На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Жизнь без табака (5 класс-11 класс) - Жизнь без табака (6 класс)
Жизнь без табака (5 класс-11 класс) - Жизнь без табака (6 класс)
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек
Индекс материала
Жизнь без табака (5 класс-11 класс)
Жизнь без табака (6 класс)
Жизнь без табака (7 класс)
Жизнь без табака (8 класс)
Жизнь без табака (9 класс)
Жизнь без табака (10 класс)
Жизнь без табака (11 класс)
Все страницы

Занятия в 6 классе

Занятия 1–2. Табакокурение
Табакокурение — самая распространенная форма применения психоактивных веществ. Психоактивными называют вещества, искусственно вызывающие возбудимость работы головного мозга. Такая активность вредно сказывается на здоровье, прежде всего ухудшается работа мысли, памяти, ослабляет наше внимание.
Активное вещество, содержащееся в табаке, называется никотин. Никотин — это возбуждающее средство.
Курильщики говорят, что сигарета помогает им справиться с трудной ситуацией, расслабиться или, наоборот, собраться и сосредоточиться. Дело в том, что никотин сначала ослабляет активность клеток мозга, и человек, расслабляясь, испытывает чувство удовлетворения. Через некоторое время активность мозга вновь повышается, и человек чувствует готовность к решению трудной задачи, спокойствие и решимость. Однако это продолжается совсем недолго — несколько десятков минут. Очень скоро курильщику хочется начать все сначала.
Если задавать людям вопрос о том, почему они начали курить, очень многие ответят, что сделали это «из любопытства», или «за компанию», или «чтобы вы­глядеть взрослым». Однако такие ответы редко бывают правдивы. Чаще всего за ними кроется нежелание объяснять постороннему, чужому человеку, что произошло на самом деле… а может быть, это уже и забыто или никогда и не было осознано.
Если человек пробует сигарету «из любопытства», он, скорее всего, никогда не станет курильщиком. По той простой причине, что первая (и вторая, и третья, и любая другая) сигарета — вещь сама по себе довольно неприятная. Для того, кто никогда не курил, она скверно пахнет (возможно, вы это замечали), после нее во рту надолго — до следующего дня — остается неприятный привкус, отвратительно выглядит и пахнет окурок (особенно если он намок), долго сохраняется запах на пальцах руки, державшей сигарету, табачным дымом пахнут волосы и одежда, мягкая мебель и даже любимая кошка.
Что же касается привыкания к курению «за компанию», то надо быть абсолютно безвольным человеком, чтобы систематически «за компанию» делать то, чего тебе совсем-совсем не хочется делать. Таких людей, наверное, и вовсе не бывает. Точно так же можно взять сигарету в рот, чтобы «выглядеть взрослым», но ведь начинающий курильщик выглядит совсем не «взрослым». Скорее он напоминает ребенка, надевшего папины башмаки с той же целью. «Выглядеть взрослым», держа во рту сигарету — это не просто пускать дым изо рта или даже из носа.
В обоих этих случаях начинающий курильщик действительно находит в сигарете что-то, что ему очень нужно. Что это, как вы думаете?
Сигарета действительно помогает расслабиться, действительно делает неприятные переживания менее острыми, действительно хорошо успокаивает (пусть ненадолго — а успокоиться обычно и нужно ненадолго, ведь принять разумное решение можно довольно быстро, если ты не возбужден и не суетишься без толку).
При этом сигареты — самое доступное и наименее вредное из всех психоактивных средств. Их продают на каждом углу пожилые тети, которые не могут по-другому заработать себе на хлеб и, не особо разбираясь, сколько лет покупателю, не просят показать паспорт. А представляете, что было бы, если бы на каждую сигарету выписывал рецепт врач после пяти-шести анализов?

Как вы думаете, почему до сих пор люди всего мира не договорились и не запретили курение раз и навсегда? Почему табак продолжают выращивать во всех странах мира с теплым климатом, а на каждом перекрестке красуется щит, обещающий «настоящую Америку» заядлым курильщикам?

Можно назвать несколько причин такого «загадочного» явления:
q курят до сих пор очень многие, в том числе те, от кого зависит принятие решений;
q табак — наименее вредное из психоактивных веществ, и, если человек не находит другого способа привести себя «в чувство», пусть хотя бы делает это с наименьшим риском;
q выращивание табака и производство сигарет очень выгодно, и люди, которые этим занимаются, не хотят терять свои доходы;
q люди видят, что курильщик (чаще в кино, но и в жизни тоже) может хорошо выглядеть, преуспевать, быть умным, обаятельным и любимым, и не верят врачам, которые без конца твердят, что «капля никотина убивает лошадь».
Последняя причина заслуживает того, чтобы поговорить о ней отдельно.

Может быть, до сих пор основной ошибкой человечества в борьбе с табаком было то, что «борцы» всячески расписывали ужасы
табакокурения, которых
на самом деле, в обычной
жизни, никто не видел.

Никотин — действительно яд, по силе своего воздействия на организм сравнимый с синильной кислотой. Действительно, 5–7 мг никотина — меньше одной капли — смертельная доза для человека. Действительно, капля никотина убивает лошадь. Однако, чтобы умереть, человек (или лошадь) должны проглотить эту дозу за один раз. Но на самом деле яд попадает в организм очень малыми дозами, от которых организм успевает избавиться довольно быстро. Поэтому отравление никотином обычно хроническое (постоянное), а не острое. Представьте себе: каждый курильщик — это хронически отравленный человек. Лошадь по крайней мере быстро отмучилась…
Никотин — действительно вещество, крайне вредно действующее на сердечно-сосудистую систему. Действительно, 75% молодых женщин, перенесших инфаркт миокарда, курили. Вероятность инфаркта действительно у курящих в 12 раз выше, чем у некурящих.

От дегтярных смол, образующихся в результате сгорания табака, действительно страдают легкие.
Врач-рентгенолог без труда
увидит на снимке грудной клетки курильщика признаки его пристрастия к табаку. Семья каждое утро слышит «хрипунец» — утренний кашель курильщика.

Курильщики действительно чаще болеют бронхитом и туберкулезом легких, 95% всех случаев рака легких приходятся на курильщиков. Курильщики действительно чаще страдают язвой желудка. Среди больных этой болезнью курящие составляют 98%.
Не все знают о том, что жертвой табака становятся почки и мочевой пузырь. Почки — орган выделения, и почти вся «грязная работа» по удалению из организма ядов приходится на их долю.
Никотин действительно активно разрушает витамины, без которых человеческий организм не может нормально работать. Одна сигарета уносит 25 мг витамина С (столько витамина С содержится в одном апельсине). В табачном дыме содержатся также цианиды, разрушающие витамины группы В. Содержание витамина В12 у курящих в 20 раз меньше, чем у некурящих.
Это знают если не все, то многие: и курящие, и некурящие. Теперь это знают даже дети в школе. (Кстати, стоит запомнить все, что касается вреда, приносимого табаком.) И тем не менее многие продолжают курить. И многие только начинают.
Причины этого нужно очень хорошо понимать. Здесь дело не только в том, что «ужасную проблему» легкомысленный курильщик может решить сразу же, сегодня, как только возьмет сигарету в рот, а «ужасная болезнь» ожидает его неизвестно когда. А может, и вовсе обойдется… Здесь дело также и в другом.
О чем на самом деле свидетельствуют те цифры, которые мы привели? Действительно, 98% всех больных язвой желудка курили. Но 100% всех больных язвой желудка употребляли в пищу, скажем, огурцы. Мы же не говорим о том, что огурцы — причина язвы? Вот если бы наоборот, 98% всех курильщиков имели язву желудка… Но на самом деле процент язвенников среди курильщиков гораздо ниже, чем процент курильщиков среди язвенников.
И действительно, известно, что люди, рискующие получить инфаркт или, скажем, язву желудка, часто сходны с курильщиками в одном отношении: они слишком остро, болезненно реагируют на все, что с ними в жизни происходит. Они чаще испытывают эмоциональное напряжение, больше страдают от стресса, нервничают на работе и дома, боятся не успеть, беспокоятся о том, что о них думают и говорят окружающие, и даже о том, как на них смотрят пассажиры в автобусе… Нет, это не плохие люди, в целом они даже лучше тех, кому наплевать на мнение окружающих или на то, что их дело должно быть закончено в срок. Это могут быть даже очень милые, приятные, любящие и заботливые люди. И они, конечно же, могут преуспевать в жизни, ведь они так беспокоятся обо всем, в том числе и об успехе. Это люди, по-особому реагирующие на события.
Вы, наверное, уже поняли, о чем речь: курение — это не причина всяких медицинских ужасов.

Это просто еще один признак того, что человек чересчур и часто понапрасну озабочен миром, в котором он живет, — озабочен в ущерб собственному здоровью. Все-таки никотин — это психоактивное вещество. Врачи-наркологи называют курение «малой наркоманией». Курить — это значит искать иллюзорный выход из реальной ситуации.

Дело ведь даже не в том, что курильщик обязательно когда-нибудь за гадкую привычку расплатится ужасной болезнью. Дело в том, что, закуривая, он теряет возможность научиться определять, о чем в этом мире действительно стоит, а о чем не стоит беспокоиться. И с каждой новой сигаретой он все больше и больше привыкает реагировать курением на все менее и менее важные вещи.
Вывод очевиден. Что нужно сделать, чтобы люди меньше болели язвой желудка, раком легких или получали инфаркт? Привести в порядок свои нервы, как сказал Д. Карнеги, «перестать беспокоиться и начать жить». Это не так-то просто! Для этого нужно потрудиться. Для этого следует научиться заменять пустую болтовню походами в спортзал, бесконечные жалобы подругам — на прогулки по свежему воздуху, сидение перед телевизором — на выполнение нужной работы.
И еще: для этого нужна уверенность в своем будущем.
Богатая Америка бросает курить. Мы задыхаемся в табачном дыму. Нашим людям придется много работать, бороться, переживать, прежде чем у нас будет хоть немного уверенности в завтрашнем дне. Но мы, взрослые, думаем, что успеем сделать то, что для этого нужно. И тогда люди, конечно, будут меньше курить. Мы хотим, чтобы именно вы, еще совсем юные, стали первым поколением, которое хочет и может отказаться от табака. Потому что найдете другие, достойные и безопасные способы справляться с трудностями.

Вопросы по теме занятия:
1. Почему никотин относят к возбуждающему средству?
2. Почему табак очень доступен людям?
3. В чем основные причины того, что люди продолжают курить?
4. Что нужно делать, чтобы люди не курили?
Информ-дайджест
Табак завоевывает мир
Действительно, табак родом из Америки. И хотя на старинных китайских вазах встречаются рисунки с изображениями курящих людей, все же до открытия Колумба табака в Старом Свете не знали.
История приобщения европейцев к курению началась так.
12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!».
Грянул пушечный салют. Паруса на кораблях убрали, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей новое имя — Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов.
В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки.
В поисках золота Колумб направился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении «каждый делал из нее три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри».
25 декабря 1492 года корабль «Санта-Мария» потерпел крушение. Людей, ценный груз и пушки удалось спасти, однако на оставшемся самом маленьком корабле «Ниньи» («Детка») невозможно было поместить экипаж двух кораблей. (Третий корабль «Пинта» под водительством Мартина Пинсона покинул Колумба.) На построенном из обломков «Санта-Марии» форте «Навидад», что означало «Рождество», обосновались испанцы. Колумб с частью экипажа отправился в Европу, оставив в качестве своего заместителя монаха Романе Пано. Оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей. И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, многие матросы и сам адмирал втянулись в это занятие.
Такой притягательной оказалась сила табака. И растение, получившее название от имени провинции Табаго на острове Гаити, начало свое победоносное шествие по странам и континентам. После второй экспедиции Христофора Колумба (1493–1496) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны и в период Великих географических открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара.
Быстрому распространению табака способствовало, конечно, удивительное его свойство — привычная тяга к курению, с которой было очень трудно совладать человеку. Теперь-то мы знаем о наркотических качествах никотина, но в те далекие времена табаку приписывали необыкновенные действия. Например, его дым отпугивает болезни, злых духов и т.п. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовали как лечебное вещество.
В середине 30-х гг. XVIII в. знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней, создавший классификацию животного и растительного мира, присвоил табаку родовое название «никотиана» в честь Жана Нико, начавшего первым культивировать табак в Европе.
Жан Нико, французский посланник в Португалии, в 1559 году преподнес французской королеве Екатерине Медичи сухие листья табака с рекомендацией нюхать их при головной боли, приступы которой часто беспокоили королеву. Аромат табачных листьев облегчал такие приступы. Нико узнал об этом от испанского ботаника и врача Николая Менардеса, опубликовавшего книгу, в которой он представлял табак чуть ли не лекарством от всех болезней. Нюхание табака нашло подражателей в среде придворной знати, а при Франциске II, сыне Екатерины, также страдавшем мигренью, стало своеобразной модой. Ко времени Людовика XIV нюхание табака было введено в круг придворного этикета.
Табачный порошок надо было в чем-то хранить. И ювелиры не заставили себя ждать. Была изобретена табакерка, которая стала необходимой принадлежностью каждого любителя «табачной пыли». Табакерки были настоящими произведениями искусства. Высокого совершенства в отделке табакерок достигли и мастера миниатюрной живописи. В музеях и в наши дни эти изделия привлекают к себе внимание переливами золота и серебра, драгоценных камней и ярких красок.
Итак, к концу XVI в. курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. Тридцатилетняя война способствовала распространению курения в Германии и Швеции. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле.
Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. По религиозным (и экономическим!) мотивам в ряде стран, например в Италии, табак был объявлен «забавой дьявола». Римские папы предлагали даже отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомкам пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. А в Англии по указу Елизаветы I (1585 г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. Однако Уолтер Роли, фаворит двора королевы Елизаветы, популяризировал курение табака. После смерти Елизаветы правление перешло к Якову I из династии Стюартов, который обезглавил Роли по политическим мотивам, но, согласно преданиям, он пострадал за курение.
Яков I объявил курение вредным, неблагочестивым и не подходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году, Яков I закончил словами: «…привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких…» Это была первая популярная книга о вреде курения.
Пока Яков I негодовал, некоторые врачи прописывали курение как противоядие от насморка и лихорадки, а кое-кто считал даже, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы.
Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настоев, экстрактов, пилюль и др.) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставляло правительства разных стран вести борьбу с курением. Применялись различные наказания, в ряде стран весьма жестокие.
В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй — отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, в специальном «Уложении» от 1649 года было «велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние города».
Но в этой борьбе табак все же оказался победителем. Вернее, победили плантаторы, фабриканты и купцы, получавшие баснословные прибыли от торговли сигарами и папиросами. Создавалась настоящая индустрия табачных изделий. А вредные свойства табака до ХIХ в. практически не были изучены, и врачи ничего не могли противопоставить привычке курения. Привычка же эта подкреплялась мощной рекламой различного рода курительных трубок и других принадлежностей курильщика.
Торговля табаком не сокращалась, доходы казны значительно росли. Этот факт заставил многие правительства изменить свое отношение к табаку и использовать его как источник прибылей.
В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину.
Быстро и широко распространившись по планете, табак стал одним из наиболее известных творений рук человеческих в современной истории. Когда на Филиппинах, во влажном тропическом лесу, была обнаружена группа людей, принадлежавшая к культуре каменного века, — тасадаи, антропологи сочли важным доказательством изоляции этой группы то, что тасадаи не имели никакого понятия о табаке.
Занятие 3. Последствия курения для человека
Мы уже знаем некоторые медицинские последствия курения. Давно известно, что курение влияет на половую систему и организм женщины, которая готовится стать матерью. Курение оказывает отрицательное воздействие на организм мужчины и женщины постепенно и незаметно, однако последствия его не менее тяжелы, чем при употреблении алкоголя и наркотика.
Мы уже отмечали, что в отличие от алкоголиков и наркоманов люди, злоупотребляющие курением, не склонны к антиобщественному поведению, правонарушениям.

Основные социальные последствия курения сводятся к росту заболеваемости, преждевременной смерти курильщиков, нарушению взаимоотношений между людьми, влиянию на здоровье окружающих, большим экономическим потерям, которые несет общество.

Трудно привести пример, свидетельствующий о том, что выкуривание одной сигареты или пачки сигарет привело к смертельному исходу. Имеются только статистические данные о последствиях курения, полученные на основании исследований. Следует отметить, что курение большинство людей считают социально приемлемой привычкой в обществе. Однако во многих развитых странах идет активная борьба с курением.
Вещества, которые содержатся в табаке, оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Помимо них в табаке имеется много веществ, которые добавляют при выращивании, обработке и сборе урожая. Кроме того, при курении на горящем конце сигареты образуется множество веществ, которые поступают в окружающую среду и вдыхаются как самим курильщиком, так и окружающими. Вот только некоторые из этих веществ: угарный газ, уксусная кислота, сажа (табачный деготь) и др. Их влияние не проходит бесследно для организма.

В тех странах, где уже давно укоренилась привычка к курению, около 90% случаев рака легкого и свыше 80% случаев хронического бронхита, а также около 20–25% случаев смерти от болезней сердца и мозгового инсульта связывается с употреблением табака.
Употребление табака в форме жевания приводит к раку полости рта, включая рак губы, языка, десен, слизистой оболочки щек, твердого и мягкого неба, слюнных желез. В последнее время появились данные, свидетельствующие о том, что рак, вызванный курением, поражает различные внутренние органы (мочевой пузырь, почки, поджелудочную железу, гортань, пищевод).

Особенно опасным является курение для женщин, так как здоровье будущего потомства находится в прямой зависимости от здоровья матери. Установлена связь между курением и преждевременными родами, смертью новорожденного. Дети, родившиеся от матерей, которые курили во время беременности, как правило, весят на 180–400 г меньше.

Вероятность возникновения заболеваний у таких детей выше, и они начинают болеть практически с первых дней жизни. Если мать продолжает курить во время корм­ления грудью, то у нее снижается выработка молока, и она вынуждена переходить на искусственное кормление. В результате в организм ребенка не поступают защитные антитела, и он становится более восприимчив к инфекционным болезням.
Курение наносит большой вред обществу. Оно несет расходы по лечению, оплате больничных листов, недополучает продукцию, которую могли бы изготовить заболевшие по причине курения люди.
Медленно разрушая физическое здоровье, курение оказывает отрицательное влияние на отношения между людьми. Прежде всего это связано с тем, что опасным является не только активное, но и пассивное курение. Человек некурящий в большей степени страдает от вредных паров табачного дыма, чем курильщик, так как его организм не адаптирован к воздействию ядовитых веществ. Это вызывает раздражение, злость, негодование, желание не общаться с курящими людьми. Многим неприятен запах от одежды курильщиков. Возникают конфликты.
Вторым важным моментом является то, что у заядлых курильщиков меняется внешность, теряется привлекательность (особенно у девушек).
И наконец, самым тяжелым последствием, отражающимся на взаимоотношениях людей, является распад семьи или потеря близкого человека по причинам бесплодия, заболевания новорожденного ребенка.

Вопросы по теме занятия:
1. Каковы статистические данные о смертности, вызванной курением?
2. Каково влияние курения на человека?
3. Какова взаимосвязь курения и здоровья будущего ребенка?
Информ-дайджест
Почему молодые люди продолжают курить?
Психолог Ф. Райс пытается ответить на вопрос «Почему молодые люди продолжают курить?».
Он считает, что, начав курить, молодые люди продолжают это делать, и называет следующие причины.
q Снятие психологического напряжения. Заядлые курильщики, как правило, постоянно испытывают сильное психологическое напряжение и беспокойство.
q Приобретение бессознательной привычки. У курильщиков возникает рефлекс, от которого трудно избавиться: рука все время тянется за сигаретой.
q Ассоциации или связи с приятной обстановкой и удовольствием. Курение ассоциируется с послеобеденным кофе, занимательной беседой, компанией друзей, приятной обстановкой. Интересные результаты дало одно из исследований: выяснилось, что курильщики проводят досуг более скучно и получают от него меньше удовольствия, чем некурящие; они менее изобретательны в способах использования свободного времени и часто просто не знают, что с ним делать. Возможно, курение является слабой попыткой избавиться от скуки из-за неумения интересно провести часы досуга. Молодые люди курят отчасти потому, что им просто больше нечем заняться.
q Привычка к соске. Согласно этой гипотезе, курение — неосознанное воспоминание о не требующем больших усилий удовольствии от сосания соски в не столь далеком детстве.
q Физическая зависимость от никотина. Многочисленные исследования подтверждают гипотезу, что курильщики становятся не только психологически зависимыми от самого процесса курения, но приобретают и физическую зависимость от содержащегося в табаке никотина.
Этот вывод основан на нескольких фактах.
Во-первых, организм начинает испытывать болезненную потребность в никотине, которую можно облегчить за счет увеличения его содержания в выкуриваемых сигаретах.
Во-вторых, только около 2% курильщиков способны курить с большими перерывами или от случая к случаю. Типичный режим курения — не только ежедневно, но и ежечасно. Согласно результатам исследований, очень важным показателем является содержание никотина в тканях мозга. Никотин попадает в ткани мозга через 1—2 мин после начала курения, но через 20—30 мин после окончания курения большая его часть покидает мозг и переходит в другие внутренние органы. После этого курильщику требуется новая сигарета. Режим курения человека, выкуривающего по сигарете каждые полчаса во время бодрствования (полторы пачки в день), таков, что позволяет поддерживать высокий уровень содержания никотина в мозге.
В-третьих, никотиновый голод вызывает нервозность, беспокойство, головокружение, головную боль, усталость, запор или расстройство желудка, тошноту, потовыделение, судороги, дрожание конечностей и усиленное сердцебиение.
В-четвертых, курильщики приобретают привычку к большим дозам никотина: начинающие выдерживают только несколько затяжек, а затем, с течением времени, они начинают спокойно выкуривать одну, две, три и более сигарет. Если превышен допустимый уровень, начинают проявляться признаки сильного беспокойства. По мере привыкания к никотину курильщики достигают уровня его потребления, который на начальных стадиях мог бы оказаться смертельным.
В-пятых, когда количество сигарет ограничено, курильщики начинают демонстрировать безрассудное, антиобщественное поведение, подобно наркоманам, употребляющим героин. Когда в Германии после Второй мировой войны норма табака для мужчин была ограничена двумя пачками в месяц, было замечено, что большинство заядлых курильщиков предпочитало скорее остаться без еды даже в условиях и без того скудного питания, чем отказаться от табака. Так, во время Второй мировой войны, когда энергетический рацион военнопленных составлял всего 900–1 000 калорий, курящие все равно старались обменять пищу на табак. Невзирая на унижение чувства собственного достоинства, общепринятые нормы поведения и внутренний эстетический и гигиенический протест, люди подбирали окурки на грязных улицах, что в обычных условиях вызвало бы у них чувство глубокого отвращения. Курильщики часто унизительно выпрашивали сигареты, но никогда — что-либо другое.
Как показали исследования, 80% опрошенных заявили, что им труднее обходиться без табака, чем без алкоголя.
В-шестых, изучение результатов наблюдений за курильщиками показало, что многие из тех, кто бросал эту привычку, позже вновь возвращались к ней. Через 48 месяцев, после того как они успешно преодолевали тягу к табаку, 80% из них вновь начинали курить. В это количество не входят те, кто амбулаторно лечился от курения, но так и не смог отказаться от него.

Можно сделать вывод, что курение вызывает очень сильную зависимость, которую чрезвычайно трудно преодолеть. Большинство курильщиков не могут отказаться от табака по собственной воле.

В качестве возможной замены обычных сигарет им предлагались так называемые безникотиновые сигареты, но их производство было прекращено из-за низкого покупательского спроса. Наверное, это и к лучшему, потому что в таких сигаретах содержалось вещество, вызывающее рак ротовой полости. Другие долговременные последствия их курения неизвестны.
Занятия 4–5. Психология привычки
Привычки есть у каждого, и избавиться от них очень трудно. Привычки могут быть полезными и вредными, положительными и отрицательными, нейтральными, неприятными, пагубными, надоедливыми, просто раздражающими.
Привычки формируются при постоянно повторяющемся удовлетворении тех или иных желаний. Каждая привычка имеет свои последствия. Некоторые удивляются, почему трагические последствия не помогают людям менять привычки. Причин много. Выделим три основные.
Первая причина состоит в том, что сиюминутное удовольствие для большинства людей гораздо важнее вероятных отдаленных последствий.
Вторая причина сводится к тому, что человек лишь иногда получает удовлетворение от своих действий. Поэтому он продолжает совершать их, надеясь всякий раз достичь удовольствия. Примером может служить человек, привыкший хрустеть суставами пальцев. Иногда это причиняет ему боль. В другой раз он испытывает удовольствие. Проблема в том, что всякий раз, когда человек делает это и получает удовольствие, он тем самым закрепляет свою привычку, и избавиться от нее становится уже труднее.
И, наконец, третья причина заключается в том, что человеку всегда свойственно из двух бед выбирать меньшую. Тот, кто привык всегда опаздывать, ненавидит спешку, заставляющую его нервничать, напрягаться. Он скорее готов перенести гнев человека, с которым ему надлежит встретиться, чем испытать неудобства спешки.
Большинство людей считают: чтобы избавиться от привычек, нужна сила воли. А подверженность человека той или иной привычке они рассматривают просто как слабость. Подобный подход к проблеме таит в себе опасность. Человек, полагающий, что ему недостает самообладания, может использовать это в целях оправдания своей неспособности контролировать привычки.
Самообладание — это вовсе не сила воли или еще какая-то внутренняя сила.

Человек не наследует самообладание при рождении. Это не черта характера, которая свойственна или не свойственна человеку. Самообладание — это своего рода искусство, которому следует учиться на протяжении всей жизни.

Рассмотрим четыре приема, направленные на развитие самообладания.
1. Самоисследование. Если вы хотите понять и изменить себя, то вы должны наблюдать за собой. Можете завести дневник и записывать в него все, что имеет отношение к вашей привычке, от которой вы хотите избавиться. Подробно перечислите обстоятельства, в которых вы совершаете то или иное действие. Это поможет выделить сигналы, т.е. какие-то события, мысли, чувства, которые вызывают привычку или по крайней мере как-то влияют на вас.
2. Самоуправление. Данный прием ориентирован главным образом на сигнал, о котором говорилось выше. Примером может служить человек, испытывающий облегчение после того, как он преодолевает страх. Ибо страх, волнение, беспокойство — самый распространенный сигнал для многих привычек и пристрастий. Вы могли бы ежедневно просматривать свои записи, чтобы избегать соответствующих сигналов или вовремя их прерывать.
3. Замена одного другим. Вы гораздо легче сможете преодолеть недоброе желание, если попытаетесь тут же найти удовлетворение в чем-то другом. Переключитесь на любое действие, несущее в себе положительный результат и вызывающее положительные эмоции. Всякий раз, когда вы испытываете непреодолимую тягу к привычке, тут же ищите ей альтернативу. Это один из основных принципов в стремлении избавиться от вредных привычек и приобрести полезные. Установите для себя систему поощрений и наказаний. Когда вы преодолели желание поддаться привычке и переключились на другое действие, похвалите себя. В этом случае вы оказались в выгоде вдвойне. Во-первых, вы пожинаете положительные результаты своего выбора, а во-вторых, получаете награду, которую сами себе установили.
4. Предотвращение повтора. Можно иногда услышать: «Избавиться от привычки легко. Начать снова еще легче». Так вот, чтобы этого не случилось, необходимо научиться предвидеть и распознавать искушения. Можно предварительно разработать для себя план по избежанию искушения. Но самый лучший способ — не возвращаться к старым привычкам, а выработать новые, полезные, приносящие удовлетворение, способствующие здоровью, вызывающие положительные эмоции. Специалисты считают, что избавиться от привычки можно за 21 день, т.е. за 3 недели. Если вы сможете заменить одну привычку другой, полезной, то все дни покажутся вам напряженными, но зато вы приобретаете новую, здоровую привычку вместо старой, вредной, а от хорошей привычки избавиться не менее тяжело, чем от плохой.

Помните, что от неудач
не застрахован никто.
Поэтому не думайте, что вы
неудачник, если у вас что-то
не получается, ибо это тоже
послужит сигналом к возвращению старой привычки.

Смотрите на свою неудачу как на случайную ошибку, которая вас может чему-либо научить. Помните о приемах самоисследования. Думайте о том, что вы избавитесь от дурных привычек и приобретете те, которые помогут вам жить более полнокровной жизнью. А теперь протестируйте себя.
Тест «Легко ли вам отказаться
от нежелательной привычки?»
Прочитайте следующие семь вопросов, отвечая «да» или «нет» (если вы не уверены в объективности ответа, дайте тот, который ближе к истине):
1. Быстро ли вас можно переубедить в чем-либо?
2. Когда вы заняты своей основной работой, интересуетесь ли вы работой товарищей?
3. Трудно ли вам переключиться с одного урока на другой?
4. Склонны ли вы довести до конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?
5. Трудно ли вам отказаться от привычки, которая вам не по душе?
6. Легко ли вы переходите от одного дела к другому?
7. Расстраивают ли вас даже незначительные нарушения ваших планов?
Обработку и объяснение результатов («ключ») к данному тесту вы найдете на с. 251—252.
Если среди ваших взрослых родственников, знакомых есть курящие, то предложите им выполнить тест «Почему вы курите?».
Тест «Почему вы курите?»
Чтобы узнать, почему вы курите, надо дать ответ на каждый вопрос, обводя цифру в соответствующей колонке кружком (табл. 1). Если ваш ответ полностью совпадает с утверждением, получаете 5 баллов, полностью не совпадает — 1 балл. Остальные оценки промежуточные.
Результаты и их интерпретация
Над каждой буквой поставьте ту цифру, которую вы обвели, прочитав утверждение, отмеченное этой буквой. Сложите цифры и результаты запишите над утверждением, т.е. причиной. Психологи выделяют шесть наиболее распространенных мотивов курения:
1. А+Ж+Н = стимуляция.
2. Б+3+О = «игра» с сигаретой.
3. В+И+П = расслабление.
4. Г+К+Р = поддержка.
5. Д+Л+С = «жажда» (в отношении курения).
6. Е+М+Т = привычка.
Сумма баллов по соответствующим буквам больше 11 указывает, что вы курите именно по названной причине. Сумма до 7 — низкая и вас не характеризует. Сумма цифр между 7 и 11 является пограничной и говорит о том, что в некоторой степени для вас — это причина курения.

Вопросы по теме занятия:
1. Как формируются привычки?
2. Назовите приемы, развивающие самообладание.
Информ-дайджест
Привычка и привыкание
Привычки давно стали предметом изучения психологов. Основоположник научной психологии У. Джемс в учебнике по психологии 1892 года пишет: «Привычка играет в общественных отношениях роль колоссального махового колеса: это самый ценный консервативный фактор в социальной жизни. Она одна удерживает всех нас в границах законности и спасает «детей фортуны» от нападок завистливых бедняков. Она одна побуждает тех, кто с детства приучен жить самым тяжелым и неприятным трудом, не оставлять подобного рода занятий. Она удерживает зимой рыбака и матроса в море; она влечет рудокопа во мрак шахты и пригвождает деревенского жителя на всю зиму к его деревенскому домику и ферме; она предохраняет жителей умеренного пояса от нападения обитателей пустынь и полярных стран. Она принуждает нас вести житейскую борьбу при помощи того рода деятельности, который был предопределен нашими воспитателями или нами самими в раннюю пору жизни».
Исследователи пытаются ответить на вопрос, почему к одним действиям человек привыкает, а к другим — нет. В одном из психологических словарей сказано, что решающее значение в формировании привычек приобретает вызываемое действием физическое и психическое самочувствие, окрашенное положительным эмоциональным тоном «приятного удовольствия».
Психолог К.К. Платонов считает, что привычка — это навык, сформировавшийся на фоне положительных эмоций. Но что интересно, в реальной жизни положительный эмоциональный фон чаще сопутствует формированию вредных привычек (например, эйфории, кайфу при употреблении спиртного, наркотиков, выкуривании сигарет). В то же время формирование полезных привычек (гигиенических и связанных с культурой поведения) часто сопровождается недовольством и слезами ребенка. Положительные же эмоции появляются лишь тогда, когда окружающие хвалят его за аккуратность, вежливость, воспитанность.
Привычкой становится не столько потребность что-то делать, сколько потреблять: человек, например, привыкает курить не потому, что ему надо держать сигарету во рту, а потому, что у него сформировалась органическая потребность в никотине, зависимость организма от него. Потребность в курении не просто осознается, а доставляет человеку мучения, если не удовлетворяется через определенное время.

Привыкание в отличие от привычки отражает не только возникновение зависимости организма или личности от чего-то, но и адаптацию, при которой отсутствует реакция на раздражитель при его многократном воздействии на человека. Например, мы не ощущаем на себе одежду, привыкаем к темноте и т.д.
И в заключение опять мысли У. Джемса: «Мы должны по возможности в самом раннем возрасте сделать привычными для себя как можно более полезных действий и остерегаться, как заразы, укоренения в нас вредных привычек».
«Ключ» к тесту «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?»
Поставьте себе 1 балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 6. Подсчитайте сумму баллов.
Если вы набрали 1–2 балла, то вы, скорее, легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Незнакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувства раздражения. У вас широкий круг интересов, однако возможно, что ваши знания несколько поверхностны. Вы не всегда настойчивы в достижении цели и иногда, может быть, вам трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитаете творческую и, скорее всего, имеете к ней способности.
Если вы набрали 6–7 баллов, то, вероятно, вы — человек, не склонный менять свои привычки и взгляды. Вы надежный, целеустремленный человек, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем ваша настойчивость в ряде случаев переходит в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас «чересчур принципиальным», так как вы не любите уступать даже в мелочах. Вам следует быть более гибким в общении с людьми и чаще задумываться над тем, что вы не всегда правы.
Если вы набрали 3–5 баллов, то в случае необходимости сумеете отстоять свою точку зрения, но можете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремленно и творчески.
Занятие-практикум 6.
Употребление веществ, вызывающих зависимость
Употребление веществ, вызывающих зависимость, представляет собой серьезную проблему, затрагивающую как самого человека, так и общество в целом. Наиболее опасным является употребление алкоголя, наркотиков и курение. Любой человек, который начинает употреблять данные вещества, подвергается риску возникновения проблем, связанных с их вредным действием. Факторы риска можно разделить на две группы: индивидуальные и социальные. Факторы риска, о которых пойдет речь, не являются абсолютной гарантией возникновения пагубных зависимостей в будущем. Они указывают на имеющийся повышенный риск их возникновения и являются строго индивидуальными. К индивидуальным факторам риска относятся: биологические, психологические, социальные.
Биологические факторы определяются унаследованными различиями в организме и индивидуальными физиологическими особенностями. Многочисленные исследования показали, что лица, страдающие определенными болезнями, имеют более высокий риск возникновения зависимости. Особенно настороженно должны вести себя люди, у которых вероятность возникновения зависимости от каких-либо веществ отягощается семейными обстоятельствами.
Психологические факторы включают в себя эмоциональное состояние, поведение, индивидуальные черты. У каждого из нас есть определенные убеждения в отношении самих себя и окружающих. Эти убеждения настолько определяют наше мышление, что мы не сомневаемся в том, что они являются истинными. Если вдруг они вступают в конфликт с окружающим миром, то возникает состояние стресса.
Стресс — это психическое и физиологическое состояние организма, которое возникает в ответ на ситуации опасности, повышенной ответственности, необходимость быстрого принятия важного решения и большие умственные и волевые нагрузки. Это довольно часто происходит в подростковом возрасте, когда ожидания не совпадают с получаемым результатом.
Начиная принимать вещества, вызывающие зависимость, человек ожидает определенного эффекта и, получив его, надеется на повторение. Однако повтор не всегда является таким, каким ожидался. И опять возникает состояние стресса, требующее действий по его ослаблению. Эмоциональное состояние (тревога, депрессия, эйфория) играет важную роль в развитии зависимости, так как зачастую неконтролируемость эмоций позволяет легко начать употреблять различные вещества. Легче вовлекаются в процесс употребления веществ люди с очень агрессивным либо с очень пассивным поведением.
Выраженные психические расстройства также способствуют употреблению вредных веществ.
К социальным факторам риска относятся социальное окружение человека, социальная стабильность общества, культура, законы и нормы, существующие в обществе. Каждый человек живет в уникальном социальном окружении; это его родители, близкие люди, сверстники, которые оказывают значительное влияние на формирование его личности. Положительные и теплые взаимоотношения в семье, с друзьями снижают вероятность начала употребления вредных веществ. В то же время постоянные конфликты в семье, травмирующие переживания повышают этот риск. Развод, смерть близкого человека, сексуальное насилие, ситуация, когда человек становится свидетелем травмирующего его события, — вот неполный перечень того, что способствует увеличению риска.
Социальная стабильность общества также очень важна. Нищета, безработица, бездомность, легкая доступность алкоголя, табачных изделий, наркотических средств ведут к увеличению числа лиц, вовлекаемых в этот процесс. Важно отметить, что законы и культура общества во многом определяют поведение граждан. В обществе, где прием алкоголя, курение являются традиционными и социально приемлемыми, злоупотребление данными веществами более высокое. Ограничение доступа к ним, увеличение цен, запрет на употребление в общественных местах снижают процент вовлеченных лиц.
Следует отметить, что продолжительность времени между началом потребления и формированием зависимости различна и зависит от индивидуальных особенностей потребителя и вида потребляемого вещества. К примеру, зависимость от алкоголя вызывается в среднем за период от 10 до 15 лет. Тогда как от гашиша зависимость может развиться после нескольких приемов.

Вопросы по теме занятия:
1. Что можно отнести к индивидуальным факторам риска при употреблении алкоголя, табака и других психоактивных веществ?
2. Какие социальные факторы способствуют употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака?
3. Назовите «мифы о пользе курения, употребления алкоголя, наркотиков».
Информ-дайджест
Неразлучная парочка
Между курением и неумеренной тягой к спиртному есть прямая взаимосвязь: чем больше куришь, тем больше хочется выпить. К такому выводу пришли ученые медицинского факультета Торонтского университета (Канада). Оказывается, мозг курильщика, имеющего даже незначительное пристрастие к алкоголю, при поступлении в организм дозы никотина вырабатывает биохимический импульс-команду на употребление новой порции спиртного.

Опыты производились
над крысами-алкоголиками.
При введении в их организм
дозы никотина, примерно
соответствующей той, которую получает человек, выкуривающий ежедневно 10–15 сигарет,
потребность в спиртном у крыс возрастала на 30%.

«Мы получили доказательства того, что курение провоцирует потребление спиртного, но есть также данные и о существовании обратной связи, т.е. употребление алкоголя провоцирует курение», — отметила руководитель исследователей Джуан Анле.
По ее словам, в ходе экспериментов различными веществами удавалось «отключать» в мозгу крыс рецепторы, реагирующие на никотин. В этом случае «интерес» подопытных животных к алкоголю снижался сразу на 40%. Это, убеждена Джуан Анле, может быть чрезвычайно важным фактом для специалистов, которые лечат страдающих алкоголизмом или табачной зависимостью. Статистика свидетельствует, что 90% алкоголиков являются одновременно и заядлыми курильщиками. Кроме того, полученные учеными результаты помогут всем, кто хочет бросить курить. Теперь ясно, что им надо жестче ограничивать потребление спиртного.
В настоящее время исследователи пытаются определить, имеют ли значение наследственные факторы в пристрастии человека к никотину и алкоголю.
Занятия-практикумы 7–8.
Как отстоять свою точку зрения?
Чтобы проявлять самоутверждение, необходимо научиться защищать свои взгляды. Вначале вам будет трудно. Но практикуясь, вы уже не будете испытывать таких затруднений и почувствуете себя увереннее. В табл. 2 приведены четыре правила, следуя которым вы сможете убедить вашего партнера в своей правоте.
В табл. 3 приведены правила выхода из сложившейся ситуации.
Рассмотрим возможные ситуации.
Ситуация 1. Приятель(ница) по дому предложил(а) вам пойти с ним (ней) в одну компанию. Вы не знаете ни одного из тех ребят, которые там будут. И это вас беспокоит. Кроме того, вы слышали, что этот приятель(ница) курит и пользуется не очень хорошей репутацией в школе. Вы решаете проявить упорство и сказать ему (ей) «нет».
Ситуация 2. Товарищ по дому спрашивает, не хотите ли вы, чтобы он подвез вас домой после школы. Вам не очень нравится этот человек, и вы неловко себя чувствуете. Вы решаете проявить настойчивость и отказаться от поездки.
Ситуация 3. В компании, собирающейся у вашего подъезда, некоторые ребята курят. Однажды один из лидеров компании предлагает вам покурить. Вам трудно принять решение. Попробуйте в соответствии с правилами сформулировать отказ от предложения.
Ваши товарищи не всегда соглашаются с вами, когда вы проявляете упорство. На самом деле они могут вас перебивать, уводить от темы разговора или пытаться убедить вас сделать то, что вам не хочется. Поэтому вам очень важно знать, как вести себя в таких ситуациях (табл. 4).
Что вы должны сказать, когда вас пытаются:
1) увести от темы.
Во всех случаях, когда вас пытаются увести от темы и отказаться от вашего мнения, возвращайтесь к теме.
Что вы должны сказать, чтобы сделать это?
q Пожалуйста, позвольте мне сказать то, что я хотела.
q Пожалуйста, не перебивайте меня, пока я не закончу.
q Хорошо, но послушайте, пожалуйста, что я хочу сказать.
q Знаю, что вы думаете, но позвольте мне договорить;
2) убедить.
Если вас пытаются убедить сделать то, что вам не хочется делать, — откажитесь. Твердо скажите «нет» и при необходимости уходите.
Что вы должны при этом сказать или сделать?
q Нет, нет, я на самом деле хочу сказать «нет».
q Нет, спасибо.
q Нет, нет, я ухожу.
q Отложите решение вопроса, пока его не обдумаете.
q Я еще не готов(а).
q Может быть, мы можем поговорить позже.
q Сначала мне бы хотелось поговорить с другом (подругой).
Вы можете предложить компромиссное решение.
q Давай сделаем… вместо…
q Я не сделаю этого, но, возможно, мы бы могли...
q Что может сделать нас обоих счастливыми?
Очень важно знать, что следует ответить человеку, пытающемуся увести вас от темы или убедить вас сделать то, что вам не хочется делать. Возможные варианты вашего поведения в следующей ситуации вы найдете в табл. 5.
Ситуация. Ваш старший брат должен отвезти вас домой после школы. Вы встречаетесь с ним, но он еле стоит на ногах и у него заплетается язык. Вы понимаете, что он выпил слишком много, и было бы глупо ехать с ним. Он пытается убедить вас поехать с ним. Вы отказываетесь, пытаетесь оттянуть решение вопроса или найти компромиссное решение.
Таким образом, возможные варианты поведения в случае убедительной просьбы можно свести в одну таблицу (табл. 6).

Вопросы по теме занятия:
1. Какими правилами нужно руководствоваться при отказе кому-либо, чтобы человек не обиделся?
2. Что вы должны сказать, когда вас пытаются увести от темы разговора, пытаются убедить в чем-либо?
3. Почему люди соглашаются с мнением другого, даже считая его неверным?
Информ-дайджест
Формы воздействия на человека
Просьба. Используется тогда, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случаях (особенно детям и подчиненным) льстит, что вместо приказа, требования старший по возрасту или должности использует форму обращения к ним, в которой проявляется некоторый элемент зависимости просящего от того, к кому он обращается. Это сразу меняет отношение человека к такому воздействию: возникает понимание своей значимости в данной ситуации.
Психологи изучали условия, при которых просьба чаще побуждала людей на улице оказывать кому-либо помощь. Выявлено, что имеет значение, с какой просьбой обращались к прохожим. Информационная помощь (о времени, о том, как пройти куда-то и т.п.) оказывалась чаще, чем материальная. Причем большое влияние оказывала манера обращения. Деньги давали чаще, если сначала спрашивали время или называли себя; в случае, когда говорили о потере кошелька или о необходимости позвонить по телефону, на просьбу откликались две трети прохожих. При этом женщины-просительницы имели больший успех, особенно у мужчин. Деньги давали чаще и в тех случаях, когда просящий был с кем-то (например, с ребенком).

Просьба оказывает
большее влияние на намерения человека, если облекается
в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к его праву отказать, если выполнение просьбы создает ему какие-то неудобства.

Предложение (совет). Принятие человеком какого-либо предложения зависит от степени безвыходности положения, в котором он находится, от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого человека. Так, применительно к темпераменту человека отмечают следующее: холерик на предложение скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик — отказом или затяжкой времени, так как ему нужно разобраться в предложении.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.