На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Жизнь без табака (5 класс-11 класс) - Жизнь без табака (8 класс)
Жизнь без табака (5 класс-11 класс) - Жизнь без табака (8 класс)
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек
Индекс материала
Жизнь без табака (5 класс-11 класс)
Жизнь без табака (6 класс)
Жизнь без табака (7 класс)
Жизнь без табака (8 класс)
Жизнь без табака (9 класс)
Жизнь без табака (10 класс)
Жизнь без табака (11 класс)
Все страницы

Занятия в 8 классе

Занятия 1—2. Принятие решения и роль влияния среды
Каждый человек индивидуален. Во многом эта индивидуальность определяет отношение к курению. Для примера можно сравнить характеристики двух подрост­ков, представленных педагогом (см. с. 169—170).
Принятие решения осложняется процессами манипуляции и психологического давления группы. Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны психологам. При манипуляции со стороны другого человек не чувствует себя свободным, ощущает, что его используют в личных целях и что он втянут в какую-то бесконечную «игру».
Что же это за феномен, столкновения с которым столь неприятны?

Манипуляция — это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий.

Это стремление человека непременно реализовать именно свой сценарий, навязать свое соотношение сил, добиться односторонних преимуществ. Манипуляция — это скрытое управление собеседником против его воли. Самым опасным возрастом, когда наблюдается наибольшая податливость манипулированию, является подростковый. Потому что именно в этом возрасте усиливается ориентация подростков на общение, на сверстников, на референтную (значимую) группу, при этом закономерно снижается их самооценка, позитивное представление о себе.
Низкая же самооценка — причина саморазрушающего поведения личности, которое проявляется в склонности к употреблению наркотиков, алкоголя, табака.
Поскольку манипуляция — скрытое и косвенное воздействие, необходимо отметить, что даже не каждый взрослый может защитить себя от нее. Подростки и юноши находятся в возрасте, основная особенность которого — повышенное стремление к необоснованному риску. Поэтому их манипулирования друг другом несколько отличаются от манипулирований взрослых. Одним из жестких приемов подростковой манипуляции является достаточно распространенный, выраженный в слогане «А слабо!», который можно расшифровать примерно так: «Если ты настоящий мужчина, то ты сделаешь это…». Проблемными для подростков являются темы, связанные с недостатками, особенно физическими: «С такой рожей, как у тебя, только на девочек засматриваться». Подростки стремятся во что бы то ни стало доказать свою силу, взрослость. Часто взросление понимается подростками слишком утилитарно: перенять такие атрибуты взрослой жизни, как курение, алкоголизация, наркотики, сексуальные отношения. В этом возрасте также начинают проявляться и межполовые манипуляции, которые могут быть связаны с сексуальным принуждением, с давлением («доказать любовь» и т.д.). Сильнее всего страдают от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.
Процесс группового давления возможен с помощью разного рода манипуляций. Манипулирование может осуществляться и в групповом варианте. В этом случае, как правило, используется термин «групповое давление». Мы начнем с того, что приведем примеры наиболее распространенных ситуаций, которые иллюстрируют эти феномены. Например, класс решил уйти с уроков, но несколько человек не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих «сбежать»: «Ты будешь предателем!», «Ты боишься! Ты трус!», «Ну что тебе трудно, что ли?», «Если ты настоящий друг…» и т.п. Или такой вариант — группа подростков уговаривает закурить своего сверстника: «Ну ты что, слабак? Девчонка?», «Ты — маменькин сынок!» Это достаточно агрессивный вариант давления. Часто в таких ситуациях используются и просьбы: «Ну что ты ломаешься?», «Видишь, все общество тебя уговаривает», «Мы же всегда все делали вместе!», «Мы без тебя не можем, не хотим, не отрывайся от общества!», «Ты же свой парень, ты же не станешь нас подводить!» и т.п. Наблюдения показывают, что особенно усердствуют в уговорах и провокациях те члены группы, которые чувствуют себя в группе наименее уверенно и тем самым пытаются, с одной стороны, продемонстрировать преданность группе, с другой — подстегнуть самих себя на неправедное общее дело (феномен описан для случаев психологического принуждения к принятию наркотиков и алкоголя). Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: «И отказать друзьям не могу, и делать то, на что они уговаривают, не могу и не хочу, нет никакого выхода». Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность.
Почему же так трудно противостоять групповому давлению? Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер.
В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы, — повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков в связи с их возрастными особенностями.
В ситуациях с групповым давлением также могут иметь место самоманипуляции: «Уже поздно отказываться от выпивки, потому что истрачены деньги; потому что надо было бы сразу сказать…» и т.д. Смещение выбора в будущее, то есть принятия пешения, может выглядеть так: «Отказаться в этой ситуации для меня было не так важно, вот в другой раз, более серьезный, например с наркотиками, я обязательно сделаю так, как необходимо мне». Такой вариант является еще и бальзамом, позволяющим смягчить удар по самооценке.
Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений — ведь перед ним встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы.
Психологи выделяют четыре варианта отношения к данному вопросу: сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; вынужденное принятие под угрозой санкций группы; демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «не такой, как все»); свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы. Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы: либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе. При этом и тот и другой варианты позволяют человеку оставаться в этой группе, играя роль «козла отпущения» или «аутсайдера». Как показывают исследования, подробно описанные в литературе, второй вариант поведения человека по отношению к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Вопросы по теме занятия:
1. Отметьте различия между характеризуемыми двумя подростками (см. «Методический инструментарий»).
2. Кто из подростков более способен к принятию решения?
3. Что означает слово «манипуляция»?
4. Как вы понимаете термин «самооценка»?
5. Что мешает подростку справиться с манипулированием?
6. Назовите приемы манипулирования.
7. Как проявляется групповое давление на личность?
8. Почему трудно противостоять групповому давлению?
9. Что означают понятия «групповые нормы», «групповые ценности»?
Информ-дайджест
Что такое конформизм?
Податливость групповому давлению психологи называют конформизмом.

Конформизм — это подчинение суждения или действия человека групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы.

Иными словами, человек демонстрирует конформное поведение (т.е. конформность) в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. С социально-психологической точки зрения принято говорить о конформизме как о черте характера личности, склонности человека разрешать конфликт в пользу группы и как о социальном приспособленчестве. Специально организованные исследования показывают, что в различных ситуациях люди, демонстрирующие конформистские реакции, составляют от 15 до 80%. Это позволяет считать конформизм важным фактором социального поведения человека. От чего зависит величина конформизма человека? Во-первых, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформизма. Во-вторых, от авторитетности людей, выражающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы — тем выше конформизм членов группы. Конформизм зависит и от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство и оно единодушно в своих убеждениях.
Уровень конформизма зависит от возраста и пола человека. Так, женщины настроены более конформистски, чем мужчины, а дети — более, чем взрослые. Хотя если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм — в общении со взрослыми. (Негативизм — это позиция, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, отрицая во что бы то ни стало все стандарты и нормы группы. В действительности негативизм — это не противопоставление конформ­ности, не подлинная независимость. Скорее это «конформность наоборот», потому что если индивид ставит своей целью противостоять группе во всем, то он зависим от группы, следовательно, эта позиция не противоположна конформности.) Учитывая это, желательно избегать ситуации группового давления со стороны взрослых или класса, если они не являются авторитетом, источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, однако конформизм в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велик (например, различные юношеские преступные группы).

Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться групповому давлению, уступать психологическому воздействию вопреки своему мнению, менять свое мнение под давлением группы. Как явление конформизм часто проявляется в подростковом возрасте, так как очень сильным является желание «быть как все».

Одна из разновидностей давления — стремление подражать окружающим, психическое заражение («стадное чувство»). Человек «заражается» эмоциями толпы (например, ситуация паники). В подростковом возрасте происходит перелом в сознании: подросток осознает и чувствует себя взрослым и требует от окружающих отношения к себе как ко взрослому.
На этом этапе обостряется стремление к автономии, самостоятельной оценке, неординарному решению проблем (что способствует самоутверждению личности), интенсифицируются процессы саморефлексии, самоанализа. Если другие ограничивают, подавляют это стремление, блокируют свободу в построении и изменении смыслов (целей) жизни, то возникают конфликты, а на глубинном уровне может развиться устойчивый дискомфорт (когнитивный диссонанс). Необходимость общения со сверстниками своей референтной группы также порождает повышение конформности. Этому способствует отсутствие определенных коммуникативных умений: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, комплимент, так и на отрицательное высказывание в свой адрес, принять ответственность за свое поведение и т.д.
Занятие-практикум 3.
Принятие решения
«Курить — не курить» есть важный вопрос, решать который приходится многим из нас в какой-то момент жизни. Каждый человек имеет право на свободу выбора — курить или не курить, но наш выбор не может быть по-настоящему свободным и отвечать нашим интересам, если мы не познали самого себя, свои нравственные ценности и цели. Человек находится в неведении относительно внешних воздействий, которые влияют на принятие решений.
Оптимальное решение относительно курения можно принять, только поняв, что ты за человек, кем хочешь быть, как стать тем, кем тебе бы хотелось. Только тогда можно свободно решить, «вписывать» или «не вписывать» курение в свои планы на ближайшую и отдаленную перспективы.

Вопросы по теме занятия:
1. Подумайте, какие ваши личностные качества могут повлиять на принятие решения в пользу или против курения.
2. В ваши будущие планы вписывается или не вписывается курение? Обоснуйте ответ.
Информ-дайджест
Методика для тех, кто хочет принять решение «Не курить!»
Суть методики состоит в проведении своеобразной «психической атаки» на привычку курить, в оказании помощи в мобилизации сознания и воли курящего человека против этого очевидного зла, которое укорачивает жизнь миллионов людей.
По статистике, если человек выкуривает в день полторы пачки сигарет («отравляющих снарядов»), то это приравнивается к тому, что он в течение года добровольно 300 раз подвергается флюорографии.
Кроме того, токсичность табачного дыма в 4,5 раза выше токсичности выхлопных автомобильных газов. При выкуривании 20 сигарет человек фактически дышит воздухом, загрязнение которого в 580—1100 раз превышает гигиенические нормы.
Для активизации сознания следует взять себе за правило добросовестно, независимо от повода к курению, фиксировать на отдельном листе бумаги каждое отравление табачным дымом галочкой или крестиком. Отравился раз (затянулся табачным дымом) — поставь крестик. Случилось, к примеру, 15 отравлений (затяжек) от одного «отравляющего снаряда» (сигареты) — значит, на бумаге должно быть 15 фиксаций-крестиков. Обязателен и подсчет «отравляющих снарядов» (сигарет), выкуренных за сутки.
Для дальнейшей активизации сознания на отдельном листе бумаги напишите следующее:
«Подарки» от курения: снижение интеллектуальных способностей, умственной и физической трудоспособности, формирование конфликтности характера, угроза возникновения ишемического заболевания сердца, гипертонической болезни, гастрита, язвы желудка, хронического бронхита, эмфиземы легких, раковых заболеваний, потеря привлекательности, преждевременное старение, сокращение жизни в среднем на 10—15 лет.
На оборотной стороне листа напишите, что вы получите в результате отказа от курения: укрепление здоровья, прекрасный сон, возрастание умственных и физических способностей, спокойную нервную систему, повышение устойчивости к стрессам, улучшение взаимоотношений с родителями, высокую работоспособность, повышение интереса к жизни, к творчеству, рост самоуважения.
Лист бумаги с перечисленными показателями, аккуратно сложив, положите в пачку сигарет («отравляющих снарядов»). Когда пачка закончится, лист переложите в другую пачку. Пусть эта информация постоянно помогает вам определиться в вопросе: курить или не курить?
Занятия 4—5. Ролевая игра
«Курильная опера»
Для проведения игры подбирается театральная труппа, чтобы разыграть эту «мыльную» «курильную оперу» по ролям и придумать финал для эпизода, в котором пригодится умение принимать решения.
Место действия: машина, попавшая под ледяной дождь и застрявшая в «пробке».
Действующие лица: Света и Дима, которые встречаются уже пару месяцев.
Дима. Никто не двигается. (Имитирует закуривание сигареты.) Похоже на то, что придется посидеть тут долго.
Света. А я не возражаю! Концерт был изумительный, так что это — пустяки! (Она кашляет несколько раз.)
Дима. Да и все, кто там был, кажется, застряли тут, как и мы.
Света. Ты не мог бы открыть окно? (Кашляет.) Это уже твоя вторая сигарета с того времени, как мы тут застряли. Дышать невозможно!
Дима. Ты права, извини. (Он опускает стекло, но дождь заставляет его вновь поднять его.) Н-да, льет как из ведра.
Света (раздраженно). Дима, ну, может, ты хоть загасишь тогда свою дурацкую сигарету?
Дима (тоже раздраженно). Да, конечно. Кстати, ты сегодня впервые жалуешься на мое курение.
Света. Да, потому, что я впервые застряла в закрытой машине с тобой! (Она опускает стекло, делает глоток воздуха и поднимает его вновь.)
Дима. Только не нужно драматизировать!
Света. А я не драматизирую. Я реально смотрю на вещи. Я чувствую себя так, будто это я курю.
Дима. Ладно, успокойся. Кончилась сигарета. Ты довольна?
Света. Не совсем. Половина этой сигареты все еще в моих легких.

Вопросы по теме занятия:
1. Обсудите фрагмент «оперы».
2. Дайте разные варианты финала.
3. Разыграйте их.
4. Какую роль сложнее играть?
Информ-дайджест
Как избежать манипулирования?
Если вы оказались в ситуации манипулирования или группового давления, то необходимо придерживаться нескольких правил.
Одно из таких правил — помнить о трех базовых правах личности.
Каждый человек имеет право:
q делать то, что для него лучше;
q самому выбирать;
q переменить решение.
Будет полезным также использовать пять техник конструктивного сопротивления:
1. Немедленно займите свою позицию, не увиливайте и не придумывайте «уважительных» причин.
2. Повторяйте свое «нет» вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий.
3. Поменяйтесь местами и начните сами давить на противника: «Почему ты на меня давишь?»
4. Откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить».
5. Предложите компромисс или альтернативный вариант.
Не забудьте при этом показать позой, мимикой, интонацией, взглядом и жестом свою решительность.
В основе манипуляции всегда лежит использование слабостей собеседника. Эти слабости нельзя показывать.
Одна из таких слабостей — нежелание показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным. Наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, ощущать свое превосходство, значимость, хорошо выглядеть в глазах других, получить похвалу и т.д.
Еще одна человеческая слабость — любопытство (желание узнать свое будущее, судьбу, возможные болезни всегда используют цыганки, гадалки, «провидцы», «экстрасенсы»).
Манипуляторы также используют желание человека произвести впечатление, покрасоваться.

Таким образом, знание психологии человека, его слабостей делает его удобным объектом для манипуляций. Поэтому первый рубеж защиты
от манипулирования —
не обнаруживайте свои слабости!

Далее, очень важно осознать, что вами манипулируют. Признаком манипуляции является чувство неудобства: вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится — иначе неудобно, вы будете «плохо выглядеть». В этом случае достаточно сказать себе: «Стоп, манипуляция!» или любые выражения в этом роде, но обязательно содержащее слово «манипуляция». Только в таком случае вы осознаете, что с вами ведется игра, делаются попытки нарушить вашу независимость, совершить насилие над вашей личностью. Этого простого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки и начать защищаться.
Есть еще вариант пассивной защиты от манипуляции. Ею рекомендуется воспользоваться, если вы не знаете, что делать, как ответить манипулятору. В этом случае не надо ничего говорить. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли, или вообще спросите о чем-то другом.
Опыт показывает, что в большинстве случае манипулятор отступает уже перед пассивной защитой. Но самое опасное в манипуляции — ее стремительность, неожиданность, когда у вас нет времени сообразить, как выйти из положения. Повторение просьбы или предложения манипулятором, во-первых, дает вам время для ответа, во-вторых, выявляет истинный интерес манипулятора и сбивает заготовленное им распределение ролей.
Занятие 6. Здоровье
и выбор образа жизни. Часть 1
Хорошее здоровье — это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье — это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Человек может двигаться к доброму здоровью, будучи практически здоровым или даже инвалидом. Доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки. В нем всему есть место. Это чувство любви к самому себе, полное достоинства и уважения.
Путь к здоровому образу жизни включает два основных этапа — постановку целей и действия по их осуществлению.
Остановимся на первом этапе.
Используя листочки с вашими собственными характеристиками, написанными вашими одноклассниками и вами самими, выберите 5 наиболее ярких отрицательных и положительных черт своего характера. На основе информации, полученной из игры «Остров Мечты», выберите 5 основных целей, которые вы перед собой ставите. Расположите эти цели по мере убывания их значимости в следующих колонках:
А. Плюс Б. Цель В. Минус
1 ________ ________ ________
2 ________ ________ ________
3 ________ ________ ________
4 ________ ________ ________
5 ________ ________ ________

Теперь просмотрите колонки А и Б. Там, где вы видите, что «Плюс» и «Цель» хорошо сочетаются, соедините их линией. Например, если в колонке «Плюс» у вас значится «хороший спортсмен», а в колонке «Цель» стоит «Играть в баскетбольной команде», то соедините их линией. Можно также соединить линией «Трудолюбивый» и «Играть в баскетбольной команде».
Выполнив это задание, проделайте то же с колонками Б и В. Например, если в колонке «Минус» значится «Курение», необходимо провести линию между «Курением» и «Игрой в баскетбольной команде». (Изучите получившуюся схему и обсудите ее с друзьями и родителями.)
А теперь остановимся на втором этапе — этапе действия.
Взгляните на «Цель» 5 в колонке Б и на «Плюсы» и «Минусы», влияющие на достижение этой цели. Используя схему принятия решений предыдущего занятия, подумайте, как устранить «Минусы», мешающие достижению этой цели. Не забудьте обсудить это с кем-то из друзей или близких. Ниже составьте план достижения цели:
План достижения «Цели» 5 _________________
Старайтесь придерживаться намеченного плана. Через месяц занесите в карту достигнутые результаты. Когда вы избавитесь от этого «минуса», вычеркните его из списка и отпразднуйте маленькую победу над собой:
Достигнутые результаты по «Цели» 5 ________
Теперь переходите к оставшимся «Целям». Составьте такой же план для каждой из них. Работайте над совершенствованием своих «Плюсов» и избавлением от «Минусов», и постепенно вы достигнете всех запланированных целей. (Записи в карте делаются аналогично.)

Вопросы по теме занятия:
1. Сохраните свои записи для будущих занятий.
2. Попробуйте убедить своих сверстников поработать по такому плану.
Информ-дайджест
Факты в защиту жизни
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общая смертность курящих превышает смертность некурящих на 30—80%, причем наиболее значительная разница приходится на возраст от 45 до 54 лет, т.е. наиболее ценный в отношении профессионального опыта и творческой активности.
Можно с уверенностью сказать, что каждая новая затяжка сигаретой сокращает человеческую жизнь по меньшей мере на один вдох, а каждая выкуренная сигарета — на 15 мин. «Кто эти минуты видел и кто их высчитал?» — иронизируют курильщики. Да, для отдельного человека это показать трудно, но в общей массе населения курящие живут значительно меньше, чем некурящие (табл. 1).
За счет каких заболеваний сокращается жизнь курящих людей? В докладе Главного хирурга США было отмечено, что для группы выкуривающих от 10 до 19 сигарет в день коэффициент смертности на 70% выше, чем для группы вообще некурящих. Для тех, кто выкуривает в день 40 сигарет и более, этот показатель на 120% выше. Почти 1/2 этого «излишка» обусловлена коронарной недостаточностью, а 1/6 — раком легких. Об этих серьезных последствиях курения и пойдет наш дальнейший разговор.
Сейчас о вреде курения мы знаем довольно много. Появился даже новый термин: «болезни, связанные с курением». По данным ВОЗ, от этих болезней ежегодно погибает около 1 млн человек, в основном в относительно молодом и вполне трудоспособном возрасте.

Курение вызывает обызвествление (склероз) сосудов и становится одним из важнейших факторов, повышающих риск инфаркта миокарда, инсульта, заболеваний артерий сердечной мышцы и мозга.

Неудивительно, что у курильщиков резко повышена частота заболеваний дыхательных путей — хронического бронхита и эмфиземы — болезненного расширения ткани легких. Эти болезни ежегодно убивают десятки тысяч и калечат еще большее число людей. Двойная атака на легкие — загрязненного воздуха и табачного дыма — безусловно, объясняет все возрастающую частоту заболеваний дыхательных путей. Но главным виновником остается табак. Число случаев смерти от хронического бронхита и эмфиземы среди курящих в 5 раз больше, чем среди некурящих.
Курение и рак. Известному специалисту и исследователю по проблеме курения В.Н. Ягодинскому навсегда врезалось в память одно из занятий по курсу патологической анатомии в медицинском институте. Тогда профессор показывал им на трупе легкие курильщика. Они были пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся, с вкраплениями настоящего угля. Разрезая такие легкие, секционный нож страшно скрежетал, как будто бы натыкался на камни, — это была склерозированная ткань бронхов и бронхиол.
— Так вот, — пояснил профессор, — если взять кусочек ткани из легких заядлого курильщика, приготовить из нее экстракт и втирать в уши кроликам, то скоро у них на коже появятся характерные для рака изменения — папилломы.
Можно поставить и прямой опыт: поместить мышей в банки и периодически наполнять их табачным дымом. У 90% животных обязательно разовьется рак легких. Подобный же опыт можно повторить и с натуральным табачным дегтем, скапливающимся в мундштуке для сигарет.
Табачный деготь — скопище канцерогенных веществ. Если регулярно смазывать кожу животных табачным дегтем, то у 95% из них вскоре образуются раковые опухоли. Поскольку табачный деготь попадает в дыхательные пути человека, естественно, что у значительной части курящих он также может вызвать злокачественный рост тканей. И действительно, как показывает статистика, 100 выкуренных сигарет равняются году работы с токсичными веществами, способными вызвать рак, а в течение года в легкие заядлого курильщика попадает около килограмма (!) табачного дегтя.
Первопричиной рака легких у курящих может являться наличие в табачном дегте одного из наиболее активных радиоэлементов — полония. О степени этой опасности можно судить по следующим данным: человек, выкуривающий в день пачку сигарет, получает дозу облучения в 3,5 раза больше дозы, принятой международным соглашением по защите от радиации.
Американский журналист Марк Уотерс в статье «Человек, составивший свой собственный некролог» дал непревзойденную по силе эмоционального воздействия исповедь мужчины, убитого табаком. Автор этой статьи курил много лет, не обращая внимания на запреты врачей и ухудшение самочувствия. Врач, к которому он вынужден был в конце концов обратиться, установил диагноз — рак легких. Не помогла и срочная хирургическая операция. За несколько дней до смерти журналист написал свою последнюю статью — собственный некролог, обличающий злостного врага человечества — табак. Страшно читать этот запоздалый вопль о помощи!

Действительно, существует яркий параллелизм между потреблением табака и раком легких. Рак легких, который в начале XX в. по частоте был на последнем месте среди онкологических заболеваний, занял у мужчин второе место, уступая только раку желудка.

Медицинская комиссия в США, изучавшая вопрос о раке легких, пришла к заключению, что лица, выкуривающие более 20 сигарет в день, заболевают раком легких в 20 раз чаще, чем некурящие.
Итак, самой грозной расплатой за курение оказывается рак легких: 90% всех установленных случаев этого заболевания приходится на долю курящих. Но опасность курения не ограничивается только злокачественным поражением органов дыхания. У хронических курильщиков уязвимыми для рака становятся кроме легких и другие органы и ткани. Курить трубку или сигару, как и дымить сигаретой, — значит повышать вероятность возникновения рака полости рта, глотки и гортани, особенно если курящий к тому же еще и потребляет алкоголь. Курение сигарет способствует развитию рака пищевода, поджелудочной железы и мочевого пузыря. Опухоли почек у курящих встречаются в 5 раз чаще, чем у некурящих. Не исключается и рак желудка как следствие курения. Курящий, постоянно заглатывая слюну и содержащиеся в ней продукты сгорания табака, вводит в желудок и канцерогенные вещества.
Рассматривая весь спектр раковых заболеваний и все, что известно о вызвавших их причинах, президент Американского онкологического общества заявил: «Изгоните курение, и вы предотвратите 15—20% всех смертей от рака в нашей стране и во многих других странах».
Табак и сердце. Сердечно-сосудистые болезни играют ведущую роль в заболеваемости и смертности населения, особенно в экономически развитых странах. Причины их роста различны, но одним из важнейших факторов является курение, которое в связи с этим называют фактором риска. Это значит, что риск заболеть и умереть от болезни сердца и сосудов (гипертония, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт) выше, если человек курит.
Каким же образом табак может влиять на сердечно-сосудистую систему?
Никотин в первой фазе своего действия возбуждает сосудодвигательный и дыхательный центры, а во второй фазе, наоборот, угнетает их. Если прощупать пульс курящего человека, то можно заметить, что при первой затяжке происходит его замедление, а затем сердце начинает биться в учащенном ритме. Одновременно с этим происходит повышение артериального давления, что обусловлено сужением периферических сосудов. К этому следует добавить, что оксид углерода, поступающий из сигарет, повышает содержание холестерина в крови и вызывает развитие атеросклероза.

В целом курение оказывает неблагоприятное влияние на сердце: для курящего вероятность инфаркта миокарда вдвое выше, чем для некурящего.

При коронарной болезни страдает кровоснабжение сердца, а, следовательно, доставка к нему кислорода снижается. Оксид углерода усугубляет ситуацию, так как препятствует переносу кислорода из крови в ткани. Таким образом, воздействие оксида углерода (а возможно, и вдыхание никотина) повышает вероятность инфарк­та миокарда у лиц с коронарной недостаточно­стью. Систематическое поступление в организм оксида углерода способствует развитию атеросклероза, а также других поражений сосудов, в частности артерий ног.
Занятие 7. Здоровье и выбор
образа жизни. Часть 2
Болезни бывают различной степени тяжести. Например, болезнь может быть легкой (простуда) или серьезной и тяжелой (аппендицит или инфаркт). Подобным же образом человек может ощущать себя не больным, но и не вполне здоровым, например, с трудом преодолевая пешком расстояние в несколько сот метров до торгового центра. Он может также обладать крепким здоровьем, позволяющим ему проехать пять километров на велосипеде, или даже участвовать в марафонском забеге.
Больны мы или здоровы, до некоторой степени зависит от нас самих. От нас же в определенной мере зависит тяжесть состояния во время болезни и степень благополучия, когда мы здоровы. Мы вольны выбирать любой образ жизни: либо такой, когда состояние нашего здоровья не будет хорошим, либо другой и делать все, чтобы укрепить свое здоровье.

Если человек ест здоровую пищу, занимается физическими упражнениями, полноценно отдыхает, он будет обладать очень крепким здоровьем. Если человек будет неправильно питаться, избегать физических нагрузок, мало отдыхать и курить, его здоровье не будет столь же хорошим.

Курящие могут не быть больными, но их нельзя считать и вполне здоровыми. Принимая решение курить, человек определяет свое отношение к продолжительности жизни, к тому, насколько успешно он сможет заниматься любимым делом, будет ли он нравиться окружающим людям, и даже к тому, есть ли необходимость ложиться в больницу или нет.
Дайте описание трех человек. При помощи шкалы здоровья оцените состояние здоровья каждого из них (см. с. 175).
1. Подросток Х делает физические упражнения, прекрасно справляется с личными проблемами и давлением со стороны тех, с кем общается, не курит.
2. Подросток Y занимается физкультурой от случая к случаю, нередко не в состоянии решить школьные проблемы, иногда курит на вечеринках.
3. Подросток Z спорт отвергает, нервничает, успокаивает себя, перехватив кусок-другой какой-нибудь пищи или выкуривая сигарету за сигаретой.
Если вы хотите достичь поставленных целей, для которых требуется нормальное или очень хорошее здоровье, вам следует забыть о курении, так как оно отразится на вашем здоровье.
Иначе говоря, невозможно сохранить крепкое здоровье и одновременно курить. Необходимо выбирать что-то одно. Чтобы принять правильное решение по поводу курения, нужно вначале подумать о тех задачах и целях в жизни, которые стоят перед вами, решить, что важнее, и лишь затем делать свой выбор в пользу или против курения.

Вопросы по теме занятия:
1. Что вам нравится и что не нравится в вашей жизни. Что вы можете и что не можете исправить? Каким способом вы можете это сделать? Почему вы не сделали этого до сих пор?
2. Что вам нравится и что не нравится в жизни людей, которые вас окружают? В чем вы не можете им помочь? А в чем можете? Каким способом вы можете это сделать? Почему вы не сделали этого до сих пор?
3. Что вам нравится и что не нравится в мире вообще? Что вы не можете изменить? А что можете? Каким способом вы можете это сделать? Почему вы не сделали этого до сих пор?
4. Сможете ли вы написать сочинение на тему: «Как я хотел бы изменить жизнь?», используя ответы на заданные вопросы?
Информ-дайджест
Курение и болезни
Приверженность к курению приводит не только к перечисленным ранее болезням. Их список можно продолжить.
Гангрена ног. Психиатры Г.М. Энтин и Ю.Б. Тарнавский рассказывают о встречах двух школьных товарищей, которые не виделись несколько лет. При первой встрече один из товарищей был бодрым, хорошо выглядевшим для своих 40 лет мужчиной. А теперь это был сгорбленный, опирающийся на палочку и еле передвигающий ноги, немощный пожилой человек.
– Я даже не посмел обратиться к нему с традиционным приветствием: «Как дела, старик?», ибо передо мной действительно был глубокий старик, — рассказывает один из товарищей. — Когда я подошел к нему, он улыбнулся и, не дожидаясь вопроса, сказал:
– Как видишь, дела мои — табак: облитерирующий эндартериит. Еле хожу, а больше лежу в разных клиниках, на курортах лечусь, и все без толку. Гангрена начинается, и, вероятно, не обойтись без ампутации стопы. Вот такие дела…
– Но курить-то хоть сейчас бросил?
– Теперь-то уж, конечно, бросил, — не очень уверенно ответил больной.
И я вспоминаю, как еще в пятом классе он тайком от родителей и учителей курил в укромных местах. В старших классах нередко одалживал деньги на сигареты или выпрашивал их у прохожих.
– Неужели ты не выкурил за всю жизнь ни одной сигареты? — прервал он мои воспоминания.
– Нет, не выкурил. И жаль, что ты курил с малолетства, ведь твоя беда в основном и обусловлена многолетним курением.
– Я это знаю, мне давно говорили, что курить вредно, — еще когда болезнь была в самом зародыше: я уставал при беге или даже длительной ходьбе. Только после того как появились сильные боли в ногах, я обратился к хирургу. Тот сказал, что у меня на стопах плохо прощупывается пульс. Но курить не бросал до самого последнего времени, когда мне предложили ампутацию стопы. Да и то, если честно сказать, нет-нет да и выкурю сигарету… «Табак — дело», — заключил он поговоркой, которая очень точно характеризовала положение дел.
Облитерирующий эндартериит — поражение кровеносных сосудов нижних конечностей. Решающая роль в его возникновении принадлежит никотину. В народе такую патологию определяют как «ноги курильщика». Суть заболевания заключается в сужении и заращивании просвета артерии, нарушении питания тканей и их омертвении (гангрена).
В начальной стадии болезнь проявляется такими не­определенными симптомами, как зябкость ног, побледнение кожи, чувство онемения в пальцах. Затем наступает так называемая перемежающаяся хромота, которая возникает из-за недостаточного кровоснабжения сосудов ног. Именно тогда уже четко определяется отсутствие биения пульса на артерии, которая проходит по тыльной поверхности стопы от передней части голеностопного сустава к большому пальцу. При поднимании ноги из-за плохого кровоснабжения кожа на стопе резко бледнеет, а при опускании становится синюшной, что свидетельствует о недостаточности венозного оттока.
Большинство хирургов утверждают, что главной причиной этого заболевания является никотин. Без прекращения курения лечение не дает никакого эффекта, а если бросить курить на ранней стадии заболевания, то можно надеяться на его благоприятный исход.
Попробуйте, открывая очередную пачку сигарет, задать себе вопрос: «Что я делаю? Зачем я собираюсь отравлять свой организм? Неужели я настолько безвольный, чтобы заведомо портить себе здоровье?». Может быть, размышления над этими вопросами помогут бросить курить и предотвратят развитие серьезных заболеваний, к которым относится и язва желудка.
Табак — пособник язвы. Для человека, пристрастившегося к табаку, выкурить сигарету — все равно что утолить жажду или пообедать. Заядлому курильщику обед покажется неполным, если после еды он не закурит. Хроническое отравление никотином вызывает расстройство деятельности вегетативной нервной системы, следствием чего является нарушение нормального функционирования желудочно-кишечного тракта.

Каждый раз после выкуренной сигареты в желудке возникают симптомы гастрита: уменьшается,
а при определенной дозе, наоборот, резко возрастает двигательная активность желудка, тормозится образование желудочного сока, вследствие чего падает аппетит. Меняется и кислотность желудочного сока. Именно поэтому курящие считают, что табак утоляет чувство голода.

Все эти гастритические явления влекут за собой спазматическое сокращение мышечных слоев стенки желудка, из-за чего пища в нем задерживается, возникают боли в животе, тошнота, а иногда и рвота. Курение, как правило, ведет к сужению кровеносных сосудов, нарушая кровоснабжение внутренних органов, создавая тем самым благоприятные условия для изъязвления слизистых оболочек желудка и двенадцатиперстной кишки. В большинстве случаев язвы этих органов возникают в связи с курением. В дальнейшем, с развитием язвенного процесса, курение приводит к задержке рубцевания язвы. У курящих язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки встречается в 2—3 раза чаще, чем у некурящих. Смертность от этих болезней у курящих в 4 раза выше, чем у некурящих.
Нарушения работы внутренних органов объясняются тем, что никотин, дым, частички табака во время курения вместе со слюной попадают в желудок и оказывают постоянное раздражающее действие на его нейросекреторную и моторную активность. Наш желудочно-кишечный тракт привык к периодическому поступлению пищи, определенной ритмичности работы. Поступление табачного яда нарушает ритм деятельности желудочно-кишечного тракта. Кроме того, вместе с никотином в желудок поступают и канцерогенные вещества, нередко приводящие к появлению злокачественных опухолей.
Давно известна связь заболеваний печени с курением. Экспериментальные доказательства этой связи получены на кроликах. У животных, которых регулярно окуривали дымом, возникали изменения клеток печени, напоминающие картину цирроза (сморщивания) печени у человека. У курящих нередко (в 30—40% случаев) регистрируется расстройство двигательной функ­ции желчных путей, что приводит к застою желчи. Особенно сильно это проявляется при одновременном злоупотреблении табаком и алкоголем.
Курение и потомство. Доказано влияние никотина на половые железы. Если самцу кролика вводить в организм никотин, то у него уменьшается размер яичек, происходят нарушения в половых клетках (сперматозоидах). Подобные же явления могут наблюдаться у длительно курящих мужчин, ощущающих преждевременное угасание половой функции.
По наблюдениям специалистов, не менее чем в 10% случаев причиной полового бессилия оказывается курение. Прекращение никотиновой интоксикации ведет к восстановлению половой функции.
Курящие женщины, как правило, рано стареют, у них преждевременно наступает половое увядание. Табак влияет и на течение беременности.
Влияние никотина на плод легко заметить, если проследить за его сердцебиением после курения матери. У будущего ребенка сразу же наступает учащение пульса. Естественно, что подобная же реакция может быть и в случае, если курят в присутствии беременной женщины.
Вредное воздействие никотина на плод обусловлено тем, что он уменьшает плацентарный кровоток и снижает поступление кислорода к тканям растущего организма. У курящих женщин выкидыши и мертворожденные дети наблюдаются в 2—3 раза чаще, чем у неку­рящих.
Способность никотина проникать через плаценту и переходить из крови матери в кровь плода дает право утверждать, что курящая мать еще до рождения своего ребенка отравляет его никотином. Отсюда самопроизвольные аборты, рождение мертвых детей, различные аномалии развития.
В результате специального обследования населения японским обществом санитарии и гигиены установлено, что дети отцов, выкуривающих пачку сигарет в день, в среднем весят на 125 г меньше, чем дети, отцы которых не курят. У курящих матерей новорожденные весят на 230 г меньше, чем у рожениц, незнакомых с сигаретой.
Девушки, рано начавшие курить, хуже развиваются физически, чаще болеют бронхитом, чем их некурящие сверстницы. Действие никотина на половую сферу чаще всего проявляется в нарушении менструаций.
Употребление табака женщинами всегда считалось признаком дурного тона и осуждалось. Так, у А.С. Пушкина есть обращение к красавице, которая нюхала табак:

Ты любишь обонять не утренний цветок,
А вредную траву зелену,
Искусством превращенну
В пушистый порошок!

А что бы написал поэт по отношению к курящим дамам — неизвестно, ибо в его времена женщины не курили, а только нюхали табак. Курение среди русских женщин началось только во второй половине ХIХ в. Но до 70-х гг. XX в. курящих женщин в России и Беларуси было очень мало.
Занятие-практикум 8.
Как бросить курить?
В «Методическом инструментарии» содержатся требования к проведению данного занятия (см. с. 175—176).
Прочитайте фрагменты ситуаций.
Фрагмент 1
Действующие лица: отец и мать Кузнецовы. Маша и ее брат Вова.
Место действия: кухня в доме Кузнецовых. Маша ждет, когда за ней заедут ее друзья.
Мать (сердито). Никуда ты не пойдешь.
Маша. Ну, мама. Ну как ты так можешь. Ну, пожалуйста! Они вот-вот подъедут.
Мать. Я не хочу, чтобы ты с ними общалась. Это мое последнее слово.
Маша. Значит так, да? Ты хочешь выставить меня полной идиоткой перед моими друзьями. Только я нашла себе нормальную компанию, где мне рады, как говоришь, что мне нельзя больше с ними встречаться.
Мать. С тех пор как ты нашла этих «нормальных» друзей, ты забросила учебу и начала курить. Я просто не узнаю свою бывшую круглую отличницу!
Маша. Ты тоже когда-то курила.
Мать. Но ты же помнишь, как ты и твои братья настаивали, чтобы я бросила! Чего мне это стоило!
Вова. Знаешь, мама права.
Маша. Кто б говорил! Что это торчало у Виктории вчера после уроков изо рта, макаронина?
Вова. Только не впутывай сюда Викторию. Ты ревнуешь, вот и злишься.
Маша. Больно надо. (Имитирует зажигание сигареты.)
Вова. А ты помнишь, что вычитал Сережа? Каждая сигарета вычеркивает 8 минут жизни.
Маша. Отстань, а?
Мать. Ну хватит!
(Раздается стук в дверь. Маша бежит в свою комнату. Мать открывает дверь. Входит отец.)
Мать. Почему ты стучишь?
Отец. Я был не уверен, мой ли это дом — что-то уж слишком шумно.
(Маша выглядывает из своей комнаты, видит отца и бросается к нему на шею.)
Маша. Папочка, я так рада тебя видеть. Может, ты заставишь маму передумать.
Отец. Это не просто, не просто. Ты же знаешь, наша мама — юрист. А в чем, собственно, дело?
Вова. Понимаешь, у Маши развился типичный синдром курильщика: низкая самооценка, отсутствие целей, и компания друзей с теми же взглядами. Мамочка решила положить этому решительный конец.
Маша. Очень смешно!
Придумайте конец.
Фрагмент 2
Действующие лица: Петя, Коля, Саша, педагог (Сергей Иванович) и Юра Старостин, недавно переехавший вместе со своей семьей в новый город.
Место действия: компьютерный клуб, после уроков.
Педагог. Попрошу внимания. Я хочу представить вам Юру. Он будет учиться в нашей школе и хочет стать членом нашего клуба. Будьте гостеприимны, покажите ему наши компьютеры. А сейчас я должен идти. Увидимся завтра.
Петя, Коля, Саша. Привет.
Саша. Добро пожаловать в клуб хакеров нашего педагога Сергея Ивановича.
(Петя достает пачку сигарет и угощает Колю и Сашу. Каждый берет по сигарете.)
Коля. Сергей Иванович бы рассвирепел, если б увидел. Считает, что дым пачкает дисководы.
Юра. Не говоря уже о ваших легких.
Петя. О здоровье, что ли, заботишься?
Коля. Может, скажешь, что там, откуда ты явился, ребятки не курят?
Юра. Отговаривать я вас не буду, хотите травиться — травитесь, но я вашим дымом дышать не намерен. Я имею право дышать чистым воздухом!
Петя (иронически). Ну уж извини, что осмеливаемся еще дышать.
Юра (серьезно). С трудом, как я полагаю.
(Петя имитирует закуривание.)
Коля. Сдается мне, что это не лучший способ знакомиться.
Саша. Слушай, Юра, может, тебе нет смысла к нам соваться, если мы тебя так сильно раздражаем?
(Саша имитирует закуривание.)
Придумайте конец.

Вопросы по теме занятия:
1. Как вы думаете, были ли во фрагментах попытки манипуляции?
2. В чем они выражались?
3. Какую программу избавления от курения вы можете предложить участникам ситуаций?
Информ-дайджест
Юрий Горный советует
Известный психолог с феноменальными способностями Юрий Горный предлагает свой вариант избавления от курения и переедания.
Начнем с того, что поведение человека в большей степени, чем мы это себе представляем, автоматизировано. Привычки, стереотипные действия играют огромную роль. А после того как стереотип действия приобретен, он начинает жить своей жизнью и переходит из сферы сознания в сферу подсознательную. В том случае, когда поведенческие стереотипы не противоречат представлениям сознания о том, что хорошо и что плохо, — конфликта нет. Ну а когда бессознательный стереотип начинает оцениваться как вредный, нежелательный, он начинает выступать как «паразитарная воля». Иначе говоря, человек обнаруживает в себе как бы «чужую волю». Эта воля действует как инородное тело, она слепа, на нее не действуют ни убеждения, ни разумные доводы.
Избавляясь от вредной привычки, важно твердо усвоить, что волевое ее подавление, постоянная борьба с самим собой малоэффективны. Кроме того, такая борьба, как правило, сопровождается чрезмерной возбудимостью, раздражительностью, часто переходящими в невроз.
Итак, с чего мы начинаем? Прежде всего необходимо осознать и четко сформулировать, почему вы хотите избавиться от ненужной привычки. Лучше всего для этого в спокойной обстановке составить список ваших мотивов. Например, если вы хотите избавиться от курения или переедания, ваш мотив — сохранение здоровья. Поэтому начните с составления списка причин, способствующих сохранению вредной привычки, и продумайте, чем их можно заменить. Например, если вы курите, подумайте о том, как еще можно снять нервное возбуждение, неуверенность в себе. Может быть, курение возможно заменить жевательной резинкой, сосанием леденцов и т.д. И уже после того как вы решили для себя, что главное в вашем стремлении — избавиться от вредной привычки, можно приступать к самовнушению, к самогипнозу.
Достигнув состояния глубокого расслабления, старайтесь как можно ярче представить себе ваше самочувствие после избавления от вредной привычки. Например, вы стремитесь избавиться от лишнего веса. Постарайтесь мысленно увидеть, как вы легко и непринужденно идете по улице, как легко и приятно вам дышится, как на вас чаще обращают внимание окружающие, провожая вас восхищенным взглядом, постарайтесь увидеть себя стройным и гибким, без жировых отложений; постарайтесь вообразить четко и ясно, как вы садитесь за стол, съедаете очень небольшое количество пищи и после этого испытываете необыкновенную сытость. Постарайтесь «увидеть», как вы пьете чай, не положив в чашку сахара, ощущая приятный, не испорченный посторонней примесью вкус напитка. При проведении самогипноза (самовнушения) старайтесь максимально использовать свое воображение и максимально наглядно представлять все выгоды в случае успеха.
Ни в коем случае нельзя заниматься самобичеванием и самоуничижением. Не надо «насмерть» бороться с вредной привычкой: если вы испытываете сильную потребность в сигарете — выкурите ее, в принятии пищи — можно немного поесть. Не реже двух раз в день проводите сеансы самогипноза, при этом максимально «включая» собственное воображение. Делая это регулярно, вы скоро обнаружите, что вредная привычка «угасает». (Например, если вы курите, то обнаружите, что сократилось количество потребляемых сигарет.)
Помимо самовнушения можно использовать еще один прием: решите для себя, что всякий раз, когда вам захочется есть или курить, вы сделаете это, выполнив определенный ритуал. Положим, перед тем как что-нибудь съесть, вы сделаете десять глубоких вдохов и выдохов, сосредоточившись на самом процессе, на том, как воздух входит в легкие и затем их покидает. В качестве ритуального действия можно выбрать отжимания с помощью ручного эспандера: вы можете решить для себя, что каждый раз, когда захочется есть, вы предварительно 15 раз отожмете экспандер либо сделаете другое физическое упражнение, выполнив его максимально сосредоточившись. После выполнения этого ритуала вы решаете — принимать пищу или нет, вытаскивать из пачки сигарету или отложить это «на потом». Ритуал в данном случае является заменителем паразитарного влечения, ослабляет его, гасит, снижает порочную страсть. При проведении такой психотерапии в комплексе с гимнастикой мы гарантируем вам успех. Ваше искреннее желание и наши советы дадут вам необходимую уверенность в том, что ваше здоровье — в ваших руках.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.