На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Жизнь без табака (5 класс-11 класс) - Жизнь без табака (7 класс)
Жизнь без табака (5 класс-11 класс) - Жизнь без табака (7 класс)
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек
Индекс материала
Жизнь без табака (5 класс-11 класс)
Жизнь без табака (6 класс)
Жизнь без табака (7 класс)
Жизнь без табака (8 класс)
Жизнь без табака (9 класс)
Жизнь без табака (10 класс)
Жизнь без табака (11 класс)
Все страницы

Занятия в 7 классе

Занятия-практикумы 1—2.
Принятие на себя ответственности
за собственный образ жизни
Самоуважение (уважение себя) — важный фактор принятия решений, их выполнения и оценки последствий. Если самоуважение человека достаточно высоко, он лучше контролирует свое поведение, понимает, что важнее всего для него самого и что — для людей, которые его окружают. Такой человек в большей мере отвечает за свои решения и поступки. Он также меньше зависит от чужих мнений и оценок.
Рассмотрим, как можно повысить самоуважение. Этот процесс включает несколько этапов.
1. Нарисуйте в тетради маленький круг. Это центр цветка, но у него пока нет лепестков. Допустим, что этот центр символизирует вашу личность. Его надо окружить лепестками, символически представляющими элементы, из которых складывается уважение к себе. В своей тетради нарисуйте лепестки, назвав их. Названия каждого лепестка можно выписывать под рисунком.
Когда работа будет закончена, обсудите те элементы, из которых составлен цветок. Нужно подсчитать, сколько раз был назван тот или иной элемент. Каждый сможет либо придумать свой собственный элемент, либо подтвердить важность уже придуманного другими. Тем элементам, которые назывались чаще, будет соответствовать больший или более яркий (раскрашенный цветными мелками) лепесток. Цветок получится асимметричным. Учащимся следует объяснить, что самоуважение зависит от разных свойств нашей личности, и не все они одинаково важны.
Список элементов может выглядеть так:
q ощущение своей необходимости и ценности;
q ощущение своей уникальности, особенности;
q вера в свои способности, силы и возможности;
q умение настоять на своем;
q умение аргументировать свою точку зрения;
q хорошая успеваемость;
q готовность к разумному риску;
q умение поддерживать хорошие отношения с окружающими людьми;
q удовлетворенность своим внешним видом;
q отсутствие страха перед ошибкой;
q доверие окружающих;
q уверенность в себе;
q умение позаботиться о себе.
2. Посмотрите на полученный цветок. Вы видите, что наше уважение к себе во многом зависит от того, как складываются наши отношения с окружающими, удается ли нам наладить с ними хорошие отношения, доверяют ли они нам, дают ли нам возможность почувствовать нашу собственную ценность.
Все это важно. Однако важно не только это. Лепестки нашего цветка держатся вместе потому, что их что-то объединяет. Это «что-то» — вы сами. Прежде чем быть желанным, уважаемым, любимым, нужно просто «быть». И просто «быть» вполне достаточно для того, чтобы себя уважать. Другим людям тоже достаточно просто «быть», чтобы рассчитывать на уважение.
Уважают себя и других на самом деле не «за что-то». Глупо, например, отказывать человеку в праве на уважение только потому, что он плохо успевает в школе. Уважение к себе и к другим — это нормальное состояние здорового человека.

Оно ничем не обусловлено. Все лепестки нашего цветка — это просто внешние формы его выражения. Это нужно понять. Если вам удалось это понять, все остальное получится.
Люди сильно влияют друг на друга. Если они относятся друг к другу хорошо, с уважением и заботой, то они помогают друг другу развить в себе самоуважение. Но бывает и так, что к человеку многие люди относятся плохо, пренебрегают им, унижают его. Часто человек, который (по своей вине или вовсе без вины) попал в такую ситуацию, теряет уважение и к себе, и к окружающим. Как вы думаете, к каким последствиям это приведет? А каков наилучший выход из подобной ситуации?
Возможно, вы придете к выводу о том, что следует проявлять уважение к окружающим даже в том случае, если это не встречает у них понимания и ответных положительных действий. Проявление уважения к окружающим в том случае, если они этого вовсе не заслуживают, позволит прежде всего восстановить уважение к себе, после чего отношения с окружающими улучшаются почти автоматически.
Однако имейте в виду: сформировать самоуважение невозможно лежа на диване и повторяя: «Я очень ценный человек, я себя очень уважаю». Путь к самоуважению — это путь действия. Действуйте так, как если бы вы уже были тем замечательным, всеми любимым человеком, которым вы хотите стать.
3. Действуйте! Каждый может назвать то действие, которое он считает нужным совершить в первую очередь для того, чтобы обрести самоуважение. Это действие запишите в тетрадь; укажите также, почему вы считаете нужным сделать в первую очередь именно это.
Способен ли я к самоутверждению?
Какого человека мы называем способным к самоутверждению? Что он может делать такого, чего человек, не способный к самоутверждению, делать не может?
Вы предлагаете различные варианты ответов. Вы можете сформулировать свои выводы, например, следующим образом:
Человек, способный к самоутверждению, может постоять за свои права, не ущемляя при этом права других. Он может выбрать один из трех вариантов:
1. Сказать «нет», не испытывая при этом чувства вины.
2. Не соглашаться с кем-либо, спокойно высказывая свое мнение.
3. Обращаться за помощью при необходимости.
Обычно разные люди ведут себя по отношению к окружающим по-разному.
На рис. 1 условно изображены три стиля поведения. В чем, по вашему мнению, проявляются стили поведения в повседневной жизни? Ответы оформите в виде таблицы.
Пассивное:
q человек не предпринимает никаких действий для утверждения своих прав;
q он ставит других выше себя в ущерб себе;
q он молчит, когда его что-то беспокоит;
q он все время извиняется.
Самоутверждающее:
q человек защищает свои права, не ущемляя при этом права других;
q он уважает себя и других;
q он умеет слушать и говорить;
q он выражает положительные и отрицательные эмоции;
q он уверен в себе, но не слишком «давит».
Агрессивное:
q человек защищает свои права, не думая о других;
q он думает только о себе, забывая о других;
q он довлеет над другими;
q он добивается своих целей за счет других.
В чем вы видите преимущества самоутверждающего поведения?
Покажи, как… следует действовать. В момент демонстрации окружающие могут подбадривать вас возгласами и дружескими жестами.
Покажите, как двигается человек, который себя уважает:
q он стоит…
q он сидит…
q он ходит…
q он дотрагивается…
Покажите, как смотрит человек, который себя уважает:
q он смотрит…
Покажите, как разговаривает человек, который себя уважает:
q его голос…
q его дикция…
q его жесты…
Особый вопрос. Показывая, как ведет себя человек, обладающий самоуважением, не надеваем ли мы маску, пытаясь обмануть окружающих, не демонстрируем ли то, чего на самом деле нет?
Мы уже говорили о том, что основаниями для самоуважения обладает каждый человек —в силу одного того факта, что он существует. Не все люди это понимают, и не все понимающие умеют вести себя соответственно. Демонстрируя уважение к себе, мы просто не скрываем то, что на самом деле уже есть, причем у каждого. Нужно немного личного опыта, чтобы в этом убедиться.
Как отличить шутку от оскорбления. Определите унижающие достоинство и грубые действия и расскажите, в каких формах они проявляются. Вы можете называть некоторые свои действия «поддразниванием» и видеть в них безобидную шутку. Иногда так оно и есть, но часто такие шутки могут быть оскорбительными.
Итак, вы перечислили действия и поступки, которые, по вашему мнению, унижают достоинство. Ответы записываются на доске одним из учеников (или в тетради).
Возможные варианты ответов:
q давать кому-нибудь клички и прозвища;
q давать прозвища, относящиеся к каким-то врожденным недостаткам человека;
q смеяться над кем-нибудь;
q нарочно толкнуть кого-нибудь;
q сбросить книги с чьей-нибудь парты;
q таскать кого-нибудь за волосы.

Иногда люди говорят или делают такие вещи в шутку, но шутка для одного человека может быть оскорблением для другого. Трудно провести грань между шуткой и грубостью. Иногда один и тот же поступок вызывает у разных людей разную реакцию. Поскольку нельзя заранее предсказать реакцию человека, лучше не рисковать — не совершать сомнительных действий даже в шутку.

После этого занятия вы должны:
q уметь дать определение грубых и унижающих достоинство поступков;
q знать, какие поступки подростков можно назвать унижающими достоинство или грубыми;
q понимать, как действуют на людей такие поступки.
Далее педагог дает учащимся задание на дом.
Задание. Придумайте основные правила отношений между людьми, и не только в школе, но и за ее пределами. Такие правила помогут понять, что человека может огорчить, а что позабавить, что смешно и безобидно, а что граничит с оскорблением. Обсудите эти правила с друзьями вне школы и в группах на занятии.
Выработанные правила оформляются учениками в виде плаката и вывешиваются в классе. Задание оформить правила дается следующим образом: каждая группа должна придумать маленький лаконичный и остроумный рисунок (логотип), иллюстрирующий какое-либо правило. Далее представители каждой группы пишут на общем листе ватмана «свое» правило и рисуют придуманный логотип. Правила вывешиваются в заранее подготовленном месте.
Принципы поведения, которые человек принимает в юности, являются основой поведения взрослого человека. Если вы совершаете поступки, которые кажутся вам безобидными, но оскорбляют других людей, а вы этого не осознаете или не обращаете на это внимания — это будет продолжаться и в зрелом возрасте, и вы будете долго удивляться, почему вам никак не удается наладить добрые отношения с другими людьми.
Обсудите возможность осуществления общешкольного проекта, в рамках которого будет проведен конкурс между классами на самую остроумную сценку на эту тему, на агитку-листовку с остроумным рисунком и рифмованным двустишием или слоган — короткое высказывание рекламного характера, «боевой клич класса».

Вопросы по теме занятия:
1. В чем связь самоуважения и здорового образа жизни?
2. Если человек курит, наносит вред своему здоровью, — он уважает себя? Это ответственный человек?
Информ-дайджест
Совместимы ли спорт и курение?
«Однажды, — вспоминает Н.Б. Коростелев, автор книги «От А до Я» (М., 1987), — мне пришлось наблюдать матч между двумя футбольными коллективами на первенство области. Судья дал свисток на перерыв. Кто-то из футболистов крикнул: кончай, ребята, перекур.
И действительно начался перекур в буквальном смысле этого слова. Чуть ли не все игроки обеих команд задымили сигаретами, а некоторые футболисты успели выкурить даже по две штуки во время перерыва.
Какую же дополнительную нагрузку они дали себе, своему сердцу, своим легким!
И хотя на поле были совсем молодые ребята, двигались они по полю медленно, в развалку, в основном гоняя мяч поперек поля, словно у них не хватало сил на глубокие рейды и резкие рывки. «Ишь, накурились и ножками еле двигают, дыхалка отказывает», — заметил один из болельщиков.
Как-то среди учеников технической школы в Гуммерсбахе (Германия), страстных любителей футбола, возник спор о том, вреден ли никотин для спортсмена.
Решено было устроить оригинальное спортивное соревнование. Учащиеся каждого из трех старших классов разделились на две команды: курильщиков и некурильщиков. Победители на зеленом поле объявлялись и победителями в дискуссии. Все встречи закончились к вящему удовольствию врагов никотина в пользу некурящих — 7: 2, 3: 0 и 4: 3.
Тот, кто серьезно занимается спортом, кому доверено защищать честь вуза, техникума, ПТУ, школы, быть участником команды, команды любого ранга, — не может курить, так как сигарета заведомо снижает потенциальные возможности спортсмена».
Гораздо строже должны подходить к себе те молодые люди, которые решили добиться хороших результатов в спорте. О том, как табак мешает даже исключительно одаренным природой спортсменам, говорят такие примеры.
Анатолий Фирсов, один из самых выдающихся спортсменов за всю историю советского хоккея, был удивительно одаренным и трудолюбивым. Он обладал сильнейшим, мощным броском, хитроумной обводкой, прекрасным видением поля, был виртуозным организатором атаки. Ему играть бы да играть, но Фирсов начал значительно терять в скорости. Возраст? Не только. Ведь многие спортсмены, в том числе и хоккеисты, покидали спортивную арену значительно позднее. Как писал А. Фирсов, причина заключается в том, что в детском и подростковом возрасте он много курил, и хотя потом, уже будучи признанным мастером, отказался от этой дурной привычки, последствия курения сказались, и спортсмену пришлось уйти на тренерскую работу.
В упомянутой книге Н.Б. Коростелева приводятся и интересные размышления знаменитого гимнаста Николая Серого: «Долгое время курил, хотя и знал, что курить спортсмену вредно, так как курение отражается на дыхании, но не придавал этому большого значения, считая, что гимнасту дыхание не так важно, как, например, легкоатлету, пловцу, боксеру».

Курение оказывает плохое действие на центральную нервную систему.

Бросив курить, спортсмен резко улучшил способность координировать движения, что дало возможность иначе выполнять упражнения на коне и доводить их до конца. Значительно точнее стало равновесие в стопе. Произвольные упражнения, требующие очень большой выносливости и хорошо поставленного дыхания, он стал выполнять два раза подряд.
А вот мнение специалиста из совершенно другой области спорта, одного из величайших шахматистов А. Але­хина. Он считал, что папироса приносит на момент известное успокоение. Но это лишь самообольщение, ибо никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли — качество, столь необходимое для шахматного мастера.
Он знал, что приобрел уверенность в победе в матче на мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку.

Вместе с тем ряд выдающихся спортсменов подчеркивают, что их успехи в спорте во многом были определены именно воздержанием от курения.

Многократный чемпион России по конькам И. Аниканов считает, что его спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения, горячо советует всем спортсменам отказаться от этой вредной привычки.
А вот Николай Константинович Волков — тренер-психолог сборной СССР по классической борьбе, тренер-консультант сборной России по борьбе, тренер-консультант олимпийской сборной Беларуси — бросил курить, написав следующее стихотворение.

Дым

Когда я синий дым курю,
Вдыхая глубоко, —
Я чувствую, как я горю,
Мне это нелегко.
Я чувствую, как жжет в груди,
Как горько все во рту,
И кашель рвется из груди,
Сгоняя мокроту.
И в синем пламени горят
Мои дела, мечты.
Они, сгорая, говорят:
О, что же сделал ты?!
Вы спросите: «Зачем курю,
Коль неприятно мне?».
«Но курят все, и я курю,
Сгорая, как в огне».
Привычка свыше нам дана —
Сказал давно поэт —
Замена счастию она,
Коль выше счастья нет!

Таково мнение высших авторитетов, представителей разных видов спорта.

Научные наблюдения показали, что у курящих спортсменов учащается пульс и повышается артериальное давление во время соревнований и тренировок значительно больше, чем у некурящих. Возвращение к исходным цифрам после окончания соревнований и тренировок происходит медленнее, их сердце и легкие гораздо хуже справляются с нагрузкой, координация движений слабее.

Не только спортсмены, но и многие ученые, писатели, философы, занятые напряженной умственной работой, отмечали пагубное влияние табака на активный творческий труд.
Так, Л.Н. Толстой бросил курить шестидесяти лет от роду. Вот что он рассказывал: «С этого времени я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове».
И.В. Гёте отказался от курения в 50 лет и стал страст­ным противником курения: «От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой. Курение хорошо лишь для бездеятельных людей».
Занятие 3.
Анатомические и физиологические
аспекты курения
Каждое дыхательное движение включает в себя вдох и выдох. Мы вбираем воздух в себя и выдыхаем его (рис. 2). Когда дыхание проходит нормально, то дышим мы через нос, где воздух подогревается, увлажняется и фильтруется через крошечные ворсинки, выстилающие носовую полость и дыхательные пути. Именно поэтому мы чихаем, когда пользуемся чем-то мелко измельченным. Таким образом, организм исторгает из себя инородное тело, попавшее в дыхательные пути.
После того как воздух покидает носовую полость, он проходит через гортань и попадает в трахею, которая выстлана мерцательными ресничками, совершающими до 900 колебаний в минуту. Функция ресничек респираторного эпителия состоит в том, чтобы отфильтровывать любые инородные тела, попадающие с воздухом в дыхательные пути. При нормальном дыхании отфильтрованный ресничками воздух поступает через трахею в два бронха — один ведущий в правое легкое, а другой — в левое. Подобно корням дерева бронхи разветвляются на бронхиолы, которые становятся все тоньше и тоньше. Поэтому многие врачи называют их бронхиальным деревом. По краям бронхиол расположены альвеолярные мешочки, в которых происходит газообмен. Из всех газов нас больше всего интересуют кислород и углекислый газ. Обычно мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Наши легкие по размеру соответствуют футбольному мячу и не имеют мышечной ткани. Мышцей, обеспечивающей работу легких, является диафрагма, которая расположена под легкими и над желудком.

При нормальном дыхании, вдыхая через нос с закрытым ртом, вы полностью расправляете легкие, и ваша диафрагма оказывает давление на желудок, а стенка живота выдвигается вперед. Однако большинство из нас дышат неправильно. И в результате поднимается грудная клетка, а легкие не заполняются до полного объема.

Отвлечемся немного и посмотрим, что происходит при затяжке сигаретой. Во-первых, вы затягиваетесь через рот, обходя таким образом первый рубеж обороны, каким является нос. Во-вторых, при вдыхании более 30 канцерогенных веществ вместе со смолой и никотином возникает первая реакция — кашель, это первая попытка организма избавиться от чужеродных веществ, которые мы в него вводим. Однако, если настойчиво продолжать курить, мерцательные реснички, которые раньше колебались с частотой 900 раз в минуту, начинают замедлять колебания. При достаточной длительности раздражения реснички отмирают. Под слоем ресничек расположены клетки слизистой оболочки, вырабатывающие слизь. Слизь функционирует подобно пробке, очищая воздух, как это когда-то делали реснички. Для курильщика такое состояние называется хроническим бронхитом (хроническим, потому что оно постоянно).
Респираторные инфекции, которые нас поражают в холодное время года или во время эпидемий гриппа и которые приводят к бронхиту, вызываются бактериями и вирусами и длятся 10—14 дней.

Постоянное раздражение слизистой оболочки при хроническом бронхите, как показали исследования, чаще всего ведет к зарождению раковых клеток именно здесь, в слизистой оболочке.

По мере продвижения вниз по дыхательному тракту к основанию бронхиол разрушительное воздействие никотина, смолы и еще 150 химических веществ усиливается. Один из вредных процессов имеет место при газообмене. Отдельные химические вещества вступают в связь с кислородом, входящим в состав молекулы углекислого газа, тем самым превращая его в чрезвычайно ядовитый угарный газ, который затем разносится по всему организму. Одним из последствий длительного отравления угарным газом является болезнь Рэйно, в результате которой уменьшается приток крови к пальцам рук и ног, что может повлечь за собой заражение крови и последующую ампутацию.

Еще одно вредное воздействие химических веществ на альвеолы в том, что альвеолы, приспосабливаясь к изменениям в кислородном обмене, до предела увеличиваются в объеме. И так же, как лопается чрезмерно надутый шар, происходит разрыв альвеол, который носит название альвеолярной (везикулярной) эмфиземы.

Человек рождается с определенным количеством альвеол, и организм не в состоянии заменить их в случае их разрушения. Конечно же, в процессе старения какое-то количество альвеол теряется, но ущерб, наносимый курением, несравнимо больше.
Эмфизема необратима. Однако, если удается убедить курящего отказаться от курения, развитие данного заболевания может быть остановлено.
За исключением эмфиземы и роста раковых клеток, другие патологические процессы в органах дыхания, вызванные курением, могут быть обратимыми, если человек бросает курить. В зависимости от интенсивности курения в прошлом процесс восстановления может занять от одного до пяти лет. В течение первых двух недель происходит обильное выделение слизи, и начинается процесс оздоровления.

Вопросы по теме занятия:
1. Что происходит с воздухом, когда мы его вдыхаем?
2. Нарисуйте путь движения воздуха в легкие.
3. Что происходит, когда человек затягивает в рот дым сигареты?
4. Какова функция ресничек респираторного эпителия?
5. Каковы последствия курения для человека?
6. Сочините сказку о проникновении Злого Дыма в Царство Организма.
7. Дайте ответы на вопросы анкеты «Что вы знаете о вреде курения?» («верно» — «неверно»).

Анкета «Что вы знаете о вреде курения?
1. Одна из главных причин курения подростков — это чтобы «быть как все».
2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
3. Курение помогает расслабиться, когда человек нерв­ничает.
4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает один литр табачной смолы.
5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
6. Одной пачки сигарет вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление и нарушились нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать курить.
8. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.
9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
10. Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.

«Ключ» к ответам — на с. 160.
Информ-дайджест
Восемь курильщиков в минуту
В Бангкоке установлены гигантские «часы смерти». Они отсчитывают каждую минуту по восемь смертей. Именно столько людей на планете гибнет ежеминутно от курения. По словам руководителя Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Гру Харлем Брундтланд, ежегодно от этой вредной привычки умирают 3,4 млн человек. «И если мы ничего не предпримем, к 2030 году каждый год от никотина будут погибать более 10 млн курильщиков в год», — отметила она.
По информации английского информационного агентства Рейтер, сегодня миллионы молодых людей по всему миру приобщаются к сигаретам, что делает табачный бизнес наиболее прибыльным, особенно в Юго-Восточной Азии. Приятное исключение составляет лишь Таиланд, в котором больше десяти лет продолжается антитабачная кампания. Здесь запрещена реклама сигарет, а цены на табачные изделия из-за различных акцизов порой оказываются доступными далеко не для всех. Сегодня в Таиланде заядлым курильщиком считает себя каждый пятый житель страны. Несколько лет назад пускал дымок каждый третий.
Занятие 4. Физиологические последствия курения
В природных условиях никотин представляет собой жидкое вещество, содержащееся в растении под названием табак. Он содержится в сигаретах, сигарах, трубочных и жевательных сортах табака. Когда человек закуривает сигарету, никотин вдыхается с дымом. Дым проникает через клетки дыхательных путей с током крови и быстро достигает головного мозга.

При курении никотин способствует повышению частоты сердечных сокращений, в результате чего сердце вынуждено работать интенсивнее, и ему требуется больше кислорода. Одновременно угарный газ, образующийся в легких из дыма, уменьшает количество кислорода, поступающего в кровь и к сердцу.

Таким образом, в то время когда организму требуется большее количество кислорода, он его недополучает. Кроме того, курение временно повышает кровяное давление, сужая сосуды и учащая сердечный ритм. Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, подвергает себя вдвое большему риску сердечного приступа по сравнению с некурящим. Чем раньше он начал курить, тем выше этот риск.
Безвредных сигарет не существует. Сигареты с пониженным содержанием никотина и никотиновых смол также вредны и увеличивают опасность разных заболеваний. В сигаретах содержится липкое вещество, называемое смолой. Она похожа на гудрон, или вар. Никотиновая смола налипает на легкие, приводит к появлению пятен на зубах и пальцах. Даже если в сигарете имеется фильтр, он не может задержать все количество смолы, часть которой попадает в организм курящего. Часто люди, курящие сигареты с фильтром, затягиваются сильнее, таким образом все равно наполняя легкие табачным дымом и смолой.
В состав табачного дыма входит около 4000 химических веществ, многие из которых ядовиты. Более 40 из них вызывают раковые заболевания. Шансы курильщика на получение рака легких в 10 раз выше, чем у некурящих. Курение тесно связано с эмфиземой и хроническим бронхитом. Курильщики часто кашляют, пытаясь избавить свой организм от дыма и ядовитых химических веществ. Сигаретный дым вреден как для курящих, так и для некурящих.
Затем учащиеся вместе с преподавателем изготавливают аппарат, с помощью которого демонстрируется воздействие табачного дыма на легкие человека (см. рис. 9, с. 161).

Вопросы по теме занятия:
1. Обсудите итоги эксперимента.
2. Каковы физиологические последствия курения и влияния табачной смолы на живую ткань?
3. Что изменяется в организме человека во время курения?
Информ-дайджест
Сигарета — атомный реактор?
Итальянские ученые выяснили: никотин и смолы не являются единственными вредными веществами, воздействующими на организм курильщиков.
По данным исследователей, курильщик подвергается также воздействию радиации. Так, 20 выкуренных в день сигарет по влиянию радиации равносильны 300 флюорографиям, сделанным в течение года. Дело в том, что в табаке содержится радиоактивный полоний-210, альфа-излучение которого особенно вредно для живых клеток.
Результаты исследования должны пройти проверку в государственных органах Италии. Затем, если эти данные подтвердятся, Организация по защите итальянских потребителей потребует от производителей табака химическим способом нейтрализовать полоний-210 в производимой ими продукции.
Занятие 5.
Курение как угроза здоровью
В среднем пульс курильщика на
10—20 ударов в минуту чаще пульса некурящего, а это значит, что за год сердце курильщика совершает на
5—10 млн сокращений больше, чем у некурящего. Курение увеличивает смертность на 86% в возрастной группе от 35 до 44 лет и на 152% в возрастной группе от 45 до 54 лет.
Причиной 19% всех пожаров с человеческими жертвами является незатушенная сигарета.
Заядлый курильщик имеет в 3 раза большую вероятность «заработать» сердечный приступ. Курильщики в 2,5 раза чаще болеют респираторными заболеваниями.
Курильщики составляют 80% страдающих раком легких. Среди них заболеваемость раком поджелудочной железы в 2—5 раз выше, чем среди некурящих. Любители сигарет болеют раком губ, языка, рта, гортани, пищевода и мочевого пузыря.
Язвы желудка у курильщика встречаются чаще и труднее поддаются лечению, чем у некурящих.
Курящие женщины чаще рожают детей с недостаточным весом, что является основной причиной смертности среди новорожденных.
Курильщики вообще болеют в 3,5 раза чаще некурящих. Курильщики становятся жертвами несчастных случаев на производстве в 2 раза чаще, чем некурящие.
Курящим диабетикам требуется на 20% инсулина больше. Люди, выкуривающие пачку сигарет в день, в 20 раз чаще заболевают раком легких по сравнению с теми, кто не курит.
За счет отказа от курения смертность, связанная с заболеваниями коронарных сосудов, могла бы быть снижена на 30% в год. Например, если в стране 3 млн человек курит и если эти 3 млн человек бросают курить, смертность от заболеваний коронарных сосудов сердца будет уменьшаться на 200 000 случаев ежегодно.

Курящий имеет на 70% большую вероятность умереть от любой болезни, чем некурящий.

Курение притупляет вкусовые ощущения и обоняние, ведет к преждевременному образованию морщин на лице. Кроме того, некоторые исследования доказали неблагоприятное воздействие курения на слух.
При горении табака образуется два вида дымов: свободно струящийся, уходящий непосредственно в воздух с тлеющего конца сигареты, и основной, вдыхаемый курильщиками.
Курильщик вдыхает и выдыхает основной дым 8—9 раз, на что в среднем уходит 24 с. Что же касается свободно струящегося дыма, то загрязнение воздуха происходит на протяжении всего времени горения сигареты, продолжающегося около 12 мин.
Угарный газ удерживается в крови в течение нескольких часов и даже через 3—4 ч его излишек при отсутствии доступа никотина все еще находится в токе крови.
Некурящие жены курильщиков заболевают раком легких в 4 раза чаще, чем жены некурящих. Дети курящих родителей страдают заболеваниями дыхательных путей в 2 раза чаще, чем их ровесники из некурящих семей.
Пачка выкуренных в день сигарет увеличивает опасность госпитализации и количество прогулов по неуважительной причине на 50%. Две пачки в день удваивают эту цифру.

Вопросы по теме занятия:
1. Каковы последствия курения для женщин?
2. Каков пульс у курильщика?
3. Что является причиной человеческих жертв при пожаре?
4. Каковы последствия отказа от курения?
Информ-дайджест
Факты в защиту жизни
Табак содержит около 4 000 компонентов, большая часть которых высокотоксична. Никотин оказывает наркотическое действие. При курении он поступает в кровь в 2 раза быстрее, чем вводимые внутривенно наркотики, в 3 раза быстрее, чем алкоголь. Никотин представляет собой яд, повреждающий в первую очередь нервную систему.
Поражение никотином в начальные сроки беременности наиболее опасно, так как может обусловить возникновение глубоких дефектов развития у будущего ребенка. Воздействие никотина после четырех месяцев беременности и позже, когда формирование плода почти завершено, может вызвать выкидыш, преждевременные роды или рождение физиологически незрелого ребенка.
Накопившийся в мозге и мышцах плода никотин продолжает свое разрушительное действие и после рождения ребенка.

Дети у курящих матерей беспокойны, плаксивы, раздражительны, плохо засыпают, сон их беспокоен, они медленно прибавляют в весе, отстают в физическом развитии от своих сверстников.

Табачная интоксикация мозга новорожденных сопровождается снижением умственного развития на фоне частых отклонений в психике, снижения интеллектуальных способностей, предрасположенности к судорогам и эпилепсии.
Ядовитые продукты табака поступают в организм ребенка также и через грудное молоко, что может привести к поражениям нервной системы и скелета, несовместимым с жизнью.
Табачный дым обжигает слизистые оболочки рта и носоглотки. Подвергаясь постоянному раздражению, они воспаляются, приводя ткани к перерождению — предвестнику ракового заболевания. Слизистые оболочки подвергаются наиболее разрушительному действию. Табачный дым, оседая на стенках воздухоносных путей, вызывает повышенную секрецию слизи и способствует развитию хронических заболеваний легких.

В помещениях, домах, где находятся дети, взрослым курить нельзя,
иначе дети становятся пассивными курильщиками (вдыхают
табачный дым).

Доказано, что у детей курящих родителей снижается функция легких и они чаще поступают в больницы с заболеваниями легких. Пассивное курение опасно для здоровья детей.
Занятие 6. Кратковременные
и длительные последствия курения
Кратковременные отрицательные последствия курения (проявляющиеся через несколько минут после первой затяжки):
q учащенное сердцебиение;
q рост артериального давления;
q раздражение слизистой оболочки горла;
q проникновение в кровь угарного газа;
q попадание в легкие канцерогенных веществ;
q отравление воздуха;
q иногда раздражение слизистой оболочки глаз;
q снижение температуры кожных покровов.
Возможные другие отрицательные последствия курения:
q повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, гортани, горла, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях;
q появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта;
q ухудшение обоняния;
q преждевременное образование морщин на лице;
q пожелтение зубов;
q нарушение нормального дыхания и снижение выносливости;
q снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
Воздействие длительного курения на организм может вызывать следующие заболевания:
q рак легких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы и мочевого пузыря;
q инфаркт миокарда;
q язвы желудка, двенадцатиперстной кишки;
q заболевания системы кровообращения, инсульты;
q эмфизему;
q хронический бронхит.
К положительным последствиям курения учащиеся могут отнести, например, то, что оно помогает выглядеть «как надо», и другие «мифы о пользе курения».

Вопросы по теме занятия:
1. Вспомните опасные последствия курения.
2. Дайте отрицательную оценку выбору, сделанному в пользу курения.
3. Какие могут быть отрицательные последствия курения?
4. Действительно ли имеются «плюсы» курения?
Информ-дайджест
Пагубное воздействие курения
Какие действующие компоненты табака приводят к столь резким реакциям сердечно-сосудистой (побледнение кожных покровов) и нервной систем (тошнота, головокружение, слабость мышц), наконец, органов пищеварения (рвота)?
Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая дым от содержащихся в нем частиц, делают его безвредным. К сожалению, это не так. Предлагаемые поглотители пока не достигают желаемой цели, а наиболее часто употребляемые фильтры, изготовленные из специально обработанных сортов бумаги, задерживают не более 20% содержащихся в дыме веществ. Таким образом, подавляющая масса веществ при сухой перегонке табака поступает в легкие. Всасываясь через слизистые оболочки в кровь и разносясь по всему организму, эти вещества производят в своей совокупности то своеобразное действие, ради которого курильщик спустя некоторое время вновь начинает курить.
Курящий с жадностью затягивается ароматным дымом, не задумываясь, конечно, о том, что вызывает в организме каждая подобная затяжка. Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Проходя через слой табачной набивки, дым от тлеющего табака хотя и успевает охладиться, но не настолько, чтобы сравняться с температурой полости рта. Обычно температура табачного дыма около 55—60°С.
Разрушительное воздействие на организм первым оказывает тепло. Чтобы ввести дым из полости рта и носоглотки в легкие, курильщик автоматически и незаметно, слегка приоткрывая рот, вдыхает порцию воздуха, с которым дым изо рта и носоглотки попадает в легкие.

Температура воздуха, поступающего при этом в рот, обычно на 40°С ниже температуры дыма. Такие значительные перепады температуры во время курения отражаются на состоянии зубной эмали. Со временем на ней появляются микроскопические трещинки — «входные ворота» для микроорганизмов. В результате этого зубы у курящих начинают разрушаться раньше, чем у некурящих.
Нарушение зубной эмали способствует отложению на поверхности зубов табачного дегтя, вследствие чего эмаль приобретает желтоватый цвет, а полость рта начинает издавать специфический запах, ощущаемый при разговоре с курильщиками. Температура дыма оказывает влияние на слизистые оболочки рта и носоглотки. Капилляры их расширяются, слизистая оболочка (щек, нёба, десен) подвергается раздражению, воспаляется.

Тепло табачного дыма и находящиеся в нем химические вещества (аммиак, кислоты и др.) раздражают слюнные железы. Наступает усиленное выделение слюны, которую курильщики вынуждены сплевывать. Часть слюны они проглатывают. Ядовитые вещества дыма (анилин, сероводород и др.), переходя в слюну, действуют на слизистую оболочку желудка, что не остается бесследным.

Потеря аппетита, боли в области желудка, чередование запора и поноса, хронические гастриты и, наконец, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки — вот расстройства, которые встречаются у курящих во много раз чаще, чем у некурящих.
Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом, который проявляется кашлем после пробуждения и отхаркиванием сероватой, грязно-коричневой мокроты. Хроническое раздражение слизистой оболочки голосовых связок сказывается на тембре голоса. Он теряет звучность и чистоту, что особенно хорошо заметно у девушек и женщин, злоупотребляющих курением. Еще более наглядно курящего характеризует цвет лица.
В результате поступления дыма кровь альвеолярных капилляров, вместо того чтобы обогащаться кислородом, насыщается угарным газом, который, соединяясь с гемоглобином, образует так называемый карбоксигемоглобин, в результате чего часть гемоглобина исключается из процесса нормального дыхания организма.
Коварно действие синильной кислоты. Проникая в кровь, она снижает способность клеток воспринимать кислород из притекающей крови. Наступает кислородное голодание, а так как нервные клетки больше всех остальных нуждаются в кислороде, они первыми страдают от действия синильной кислоты. При большой дозе синильной кислоты вслед за сильнейшим возбуждением центральной нервной системы наступает ее паралич, прекращается дыхание, а затем останавливается и сердце.
Конечно, содержание синильной кислоты в дыме сигарет чрезвычайно мало: в дневном «рационе» среднего курильщика ее в 40 раз меньше смертельной дозы, тем не менее хроническое отравление нервной системы этим ядом, безусловно, сказывается на ее работе.

Итак, при каждой затяжке дыма сигареты нарушается усвоение кислорода организмом и в связи с этим нормальное течение одного из важнейших физиологических процессов — дыхания, без которого невозможна жизнь.

Немаловажное значение имеют и остальные составные части сигаретного дыма, в частности аммиак. Этот газ отлично растворяется в воде с образованием щелочно реагирующего раствора, известного под названием нашатырного спирта. Обладая свойствами щелочи, нашатырный спирт раздражает слизистые оболочки, вызывая безлихорадочный бронхит курильщиков. В итоге значительно снижается сопротивляемость легких к различным инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулезу.
Табачный деготь, являясь концентратом жидких (органических кислот, эфирных масел, анилина и др.) и твердых (частиц углерода, канцерогенов, полония) веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливается и в альвеолах. Часть табачного дегтя выделяется при кашле с мокротой, а часть проникает в ткани слизистых оболочек, придавая им темный цвет.
Как видим, курение сопровождается весьма неприятными ощущениями и даже патологическими реакциями организма.
Занятие 7. Игра-шоу
«Вы рискуете своими легкими»
Класс делится на три команды. Капитан каждой команды поднимает руку, если ответ готов.
Педагог зачитывает вопрос, а отвечает та команда, которая первой подняла руку. За правильный ответ — 10 баллов. Если ответ неправльный, то право ответа переходит к другой команде. За неправильный ответ присуждается «дефект» — набор желтых зубов курильщика или прокуренные волосы. За три «дефекта» команда выбывает из игры.
Вопросы:
1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?
2. Сколько известных канцерогенных веществ содержится в одной сигарете? 4? 8? 12? 15?
3. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?
4. Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?
5. Какова главная причина бытовых пожаров с гибелью людей — электроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или непогашенные сигареты?
6. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает на его легких?
7. Верно или нет, что курение вызывает сильное привыкание?
8. Назовите хотя бы одну из причин того, почему курение опасно для беременных женщин.
9. Какой процент курильщиков заявляет, что хотели бы бросить курить? 25, 65, 85 или 100%?
10. Какой процент составляют курящие среди под­рост­­ков?
11. Что означает «пассивное курение»?
12. Верно или нет, что чем больше человек знает о курении, тем меньше вероятность того, что он возьмет в рот сигарету?
13. Назовите 3 вещи, которые невозможно делать одновременно с курением.
14. Назовите 3 причины, по которым подростки предпочитают не курить.
15. Какие проблемы типичны для детей курильщиков?
16. Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы нарушить нормальный баланс кислорода и крови в легких?
Ответы на вопросы — на стр. 164—165.
Вопросы по теме занятия:
1. Каковы побочные явления, вызываемые курением?
2. Какие заболевания вызывает курение?
3. Составьте список «дефектов» курения и покажите его курящим знакомым.
4. Ознакомьтесь с правильными ответами на вопросы игры (см. с. 164—165).
5. Что вас удивило или встревожило в ответах игры? Объясните свои ощущения.
Информ-дайджест
Почему люди курят?
На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод, что в настоящее время до 60% мужчин и 20% женщин — жителей Земли — систематически курят, иначе 40% взрослого населения нашей планеты являются курильщиками. Как не вспомнить Карла Линнея, который на заданный ему однажды вопрос, куда бы он определил в своей системе человека, ответил: «Животное двуногое, без перьев и курящее».
Почему же люди начинают курить?
Одной из основных причин приобщения к курению является любопытство. По данным опроса учащихся старших классов школ, ПТУ и студентов младших курсов вузов, курить из любопытства стали до 25%. Другая причина начала курения в молодом возрасте — подражание взрослым. В некурящих семьях курящими становятся не более 25% детей, в курящих семьях число курящих детей превышает 50%. У многих курение объясняется подражанием курящим товарищам или звездам экрана.
В распространении этой вредной привычки имеет значение своеобразное принуждение детей к курению со стороны курящих. В школах курящие считают некурящих трусами, «маменькиными сынками», не вышедшими из-под опеки родителей, несамостоятельными. Желание избавиться от такого мнения товарищей, стать вровень с курящими достигается с помощью первой выкуренной сигареты. Независимо от характера причин, толкнувших на курение, опыт, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным.
Данные исследования причин курения у школьников и студентов (на основе анкетирования и опроса 2000 курильщиков) приведены в табл. 1.Какие выводы можно сделать на основании этой таблицы?
Часть ребят начинает курить очень рано — в пятом классе. Половина из них подражает товарищам по школе, двору, причем, как правило, более старшим. Еще почти половина ребят курит из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты и спички, спрятаться в укромном месте… Это похоже на маленькое приключение.
Но вот со школьной скамьи вчерашний десятиклассник попадает в вузовскую аудиторию. Теперь он стал действительно почти взрослым, самостоятельным. Еще бы — студент! Более четверти опрошенных курят, чтобы показаться солиднее. Да и просто «по привычке» курят очень многие! Уже на третьем курсе берут в руки сигарету более 60% студентов. Следует подчеркнуть, что опрос проводился среди студентов медицинского университета. Именно медики лучше других знают о вреде курения. Что же тогда говорить о студентах технических вузов?!
«Привычка — вторая натура». Именно этим можно объяснить курение многих людей, которые и рады бы бросить это никчемное занятие, да не могут изменить своему вредному пристрастию.

Привычка курить настолько прочно вошла в быт, что внешне приобретает вид необходимой жизненной потребности. Посмотрите, с какой поспешностью закуривают курящие, выходящие из зала кинотеатра. Многие буквально и часа не могут обойтись без сигареты. Курят утром после пробуждения, до и после еды, на отдыхе и при напряженном умственном труде, при традиционном «перекуре» после физической работы и в конце дня — на сон грядущий.
Очень быстро вырабатывается своеобразный рефлекс курения, когда вид красиво оформленной пачки сигарет или коробки папирос, запах ароматного дыма и другие атрибуты курения делают молодого человека заядлым курильщиком.
В распространении курения среди девушек немалую роль играет мода. На материале анкетного опроса, проведенного «Комсомольской правдой», на вопрос, почему девушки стали курить, 60% из них ответили, что «это красиво», «это модно», другие ответили, что «курят, потому что хотят нравиться», «хотят привлечь к себе внимание». Часто девушки начинают курить в компаниях. Видя, что курящие девушки обращают на себя большее внимание мужской части компании («лучше смотрятся», «выглядят самостоятельнее»), «рабыни моды» не желают отставать от курящих и тоже тянутся за сигаретой.
Психологию тяги девушек к курению тонко описывает Е.И. Руденко. Девушку интересует не столько сам акт курения, сколько вся процедура курения, приобретающая характер своеобразного ритуала. В нем неторопливое распечатывание сигаретной пачки, извлечение из нее сигареты, задумчивое разминание ее отманикюренными пальчиками, закуривание от пламени красивой зажигалки или манерно поднесенной спички и уже, наконец, само курение с плавными движениями руки с дымящей сигаретой к пепельнице, сбрасывание пепла, сопровождающееся изящным постукиванием пальца по сигарете, искусное пускание дымовых колечек — несомненное свидетельство совершенного владения техникой курения. Вот арсенал средств моды, дающий право девушке, овладевшей им, считаться вполне «современной».

Итак, если причинами начала курения у мужчин являются стремление подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.

Но есть еще один важный фактор, обусловливающий привычку к курению.
В состав табака входят многие вещества, среди которых есть обычные, присущие всякому растению, и специфические только для табачных листьев. Среди первой группы веществ можно назвать белки (около 10%), углеводы (до 20%), органические кислоты (порядка 10%). При сжигании табака образуются смолы (7—14 %) и испаряются эфирные масла (порядка 1% от массы табака). Ими-то и объясняется специфический аромат табака. У некоторых сортов табака он особенно привлекателен, а в отдельных случаях благодаря специальной обработке (пропитке медом) настолько приятен, что некоторые некурящие люди даже наслаждаются табачным дымом. Таков табак «Золотое руно», имеющий очень тонкий и приятный аромат.
Напротив, дурной запах образуется вследствие сгорания белков, которые придают табаку во время его использования горечь и вызывают неприятные вкусовые ощущения. Содержание белков зависит от сорта табака, и отсюда разная реакция на табак у впервые закуривших людей. В случае с Томом Сойером Гек пользовался грубыми сортами трубочного табака, и это привело к резкой отрицательной реакции мальчиков на курение. Современные сорта табака очень мягкие, нередко с небольшим содержанием балластных веществ, и это создает условия к тому, что при первых затяжках особо негативной реакции у ребят не возникает. Тем более что теперь, как правило, курят не трубки, а сигареты с бумажным фильтром, который задерживает смолистые вещества и частично никотин. К это­му следует добавить, что нынче редко кто из подростков сразу выкуривает всю сигарету, а начинающие курильщики зачастую делят одну сигарету на многих, пуская ее по кругу. Именно таким образом — путем кратковременного и нерегулярного вначале курения — возникает незаметно самая настоящая привычка к табаку, к никотину.
Занятие-практикум 8.
Портрет курильщика
Результаты исследования, проведенного с помощью педагога по анкете «Портрет курильщика» (см. с. 166—168), необходимо представить в виде таблицы. Результаты обсуждаются всем классом.

Вопросы по теме занятия:
1. Каков обобщенный портрет современного курильщика?
2. Какие результаты вам показались неожиданными?
Информ — дайджест
Результаты исследования распространенности курения в США и в Республике Беларусь
Исследование распространенности курения, проведенное в США, показывает следующее:
q большинство подростков в США не курят; идет тенденция к уменьшению числа курящих как среди взрослых, так и среди подростков под влиянием различных профилактических мер и образовательных программ;
q большинство курящих подростков начинали курить до 16-летнего возраста;
q подростки приобщаются к курению по следующим причинам: курят их друзья; кто-то из родителей (особенно если это мать); старший брат или сестра (увеличивается вероятность курения подростков в 3 раза);
q большинство курящих подростков выкуривает от 1 до 2 пачек сигарет в день;
q у большинства курящих подростков курят их друзья и подружки;
q успеваемость курящих подростков чаще ниже средней;
q среди работающих подростков курящих в два раза больше, чем чем среди не работающих;
q учащиеся, занимающиеся по программе подготовки к поступлению в колледж, курят реже, чем учащиеся других общеобразовательных средних школ;
q взрослые, имеющие высшее образование, бросают курить в первую очередь. Следовательно, вероятность того, что их дети будут курить, также ниже;
q большинство курящих признают, что курить — опасно.
Исследования распространенности курения среди учащейся молодежи в Республике Беларусь проведены социологической лабораторией «Новак» в ноябре 2001 года. Всего было опрошено 3374 учащихся в возрасте 11—17 лет.
Интерес представляют ответы учащихся на следующие вопросы (обработанные ответы даны на диаграммах 1—8).
1. Пробовали ли вы когда-нибудь курить сигареты, даже если это была только одна или две затяжки (диаграмма 1)?
Диаграмма 1

2. Сколько лет вам было, когда вы впервые попробовали закурить сигарету (диаграмма 2)?
Диаграмма 2

Из 1543 опрошенных подростков и юношей в возрасте 11—17 лет 60,1% указали на то, что они уже пробовали курить.
Среди 1827 девочек и девушек этого же возраста 49,1% соприкоснулись с курением. Как видно из этих показателей, потенциал будущих потребителей сигарет довольно значительный. Эти цифры очень тревожны. Молодые люди, еще не вступившие в активную взрослую жизнь, уже несут в себе будущие болезни, разочарования, нездоровое потомство, сниженный творческий и профессиональный уровень.
У мальчиков-подростков пик начала приобщения к курению приходится на возраст 9—12 лет, у девочек-подростков — 12—15 лет. Более раннее начало приобщения к сигарете у мальчиков-подростков можно объяснить тем, что их поведение более рискованное, для них очень важно показать свою сопричастность к взрослому миру. Девочки-подростки более осторожны, для них важны запреты родителей и взрослых, они более послушны. Для них приобщение к курению более атрибутивно, т.е. престижно.
3. В те дни, когда вы курили, сколько сигарет в день вы обычно выкуривали (диаграмма 3)?
Диаграмма 3

4. Где вы обычно берете сигареты (диаграмма 4)?
Диаграмма 4
Большинство опрошенных курящих подростков, как мальчиков, так и девочек, ограничиваются несколькими сигаретами в день. Но уже 30,5% курящих мальчиков и 13,9% курящих девочек увеличили потребление сигарет от 6 и больше в день.
Как наиболее частый способ «добычи» сигарет подростки указывают магазины, киоски, друзей, уличных торговцев. Редко кто из них берет сигареты у родителей. Разумеется, даже курящие родители не одобряют эту вредную привычку у своих детей, но активную борьбу с ней не ведут.
5. Можете ли вы сказать, что начинали курить, но сейчас бросили (диаграмма 5)?
Диаграмма 5

6. Если вы раньше курили, а потом бросили, то как долго вы уже не курите (диаграмма 6)?
Диаграмма 6

7. Хотели бы вы бросить курить сигареты (диаграмма 7)?
Диаграмма 7

8. Если вы раньше курили, а потом бросили, то почему (диаграмма 8)?
Обнадеживающий взрослых показатель мы видим на диаграмме 5 — более 60% подростков уверяют нас в том, что они сейчас бросили курить. При этом из «бросивших» не курят уже почти месяц 23,3%, до трех месяцев — более 7%, больше года — 47,2% мальчиков и девочек.
Особое внимание обращает на себя тот факт, что многие бросившие курить почувствовали ухудшение самочувствия (10,3%), снижение результатов в спорте — особенно мальчики (18,6%), снижение успеваемости (7,9%). Часть подростков подчинились разумным требованиям родителей (12%), другие прислушались к мнению друзей (8,1%). Часть подростков, особенно девочки, почувствовали изменения в худшую сторону в своем внешнем виде (7,6%). Ну, а самое важное, что у большинства из нас нет потребности в курении. На это указали более 60% подростков. К сожалению, опасность курения для здоровья признает очень малое количество подростков — всего 2,4%. И это понятно, абсолютное большинство молодых людей еще не знают, что такое «болеть».
Значительное количество подростков (76,3%) изъявили желание бросить курить. Не пришли к такому решению 21,2% подростков.
Интерес представляют данные, характеризующие отношение современных подростков к курению. Следует сразу заметить, что сейчас молодые люди все более критически относятся к курению в своей среде. Об этом говорят результаты опроса.
С утверждением «Не курить — это «круто» согласны 70,6%, тех, кто считает, что в курении есть «особый шик» и что это «круто», — соответственно 17,2% и 7,4%.
С отрицательными последствиями курения в соответствии с приведенными высказываниями согласно следующее количество подростков:
1. Курение делает людей менее активными и энергичными — 66%.
2. Курение — это напрасная трата денег — 83,3%.
3. Курение — это слишком дорогая привычка — 61,2%.
4. Курение — это опасно для здоровья — 94,5%.
5. Курение — это напрасная трата времени — 42,2% (21,6% затруднились дать ответ на это утверждение).
6. У курильщиков зубы становятся желтыми — 77,1%.
7. От курильщиков плохо пахнет — 77,2%.
8. Курение — это для неудачников — 30,4%. (38,6% за­труднились дать ответ на это утверждение).
Часть подростков поддержали утверждения о положительных последствиях курения:
1. Курение делает подростков более интересными — 8,8%.
2. Курение позволяет чувствовать себя более ком­форт­но среди других людей — 15,9%.
Нужно отметить, что большинство подростков обращают внимание на рекламные щиты и телевизионные ролики, направленные против курения (75,5%). Наиболее интересными подросткам показались следующие рекламные щиты и телевизионные ролики:
q Животные с сигаретами (реклама Гринпис).
q Лицам до 18 лет сигареты не продают.
q «Если вы кого-либо ненавидите…»
q «Курение убивает».
q «Нет сигарет — нет проблем».
q Реклама о подростках.
q «Оружие всех времен».
q «Самое время бросить».
q «Нет курению!»
q «Окурки-люди» в пепельнице.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.