Структура патопсихологического заключения - Оценка психологической феноменологии нарушений эмоционально-личностной сферы |
Лекции и практикум по психологии - Патопсихология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 6 из 6
|
Тип структуры (расстройства) личности |
Характеристика темперамента, особенностей влечений, поведенческих стратегий, ведущие аффекты, основная феноменология личности |
Адаптационные и защитные механизмы |
Паттерны объектных отношений |
Собственное Я |
Способ поддержания самоуважения |
Основной внутри- личностный конфликт |
Асоциальное |
Агрессивность и высокий порог чувствительности, |
Всемогущий контроль, проективная идентификация, диссоциация, отыгрывание вовне |
Суровая дисциплина или сверхпотворство |
Слабое Я - Всемогущее Я |
Прямая манипуляция, жестокость, давление, сила |
Чувство уязвимости не достижимо в переживаниях в связи с тотальностью агрессии и дефектом Супер-Эго |
Нарциссическое |
Чувствительность к эмоциональным посланиям, эмоциональная «пустотность», стыд, страх, зависть, ярость |
Идеализация, |
Скрытое отвержение и условное принятие; депривация; гиперопека |
Хрупкое Я - Г рандиозное Я |
Эксплуатация и восприятие других как селф- объектов, нарциссиче- ских расширений; мотив достижения |
Конфликт между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой, зависимостью от одобрения и восхищения и ориентировкой на внутренние критерии |
Параноидное |
Агрессивность, низкий стимульный барьер, возбудимость, зависть, мстительность, страх, вина |
Проекция, проективная идентификация отрицание, реактивное образование |
Подавление, унижение, критицизм, сарказм; неспособность контейнии- ровать тревогу ребенка |
Униженное Я - Всемогущее Я |
Напряжение сил в борьбе против авторитетов или людей, наделенных силой и властью |
Конфликт между стремлением к близости и принятию и базовым недоверием к людям |
Шизоидное |
Гиперреактивность и сензитивность, снижение либидо |
Уход во внутренний мир, проекция, обесценивание, идеализация, изоляция аффекта от когниций, сублимация |
Г иперопека и сверхвторжение; амбивалентность матери; |
Нонкомформ- ное, самобытное, индивидуальное, отличное от других Я |
Подчеркивание индивидуальности и непохожести на других, творческое самовыражение |
Конфликт близости- дистанции |
Обсессивно- |
Гнев под контролем, страх, стыд, вина |
Изоляция и когнитивные защиты, реактивное образование, уничтожение сделанного, поведенческие стратегии (ритуалы) |
Сверхконтроли- рующий или попустительский стиль воспитания |
Высоконравственное Я - Аморальное Я |
Соответствие |
Конфликт между интенсивностью желаний и жесткими моральными запретами на их реализацию |
Депрессивное |
Эго-синтонная вина, печаль, аутоагрессия |
Интроекция, обращение против себя, идеализация |
Депрессия родителей, опыт потерь, табуирование переживания боли, отсутствие сепарации |
Плохое, заслуживающее отвержения и наказания Я |
Глобализация плохости, филантропическая активность |
Конфликт между потребностью в любви и оценкой себя как недостойного ее |
Маниакальное |
Высокая возбудимость, энергичность, переключаемость, гнев, тревога |
Отрицание, отреагирование обесценивание, всемогущий контроль |
Выраженный опыт потерь и сепарации; переезды; эмоциональное пренебрежение; |
Всемогущее Я, отрицающее переживание боли |
Избегание боли, приподнятое настроение, очарование окружающих |
Конфликт между потребностью в близости и страхом потери объекта привязанности |
Мазохистическое |
Сознательная печаль, бессознательная вина, гнев, обида |
Интроекция, обращение против себя, идеализация, отреагирование, морализация |
Жестокое обращение; внимание в момент страдания; культивация мазо- хистической позиции - закрепление в опыте связи страдание- любовь |
Недостойное, виновное Я - Грандиозно страдающее Я |
Стойкое терпение плохого обращения |
Конфликт между интенсивностью чувства гнева и запретом на его осознание и отреагирование вовне |
Истерическое |
Г иперсензитивность, социофиличность, бессознательная тревога, стыд, вина |
Вытеснение, диссоциация, сексуализация, регрессия, контрфобическое отреагирование |
Поляризация гендерных ролей в семье; амбивалентность матери |
Напуганое, инфантильное, дефективное Я |
Бессознательная манипуляция, достижение силы и статуса мужского пола, спасение других |
Конфликт между мужскими и женскими составляющими гендерной идентичности |
Диссоциативное |
Межличностная сензи- тивность, способность к аутосуггестии, неспособность перерабатывать аффект |
Вытеснение, |
Травматический |
Расщепленное, фрагментированное Я |
Диссоциация |
Конфликт между содержанием вытесненного и его угрозой для целостности Я |
Представим примеры описания различных параметров типологической структуры личности (как в рамках индивидуальной нормы, так и при пограничных расстройствах) из психодиагностических материалов.
1) Асоциальная структура личности
Центральным феноменом при данной структуре личности выступает агрессия, операциональные критерии которой были представлены выше (Оценка актуальных эмоциональных состояний). В профиле ММИЛ обычно можно увидеть пик (или провал при высоком уровне социального контроля агрессии) по шкале психопатии (реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении), по наполнению соответствующей психопатии в узком смысле, т. е. социопатии. Также обычно в профиле наблюдаются подъемы по «стеническим» шкалам (аффективной ригидности, гипомании). При более компенсированном варианте асоциальной структуры личности в профиле можно заметить повышение показателей по шкалам лжи и коррекции, отражающие установку на социальную желательность, диссимуля- цию характерологических нарушений. Специфические защиты могут быть зарегистрированы при анализе проективных рассказов по картинкам ТАТа: всемогущего контроля («мужчина рассержен, отворачивается от женщины, но не сможет уйти, она полностью владеет им, она из обеспеченной семьи, содержит его, ему некуда деваться» (4)); отыгрывания вовне («муж избил жену за излишнюю самостоятельность» (13MF), «мать накажет дочь за непослушание» (7GF)), диссоциации как эмоциональной изоляции от негативного поступка, отражающей специфический дефект Супер-Эго («мужчина убил любовницу, он ее слишком ревновал, теперь вытирает пот со лба, чувствует себя усталым» (13MF)). Проективные рассказы содержат репрезентацию паттерна объектных отношений, основанных на принуждении, использовании, демонстрации силы («мужчина хочет получить от женщины деньги за помощь» (4), «этот мужчина похож на бандита, он допрашивает молодую даму, шпионку, она испугана, но вряд ли что-то скажет, он станет ее пытать, засовывать иглы под ногти» (6GF), «мужчина пришел к любовнице, он просто использует ее для секса, ради забавы, и даже денег не платит» (13MF), «помощница душит пожилую женщину, чтобы прибрать к рукам ее драгоценности» (18GF)). В рассказах типична идентификация с агрессором, выражаемая либо в появлении прямой речи от лица персонажа, либо более полном его описании, что отражает типичный способ поддержания самоуважения в форме демонстрации силы и власти, нарушения социально приемлемых форм поведения вследствие дефицита контроля над импульсами, отсутствия внутренней морально-этической системы регуляции поступков.
2) Нарциссическая структура личности
Так же, как и асоциальная структура, нарциссическая структура личности включает агрессию в качестве базового аффекта. О. Кернберг, отмечая внутреннюю общность данных структур, выделяет единый континуум, на одном полюсе которого находится асоциальная структура, на другом - относительно «мягкие» формы нарциссизма; промежуточной формой выступает «злокачественный» нарциссизм с Эго-синтонным асоциальным поведением (Кернберг О., 2005). Основным дифференциальным критерием нарциссической структуры выступает способность к идеализации и переживанию внутренней уязвимости при сходном с асоциальным типом феноменом фасадного грандиозного Я. Соответственно и агрессия в структуре личности может быть выражена косвенно или подавлена факторами социального контроля и поиска социального одобрения. Профиль ММИЛ часто имеет «утопленную» форму со снижением всех показателей основных шкал и повышением по служебной шкале коррекции, отражающим конвенциональность личности, установку на социальную нормативность. Также типичным для нарциссической структуры личности является одновременные пики по шкалам истерии и аутизации. Данная дисгармоничная конфигурация отражает основной самооценочный конфликт при нарциссической структуре: демонстративность с поиском внимания, восхищения и одобрения, с одной стороны, и дефицит эмпатии, ориентировка на внутренние критерии оценки, переживание чувства собственной уникальности и неповторимости, с другой. Структура грандиозного Я проявляется в подчеркивании собственной уникальности, исключительности, значимости, опоре на внешние атрибуты величия (статус, материальное благосостояние). Так в рассказах по картинкам ТАТа присутствует подчеркивание неравенства персонажей, мотивы превосходства и величия («мужчины работают в поле, а женщины готовят для них...дочка занимается с гувернанткой более утонченными делами» (7GF); «девочка из благополучной семьи с няней» (7GF); «эти две девушки куда-то спешат, одна из них барышня, другая служанка.они живут в пригородной усадьбе.родители привезли дочке дорогие платья, украшения» (9GF); «это Набоков со своей женой Еленой, тут они уже живут в Швейцарии, она была его стенографисткой всю жизнь, он старше, попрекает ее, но он же гениальный писатель, они решат все вопросы» (6GF), «белый квадрат Малевича» (16); в рассказах может присутствовать мотив насильственного брака в целях «увеличить престиж семьи»). Феномен дефицита эмпатии, эмоциональной «пустотности» может проявляться в формальных, коротких проективных рассказах как по картинкам ТАТа и по рисункам с отсутствием эмоционального наполнения взаимодействия персонажений, трудностях описания мира внутренних переживаний героев, идентификации с их чувствами. Картинки могут репрезентироваться как образы художественной литературы и кинематографии («ферма времен Ахматовой» (2), «времена Мэрелин Монро» (4), «кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»» (7BM), «сцена из «Грозы» Островского» (17GF)) с повторением соответствующих сюжетов, отсутствует собственная творческая фантазия. Нарциссической структуре сопутствует использование защитных механизмов идеализации и обесценивания (в рассказах может идеализироваться семья, которая «счастливо собирается вместе за столом, чувствует единение» (2); «это Марина Цветаева, которая жила в притоне, за тряпками, ее внутренние крылья обломились из-за невозможности устроить свой быт и преодолеть убогое существование, она гениальна, все будут обожать ее» (8GF); идеализация и обесценивание могут быть представлены в гендерном контексте - «девушка с монашескими взглядами, очень религиозная, духовно развитая», «мужчина стриптизер, следит за своей внешностью, но не занимается своей духовностью, курит, пьет, употребляет наркотики, а потом танцует...он альфонс, спит с женщинами за деньги» (из рассказов по методике «Рисунок человека»). Оборотной стороной фасадной фальшь-структуры Грандиозного Я выступает «хрупкость», уязвимость Я, что отражает феномен расщепленной самооценки и переживания стыда (например, выражая отношение к собственным проективным рисункам, пациенты могут употреблять такие выражения как «уродство какое-то!», «страшный, уродский человек!», «голова - жуть!»; «она не справилась с задачей, провалилась, теперь ей стыдно»). В сфере объектных отношений диагностируется латентно-отвергающий стиль родительского поведения: при обеспечении родителями материального благополучия ребенка отсутствует эмоциональное принятие вне рамок соответствия пациентов родительским стандартам (данный стиль находит отражение в картинках ТАТа - «начнется общее семейное мероприятие, чаепитие... родители ездили в город и привезли ей подарки, а она ждет с нетерпением новых платьев и украшений, она счастлива» (7GF), «девочка скучает с няней без мамы, ей не хватает заботы и любви» (7GF), «это приемная нелюбимая дочь, у нее совсем другие интересы, родители - крестьяне, а она хочет учиться» (2); характерных самоописаниях, отражающих нехватку заботы и эмоционального тепла - «я словно кошка или собака, которая спит зимой на люках в поисках тепла»). Характерна высокая мотивация достижения и конкуренции, выстраивание жизни как процесса целеполагания как доминирующие способы поддержания самоуважения («человек пашет землю, он стремится сделать какой-то результат, с нуля начал, процесс- са преодоления, достигает целей.и девушка занимается чем- то, видит путь, который к результату приведет, стремится к цели» (2)).
3) Параноидная структура личности
В структуре параноидной личности также на первый план выступает феномен агрессии, выступающий в качестве защиты чувства базовой небезопасности и выражающийся в конкурентных мотивах по отношению к людям, наделенным властью, чувстве нарушения прав и притеснения, что можно зарегистрировать в проективных рассказах («конфликт подчиненного и начальника, его хотят незаконно уволить с работы, он подал жалобу в высшие инстанции, теперь идет обсуждение» (7BM), «женщина испуганно повернулась к мужчине с трубкой, она его секретарша, видно, как он нависает над ней, хочет принудить ее к сексуальным отношениям» (6GF)). В профиле ММИЛ обычно отмечается повышение значений по шкале аффективной ригидности с менее выраженными пиками по другим «стеничным» шкалам (психопатии, гипомании); конфликтная дезадаптивная конфигурация может возникать, когда недоверие и враждебность по отношению к людям сочетается со склонностью к зависимым отношениям и интрапунитивностью (подъемы по шкалам аффективной ригидности и депрессии) или демонстративностью, зависимостью от социального одобрения и внимания (подъемы по шкалам аффективной ригидности и истерии). Повышенная подозрительность параноидных личностей находит выражение в защитном механизме проекции, представленном в мотиве «хранителя тайны» («этот мужчина спрашивает у девушки что-то неприятное, он узнал какую-то ее тайну, он хранитель секрета» (6GF), скрытых намерений («мужчины сидят на спектакле и обсуждают дела по работе, они коллеги на задании, они в театре только для виду, на самом деле они на задании» (7BM)), ревности, измены и мщения («девушка опирается о дверь, плачет, ей изменил муж, она в ярости, будет мстить» (3GF), «мужчина злой-презлой, кому-то наваляет, приревновал свою красивую девушку, видимо, кто-то на нее пялился» (4), «муж убил свою жену из ревности, заподозрил в измене» (13MF)), приписывании одних персонажей другим негативных личностных качеств («тут лестница, хозяйка трясет домработницу, подозревает ее в краже драгоценностей, хотя, может, сама, старая, сунула куда-то их и забыла» (18GF), «две девушки бегут купаться, одна не успевает за другой, та, что первая бежит, кричит второй: «Не завидуй, лучше быстрее передвигай ногами»» (9GF)). Объектные отношения отражают мотивы унижения, насмешки («мама учит дочку читать, ей это с трудом дается, мама называет ее «глупенькой», но любя» (7GF), «это какая-то конференция, старший препод задает каверзные вопросы младшему, насмехается над его растерянностью» (7BM)). Самоуважение параноидной личности поддерживается за счет конфронтации с авторитетными людьми («этот человек очень смелый, он никогда не боится высказать свое мнение начальнику, всегда готов поспорить с ним и пресечь его административный произвол, начальник его сам боится и уважает» (7BM)).
4) Шизоидная структура личности
Центральной личностной характеристикой при шизоидной структуре выступает сензитивность, ранимость, «хрупкость» внутреннего мира, что формирует закрытый, аутизированный паттерн поведения как защиту чувства базовой небезопасности, в отличие от параноидных личностей, которые защищаются сте- ничным агрессивным нападением на социальное окружение. Для шизоидной структуры в профиле ММИЛ характерны высокие значения по шкалам аутизации и социальной интроверсии при умеренном пике по шкале депрессии с ориентацией на внутренние критерии, с неудовлетворенной потребностью в контактах и трудностями социальной адаптации, что репрезентирует основной внутриличностный конфликт - «близость-дистанция», при котором сензитивность, потребность в симбиотической связанности с другими блокируются эмоциональной отгороженностью, страхом поглощения со стороны значимых объектов привязанности. Специфические защиты могут быть зарегистрированы при анализе проективных рассказов по картинкам ТАТа: ухода во внутренний мир («мужчина отвернулся от женщины, хочет расстаться с ней, она отпустит его, погрузится в свою потерю и попытается понять, какой смысл есть в ней самой, не зависимо от этого мужчины» (4), «девушка читает под одеялом любовный роман в тайне от мамы, мечтает о сказочной любви» (5), «она свободная независимая женщина, не нуждается в других, в ней целый интереснейший мир» (5), «жилище - это его норка, где можно спрятаться от людей» (19)), изоляции аффекта («она не станет долго печалиться, когда муж ее все же оставит, она сильная женщина» (4), «эта пара расстанется в будущем, каждый решит, что так лучше и пойдет своей дорогой» (4)). Паттерн объектных отношений отражает мотив отвержения и эмоционального пренебрежения («сбор урожая, женщина тут явно лишняя, она сельская учительница, пришла поговорить о ребенке, но родители не расположены говорить, нужно работать в поле, у них натянутые отношения» (2), «мужчина расстается с женщиной, она его не может удержать, он принял решение» (4), «красивая девочка в бантиках и завитушках, ей читает гувернантка, у девочки в руках уже сто первая кукла, а гувернантка хочет ее разглядеть, а девочка тоскует по маме» (7GF)). Самоуважение шизоидной личности поддерживается творческой активностью, подчеркиванием собственной уникальности и отличности от других людей («не люблю большие компании, предпочитаю одиночество или узкий круг близкий друзей, я - созерцатель жизни, всегда считала себя «лишним человеком», как у Лермонтова, но я не жду, что меня поймут, и не нуждаюсь в этом»).
5) Обсессивно-компульсивная структура личности
Центральным аффектом при обсессивно-компульсивной структуре выступает гнев под контролем жесткого Супер-Эго, что в профиле ММИЛ находит выражение во внутриличностном конфликте, связанном с блокадой гетероагрессии. При таком типе профиля обычно наблюдается одновременное повышение значений по «астеническим» шкалам, в частности, шкалам «невротической триады», и пик по шкале психопатии, при котором прямая реализация эмоциональной напряженности, интенсивных влечений блокируется и проявляется косвенным образом. Также регистрируется умеренный пик по шкале аффективной ригидности. Так же, как и при асоциальной и нарциссической структуре, у обсессивно-компульсивной личности чрезмерный социальный контроль агрессии может проявиться, наоборот, в «провале» показателей по шкале психопатии. В проективных материалах доминирует мотив озабоченности морально-нравственными проблемами персонажей («мужчина пришел к любовнице, он первый раз изменил жене, отвернулся от любовницы, закрыв лицо рукой, ему стыдно» (13MF), «она продает любовь за деньги, ниже уже некуда опуститься» (13MF)), отмечается высокая конфликтность сферы сексуальности (в рисунках герои, особенно женские, изображены в строгой, закрытой одежде; наблюдается подчеркивание пояса и штриховка в области гениталий, включение пуговиц, что свидетельствует о сдерживаемой сексуальной озабоченности; может присутствовать фаллическая символика или, наоборот, отрицание сексуальной агрессии - «женщина тяжело больна, лежит в постели, этот человек ухаживает за ней, возможно, она при смерти, поэтому он так расстроен» (13MF)), мотив постоянных сомнений в личностном выборе («сын сообщает матери, что переезжает в другой город, он все еще сомневается, правильно ли поступает, оставляя пожилых родителей» (6BM)). Доминируют когнитивные защиты, категория чувств часто отсутствует в проективных рассказах («женщина приходит помогать больной соседке, приносит ей продукты, сейчас подхватила ее на лестнице, позвонит в скорую, она всю жизнь была порядочной» (18GF), «мужчина думает о том, как правильно вспахать поле, его жена беременна, думает о ребенке, сельская учительница размышляет, как уедет в город после лета» (2)). Паттерн объектных отношений отражается в патерналистской, воспитывающей, назидательно-контролирующей позиции («мама оторвала дочку от игры, но маме перечить нельзя, дочке придется смириться и слушать рассказ, который она читает, иначе мама строго ее накажет» (7GF), «мать поучает взрослого сына, как ему правильно вести себя с женщинами, сын относится к этому с уважением и послушанием» (6BM), «девочке хочется подольше погулять, но мама не разрешает ей гулять позже десяти часов, приличные девушки по вечерам сидят дома» (7GF)). Самоуважение поддерживается за счет следования высоким внутренним моральным стандартам («это человек с высокими нравственными идеалами, он никогда не обманывает, не берет взяток, держит в «узде» свое животное начало, сексуально воздерживается» (13MF)).
6) Депрессивная структура личности
Центральным феноменом при данной структуре личности выступает вина и депрессия, операциональные критерии которой были представлены выше (Оценка актуальных эмоциональных состояний). В профиле ММИЛ регистрируются пики по шкалам депрессии и тревоги, представляющие личность как сензитив- ную, ранимую, интрапунитивную, склонную к симбиотическим отношениям, с заниженной самооценкой. «Стеничные» шкалы обычно «утоплены», что указывает на мягкость, высокую толерантность к людям, несклонность к гетероагрессии. Заниженную самооценку можно зарегистрировать с помощью шкал самооценки Дембо-Рубинштейн, в которых также будет прослеживаться принципиальная недостижимость идеальных оценок. В проективных рассказах отражается конфликт, связанный с потребностью в зависимости и представлением о собственной «плохости» и недостойности («она совершила что-то ужасное, ей нет прощения» (3GF), «мужчина все равно ее любит, она никак не может понять, за что же» (10), «мужчина не может принять подарка от этой пожилой женщины, она обижена, а он чувствует себя виноватым» (6BM)), мотив потери («у девушки случилось горе, она потеряла кого-то навсегда» (3GF), отрицание агрессии («девушка просто больна, а молодой человек в отчаянии» (13MF), «мать не может поверить, что отдает единственную дочь замуж» (7GF)), «они не дерутся, просто крепко обнимают друг друга» (18GF)), аутоагрессивные тенденции («мужчина не собирается выпрыгнуть в окошко» (14), «женщина чувствует себя никому ненужной, потерянной в этом мире, подумывает о самоубийстве» (17GF)); защитные механизмы интроекции («мужчина закрывает лицо руками, он не успел прийти вовремя и помочь своей жене, теперь она умерла, уже поздно, он винит во всем только себя» (13MF), «эта старая женщина сожалеет о том, как прожила свою жизнь, она так и не смогла никого осчастливить» (12F)), идеализации («деревенская идиллия, пашня, конец трудового будня, женщина блаженно прислонилась к дереву, тишина, счастье» (2), «абсолютно счастливая семья с дружественными отношениями» (2)). Паттерн объектных отношений отражает мотив расставания («у девушки с книгами грустные воспоминания о молодом человеке, что-то у них не сложилось, не разобрались в своих чувствах вовремя» (2), «нежная картинка, девушка провожает любимого на войну, может, не встретятся больше, с любимыми не расставайтесь» (10)). Механизм поддержания самоуважения отражается в мотиве «бескорыстной помощи» («по выходным эта девушка ходит в приют помогать ухаживать за бездомными» (2), «эта богатая штучка с добрым сердцем, отдает деньги на благотворительность» (6GF), «мужчина приходит к матери, чтобы сообщить, что получил диплом врача, у старушки в глазах трогательные слезы, ее сынишка всегда помогал другим, она гордится им» (6BM)).
7) Маниакальная структура личности
В основе маниакальной структуры лежит тот же паттерн объектных отношений, что и при депрессивной структуре, но имеющий больший потенциал травматизации, требующий отрицание боли и печали, их инверсии в энегичность, видимую веселость и беззаботность. В профиле ММИЛ может регистрироваться либо локальный пик по шкале гипомании, либо его сочетание с повышением показателей по шкале тревоги, отражающее менее организованную, хаотичную активность. Также возможно повышение значений по шкале истерии, отражающее театральность, демонстративность, потребность очаровывать окружающих и отрицать переживание психической боли («провал» по шкале депрессии). Проективные рассказы отражают гедонистические мотивы («двое возлюбленных в респектабельном ресторане немного повздорили, они оба любят жизнь, вкусную дорогую еду, получают удовольствие от всего, даже от этой небольшой ссоры» (4), «мужчина утирает пот со лба, он устал, проведя бурную ночь любви с прекрасной дамой, девушка удовлетворена, довольна и расслаблена» (13MF), «тут мужская костюмированная вечеринка, наверное, мальчишник, паренек решил жениться, все пьяны и веселы, наслаждаются жизнью, а жених жадно цепляется за последние минуты свободы» (9BM)). Регистрируются защитные механизмы отрицания, в т. ч. негативных переживаний, боли и реальности расставания («девушка опирается о дверь и закрывает лицо руками, может, просто чихнула или рассмеялась, ну, точно ей расстраиваться не из-за чего» (3GF), «мужчина стоит среди могил, скорее всего, он пришел на старое кладбище-музей, тут похоронены многие великие люди, он приобщается к истории своей страны» (15), «мужчина и женщина нежно обнимают друг друга, они прощаются всего на несколько часов, вовсе не надолго, как же они друг друга любят - прощаются прям будто навсегда, даже слезу видно у девушки на щеке, хотя расстаются всего лишь на миг» (10)); отреагирования («мужчину бросила девушка, он не стал долго горевать, переспал с другой и утешился» (13MF), «пьяная девушка держится за косяк, залила свое горе алкоголем» (3GF)), всемогущего контроля страдания («это простая деревенская семья, живут они где-то на краю земли и не знают горя больших городов, радуются своей беззаботной жизни» (2)). Отрицание боли и очарование окружающих с недопущением близких эмоциональных связей и привязанности выступают как способы поддержания самоуважения («это Казанова, любитель женщин, он приносит им счастье, дарит незабываемое чувство того, что в этот самый момент ты единственная и самая прекрасная, прикасается к самому сердцу, его харизма оставляет свой след навсегда, даже, когда одним солнечным утром он исчезает, но дарит не чувство обманутости, а вечного праздника жизни» (13MF)).
8) Мазохистическая структура личности
Так же, как и при депрессивной структуре, при мазохистиче- ской структуре центральным феноменом личности выступает вина и депрессия, операциональные критерии которой были представлены выше (Оценка актуальных эмоциональных состояний). Если депрессивные личности переживают тотальное чувство собственной «плохости», то мазохистические личности находят источник своих страданий вовне, оправдывая и идеализируя агрессора. Также выраженным при данной структуре является феномен аутоагрессии, операциональные критерии которой были представлены выше (Оценка актуальных эмоциональных состояний). В профиле ММИЛ, помимо потенциально суицидальной конфигурации одновременного подъема по шкалам депрессии и психопатии, возможны другие пики по «астеническим» шкалам (ипохондрии, истерии, фемининности, тревоги), что указывает на конфликт с блокадой гетероагрессии и перенаправлением ее на себя как центральный для мазохистической личности. Помимо описанных для депрессивной личности психологических защит при мазохистической структуре регистрируется механизм морализации как реализующий феномен Грандиозно страдающего Я, поддерживающий самоуважение («муж избил жену, он часто так делает, но она заранее простила его за это, она всегда это терпит, знает, что все равно муж любит ее» (13MF), «муж этой женщины давно погиб на фронте, она пронесла свою любовь к нему всю жизнь и осталась ему верна, теперь она стара и одинока, но с ней всегда ее воспоминания» (12F), «мужчина отвернулся от женщины, он никогда не любил ее, теперь ему особенно тяжело, он встретил другую, которую полюбил, но останется со своей женой, у них есть дети, ради них ему придется жить с нелюбимой, таков его долг» (4)). Паттерн объектных отношений отражает патологическую связку любви и страдания, культивацию последнего («эти люди очень любят друг друга, очень сильно, прям до ненависти, им нравится причинять боль друг другу, лишь после этого они могут ощутить всю сладость любви, лишь, умерев, можно почувствовать жизнь» (4), «грустная девочка слушает сказку, которую читает ей мама, в прошлом она совершила проступок и была наказана, потом мама крепко ее обняла и взялась за сказку» (7GF), «это русская шпионка в нацистском лагере, ее поймали, и будут жестоко пытать, но она все равно ничего не расскажет, она умрет в муках, спасет тысячи жизней и станет героиней на века» (6GF)).
9) Истерическая структура личности
Базовым аффектом при данной структуре выступает тревога, операциональные критерии которой были представлены выше (Оценка актуальных эмоциональных состояний). В профиле ММИЛ регистрируется подъем по шкале истерии, характеризующий личность как эгоцентричную, театральную, демонстративную, склонную привлекать внимание и зависимую от социального одобрения, использующую защитный механизм вытеснения и манипулятивные стратегии. Частотным для истерических личностей является наличие «конверсионной пятерки» (подъемов по шкалам ипохондрии и истерии и снижения показателей по шкале депрессии), что указывает на тенденцию к вытеснению отрицательных импульсов в соматическую сферу, фиксирован- ность на телесной сфере при отрицании эмоциональных проблем. Конфликтность и недостаточность работы защитного механизма вытеснения, описанные в психоаналитической литературе по истерии (Шафер Ж., 2007; Грин А., 1998), проявляется при одновременном подъеме по шкалам истерии и тревоги. Склонность к аггравация состояния может проявляться в повышении по служебной шкале откровенности при «утопленности» шкал лжи и коррекции. При более компенсированном варианте истерической структуры конфигурация служебных шкал сходна с таковой у нар- циссических личностей. Проективный материал отражает склонность к драматизации чувств персонажей, ведущую интимно- личностную тему в контексте проблемы «любовного треугольника» («немое кино, очень ярко выражены переживания, муж пришел с работы, а жена с любовником, будет дальше картинно горевать» (13MF), «у девушки с книгами грустные воспоминания о молодом человеке, что-то у них не сложилось, не разобрались в своих чувствах вовремя, это его беременная жена» (2), «мужчина пришел домой и застал жену с любовником, будет разбирательство, ему больно» (13MF), «она грустная, влюблена в рабочего, она не из их круга» (2), «эти люди физически и эмоционально близки» (10), «она не знает, как ей ответить на любовный посыл мужчины» (6GF), мотив соблазнения и защитный механизм сексуализации («почему на этой картинке все люди без одежды? наверное, это публичный дом, с какой стати им расхаживать в чулках и бюстгальтере?» (4), «женщина беспокоится, что муж будет ей изменять в командировке» (10), «мужчина соблазнил ее, до этого был ресторан, алкоголь» (13MF), «женщина соблазнила мужчину, а потом отвергла, может, он не смог ее удовлетворить сексуально, он чувствует стыд и отчаяние, закрывает лицо рукой» (13MF)), регрессии (в проективных рисунках персонажам приписывается более младший или даже детский возраст, в рассказах по картинкам ТАТа наблюдается идентификация с героями более младшего возраста, часто актуализируется тема детско-родительских отношений). Ведущий внутриличностный конфликт истерической личности - полоролевой, компенсацией которого может выступать два варианта наполнения женственности : гиперфемининный («грацильный») и гипермаскулинный («брутальный»). Данные варианты выражаются в снижении или повышении показателей по шкале маскулинности-фемининности в методике ММИЛ соответственно. На конфликтность женской идентичности при «грацильном» варианте указывает «провал» по шкале маскулинности-фемининности и подъем по шкале психопатии, что свидетельствует о протестной реакции против традиционной женской роли в социуме. Демонстративность и озабоченность проблемой гендерной роли отражаются в проективных рисунках с выделением атрибутов пола; женские фигуры часто изображаются с ресницами и множеством аксессуаров с подчеркиванием сексуальности откровенных нарядов. Паттерн объектных отношений регистрируется в поляризации и полотипизации гендерных ролей с приписыванием мужчине доминантной позиции: мужчины представляются тщеславными, нарциссичными, («мужчина думает, какой он клевый, он сосредоточен на себе» (4), «он приходит к ней для самооценки, приятно, когда тебя боготворит женщина» (4)), эксплуатирующими («он ее использовал, у него чувство безразличия» (13MF)), опасными («он на нее давит, она испытывает страх, а он восторг» (6GF), «этот мужчина - маньяк, который изнасиловал труп, он записывает все в тетрадочку» (13MF)); женщины - пассивными, растерянными («девушка думает, что она тут делает, у нее чувство любви к нему, она позволяет ему ею пользоваться, до этого он соблазнил ее в ресторане, был алкоголь... в будущем он уйдет, а она проснется в алкогольном опьянении, торможении и тревоге... он будет радоваться на свою жену» (13MF)), порочными («эта женщина проститутка» (13MF), «ты чего, я тут с мужем, а тут ты еще подвалил?!» (6GF)). В качестве защитной стратегии может выступать обесценивание мужского пола и идеализация женского в аспекте сексуальной гендерной роли («мужчина стриптизер, следит за своей внешностью, но не занимается своей духовностью, курит, пьет, употребляет наркотики, а потом танцует...он альфонс, спит с женщинами за деньги», «девушка с монашескими взглядами, очень религиозная, духовно развитая» (из рассказов по методике «Рисунок человека»). В сфере объектных отношений выявляется конфликт, основанный на двух противоречивых тенденциях, - желания симбиотического слияния с матерью («девушка всегда жила с матерью за чертой города» (18GF), «дочка ничего хорошего не получила на вечеринке, потому что знала, что мама была против и поэтому чувствовала себя виноватой» (9GF)) и стремления к сепарации от нее («в будущем девушка уедет в Москву, а родители так и умрут в деревне» (2), «дочка убегает от мамы на вечеринку» (9GF), «дочь довела мать до сердечного приступа» (18GF)). Амбивалентное отношение к матери, конкуренция с женской фигурой прослеживается в отрицании агрессивных импульсов («кажется, одна женщина душит другую, нет, это дочка подхватила больную мать, которая падает в обморок» (18GF)), мотиве пассивной агрессии («девочка думает: «Как ты меня достала! Не нужны мне твои книжки!»...они часто так делают: мама читает, а дочка мечтает» (7GF)), а также противопоставлении мотивов двух подруг в сюжете («одна испытывает тревогу, вдруг там кому-то нужна ее помощь, а другой все равно» (9GF)). При истерической структуре личности может регистрироваться мотив спасения других и помощи другим с потерей себя как компенсация собственного инфантильного самоощущения и механизм поддержания самоуважения (пациенты могут подчеркивать значимость собственного вклада в настроение других людей, отказываться от собственных потребностей ради других людей). В рассказе по картинке ТАТа присутствует описание диковинных животных, которые «очень добрые, живут в своем мире, а если придут люди, то они обязательно их прогонят или заберут на исследования, не дадут жить спокойно, хочется их спасти» (11).
10) Диссоциативная структура личности
Выделение данного типа личности в психоаналитической литературе представляется дискуссионным (Мак-Вильямс Н., 2001); чаще всего диссоциативную структуру, или феномен «множественной личности» рассматривают как вариант истерического расстройства. Нам представляется, что диагностика феноменов диссоциации в структуре личности является значимой с точки зрения оценки возможного опыта травматического абъюза. В профиле
ММИЛ может наблюдаться повышение показателей по «астеническим» шкалам с блокадой гетероагрессии («провалом» по шкале психопатии). Наиболее выраженный пик может выявляться по шкале истерии, указывающий на ведущую роль вытеснения факторов, вызывающих тревогу. Центральным феноменом выступает диссоциация как психологическая защита от переживаний опыта травматического абъюза и основной способ поддержания самоуважения, который проявляется в трудностях идентификации с персонажами проективных методик, наличии эмоциональной отгороженности (отсутствие описания категории чувств по картинкам ТАТа с их заменой характеристиками действий («мужчина работает, жена стоит, облокотившись о дерево» (2)), эмоциональная пустотность и социальная нормативность описания себя и значимых объектов), отсутствии категории прошлого в рассказах ТАТа, вероятно, вследствие травматичности прошлого опыта, перцептивных защитах в виде игнорирования отдельных, вызывающих тревогу, элементов изображений (например, в картинках ТАТа может не замечаться факт беременности женщины, кукла в руках девочки называться кошкой), амнезирова- нии ряда автобиографических событий, «расщеплении» личности (в рассказе по картинке ТАТа с изображением двух девушек: «...женщина стоит, облокотившись о дерево, и видит свое отражение в зеркале» (9GF)). В случаях сексуального насилия в опыте диссоциация проявляется в несогласованности различных частей рассказов, касающихся агрессивной и сексуальной тематики («тут изображено два человека, женщина лежит полуобнаженная, мужчина вытирает глазарукой.они занимались любовью, мужчина мечтает, наверное, он устал, хочет спать, и женщина будет спать» (13MF), «женщина стоит, облокотившись о перила, тут две подруги, у одной злость на другую, она ее душит со всей злостью... потом они пойдут пить чай и мириться» (18GF)), несогласованностью рассказов с социальной реальностью («этот мужчина - друг семьи, он сообщает молодой женщине об измене мужа... она хочет пойти разбираться, но он ее успокоит и поможет им разобраться в своих чувствах» (6GF)). В проективных рисунках человека женская фигура сказочно асексуализируется: девушка часто изображается как принцесса в бальном платье с куклообразной, гипертрофированной женственностью, которая может жить в обычной квартире с родителями. Мужская фигура десексуализируется, что выполняет защитную функцию нейтрализации сексуальной агрессии (может появляться образ «монаха», «отшельника», маленького мальчика или, наоборот, старика, сказочного асексуального персонажа), или может наблюдаться конфликтность мужской фигуры (характер изображения с «агрессивными» линиями и недорисованной, «масочной» головой). В более структурированных ситуациях межгендерного взаимодействия (ТАТ) мужская фигура презенти- руется как опасная и преследующая («мужчина злой, куда-то торопится, женщина в тревоге» (4), «мужчина курит трубку, наклонился к девушке поближе, она испугана» (6GF), «это маньяк, который изнасиловал женщину, он долго ее преследовал» (13MF)). Другой защитной стратегией при сексуальном абъюзе может выступать юмористическая презентация сюжетов по картинкам ТАТа с ироничным включением темы смерти и базовой небезопасности («в будущем эта девушка пойдет и повесится, да я шучу» (3GF), «дама симпатичная, все у нее будет хорошо, товарищ с трубкой на убийцу не похож, останется жива» (6GF), «он довел ее до оргазма, она от радости и умерла» (13MF), «ну что в будущем - похороны будут, а потом все как обычно» (13MF)). Травматичность переживания реальности при диссоциативной структуре предполагает использование других примитивных стратегий, направленных на ее искажение или избегание. Механизм отрицания проявляется в счастливом конце в рассказах по картинкам ТАТа («в будущем у них будет беззаботная жизнь в деревне» (2), «тревоги не будет, они счастливо будут жить» (4), «думают, как хорошо, что они вместе, обдумывают свою счастливую поездку в отпуск» (10)). Защитная стратегия ухода в фантазийный мир прослеживается в характере переживаний персонажей («девушка мечтает о городской жизни» (2), «дочка мечтает и представляет себя на месте героини сказки, представляет себя принцессой» (7GF), «женщина уткнулась мужу в плечо и мечтает об отдыхе» (10); в рисунке человека девушка изображается принцессой).
При оценке структуры личности нужно иметь в виду два основных момента. Во-первых, важно диагностировать не только тип, но и уровень личностной организации для понимания степени патологичности функционирования личности, структурные критерии которой были предложены в рамках психоаналитической традиции О. Кернбергом (Кернберг О., 2005). Дифференциальные критерии пограничной и психотической личностной организации были описаны выше при обсуждении диагностики эмоционально-личностного дефекта. Невротический уровень личностной организации представляет относительно «здоровую» конфигурацию характера, при которой регистрируется: 1) способность к тестированию реальности, т. е. способность проводить границу между внешним и внутренним миром, отсутствует галлюцинаторно-бредовая симптоматика, присутствует возможность оценивать собственное поведение с точки зрения социальных норм; 2) способность к использованию гибкого арсенала механизмов психологической защиты, в т. ч. их зрелых форм; 3) интеграция идентичности, предполагающая как разделение Я-репре- зентаций и объект-репрезентаций, так и способность интегрировать их «хорошие» и «плохие» части, что обеспечивает возможность построения константных, долговременных, эмоционально близких, глубоких отношений со значимыми Другими. Во-вторых, при выделении специфических феноменов эмоциональноличностной сферы, охватывающих сразу несколько типов личностной структуры, необходимо выстраивать иерархию данных феноменов - определять, какие феномены являются «ядерными», синдромообразующими (и, соответственно, какой личностный тип), а какие выполняют компенсаторную функцию и способствуют лучшей социальной адаптации пациентов. В целом можно отметить следующую закономерность: чем более здоровым, зрелым, высоким является уровень функционирования личности, тем больше возможностей для гибкой социальной адаптации, тем большая «мозаичность» наблюдается в структуре личности с множеством различных компенсаторных личностных радикалов, тем, соответственно, труднее выделить «ядерный» тип. При возрастании психопатологии «ядерность» диагностируется проще, а сама личность становится более «карикатурной», легко укладывающейся в рамки «чистого» типа расстройства личности. С точки зрения психоаналитической теории, «ядерность» типа можно определить при раскрытии специфического паттерна объектных отношений, который и выступает синдромообразующим фактором. Построение иерархии личностных черт и определение типа личностной структуры позволяет также выделить «мишени» психотерапевтического процесса и обозначить стратегии взаимодействия с пациентами, в том числе, в целях увеличения степени их комплаентности (Мак-Вильямс Н., 2001).
Источник: Харисова Р. Р. Практикум по патопсихологической диагностике: Учебное пособие / Р. Р. Харисова, Ю. В. Чебакова [Под ред. Ю. В. Чебаковой]. — М. : Языки Народов Мира : ТЕЗАУРУС, 2018. — 330
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |