На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Жизнь без табака (5 класс-11 класс) - Жизнь без табака (11 класс)
Жизнь без табака (5 класс-11 класс) - Жизнь без табака (11 класс)
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек
Индекс материала
Жизнь без табака (5 класс-11 класс)
Жизнь без табака (6 класс)
Жизнь без табака (7 класс)
Жизнь без табака (8 класс)
Жизнь без табака (9 класс)
Жизнь без табака (10 класс)
Жизнь без табака (11 класс)
Все страницы

Занятия в 11 классе

Занятие 1. Профилактика курения
Курение во многом похоже на инфекцию: здесь есть источник заболевания — табак и табачные изделия, а также сами курящие; есть угрожаемый контингент — подрастающее поколение.
Если говорить о профилактике отвыкания от табакокурения, то самая большая проблема для человека, бросающего курить, заключается в необходимости ломки стереотипов. Только 25% курящих людей имеют физическую зависимость от табака, остальные 75% курильщиков, по данным специалистов, могут отказаться от табакокурения, решив для себя психологическую проблему мотивации вредной привычки.
Прежде всего, не все курящие одномоментно желали бы перестать курить. При этом призывами к ним бросить курить обойтись нельзя, так как курение в качестве наркотика воздействует на эмоционально-волевую сферу человека, становясь как бы объективной потребностью, и чисто логическими доводами убедить курящего во вреде курения трудно, нужны яркие эмоциональные воздействия, вырабатывающие отрицательное отношение к табаку. При этом, как правило, систематическое запугивание курящих лишь приводит к дополнительному нервному напряжению, так как, не имея сил оставить курение, курящий, осознавая вред курения, живет в постоянном страхе из-за того, что продолжает себя отравлять (вспомним «письмо курильщика», который продолжает курить, несмотря на то, что давно уже ненавидит табак). Молодых же людей страхом будущих болезней не испугаешь — ведь эти болезни предполагаются в будущем, а сигарета по той или иной причине представляется им необходимой именно сейчас.
Даже для бросивших курить (а это возможно лишь благодаря твердому решению сделать это) велика опасность возврата к курению. Нередко это происходит почти автоматически. Достаточно бросившему курить забыться, упустить из сферы сознания тот факт, что он бросил курение и должен быть настороже к возможности рецидива, как в определенной ситуации рука чисто механически может взять сигарету, затем зажечь ее, и вот уже сделана первая затяжка, вторая, и практически все нужно начинать снова, так как после перерыва во много раз легче удержаться от первой сигареты, чем от последующих. Поэтому бросившему курить следует в течение продолжительного времени избегать ситуаций и общества, где он прежде обязательно курил.
Следует учитывать также характерное для всех видов наркомании периодическое неожиданное возобновление тяготения к наркотическому веществу. Казалось бы, полностью человек от него отвык, никакой потребности не испытывает, живет вполне спокойно, как вдруг, причем нередко совершенно неожиданно, врасплох, его может застать интенсивное желание вновь ощутить специфический эффект наркотического вещества. Точно так же и с курением: может пройти довольно длительное время без сигарет, человек убедился, что курение ему вредило и он чувствует себя во всех отношениях лучше, чем в период, когда курил, вся направленность мышления, вся логика убеждает его, что не курить — благо, — и вдруг, совершенно неожиданно и, казалось бы, совершенно нелогично возникает желание закурить. И если человек встретит это внезапно возникшее желание курить не во всеоружии своей воли, разума, сознания, весьма возможен возврат к курению. Следует быть готовым к этому состоянию, а также полезно знать, что такой период обычно непродолжителен, это скорее какой-то краткий момент, что, хотя подобные явления могут в дальнейшем периодически повторяться, они будут постепенно ослабевать.
Проблема борьбы с курением может быть успешно решена лишь в том случае, если будут разработаны средства, полностью снимающие тягу к курению, предот­вращающие развитие явлений абстиненции. Наиболее эффективны в этом плане психотерапия и иглоукалывание, однако они в настоящее время помогают далеко не всем желающим бросить курить.

В настоящее время борьба с курением приобрела международный характер.

Регулярно происходят конференции, посвященные проблемам здоровья и курения, при Всемирной организации здравоохранения в 1974 году был создан комитет экспертов по курению и его влиянию на здоровье. Разработана целая система мероприятий по борьбе с курением. Эта система дает более или менее удовлетворительные промежуточные результаты в отдельных странах, но явно не способна полностью решить проблему в целом. Например, согласно данным американской статистики, с 1964 по 1970 год количество курящих мужчин сократилось с 52 до 42%, женщин — с 34 до 30%, а с 1970 по 1975 год соответственно с 42 до 39% и с 30 до 29%. В 1996 году в США курили 25% мужчин и 25% женщин, этот показатель и в настоящее время остается таким же. Тенденция к уменьшению числа курящих американцев видна на рис. 1. Роль программы по борьбе с курением среди курящих американских учащихся показана на рис. 2.
Среди мер организационного характера, направленных на борьбу с курением, следует отметить следующие:
q запрещение рекламы табачных изделий;
q предупреждающие надписи на упаковке пачки сигарет с указанием количества вредных компонентов табака и табачного дыма;
q запрещение продавать табачные изделия несовершеннолетним;
q запрещение курения в общественных местах и на рабочем месте;
q разъяснение вреда курения;
q сокращение посевных площадей, занятых та­баком.
Однако недостатком современных методов борьбы с курением, и в первую очередь антиникотиновой пропаганды, является то, что она почти исключительно сводится лишь к разъяснению вреда курения для здоровья.
Без хорошо поставленного антиникотинового воспитания подрастающего поколения проблема эта решена быть не может. В свою очередь это воспитание требует изучения психологии курящих, психологии отказа от курения, психологии наиболее вероятных потенциальных курильщиков, т.е. изучения пси­хологического предрасположения к курению.
Профилактика курения имеет некоторые моменты, сходные с профилактикой злоупотребления алкоголем, и моменты специфические. К общим относятся прежде всего организационные мероприятия, к специфическим — меры, предполагающие, что курение должно быть решительно изжито из практики. Если в потреблении алкоголя выделяют умеренное употребление, пьянство и алкоголизм, то в курении такой градации нет. Человек или курит, или не курит. Поэтому следует обращать особое внимание на то, чтобы ребенок, подросток, юноша, взрослый никогда вообще, ни при каких обстоятельствах не попробовали сигарету или папиросу — подобное требование справедливо и в отношении алкоголя.

Антиникотиновое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста.

У ребенка должно быть выработано резко отрицательное отношение к курению и к курящим. В помещении, где накурено, следует обращать внимание даже маленького ребенка на неприятный запах, на то, что дышать здесь трудно и неприятно. Следует учить его ценить свежий воздух и выказывать признаки отвращения при виде табачных изделий, благодаря которым люди чистого, свежего воздуха лишаются. Вредные для здоровья последствия курения дошкольникам и младшим школьникам разъяснять еще не обязательно, так как это еще недоступно пониманию ребенка. Ему необходимо просто сообщить знание всего этого, прививать отрицательную реакцию, так, чтобы он действительно испытывал негативные эмоции при виде табачных изделий, при ощущении табачного дыма, при виде курящих. Делать это необходимо заблаговременно, до того, как ребенок пойдет в школу и контроль за ним родителей ослабеет.
Подобной «пропаганды» не следует прекращать и в дальнейшем, но в дополнение к ней в общении со сверст­никами нужно подчеркивать отрицательные качества курящих людей, разъясняя, что курящие — это не столько «особенно взрослые», «самостоятельные», «мужественные» люди, сколько рабы очень вредной привычки, от которой они сами с радостью бы избавились, если бы имели достаточно для этого воли и самообладания.
Следует также разъяснять, что первоначальная токсическая реакция на никотин, так же как и на алкоголь, признак не слабости или неполноценности человека, а, напротив, свидетельство его здоровья. Отсутствие же такой реакции у курящих свидетельствует не об их силе и здоровье, а просто о далеко зашедшем отравлении организма табачным ядом, на который организм внешне уже охранительной реакцией не отвечает вследствие ослабления защитных механизмов. Следует внушать, что курящие «звезды», артисты и т.д. — такие же жертвы пагубного пристрастия, как и все остальные рядовые курильщики, и что они тоже охотно избавились бы от курения, но, видимо, не могут.
Сверстникам следует внушать, что необдуманное подражание действиям других людей — признак несамостоятельности человека, истинное проявление недостаточной его взрослости. И если подросток отказывается принять предложение другого, то этим он обнаруживает не свою боязнь чего-то, а способность принять самостоятельное решение, определять собственную линию поведения — качества, весьма ценного в любом возрасте.
В дополнение к этому сверстникам следует разъяснять вред курения, причем не только последующий вред для здоровья, но и конкретный вред в любой ситуации в настоящий момент. Мы уже говорили, что курение связано с большими неудобствами: если курящий в связи с какими-либо обстоятельствами не может закурить (дальняя поездка, длительное собрание и т.д.), то он становится почти неработоспособным, все его мысли блокированы желанием закурить. В этих же условиях некурящие чувствуют себя намного комфортнее, увереннее.
Подросткам и юношам следует напоминать и о большом вреде курения для результатов в спорте. Курящие, будь то девушка или юноша, не могут рассчитывать на большие успехи. Никотин снижает силу и остроту мышечного чувства, координацию движений, скорость и особенно выносливость. Поэтому от курения особенно сильно страдают спортсмены, занимающиеся плаванием, боксом, бегом, легкой атлетикой, коньками, лыжами, футболом, хоккеем. Даже шахматисты признают вред курения: резко снижается общая выносливость, способность переносить статические нагрузки, уменьшается продуктивность умственной деятельности.
Девушкам следует разъяснять, что, хотя курение среди них и не редкость в наше время, все же на курящую женщину, а тем более девушку смотрят настороженно: ведь чаще курить они начинают в сомнительных, нередко асоциальных компаниях.
Согласно наблюдениям, почти 60% опрошенных старшеклассников Москвы и Липецка не высказали отрицательного отношения к курению девушек (4,3% высказались положительно), однако на вопрос: «Хотел бы ты, чтобы твоя жена курила?» — только двое ответили, что это им безразлично, остальные с возмущением восприняли такую возможность.
При предупреждении курения следует учитывать, что у подростков порой проходит некоторое время от первой сигареты до того, как они начинают по-настоящему курить, и очень важно никогда не упускать из поля зрения необходимость ведения антиникотиновой пропаганды. Согласно данным югославских авторов, среди 220 обследованных школьников мужского пола 15—19 лет пробовали курить 159, регулярно курить стали 62 (39%); среди 373 школьниц того же возраста пробовали курить 219, регулярно стали курить 34 (15%). При этом велик процент пробовавших курить — соответственно 70% и 59%. Нужно официально предоставить гражданам право запрещать в своем присутствии курить, чтобы курящие были вынуждены обходить стороной некурящих, а не наоборот, как это порой случается в настоящее время.
Меры по усилению борьбы с курением могут оказаться достаточно эффективными лишь в том случае, если они будут дополнять настойчиво претворяемую систему антиникотинового воспитания, проводимую в первую очередь в семье, родителями.

Вопросы по теме занятия:
1. Составьте свою программу профилактики курения среди несовершеннолетних.
2. Посмотрите на проблему с государственной позиции. Предложите текст законопроекта по предупреждению курения среди несовершеннолетних.
Информ-дайджест
«Табачный дневник»
Некоторые профилактические программы и программы отказа от курения включают ведение дневника желающего бросить курить («табачного» дневника). С фрагментом одного такого дневника вы можете ознакомиться (табл. 1).
Занятие 2. Угасание привычки
У каждого человека может быть свой «чемодан» недостатков. Но наша цель — указать общие закономерности переучивания, т.е. устранения привычных действий и закрепившихся неприятных переживаний.
Задумаемся над некоторыми парадоксами жизни. Чем объяснить, что, однажды научившись плавать, мы никогда не забываем, как это делается? Точно так же, научившись бегать на коньках, мы никогда не забываем это искусство. А ведь бег на коньках требует удивительной координации движений. Почему, изучив иностранный язык, мы его можем очень быстро забыть? Каждый ученик средней школы думает, что забывание происходит оттого, что мы не повторяем материал. Тогда чем объяснить, что некоторые образы детства сохраняются на всю жизнь, хотя детство никогда не повторяется? Но почему мы иногда забываем то, что часто повторяется?
Приведем в качестве примера один эксперимент. Две крысы были обучены нажимать на рычаг для того, чтобы получать пищу. Степень развития навыка у обеих была одинаковой. Но потом условия изменились. Первую крысу убрали из клетки и перевели в другую, а вторую оставили. Затем рычаги перестали работать, т.е. после нажатия на рычаг пища не появлялась. Психолог дождался, чтобы у обеих крыс полностью исчезла реакция нажимания рычага в состоянии голода. Животных кормили как обычно. Потом первую крысу вернули в прежнюю клетку с рычагом. Крыса, все время сидевшая в ней, отказалась пользоваться рычагом, а вернувшаяся крыса как ни в чем не бывало им воспользовалась, т.е. у одной крысы, хотя все это время она рычагом не пользовалась, навык сохранился, а у другой исчез. Эта схема дает некоторый «ключ» к пониманию забывания привычки. Исчезновение навыка в данном случае явилось следствием его угасания. (Этот процесс психологи еще называют изживанием.)
Под угасанием понимают повторение ситуации, в которой происходило заучивание, но без эмоционального подкрепления. Значит, для того чтобы привычка исчезла, надо создать схему угасания, т.е. воспроизводить ситуацию научения без ее существенного элемента — соответствующего переживания. Теперь мы понимаем, почему воспоминания детства держатся крепко. Все дело в том, что детские ситуации в нашей жизни не повторяются и, таким образом, схема угасания к ним неприменима. В этом коренится парадокс: память у детей хуже, чем у взрослых, но ситуации детства они сохраняют лучше, чем взрослый сохраняет в памяти свои ситуации. Точно так же навыки плавания хорошо сохраняются потому, что в нашей жизни не бывает случаев, чтобы ситуация, когда мы купаемся (не в ванне, конечно), была без плавания и положительных переживаний.
Мы привели примеры, которые, на первый взгляд, далеки от наших задач. Но это только кажется. В устранении любого навыка действуют законы угасания. И их надо использовать.
Приведем схему угасания плохих привычек.
Рассмотрим случай из практики консультирования. Мать жаловалась на необычную драчливость ребенка. Ему было только пять лет, но он все свои жизненные проблемы решал путем насилия над сверстниками и дрался ради удовольствия. Все попытки воспитателей и матери путем наказаний подавить эту наклонность оказались тщетными. Они просто не знали того, что, согласно закономерностям психологии, наказание не столько подавляет агрессию, сколько усиливает ее. То, что агрессия перестает проявляться внешне, не означает, что наказываемый ребенок становится менее агрессивным, как думают незадачливые родители. Им следовало бы знать, что любое наказание, даже справедливое, усиливает агрессию. Известно, что наказание имеет целью прежде всего принести неприятные переживания виновному, а страдание, в свою очередь, требует защиты в виде бегства, а если оно невозможно — то агрессию. Сегодня его накажет мать, а завтра он вымещает агрессию, по законам психологической защиты, на сверстниках. Как поступить?
Прежде всего надо уяснить, как произошло научение агрессивному поведению, т.е. как получилось, что в драке ребенок стал получать удовольствие. В случае, о котором мы сказали ранее, в результате психоанализа обнаружилось, что отец мальчика придерживается концепции: «Пусть научится постоять за себя, если он настоящий мужчина».
Как может быть устранена эта вредная наклонность? Прежде всего требуется построение схемы угасания данной привычки. Но как воспроизвести ситуации? Ведь они уже прошли и лишь оставили след в воображении и представлениях ребенка. Восстановить их можно в игре. Следующим элементом ситуаций, которые надо воспроизвести, является отец, не изменившийся за это время. Поэтому нужно было убедить его в том, что он должен неодобрительно относиться к проявлениям агрессии у ребенка. Были организованы игры с моделированием ситуаций, сходных с теми, в которых в период научения проигрывались агрессивные акты, получавшие теперь неодобрение со стороны отца, что привело к быстрому угасанию привычки.
Приведенная схема угасания применима и для случаев отказа от других нежелательных привычек.
В тех случаях, когда мы помним обстоятельства, в которых происходило формирование дурной привычки, мы можем смоделировать схему ее угасания. Однако это не такая простая задача, так как мы часто не помним обстоятельств, поэтому вынуждены прибегать к помощи психолога или психотерапевта. Его помощь особенно нужна в случаях, когда дурная привычка сложилась, например, в раннем детстве. Но мы можем, как правило, вспомнить, при каких обстоятельствах возникло неодолимое отвращение к физкультуре или к общению с людьми определенного типа, или осознать появление эмоционального барьера, нежелания к написанию сочинений или решению задач по физике. Тогда мы можем создать схему угасания.
Привычек, которые заслуживают устранения и с которыми мы ведем борьбу, много, но способы их угасания сходны. На следующем занятии мы рассмотрим наиболее распространенную привычку, которая превратилась в потребность человека, — привычку к курению.

Вопросы по теме занятия:
1. Что такое «угасание» навыка?
2. Составьте схему угасания плохих привычек.
Информ-дайджест
Что ждет тех, кто решил отказаться от курения?
Ответить на вопрос заголовка вам поможет информация, приведенная в табл. 2.
Занятия 3—4. Как бросить курить
Этот вопрос задавался и задается людьми курящими и некурящими на протяжении всей истории существования табака. Или хотя бы с того момента, когда отдельно взятый человек обнаружил несомненный вред курения.
Существует множество «рецептов» отвыкания от курения — от наивных до научно обоснованных. Поиски панацеи приведут к самому верному и эффективному способу — познанию себя, работы над собой.
Если вы еще не втянулись в курение, а только пробуете, «балуетесь», то самое лучшее, что можете сделать, — прекратить. Курение — примитивный способ самоутверждения, приобретения внешней скорлупы взрослости. По последствиям курение — тяжелый недуг, опасный так же, как алкоголизм. Поэтому не следует баловаться сигаретой. Однако тот, кто уже приобрел эту вредную и опасную для здоровья привычку, поступит разумно и как сильный человек, если немедленно начнет работу над собой, чтобы изжить эту привычку, т.е. бросить курить. Ниже мы постараемся популярно рассказать, как это следует делать.
«Курить, — вспоминает психолог Ю.М. Орлов, — я бросил давно и самым варварским образом. Просто бросил и, несмотря на все мучения, не курил. До сих пор остаются в душе неприятные воспоминания и появляются угрожающие позывы к курению. Но я знаю — стоит только раз уступить, как эта привычка вновь безжалостно оседлает меня и, наверное, уже будет терзать до самой смерти. Поэтому я, наверное, не притронусь к сигарете. Но я пишу это, чтобы вы не повторили моего печального опыта бросания курить, так как не каждый может выдержать многолетние искушения.
Я бросил курить, будучи курсантом военно-морского училища, так как считал, что для «морского волка» требуется хорошее здоровье. Тогда я уже преодолел романтические представления о «морских волках», не выпускающих толстую сигару из зубов и за раз выпивающих бутылку ямайского джина перед тем, как встать на вахту. Я хотел быть здоровее — и бросил курить.
Для этого я выбросил пачку сигарет, объявил всем, что бросил курить, дал устрашающие обеты и надолго перестал быть нормальным человеком. Раздражение и агрессия, бессонница, тоска... Но я все вынес, чтобы не упасть в глазах товарищей, которые каждый день мне предлагали сигарету и посмеивались, спокойно выпуская дым из ноздрей. Без содрогания не могу вспоминать об этой победе над собой, хотя в свое время этим гордился. Если бы я сейчас бросал курить, то поступал бы по схеме управления самим собой, так, как поступают мои ученики».
В настоящее время, когда известно, в чем причины наших влечений и как возникают привычки, нам кажется нетрудным отказаться от них.
Приведем схему отказа от курения.
1. Изучите сначала, когда, при каких обстоятельствах и сколько вы курите. Просто ведите записи. Примерно за месяц картина станет ясной. Проведя эту работу, вы выполните разведку в стане врага и ответите на вопрос: какие ситуации, обстоятельства усиливают импульс к курению, какие образы способствуют началу курения? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо наблюдать не только внешние, но и внутренние обстоятельства, в частности узнать, с какими переживаниями, желаниями связан импульс к курению. Если мы вспомним, что было написано о привычках и механизмах психики, то поймем, что это задание направлено на поиск ваших стимулов-образов, побуждающих к курению.
2. Воспроизведите в сознании обстоятельства, в которых вы приучили себя к курению. Какого рода удовольствие вы при этом получали? Гордились взрослостью? Может быть, вас приняли в свою компанию курильщики? Вас хвалил ваш друг-курильщик («Вот теперь ты стал настоящим мужчиной!»)?
Эти сведения полезны в плане самопознания собственной потребности к курению, так как удовлетворение от курения некоторым образом связано с удовлетворением тех потребностей, которые актуализировались в процессе приобщения к курению. Например, мужчина, который, будучи подростком, ужасно гордился тем, что он «взрослый», в тот момент, когда воздерживался от курения и был в напряженном состоянии, оказался очень чувствительным к проблемам достоинства и самоуважения.
3. Ясно представьте то удовлетворение, которое вы получаете в результате выкуренной сигареты. Подумайте, на что оно похоже: на удовольствие от общения; от манипуляции сигаретой; от восприятия запаха дыма; от сосания сигареты; от впечатления, которое вы производите на других; от возможности блеснуть оригинальными и редкими сигаретами и т.д.?
Эта информация дополнит ваши воспоминания о начале курения и окажется полезной в дальнейшем.
4. Дайте количественную характеристику вашей потребности. Для этого можно построить график числа выкуриваемых сигарет в течение дней недели и по празд­никам; можно определить число выкуриваемых сигарет в течение дня, например в каждые два часа. Для того чтобы проделать эту работу, не требуется особая сила воли. Почти любой может составить такого рода карту и описать своего опасного врага. Теперь, спустя примерно месяц, вы узнаете повадки «врага-привычки».
Вам нисколько не помешает наряду с графиком выкуриваемых сигарет параллельно составить графу, куда вы запишете события вашей жизни. Тогда легко можно сличить два ряда изменений в динамике вашего влечения и его связь с другими сторонами жизни. Это сделать нетрудно, если вы действительно хотите совершенствоваться. Главное — постичь основные особенности вашего пристрастия.
Займитесь созданием образа некурящей личности, с которой можно было бы себя идентифицировать. Кто из ваших знакомых, которых вы уважаете, не курит? Постарайтесь чаще думать о нем, и это облегчит выработку отрицательного отношения к курению. Лучше было бы, если бы этот человек курил и бросил.
5. Формируйте отрицательное отношение к процессу курения. Для этого попробуйте не слушать разговоры курильщиков и наблюдайте, как они ведут себя в процессе общения. Когда вы не улавливаете смысла речи, вы можете выделить весь ритуал курения и удивитесь его уродливости.
Попробуйте не курить примерно сутки специально для того, чтобы проследить, как будете реагировать на это. Обратите внимание на то, как в результате начавшегося кашля начинается отделение из легких той копоти, которую вы туда заносите с каждой затяжкой. Представьте, сколько смол и копоти вынуждены усваивать ваши легкие, которые в общем-то предназначены поглощать кислород, выводить углекислоту и вбирать в организм энергию ионизированных частиц воздуха, «заряжающих» тело и нервную систему. Запишите на магнитофон звуки своего дыхания, и вы услышите его хриплость и сиплость. Все это вы делаете для выработки отрицательной установки к курению.
Запомните, что «человека привычки», вашего врага, невозможно победить в результате энергичной и устрашающей атаки. Здесь требуется длительная осада с обеспеченными тылами.
6. Если в течение месяца вы изучали вашего врага и обдумывали, как он поражает вас изнутри, то можете постепенно перейти в наступление.
Первая атака. Отделение процесса курения от связанных с ним дел. Обычно курение вовлечено в процесс общения, доставляющий радость. Таким образом, курение «эксплуатирует» радость от общения и, сливая его с ощущениями от курения, усиливает их значение. Поэтому обычный курильщик не в состоянии отделить удовольствие от воздействия табачного дыма, от получаемых им удовольствий: общения, принятия пищи и других действий, в которые включено курение. В этой атаке вы должны изолировать вашего противника, и вы увидите, что он слаб и не может самостоятельно возбуждать удовольствия, приписываемые ему вашим сознанием. Надо перестать курить с приятными вам людьми, с товарищами, с любимой девушкой. Если очень захотелось курить, уединитесь и покурите. Не нужно особенно насиловать себя. Через некоторое время вы почувствуете, что позыв к курению ослабевает, так как в нем уже нет той силы удовольствия и приятных переживаний. В распоряжении вашего врага остается одно средство — устрашение. Вы замечаете, что, когда некоторое время не курите, начинается недомогание, так называемый абстинентный синдром: неприятные ощущения, которые проходят сразу же, как вы покурите. Теперь ваш противник полностью обнажил свое лицо: вы видите, что он держится за счет принесения страдания, если вы ему не приносите в жертву ваше здоровье. Маски сброшены и враг обнажен.
Достаточно 12 ч воздержания от курения, чтобы ваша кровь стала освежаться и организм начал освобождаться от табачного стресса. Но могут возникнуть неприятные состояния, вплоть до болей в животе или общей раздражительности.
Вторая атака. Подмена союзников и помощников вашего врага. Еще римляне знали, что для того чтобы победить врага, надо отделить его от союзников или добиться их дружбы. Мы должны заменить сопутствующие курению действия другими, нейтральными. Если вы привыкли держать во рту сигарету, замените эту манипуляцию чем-то другим, например зубочисткой или мятной конфетой.
Третья атака. Угасание тяги к курению. Когда появился позыв к курению, вы берете сигарету, спички, сосредоточиваетесь на самом себе, рассматриваете вашего внутреннего «курильщика» со стороны и как бы обращаетесь к нему в третьем лице: «Он опять захотел, чтобы я втянул в себя табачный дым. Но сначала я посмотрю на то, как он ведет себя, какие переживания в нем возникают». Потом манипулируете сигаретой, зажигаете ее, наблюдая за «курильщиком», подносите сигарету ко рту, медленно прикасаетесь к ней губами. Проецируя эти ощущения в голову «курильщика» и рассматривая их, вызываете у себя презрение к нему, «курильщику», и гасите сигарету.
Хорошо запомните, что чем меньше удовольствия предвосхищается в результате выполнения определенного действия, тем меньше и сила мотивации в нем, меньше позыва к действию.
Временные отступления допустимы. Задача состоит не в том, чтобы выиграть каждое сражение с врагом, — надо выиграть всю кампанию в целом. Поэтому можно временно и отступать, когда враг сильнее в данный момент и в данном месте. Но если он победил и пришлось закурить, не стоит падать духом и терзать себя виной слабоволия.
Четвертая атака. Полное воздержание от курения в течение суток или двух. После того как вы почувствовали, что ваш «курильщик» стал нервничать и потерял самоконтроль, изолирован, обессилен, обнажен перед вашим умственным взором, можно поставить его на место путем одно- или двухсуточного воздержания. В этом случае уже через 12 ч вы почувствуете на фоне абстиненции и приятные состояния. Старайтесь их усилить, концентрируйте внимание и наслаждайтесь тем, что у вас улучшился аппетит, наслаждайтесь пищей и сладостями — гасите неприятные ощущения, старайтесь почувствовать, как обострилось обоняние и вы можете с удовольствием вдыхать запах цветов, свежевыпеченного хлеба, ощущать глубину и чистоту дыхания, прекращение кашля и постепенное возрастание благозвучия голоса. Посмотрите на свои зубы. Они стали белее, мысль работает лучше, голова свежая. Если вы выдержали двое суток воздержания, то подумайте, трудно ли вам будет воздерживаться и третьи. Заранее не надо намечать длительность воздержания, чтобы при неудаче не чувствовать слабость и поражение. Однако каждое утро вы можете принять твердое решение — сегодня не курить.
Пятая атака. Окончательное уничтожение внутреннего «курильщика». К этому времени вы уже в точности знаете, что представляет собой ваша привычка, импульс. Вы уже пробовали ее подавлять, третировать путем разыгрывания замещающих действий, например манипулировать вкусными сырными палочками, как сигаретами, съедая их. Можно воспользоваться антитабачной жевательной резинкой или другими препаратами. Главное, решение должно быть окончательным. Лучше всего дать слово значимым людям, любящим вас, и если вы начнете курить, их это огорчит. Этот день окончательного воздержания должен быть отмечен приятным событием. Ритуал можете придумать сами. Однако в нем должен быть акт символического отделения от себя — и навсегда — пачки сигарет. Можно организовать торжественные похороны этой пачки со всеми ритуалами и разыграть спектакль, который может хорошо запомниться. Эта пачка символизирует курильщика, уничтоженного вами. Если это происходит на даче, то на месте захоронения можете поставить надгробие с определенной надписью. После этого знайте, что вам не хочется курить.
Не следует стремиться бросить курить просто воздержанием, так как после этого останется сильное влечение к курению и вам придется постоянно бороться с самим собой в различных ситуациях! Наша система требует времени и работы. Не ленитесь! Ведь вы приучали себя курить достаточно долго. А на отучивание уйдет намного меньше времени, и его не стоит жалеть.
7. Приобретение союзников. В борьбе с любой дурной привычкой важно иметь союзников, с которыми вы могли бы обсуждать свои проблемы. Если вы намерены бросить курить, то желательно, чтобы того же хотел и ваш курящий друг. С ним можно держать пари. Но здесь есть своя опасность: не устояв перед искушением и начав курить, ваш товарищ может способствовать тому, чтобы вы тоже начали курить. Полезно вовлечь в работу над собой близких и быть уверенным в их сочувствии и помощи. От них требуется, чтобы они при тебе не курили, дабы не создавать искушения. Не совсем разумно выбрасывать или дарить оставшиеся дома сигареты. В этом есть что-то детски беспомощное. Нужно просто докурить оставшиеся сигареты и больше их не покупать. При этом можно подумать о том, сколько стоят сигареты, выкуриваемые в течение месяца, года. Нужно научиться спокойно проходить мимо табачного киоска, преодолевая искушение купить сигареты. Совсем плохо поступает отказавшийся покупать сигареты под предлогом борьбы с привычкой, но постоянно их выпрашивающий. При этом он находит оправдание в том, что решил бросить курить, но позволяет себе выкурить последнюю сигарету в обществе друга. Он нарушает правила отказа от курения.
Но советовать всегда легче, чем исполнять. Курение в жизни человека выполняет защитно-эмоциональную роль. В период напряженности и тревог вы чаще курите, и сигарета дает вам временное успокоение. Но в тот момент, когда вы страдаете, вы не задумываетесь о плате, вносимой за это успокоение. Поэтому мало шанса на успех в преодолении этой привычки, если вы начинаете борьбу в период, когда совсем не устроены или в вашей семье проблемы. Для перестройки своей личности и изгнания из себя «курильщика» нужно выбрать хороший период жизни, в котором вам будет легче обойтись без никотиновой соски.

Вопросы по теме занятия:
1. Приведите примеры знакомых вам людей, бросивших курить.
2. Назовите этапы отказа от курения.
Найдите обоснования каждой из пяти атак отказа от курения.
Информ-дайджест
Психологические условия возникновения и распространения привычки табакокурения
Многочисленные медицинские исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, доказали, что курение наносит вред практически всем системам человеческого организма и является привычкой, от которой нелегко избавиться даже с помощью специалиста. Курение табака вызывает физиологическую и психологическую зависимость и, кроме того, тесно связано с социальными и культурными факторами.
В то время как за рубежом профилактике курения посвящено колоссальное количество исследований, в нашей стране этой проблеме по-прежнему не уделяется должного внимания. Общая профилактика курения сводится к формуле «Минздрав предупреждает», а конкретную помощь желающим отказаться от курения должны оказывать наркологи. Однако, поскольку табакокурение является сложным поведенческим актом, в возникновении и развитии которого принимают участие не только физиологические факторы, но и целый комплекс социальных и психологических условий, усилий одних лишь врачей явно недостаточно. Необходимы изучение психологических аспектов возникновения и распространения привычки табакокурения, разработка теоретических и практических подходов к вопросу об отказе от курения, а также создание и широкомасштабное внедрение профилактических программ. Поскольку в нашей стране исследования по проблеме курения не проводились, мы будем исходить от исследований российских ученых.
Российский психолог А.А. Александров и другие в течение 12 лет (с 1986 по 1998 год) проводили мониторинг распространения курения среди детей и подростков 11—17 лет в двух московских округах. Было выявлено, что в этом возрасте курит 28—35% мальчиков и 12—25% девочек. Число регулярно курящих девочек за период наблюдения удвоилось. Отмечено, что в начале экономических реформ в России, когда цены на сигареты сильно возросли, а материальное положение населения ухудшилось, заметно уменьшилось число регулярно курящих школьников. С относительной стабилизацией положения частота курения вернулась к прежнему уровню, а с 1996 года начала возрастать. При этом отмечено увеличение распространения курения с возрастом. Так, по данным 1995 года, курили 9% мальчиков и 1,8% девочек 11 лет, а среди 16—17-лет­них курили уже 52% мальчиков и 43% девочек.
По данным выборочного обследования, в России начинают курить до 18 лет около 80%. При этом чем раньше подросток начал курить, тем больше вероятность того, что он станет регулярным курильщиком, и меньше — что бросит курить. Естественно, многие исследователи уделяют большое внимание причинам пристрастия к курению в детском и подростковом возрасте. Анализ литературных данных показывает, что наибольшей прогностической ценностью в отношении начала курения обладают: низкий социально-экономический статус и образование родителей; неполная семья; снисходительное отношение к курению в обществе; курение родителей (наиболее важной оказывается роль матери); курение братьев и сестер; сверстников (в младших классах начало курения нередко связано с тем, пробовал ли курить лучший друг, в средних — пробовало ли курить большинство друзей); низкая успеваемость, наличие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков); наличие симптомов депрессии, тревожности и раздражительности; низкая самооценка; низкий статус в группе.
Плохие отношения между матерью и ребенком приводят к большей частоте курения как у мальчиков, так и у девочек; отношение с отцом более влияют на курение девочек. С другой стороны, чем больше привязанность детей к родителям, тем больше вероятность моделирования ими поведения курящих родителей.
Анализ причин того, почему не все дети, пробовавшие курить, становятся курильщиками, показывает, что для последних характерна большая вероятность иметь в своем окружении (семья, друзья) курящих, возможность самим покупать сигареты; мнение, будто сигареты приятны им и окружающим, и меньшая вероятность считать, что курение вредно для здоровья.
Лица, пробовавшие курить и не ставшие курильщиками, через два года после первичного обследования более часто выражали согласие с мнением о негативных последствиях курения. Интересно сообщение о том, что в тринадцатилетнем возрасте подростки одинаково обосновывают вывод, почему не следует курить, но только курящие приводят доводы и в пользу курения, в то время как некурящие не могут назвать привлекательных сторон данной привычки. Это является важным фактором, используя который можно более целенаправленно развенчивать мифы о том, что курение способствует релаксации, похудению и т.д.
Данные подтверждают, что число курящих родственников в семье достоверно связано с курением школьников. Так, в семьях, где нет курящих, пробовали закурить 50,4% мальчиков и 18,1% девочек; в семьях, где курят три и более родственника, — соответственно 85% мальчиков и 37,5% девочек. Сходная тенденция прослеживается и в отношении продолжающих курить: в семьях, где нет курящих родственников, курит 18,2% мальчиков и 6% девочек, тогда как в семьях, где имеется три и более курящих родственника, — соответственно 57,4% мальчиков и 32,5% девочек.
Обращают на себя внимание данные о том, что поведение людей легче объяснить, чем предсказать: одни и те же факторы были у детей и подростков достаточно тесно связаны с еженедельным курением и значительно хуже прогнозировали курение в ближайшие два года.
Таким образом, среди условий, влияющих на раннее распространение привычки табакокурения, можно выделить индивидуально-психологические, возрастно-психологические, а также социально-психологические (влияние семьи и референтной группы). Дальнейшее более детальное изучение специ­алис­тами-психологами психологических условий возникновения и распространения курения среди детей и подростков позволит выявить пусковые механизмы курения и повысить эффективность профилактики этой привычки.
Занятия 5—6. Выработка хороших привычек
Часто родители слышат от учителей следующую характеристику сына или дочери: «Мальчик (девочка) способен, но неусидчив, ленив, а мог бы учиться хорошо». Многие думают о себе подобным же образом: «Стоит мне захотеть, как я это сделаю. Но мне этого не хочется». Вера в то, что в нас есть способности, которые проявятся, стоит нам этого только захотеть, держится долго, но потом истощается, и мы перестаем думать подобным образом. Некоторые психологи говорят, что такой способ мышления суть не что иное, как самооправдание своего нежелания или неспособности. Однако это не совсем так. Действительно, если мы сильно чего-то захотим, то своего добьемся. Когда говорят, что талант — это прежде всего труд, то часто забывают о том, что творческий труд имеет своей основой желание трудиться. Но как этого захотеть?
Наши чувства удовлетворенности или неудовлетворенности кроются в удовлетворении или неудовлетворении потребностей. Чем сильнее потребность, тем больше наслаждение от ее удовлетворения. Однако чем сильнее потребность, тем сильнее и страдание от ее неудовлетворенности. Поэтому желание захотеть что-то может быть реализовано только в том случае, если это действие связано с удовлетворением какой-то потребности. Поэтому если мы знаем свои потребности, то нам нетрудно испытывать радость в деятельности, удовлетворяющей их или хотя бы как-то связанной с ними. Мы знаем, что если дело (например, безразличное для вас) осуществляется в окружении людей, которые вам нравятся, то начинает удовлетворяться определенная потребность (в данном случае потребность в общении) и это дело само становится приятным.
Поэтому можно вывести простое правило: если ты хочешь заняться чем-то, то подумай, какого рода удовольствия могут быть получены в ситуации выполнения этого дела. По законам научения эти «приятности» постепенно распространяются и на дело, которое вначале не было привлекательным. И обратно: если ранее приятное занятие странным образом начинает сочетаться с неприятными переживаниями, то постепенно это занятие становится неприятным.
Нет надобности подробно разбираться в том, почему что-то «не нравится делать». Наша задача сейчас проще: нужно ответить на вопрос, как сделать так, чтобы человеку что-то хотелось делать. И ответ этот состоит не в том только, чтобы избавиться от отрицательных переживаний, отбросить свои комплексы и плохое отношение к делу. Это сделать почти невозможно без созидания радости, которая сопровождала бы дело. И эта радость зависит как от нас самих, так и от людей, с которыми мы имеем дело.
Если вы награждаете себя конфетой за то, что перед этим вам удалось сделать что-то хорошее, скажем, выполнить хорошо и с удовольствием домашнее задание, сделать уборку в квартире, что вам раньше делать не нравилось, то можете быть уверены в том, что чем сильнее удовольствие, которое вы получите от этой конфеты или от чего-то другого, тем сильнее будет закрепляться в вашем «человеке привычки» данный вид поведения, предшествующий этому удовольствию. Вы человек, и у вас есть сознание, принявшее решение дрессировать вашего «человека привычки», и ему от этого некуда деться. Вы заметите, что и предшествующие удовольствиям действия вам будут даваться легче, возникать спонтанно, с меньшими усилиями, доставлять больше радости. Как говорят психологи, усилится мотивация этих действий, так как мотив всегда есть предвосхищение некоторого приятного переживания.
Однако надо иметь в виду, что переживание радости взращивает любое поведение, хорошее или плохое. Поэтому если вы злословили, лгали, предавались лени (лень ведь тоже определенное поведение), грубили, проявляли агрессию и если после этого испытывали приятное ощущение (не обязательно оттого, что вы это сделали), то все равно тенденция к усилению перечисленных действий будет налицо. Ни одно переживание не проходит бесследно!
Чтобы лучше использовать чувство радости, необходимо иметь ясные представления о том, какие виды поведения вы желаете превратить в привычку. А привычка — не только некоторый стереотип поведения, но и определенная реакция на свойства ситуации, образы, «запускающие» данную привычку. Поэтому в процессе воображения нужно правильно представлять формируемое действие, которое должно превратиться в привычку. Для этого необходимо сделать следующее.
1. Ясно представить извлекаемый образ и воспроизвести его в сознании. Например, учебник на столе или дневник могут быть пусковым образом, «механизмом», если вы в прошлом реагировали на них как на сигнал к началу работы. Он может быть и другим. Например, голос матери, напоминающей о том, что пора готовить уроки.
2. Действие кратко проигрывается от начала до конца, и ясно представляется его результат. Процесс воображения краток по времени. Если вы писали сочинение на прошлой неделе в течение 2 ч или в два этапа, то в воображении вы можете «прогнать» все это за 15 с. Яснее всего надо представить полученный результат и сравнить его с ожидаемым результатом, целью. В этом представлении надо акцентировать внимание именно на признаках соответствия и хороших качествах результата, не «включаясь» в его отрицательные свойства. Скажите себе, что в следующий раз это будет сделано лучше.
3. Специально сосредоточьте свою мысль на том, что этот результат вас интересует сам по себе, безотносительно к его оценке со стороны учителя, товарищей и других значимых для вас людей. Если этот результат будет оцениваться, то нужно отделить от себя материальный интерес и сказать себе, что вы это дело сделали хорошо независимо от того, какую плату получите. Это необходимо, чтобы закрепить в себе установку на полную поглощенность делом безотносительно к его оценке со стороны других и установку на творческий труд ради самого труда.
4. Нужно сказать себе, что вы награждаете себя именно за эти (1—3) свойства вашего действия и за то, что вы его выполнили таким образом.
Вначале перечисленные этапы представления будут протекать медленно, но после того как отработается привычка подобных размышлений, достаточно будет 10—15 с, чтобы сжато проиграть ваше хорошее прошлое и желаемое действие. Выбор действий, которые вы проигрываете подобным образом, определяется вашей программой самовоспитания.
Вопросы по теме занятия:
1. Какова роль неприятных переживаний в нашем поведении?
2. Какова роль радости в формировании хороших привычек?
3. Что такое «психическая саморегуляция»?
4. Какова роль воображения в формировании хороших привычек?
5. Составьте программу самовоспитания.
Информ-дайджест
Роль рекламы и социальных программ
в распространенности курения
Роль рекламы табачных изделий в увеличении частоты курения, а также росте числа курильщиков за счет молодого поколения изучена недостаточно и представляет значительный интерес. Хотелось бы отметить, что в нашей стране до 1991 года рекламы табака практически не было, но распространенность курения как среди детей и подростков, так и среди взрослого населения была крайне высокой. Создается впечатление, что в ряде случаев имеет место преувеличение роли рекламы в распространенности курения. Производители сигарет утверждают, что их реклама направлена в основном на выбор покупателями марки сигарет и не влияет особо на приобщение к курению. Однако, поскольку большинство людей начинают курить в детском и подростковом возрасте, особенно важно оценить влияние рекламы именно на эти группы населения. Установлено, что некурящие подростки, одобряющие рекламу сигарет, чаще приходят к мысли о целесообразности курения. Анализ многочисленных исследований показывает, что реклама влияет на решение подрастающим поколением вопроса: курить или не курить; она определяет также выбор определенной марки сигарет. Несомненно, реклама табака должна быть запрещена. Это приведет к снижению частоты курения, особенно в сочетании с антитабачной пропагандой.
Недостаточно изучено и влияние социальных и популяционных программ на распространенность курения. Увеличение цен на табачные изделия и ограничения в торговле ими, а также проведение антитабачных кампаний в средствах массовой информации направлены на уменьшение социальной приемлемости курения, ограничение мест, где можно курить, на возрастное ограничение в продаже сигарет. С другой стороны, повышение цен имеет и отрицательные стороны: курящий человек может просто перейти на более дешевые сигареты, которые нередко менее качественны; кроме того, чрезмерное повышение цен может вызвать в обществе значительное недовольство политикой правительства и табачных компаний.
Несомненно, что в распространении курения играют роль и средства массовой информации. Вероятно, до 5% курильщиков могли бы бросить курить в результате активного воздействия средств массовой информации. Проведение в ряде стран дней некурения позволяет повлиять на частоту курения. Так, в Великобритании 0,5% всех взрослых курильщиков после участия в таком дне в течение трех месяцев не курили, 50 000 (0,3%) не курили в течение года.
Крайне важно отношение к курению в обществе. Одной из причин высокого его распространения является отношение к курению как к безобидной привычке. Так, лишь около 20% подростков испытывают сильное давление со стороны окружающих в пользу прекращения курения; примерно в 20% случаев окружающие полностью индифферентны (безразличны) к курению учащихся. Нельзя не согласиться с утверждением, что распространение курения не удастся уменьшить, если не будут проводиться всеобъемлющие программы против курения в обществе.
Интересно сообщение австралийских ученых о том, что 10% взрослых курильщиков отказались от вредной привычки под влиянием коллег по работе. Во многих странах большое внимание уделяется вопросам ограничения и запрещения курения в общественных местах. Очевидно, что запрещение курения более эффективно, чем ограничение. Ограничение курения на работе ведет к уменьшению употребления сигарет в рабочее время и улучшает ситуацию с пассивным курением, но нередко вызывает «компенсацию» после работы. В целом, поскольку большинству населения ясен вред табакокурения, ограничение курения на работе становится все более популярным и приемлемым.
Практически во всех странах существует запрет на продажу сигарет детям и подросткам. В нашей стране этот запрет не выполняется в полной мере. В послед­нее время в ряде учебных заведений даже отводятся места для курения около зданий. И это в то время, как во всем мире ширится движение за создание учебных заведений, «свободных» от курения.
По данным ученых, приобщение к курению женщин и сохранение этой привычки у них имеют иные причины, чем у мужчин. Девочки-подростки обычно более социально компетентны и уверены в себе, чем их ровесники, и не нуждаются в курении как средстве общения или самоутверждения. Поэтому обучение способом отказа от предложений и противостояния давлению для девочек менее существенно, и соответствующая программа может дать меньший эффект. Возможно, более действенной окажется методика, больше внимания уделяющая самоопределению и самовыражению. К тому же существенную роль может сыграть информация о методах снятия стресса и борьбы с излишним весом (предполагается, что именно в этом курение помогает), поскольку для девушек эти аспекты наиболее важны.
Таким образом, в условиях возникновения и распространения привычки табакокурения можно выделить целый ряд явлений, связанных с социальными, культурными и возрастно-психологическими аспектами, которые требуют дальнейшего изучения.
Занятие 7. О психических
механизмах саморегуляции
Увидев улыбку, мы улыбаемся в ответ. Подкатившийся к вашим ногам футбольный мяч автоматически требует немедленного удара. Кубик Рубика вызывает желание его собрать. Привычное действие вызывается автоматически образом-стимулом. Поэтому желающий выработать привычку и управлять собой с ее помощью должен прежде всего выработать образы-стимулы. Они могут вызывать поведение двух классов: направленное в сторону принятия этого образа или его непринятия (представив себе бормашину, мы с трудом подавляем в себе импульс к бегству, и только «человек воли» ставит нас на место, принуждая сохранять приличия в общении с врачом). Когда мы стараемся выработать определенное поведение, то нужно ясно знать, какой образ его вызывает. Например, вид сигареты или пепельницы автоматически вызывает у курильщика желание схватить сигарету, спички и закурить. Если же под рукой их не окажется, то вероятность того, что курильщик закурит, меньше. Однако образ сигареты и всего, что связано с курением, может возникнуть и без ее восприятия, благодаря бесконтрольному действию воображения. Поэтому курильщику, наверное, в первую очередь нужно подумать о том, чтобы у него не возникали определенные стимулы-образы, если он на самом деле хочет отказаться от губительной привычки.
Главное внимание нужно направить на данные стимулы-образы (их еще называют пусковыми образами). Если мы можем управлять ими, то сумеем управлять своими привычками. Это первый механизм, который нужен для управления привычками. Конечно, управлять такими пусковыми образами намного сложнее, чем говорить об этом, хотя само знание уже кое-что дает. По крайней мере мы будем внимательны к окружению и к собственному воображению, не будем думать, что позыв голода вызван «голодной кровью», а не внешними обстоятельствами и нашим собственным воображением. В связи с этим мы также должны знать, что эти стимулы-образы могут возникать под давлением внутренней среды, наших потребностей.
Однако действие не возникает само по себе, а всегда имеет определенную цель и дает некоторое удовлетворение. Предвосхищение этого удовлетворения и создает побуждение к действию, особенно если стало привычным получать удовлетворение именно с помощью данного действия. Это второй механизм, который надо знать, если мы хотим сформировать действие или его устранить. Поскольку действие вызывается предвосхищением какого-либо удовлетворения, то вместо того, чтобы задерживать импульс, нам легче заменить удовлетворение от одного действия удовлетворением от другого действия, если первое нежелательно.
Курильщик должен научиться получать удовольствие от других действий (например, от общения, разгрызания леденцов и т.д.), тогда ему легче будет сдержать и вытеснить привычное действие курения. Лучше всего курильщику иметь сырные палочки, сделанные в форме сигареты. При позыве к курению он достает из сигаретницы нечто похожее на сигарету, разминает его, берет в рот, играет со спичками и, немного пососав палочку, получает удовольствие не меньше, чем от табачного дыма, особенно когда голоден, т.е. привычный механизм получения удовольствия после выполнения действия используется для «смещения» удовольствия в сторону пищевого. Это смещение уменьшает степень насилия, которое курильщик совершает над собой.
Таким образом, привычка — не просто автоматизированное действие, связанное с потребностью в нем, что проявляется в стремлении получить удовольствие от него. Этим привычка отличается от навыка, тоже автоматизированного действия, но в его выполнении нет потребности.
С момента, как человек понял преимущество привычки или навыка перед сознательным действием (они не требуют напряжения внимания и сознательной концентрации, отнимающей много психической энергии), он стремится вырабатывать привычки путем повторения определенных действий в соответствующих обстоятельствах. Он также заметил, что некоторые повторения эффективны, некоторые — нет. Многие действия повторяются часто, но все равно не превращаются в навык. Но, несмотря на это, человек все равно стремился упражняться, когда нужно было выработать навык. Действия, основанные на знании, всегда эффективнее. Они быстрее превращаются в навык. Нужно знать закономерности научения, чтобы эффективно учить себя желательным действиям и при необходимости превращать их в навык или привычку, присоединив к навыку потребность исполнять действие.

Вопросы по теме занятия:
1. В чем суть каждого психического механизма образования привычки?
2. Составьте таблицу, в которой необходимо указать название каждого механизма образования привычки, их основные признаки и подтверждающие примеры.
Информ-дайджест
Психологические аспекты профилактических программ
В основе первичной профилактики курения, несомненно, лежит популистский подход, осуществляемый в школьный период жизни человека. Как ученик овладевает умением читать и писать, так ему необходимо усваивать основы здорового образа жизни. Профилактика курения должна быть частью такого рода программ.
Школьные программы по профилактике курения прошли несколько этапов развития. В 70-е годы XX в. предполагалось, что получение знаний о вреде курения приведет к тому, что изменится отношение к табаку в сторону негативного и школьник не начнет курить. Однако повлиять на поведение и соответственно на частоту курения таким способом не удалось.
Информационные программы могут иметь эффект только в тех странах, где школьники не знают о вреде курения. У нас же даже младшие школьники хорошо об этом осведомлены, что не мешает им позже пристраститься к курению.
Была также предложена так называемая эффективная модель образования, согласно которой основное внимание уделялось личностным особенностям ребенка. Идея заключалась в том, что ребенок не начнет курить из-за внутренних побуждений. Предполагалось, что курение связано с определенными поведенческими проблемами и низкой мотивацией достижений в учебе: повышение самооценки, рост самоуважения приведут к снижению частоты курения. Однако и эта модель оказалась неэффективной.
Еще одна модель основывается на так называемом социально-воздействующем подходе. Предполагается, что если у школьника развить умение идентифицировать социальное влияние и обучить, как ему противостоять, то такой подход будет наиболее эффективным. Эта модель включает четыре компонента: информацию о негативных социальных эффектах и непосредственных физиологических следствиях курения; сведения о потворствующих курению влияниях, в особенности сверстников, родителей и средств массовой информации; коррекцию преувеличенных представлений о распространении курения среди подростков: тренировку, ролевые игры, практику в приобретении противостояния нежелательным влияниям, в особенности сверстников, и подкрепление достигнутых умений.
Когнитивно-поведенческая модель предполагает, что курение — следствие воздействия и социальных, и психологических факторов; таким образом, курение оказывается результатом научения: оно — средство удовлетворения социальных потребностей, снятия стресса, аспект общения, знак перехода во взрослое качество. Когнитивно-поведенческая модель отличается от социально-воздействующей включением некоторых методов воздействия на представления, отношения и поведение подростков, увеличивающих риск начала курения. Данная модель, кроме того, не ограничивается антитабачными мерами и использует примеры из других областей тренировки социальных умений. Наиболее ранние исследователи в области изучения ког­ни­тивно-поведенческой модели широко использовали теорию отклоняющегося поведения и методы психотерапии.
Модель жизненных умений объединяет четыре элемента социально-воздействующего подхода, методы обучения умению принимать решения, разрешать проблемы, самоконтролю и самоподдержке, разработанные в рамках когнитивно-поведенческой модели, а также методы развития большей независимости, самоуважения, уверенности в себе. Модель жизненных умений в еще большей мере, чем когнитивно-поведенческая, уделяет внимание помощи подросткам в разрешении социальных проблем разного рода, одной из которых является курение. Данная модель, использующая социально-психологические подходы, приносит обнадеживающие результаты: программа, состоявшая из десяти тренировочных занятий, привела к снижению на 75% числа случаев начала курения в 8, 9 и 10 классах.
Ученые сформулировали основные восемь положений школьной профилактической программы:
1. Антикурительные мероприятия в школе должны длиться не менее двух лет; в каждом классе (6—8) должно проводиться по пять занятий.
2. Программа должна привлекать внимание к социальному воздействию, обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения.
3. Профилактика курения должна быть составной частью школьного обучения.
4. Программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему.
5. Необходимо активно привлекать школьников к участию в антитабачных мероприятиях.
6. Поощряется вовлечение в антитабачную кампанию родителей.
7. Учителя должны быть адекватно подготовлены.
8. Программа должна учитывать культурные особенности популяции.
Занятие 8. Психология научения
В течение своей жизни мы усваиваем огромное количество самых различных действий, обеспечивающих нашу жизнедеятельность. Многообразие поведения человека не является врожденным, а возникает вследствие научения, причем значительная его часть происходит без участия сознания, как бы сама собой. Кто помнит, когда и как он научился понимать чувство стыда, обиды, вины, гордости, преодоления страха и боли? Мы этого не помним. Более того, многие не помнят, как им удалось научиться писать и читать. Однако когда перед нами стоит задача научиться чему-либо сейчас, мы начинаем повторять, подражать определенному действию, знакомимся с инструкцией. В любом случае научение будет протекать эффективно, быстро и будет прочным, если при этом соблюдать его закономерности.
Мы воспринимаем мир в образах. Любая ситуация и даже «сообщения» нашего тела воспринимаются как отчетливые или смутные образы. Но сами образы уже есть продукт определенной, как говорят психологи, перцептивной деятельности, т.е. работы психики по восприятию и конструированию образа. Способность образа вызывать определенное переживание не дана от рождения. Переживание должно лишь позднее связаться с образом. Эмоции в чистом виде врожденны. Сейчас ученые умеют вживлять в мозг электроды и вызывать с помощью слабой электрической стимуляции эти эмоции (удовольствие, страх, боль, тоску и т.д.) в чистом виде. Однако так извлекаются чистые, примитивные эмоции. А наши переживания всегда сложны. Как же они возникают?
Если образ сочетается с определенным переживанием и если это повторяется достаточно часто, то постепенно сам образ становится источником такого переживания. Но это не переживание в чистом виде, а скорее непроизвольное воспоминание о бывшем переживании. Когда мы образно воспринимаем бифштекс, то получаем иные переживания, чем когда его едим. В первом случае происходит непроизвольное оживление в памяти прошлых переживаний. Вот это воспроизведение, которое возможно благодаря памяти и прогностической деятельности нашего мозга, и создает неповторимое переживание.
Если же образ сочетается с неприятными переживаниями, то в результате повторения такого рода ситуаций он (образ) приобретает способность сам по себе вызывать отрицательные чувства. И здесь в результате реминисценций (случайных и непроизвольных воспоминаний) это новое переживание не является повторением ранее пережитых эмоций. Например, боль и состояние рвоты, испытанные от какой-либо пищи, вызывают уже не боль и рвоту, когда мы видим эту пищу снова, а отвращение. Так, вследствие воспоминания и прогностической деятельности мозга происходит формирование нового чувства или эмоционального барьера, которого не было раньше.
Рассмотренные модели дают нам возможность правильно искать причины и истоки различных, иногда и странных переживаний, «комплексов». Так как любая эмоция существует в единстве образа, или, как говорят психологи, когнитивной структуры и аффективного тона эмоции, то, зная, как связался этот аффективный тон с этим образом, извлекая из прошлого научения эту связь, мы легче пойдем по пути самопознания своих эмоций.
Если мы знаем, как происходит процесс научения, то можем разложить на элементы наши эмоции и тем самым понять их и даже управлять ими. Например, человек не мог забыть то чувство унижения, боли и удушья, которое он испытал в пятом классе во время соревнований по бегу. Он финишировал предпоследним, обогнав лишь хилую девочку. В его памяти осталась лишь колющая боль в правом боку. Он с трудом подавлял рвоту, вызванную давлением в желудке (он только что по глупости поел), и жадно глотал открытым ртом воздух, как рыба, выброшенная на песок. Эти ощущения и переживания (особенно унижение) вызывали у него впоследствии отвращение ко всякой форме бега. Позже, когда он стал анализировать свои эмоции, прежде всего нашел, что они похожи на те, прежние переживания, и он испытывает их всегда, когда оказывается в чем-то несостоятельным. Это помогло ему понять структуру своего стыда и отвращения к бегу. После такого самопсихоанализа ему было легче начать заниматься бегом. И он стал без труда пробегать 20 км ради отдыха и развлечения.
Теперь ясно, что ни одно переживание не проходит бесследно. Физиологи установили, что при переживаниях происходит кодирование информации в долговременной памяти посредством молекулярных изменений в мозгу. Следовательно, навечно записывается вся информация, происходившая перед переживанем и во время его. Поэтому основой научения является переживание.
Итак, для научения должно произойти переживание. В случае хорошего переживания образы наполняются приятными чувствами, а при плохом связаны с неприятностью, отвращением, тревогой и беспокойством. Мы не боимся бормашины и врача до первого «опыта» в зубоврачебном кресле.
В современной психологии закономерности научения изучены достаточно хорошо. В результате работ И.П. Павлова были открыты законы научения, действующие в любом существе, начиная от амебы и кончая человеком.
Итак, мы установили, каким образом происходит синтез образа и переживания. Но ведь образ может выступать и в качестве стимула к действию. Поэтому важно знать также и то, как зарождается новое действие. Возникновение и закрепление действия лежит в основе формирования новых видов поведения. Переживание и здесь играет центральную роль.
Если какое-либо действие сочетается с приятным переживанием, то при достаточно частом повторении это действие приобретает мотивацию, т.е. его возбуждение и исполнение вызывается предвосхищением переживания. Но этого мало. Облегчается сам «пуск» действия, для чего становится достаточно незначительного намека. При этом возрастают энергия и размах действия. Этот закон распространяется на любое действие — инструментальное оно, перцептивное или даже висцеральное, т.е. выполняемое нашими внутренними органами.
Если мы думаем о предмете любви и при этом испытываем приятные переживания, то начинаем все больше влюбляться, так как действия, мысленно воспроизводящие образ любимой, получают сильное положительное эмоциональное подкрепление. Человек обладает способностью к самоподкреплению и часто не нуждается в том, чтобы кто-то другой реально вызывал у него переживания. Ведь стоит только подумать о любимом человеке, как радостное переживание приходит само. А благодаря взаимовлиянию людей и наличию речи эта способность человека к самоподкреплению развивается безгранично. В результате преобладает не только много хорошего, но и много плохого.
Когда оскорбленный человек перед сном вспоминает обиду и загорается мыслью о том, чтобы отомстить, то он снова переживает испытанное чувство; каждое такое воспоминание усиливает в нем агрессивное поведение. Постепенно образы и действия, связанные с обидой, все больше насыщаются чувствами, и человек вследствие неумения владеть собой становится обидчивым и даже может выработать в себе, по терминологии психиатров, паранойяльную установку, состоящую в том, что начинает рассматривать весь мир и все свое окружение как потенциальных обидчиков и постоянно находится в «боевой готовности», намереваясь сразиться с каждым. Таким образом, он сам порождает обидчиков и отдаляет себя от общества. А все оттого, что в мышлении не учитывает законов научения: любой акт мысли, сочетающийся с переживаниями, способствует усилению этой мысли. Именно эта закономерность и превращает нас в жертв собственных мыслей.
Таким образом, следует продумать, как синтезировать радостные переживания с теми действиями, которые человек хочет выработать в себе. Но следует помнить о том, что те же закономерности подкрепления могут способствовать становлению таких действий, которые осуждаются окружением и нам самим нежелательны.

Вопросы по теме занятия:
1. Какова роль переживания в научении?
2. Что означает самоподкрепление?
Информ-дайджест
Отказ от курения и психологические аспекты коррекции поведения
Статистически установлено, что до 90% курильщиков отказались от вредной привычки без активного медицинского вмешательства, большинству из них было очень трудно сделать это, и в особо тяжелых случаях они нуждались в интенсивной помощи.
Поскольку привычка табакокурения включает в себя как психологическую, так и фармакологическую зависимость (причем последняя обретает все большую силу со стажем курения), помощь специалистов также должна носить многокомпонентный характер. Однако участие психолога на этапе оказания помощи при отказе от курения вовсе не воспринимается как очевидная необходимость при организации специальных кабинетов. Нерешенным остается вопрос о том, нужен ли психолог как штатная единица в кабинетах помощи желающим бросить курить. Предполагается, что основную работу выполняет врач-нарколог или рефлексотерапевт; вся «устная» работа с пациентом вполне успешно может быть выполнена медицинской сестрой.
Однако исследования показали, что процесс отказа от курения представляет собой сложный многоэтапный процесс и медикаментозное лечение составляет только его часть. Мотивация к прекращению курения имеет несколько стадий.
На первой стадии — «предобдумывания» — человек еще не вполне осознает, что для него существует проблема по отказу от курения, и не готов изменить свое отношение к курению в ближайшем будущем. Для курильщика, находящегося на этой мотивационной стадии, принять решение бросить курить нереально. Как правило, пока он видит в основном положительные стороны курения. Работа с человеком, находящимся на этой стадии, может заключаться в повторных визитах к специалисту (психологу, врачу и др.), который может выяснить, изменилось ли его мнение в отношении курения. Такие лица составляют около 20% курильщиков.
На второй стадии — «обдумывания» — человек начинает понимать, что курение является для него проблемой. У него появляется двойственное отношение к курению, происходит взвешивание «за» и «против» привычек и еще нет отчетливого желания установить точную дату, когда он бросит курить. Таких курильщиков около 40%.
Только на третьей стадии — «действия» — курильщик следует рекомендациям по прекращению курения и уже интересуется вопросами преодоления абстинентного синдрома. Таких курильщиков 30—40%.
Важной является четвертая стадия — «поддержания», целью которой является предотвращение возврата к курению. Без такой работы по «поддержанию» 70% бросивших курить возвращаются к вредной привычке в течение трех месяцев.
Очевидно, что диагностика уровня мотивированности пациента с учетом его личностных особенностей, а также отношения к курению в ближайшем социальном окружении должна проводиться квалифицированным специалистом-психологом. Если же работу кабинета свести к использованию исключительно медикаментозных методов воздействия, то это резко снизит эффективность работы и приведет к дискредитации самого метода в глазах пациентов и общественного мнения.
Комплексный медико-психологический подход к разработке мероприятий по борьбе с курением требует участия как врачей-наркологов, так и психологов. Этот подход включает в себя ряд этапов: диагностический, лечебный и контролирующий.
С целью наиболее полного проведения диагностического этапа работы с курильщиками, помощи в подборе оптимального соотношения медикаментозного и немедикаментозного методов воздействия, а также прогнозирования успешности лечения табакокурения создана комплексная методика диагностики особенностей курения пациентов. Она включает заполнение пациентом специально разработанных анкет. Самостоятельная работа пациента позволяет ему не только лучше осознать свое реальное отношение к курению, но и повышает желание взаимодействовать с психологом и терапевтом, укрепляет активную позицию по отношению к предстоящему лечению.
Диагностический этап позволяет выявить особенности социальной ситуации пациента, определить степень его психологической готовности к отказу от курения, а также степень фармакологической зависимости от табака. Анкета «Социальная ситуация курения» выявляет распространенность курения в ближайшем социальном окружении курильщика. В ее основе лежит предположение о том, что в среде, где широко распространено табакокурение, а отказ от него встречает непонимание и даже неодобрение, он в значительной степени затруднен, несмотря на применение самых эффективных медикаментозных методов. Данные, получаемые при помощи этой анкеты, важны для организации работы на этапе контроля и поддержки, поскольку бывшие курильщики, находящиеся в неблагоприятной для отказа от курения ситуации, нуждаются в дополнительном подкреплении мотивации некурения. Прогноз успешности отказа от курения, полученный при помощи другой анкеты, позволяет либо направить пациента на специальные занятия, повышающие его мотивацию, либо непосредственно приступить к лечению, если готовность бросить курить достаточно высока. Факторы, характеризующие степень зависимости от табака, выявляются при помощи анкеты «Особенности вашего курения».
Обобщенные результаты этих методик позволяют прогнозировать успешность лечения в целом и оценить те усилия, которые должны затратить специалисты-медики для оказания эффективной помощи желающему отказаться от курения, а также выбрать адекватный набор методов лечения. Эти методики могут использоваться не только в рамках работы специального кабинета, но и при проведении профилактических программ.
На втором — лечебном этапе используются методы, направленные на «замещение» курения, выработку отвращения к табаку или акту курения, а также снижение последствий абстинентного синдрома.
С помощью аверсивных методов у курящих вырабатывается отвращение к курению. Среди таких методов выделяют фармакологические (полоскание полости рта растворами различных веществ, например ляписа, танина, отваром корневищ змеевика), нефармакологические (иглорефлексотерапия (ИРТ)), и психотерапевтические (аутогенная тренировка, гипноз).
Для снятия абстинентного синдрома используются: ИРТ, седативные препараты, транквилизаторы, стимулирующие средства (настойки заманихи, женьшеня, лимонника, жидкие экстракты радиолы, левзеи; пантокрин, апилак), витамины (поливитамины, витамины А, С, группы В), а также дыхательная гимнастика, водные процедуры и диетотерапия.

Эффективность перечисленных методов повышается при их комбинации, так как происходит одновременное воздействие как на физиологическую, так и на психологическую сторону пристрастия к табаку. Практика показала, что целесообразно сочетание аверсивных методов с психотерапевтическими. Так, эффективность ИРТ можно повысить, применяя аутогенную тренировку (АТ). С этой целью проводится не менее четырех занятий с различными тестами АТ. Цель АТ на первом занятии — не только помочь пациенту расслабиться, но и создать установку на отказ от курения в определенный срок, и поэтому она проводится до ИРТ. АТ используется также как аверсивная методика. На фоне мышечного расслабления с пациентом проговариваются формулы самовнушения.
На последующих занятиях аутогенная тренировка способствует выработке безразличного отношения пациента к курению, а также поддерживает его решимость не курить. Аверсивные формулы АТ заменяются на формулы поддержки. Этот метод может быть использован как при индивидуальной, так и при групповой форме работы.
Методы заместительной терапии основаны на принципе замены физиологического или психологического эффекта курения. Сюда относят лечение препаратами, имитирующими действие никотина в организме («Гамибазин», «Никорет»), дыхательные упражнения (успокаивающие и мобилизирующий типы дыхания), манипулирование различными предметами (четки, эспандер и др.).
Этап контроля закрепляет эффект проведенного лечения и является не менее важным, чем два предыдущих. Эта работа предполагает установление личного контакта с пациентом, его привлечение к групповым занятиям и индивидуальной поддерживающей психотерапии. Исследования, проведенные в этой области, показывают, что очень важно продолжать наблюдение за бросившими курить. В этом случае возврат к курению встречается значительно реже, чем у лиц, прошедших курс без последующего наблюдения. Интересен такой факт: низкая мотивация отказа от курения (например, давление родственников, а не собственное желание) приводила к незначительному эффекту, а для высокомотивированных случаев отказа эффект превышал 80%.
Перечисленные методы являются примером участия психолога в разработке методических и практических аспектов отказа от табакокурения. Современные разработки в области практической психологии, в том числе и в области нейролингвистического программирования, позволяют значительно расширить методический набор, используемый психологом с целью преодоления зависимостей вообще и курения в частности.

Сизанов А.Н., Поплавский Н.Н., Хриптович В.А. Жизнь без табака: Пособие для педагогов.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.