большинство мужчин считают, что работа по дому - это обязанность. Что же касается женщины, то главная задача женщины в доме - это соблюдать чистоту и порядок, создавать уют, комфорт, она должна уметь вести хозяйство, воспитывать детей. Женщина обязательно должна уметь готовить, делать домашнюю работу, причем славяне делают акцент на том, что она обязательно должна уметь готовить. И когда в доме гости, женщина должна быть гостеприимной хозяйкой.
Социальной роль женщины и мужчины. В свободное время мужчина двух этносов может практически всё: отдохнуть, выпить с друзьями, посмотреть телевизор, заняться спортом. Татарский мужчина может позволить себе всё, и даже изменить жене. Мужчины славяне - всё, что считают необходимым, но есть предел, и он задаётся деньгами.
Мужчины того и другого этноса считают, что в свободное время, женщина может заниматься своими делами, заняться собой, отдохнуть. Но большую часть времени женщина должна проводить с семьёй, дома, с любимым мужем и лишь немногие мужчины славяне - на своё усмотрение. Для татарских мужчин женщина, которая делает карьеру- это не жена, она свободна и не может иметь семью. Для славян - такая женщина заслуживает уважение. И поэтому совмещение карьеры и семьи татарские мужчины считают невозможным. Также считают и славяне. Хотя некоторые из них считают, что это идеальный вариант.
Женщина с точки зрения татар должна быть женственной, умной. Хотя у татарских мужчин можно наблюдать две тенденции: умная женщина-это хороший собеседник, т.е. оценивается положительно; умная женщина- это редкость, она не нужна. У славян - это хорошая жена, собеседник, уважает своего мужа.
отношение к детям.В общении с детьми мужчина (у двух этносов) должен быть добрым, терпеливым, заботливым. Но поругать можно, если заслужили. Женщина в общении с детьми должна быть доброй, ласковой, понимающей.
Внешность.Одежда мужчин должна быть элегантной, модной, практичной. Что же касается вопроса заботы о внешности, то крымские татары считают, что это не главное, но нельзя сказать, что она на последнем месте. Мужчины славяне считают, что она нужна, необходима и некоторые ставят ёё на первое место. Крымские татары считают, что, выбирая одежду, женщина должна ориентироваться на вкус мужчины. Мужчины славяне - на свой вкус, стиль. Яркая косметика, по мнению мужчин, делает женщину не привлекательной, легкомысленной, посредственной, но забота о внешности для женщины - на первом месте, это залог успеха - так считают и славяне, и татары.
Выводы:
Женщина славянского этноса.
1. Женщины выделяют у реального мужчины такие качества как подозрительность, скрытность, обидчивость, кротость, робость, стыдливость.
2. В их представлении об идеальном мужчине он должен обладать такими качествами как независимость, стремление к лидерству, способность брать на себя ответственность. Он должен быть бескорыстным, нежным, терпимым к недостаткам и должен уметь прощать.
3. Реальную женщину наделили такими качествами как самоуверенность, деловитость, независимость. Она критична, нетерпима к ошибкам партнера. Также она подозрительна, обидчива.
4. Идеальную женщину они видят независимой, способной брать на себя ответственность. Она должна быть бескорыстной, нежной, терпимой к недостаткам партнёра. Она должна уметь прощать. Она должна быть менее самоуверенной, менее подозрительной.
5. Реального мужчину татарского этноса женщины оценивают как самовлюблённого, эгоистичного. Непримиримого, раздражительного, нетерпимого к недостаткам партнёра.
Женщина татарского этноса.
1. Женщины выделяют у реального мужчины такие качества как властность, стремление к доминированию, независимости. Также такие качества как непримиримость, раздражительность, нетерпимость к ошибкам партнёра.
2. Идеальный мужчина по мнению женщин должен быть независимым, способным брать на себя ответственность. Он должен быть менее подозрительным. В то же время он должен быть более бескорыстным, а также терпение к недостаткам и должен уметь прощать.
3. Женщины наделяют реальную женщину такими качествами как послушание, зависимость, уважительность, стремление доставить радость партнёру. Она доброжелательна, общительна, внимательна.
4. Идеальная женщина должна стремиться к доминированию, независимости. Она должна быть бескорыстной, заботиться о близких. Она должна быть терпима к недостаткам и уметь прощать. Она должна быть менее подозрительной.
5. Реального мужчину славянского этноса женщина татарка описывает как независимого, самоуверенного, раздражительного, нетерпимого к ошибкам партнёра.
Мужчины славянского этноса.
1. У реального мужчины выделяют такие качества как самоуверенность, независимость, непримиримость, раздражительность, нетерпимость к ошибкам партнёра. Они стремятся к доминированию.
2. Идеальный мужчина также должен быть независимым. Он должен стремиться к доминированию. Он должен быть способен брать на себя ответственность, должен быть бескорыстным, нежным, должен заботиться о близких, должен быть терпим к недостаткам и уметь прощать.
3. Реальная женщина для мужчин стремиться к доминированию, властна. Она бескорыстна, нежна, заботится о близких, терпима к недостаткам и умеет прощать.
4. Идеальные и реальные представления совпадают.
5. Реальную женщину другого этноса мужчины славяне описывают как самоуверенную в себе. она независима, деловита, раздражительна, нетерпима к ошибкам партнёра.
Мужчины татары.
1. Реального мужчину своего этноса представляют властным, независимым, способным брать на себя ответственность. Он бескорыстен, нежен, стремится заботится о близких, терпим к недостаткам других и умеет прощать. Доброжелателен, общителен.
2. Представления об идеальном мужчине и реальном совпадают.
3. Представления крымских татар о реальной женщине и идеальной совпадают с их представлениями о себе.
4. Реальную женщину славянского этноса они описывают как самоуверенную в себе, деловитую, независимую. Она непримирима, раздражительна, нетерпима к ошибкам партнёра.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.