На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Жизнь без табака (5 класс-11 класс) - Жизнь без табака (9 класс)
Жизнь без табака (5 класс-11 класс) - Жизнь без табака (9 класс)
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек
Индекс материала
Жизнь без табака (5 класс-11 класс)
Жизнь без табака (6 класс)
Жизнь без табака (7 класс)
Жизнь без табака (8 класс)
Жизнь без табака (9 класс)
Жизнь без табака (10 класс)
Жизнь без табака (11 класс)
Все страницы

Занятия в 9 классе

Занятие 1.
Психология влияния группы
Психология — это наука о поведении, умственных процессах, мыслях, чувствах и переживаниях человека. Почему и как все происходит, чем все вызвано и с чем оно взаимосвязано — вот основные вопросы, которые задает себе психолог. Направлений в психологии много, но одно из самых интересных, интригующих, не оставляющих равнодушными никого — социальная психология.
Как люди думают друг о друге и влияют друг на друга, как они относятся друг к другу — на эти вопросы каждый из нас каждодневно дает ответ. Поэтому можно смело утверждать, что в мире насчитывается 6 млрд социальных психологов. Именно в исследовании и объяснении того, как устанавливаются и осуществляются связи между людьми в группе и между группами в обществе, состоит задача социальной психологии.
Мы часто замечаем за собой следующее:
— испытываем на себе влияние других людей, изменяем свое поведение, подражая им;
— изменяем свои вкусы и желания под влиянием моды;
— уступаем давлению других, отказвыаемся от своей позиции;
— следуем за другими, учитываем их мнение при принятии решений, хотя внутренне этому и сопротивляемся.
Одним словом, ведем себя не так, как вели бы себя наедине с собой. Психологи называют это явление конформизмом (т.е. изменением поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы).
Есть две разновидности конформизма. Когда мы ведем себя в соответствии с принятыми условностями, но в душе не соглашаемся с тем, что делаем, то проявляем уступчивость. Если же мы уступаем для того, чтобы за­служить поощрение или избежать наказания, то это называется повиновением — это внешний конформизм. А иногда мы искренне верим в то, что делать что-либо нас вынуждает группа. Мы можем присоединиться к миллионам людей, пьющим молоко, так как уверены, что молоко полезно. Или закурить сигарету, так как видим курящими наших кумиров и сверстников, полагающих, что сигарета успокаивает и придает привлекательность.
Здесь мы проявляем одобрение — внутренний конформизм.
Психологи задались вопросом: почему, как такое происходит и с чем это связано?
Прежде всего они провели эксперимент по определению внушаемости человека. Почему зевок одного человека заставляет зевать других? Почему мы внушаемы и склонны верить в самое невероятное и изменять свое поведение под влиянием слухов и сообщений средств массовой информации? Причины здесь следующие:
q возраст (дети и старики легко внушаемы);
q пол (девочки и женщины легче поддаются внушению);
q состояние здоровья (больные люди или желающие выздороветь нередко принимают обыкновенную нейтральную таблетку-пустышку за сильное и эффективное лекарство);
q уровень информированности или общий уровень образования (чем он ниже, тем выше внушаемость);
q нахождение в группе, под давлением которой человек черное может называть белым, а горькое — сладким.
Последняя причина, пожалуй, основная.
Психологи провели сотни экспериментов, в которых обнаружили, как человек под влиянием давления группы легко присоединяется к большинству.
Сходные результаты были получены и при изучении эффекта подчинения. Оказалось, что человек может изменить свои установки, игнорировать призывы совести, если от авторитетного лица поступает приказание.
Чем же вызывается подчинение? Причин здесь может быть несколько:
q близость и привлекательность авторитета;
q наличие группы. В группе человек склонен принимать более рискованные решения;
q нечеткие (слабые) внутренние установки, мелкие уступки. По отдельности каждое уклонение от работы или сделка с совестью выглядят достаточно безобидно, но переход к большому злу творится мелкими шагами, без сознательного намерения творить его;
q воздействие окружения. Даже хорошие люди иногда поступают плохо. Наше поведение слишком сильно зависит от окружения, и мы не всегда можем совладать с собой;
q размер группы и ее сплоченность;
q стремление людей соответствовать норме: «Делай как все, и люди будут хорошо о тебе отзываться и принимать тебя».
Как же противостоять влиянию авторитета, манипулированию значимым другим, групповому давлению?
На эти вопросы психологи и педагоги отвечают достаточно убедительно. Основной же эффективной стратегией является формирование уверенности в себе.
Наиболее убедительно причину неуверенности в себе показали психологи А. Бандура (позиция обучения на моделях) и М. Селигман (теория «выученной беспомощности»).
Так, в первом подходе репертуар навыков уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания-копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность наблюдать. При другом же подходе «выученная беспомощность» и ее возникновение объясняются преимущественно как недостаток веры в эффективность собственных действий. Негативные оценки, критика, неуспех порождают переживания, сомнения, тревогу у подростков, и одним из способов повышения самоэффективности являются замещающие действия с сигаретой или курение.
Определить взаимоотношения человека с табаком поможет тест «Вы и табак» (с. 358—359). Ответьте на вопросы теста («Да» или «Нет»). Каждый следующий вопрос укажет стрелка ( да; нет). Ответы к тесту даны на с. 363.

Вопросы по теме занятия:
1. Как меняется поведение человека в группе?
2. Что такое конформизм?
3. Какие разновидности конформизма вы можете назвать?
4. Кто больше поддается внушению?
5. Чем вызывается подчинение?
Информ-дайджест
Антиникотиновое воспитание
Многие исследователи пытаются ответить на вопрос: «Как удержать молодых людей от курения?». Считается, что лучше всего вообще не допускать, чтобы подростки начинали курить. Целью многих исследований был поиск наиболее эффективных способов, которые вообще удерживали бы молодых людей от первой сигареты и могли бы помочь им бросить курение в самом начале. Мы приведем некоторые из наиболее важных рекомендаций для подростков, которые активно включились в антиникотиновую пропаганду среди сверстников.
Пропаганда против курения должна избегать тактики прямого запугивания, с помощью которой подростков стараются отвратить от вредной привычки. Конечно, необходимо указывать на некоторые факты, такие как связь между курением и вероятностью получить рак легких, возможность возникновения болезней сердечно-сосудистой системы, опасность курения во время беременности или при использовании принимаемых внутрь контрацептивных препаратов. Однако больший эффект обычно имеет умеренное высказывание опасений относительно последствий курения. А запугивание приводит к отрицанию подростками причиняемого курением вреда и отказу слушать все, что говорят по этому поводу взрослые. Негативно относящиеся к курению подростки смогут достичь большего успеха в антиникотиновой пропаганде, чем занимающие по отношению к курению нейтральную позицию.

Главный мотив антиникотинового убеждения должен быть позитивным. Программа должна взывать
к тщеславию подростков, их самолюбию и уверенности в себе, чувству гордости за свои достижения. Надо поощрять их стремление контролировать собственное поведение и не сваливать вину за свои привычки на других. Весьма эффективная тактика — внушать сверстникам, что престижно поддерживать хорошую физическую форму.

Подросткам следует сообщать все факты о вреде курения с максимальной честностью. Программа должна избегать полуправды, способствующей возникновению барьера недоверия. Даже когда подростки узнают об опасностях, которые несет с собой курение, это не отвратит их от столь пагубной привычки, ибо они уверены, что именно их все страшные болезни непременно обойдут стороной. Ознакомление молодых людей с фактами нанесенного курением вреда не всегда меняет поведение подростков, но обычно делает их значительно более осведомленными и способствует изменению отношения к курению.
Необходимо помнить, что лидеры молодежных групп и сами подростки могут проводить работу против курения более эффективно, чем взрослые. В американской Центральной школе города Грейт-Фоллс, штат Монтана, обществом по борьбе с раком была проведена кампания против курения с привлечением подростков и их лидеров. Когда ее мероприятия завершились, изменился нравственно-психологический климат в школе. Эта кампания показала, что настроения в пользу курения сменились настроениями против него, а большинство учащихся дали слово бросить курить. Некурящие психологически и физиологически страдают от загрязнения воздуха табачным дымом, поэтому школьная администрация вправе ограничить курение в школе. Однако даже некурящие ученики считают, что специальные места для курения все-таки должны быть отведены, поскольку решение курить или не курить — это личное дело каждого, и давление со стороны школы здесь недопустимо.

Работа по антиникотиновому воспитанию должна начинаться
с самого раннего возраста и продолжаться в течение ряда лет. Приводимые время от времени мероприятия бывают эффективнее одноразовой шумной кампании.

В США 10% детей становятся постоянными курильщиками к 12 годам. Закон об образовании в штате Нью-Йорк требует введения в школьную программу предметов, рассказывающих о вреде курения, после восьмого класса. Это слишком поздно. Лучше было бы начинать антиникотиновую пропаганду в школе с четвертого или пятого класса.

Учащимся необходимо помогать
в выявлении и анализе внутренних скрытых эмоциональных или социальных причин курения. Помощь нужна также в обретении навыков реального решения личных проблем, чтобы избавиться от потребности
в курении как иллюзорном средстве облегчения жизни.

Ни один из методов, направленных против курения подростков, нельзя считать эффективным. Антиникотиновые программы для подростков частично могут быть успешными и влиять на изменение поведения уже курящих молодых людей. В качестве примера можно привести Центр Джона Хопкинса (США) для матерей-подростков, где достигнуты большие успехи в снижении количества курящих беременных несовершеннолетних девушек. Количество курящих в возрастной группе 12—17 лет с 1974 года снизилось на 57%. Пропаганду против курения следует начинать с младших классов начальной школы, еще до того как дети обычно начинают курить, что позволит значительно снизить количество приобщившихся к этой дурной привычке.
Ответы к тесту «Вы и табак»
1. То, что у вас с табаком возможен взаимный и затяжной роман, — это факт. К «этому делу» вы, похоже, серьезно предрасположены. Так что будьте бдительны. Сигаретный дым вас может соблазнить.
2—3. К хорошим сигаретам у вас отношение уважительное, хотя вы и держитесь друг от друга на расстоянии. Отложите эту тягу на дальнюю перспективу. Это даст вам возможность не втянуться в курение.
4. Сигарета после вкусного обеда или за компанию — и этим вы ограничиваетесь. Но помните: все заядлые курильщики начинали именно с этого.
5. Вам повезло — сигаретный дым вы на дух не переносите. Но сколько вокруг вас курящих людей! Вам с ними общаться тяжело. Попробуйте их отучить от курения. Создавайте для них положительные стимулы — чаще хвалите в те моменты, когда они без сигареты; вовлекайте их в совместные интересные дела, заинтересуйте здоровым образом жизни, спортом, туризмом и т.п.
Занятие 2. Кампания «Нет курению!»
Кампания «Нет курению» включает 12 занятий,
заменяющих курение (рис. 1).
Дополните занятия, представленные на рис. 1 (ситуации), придумав к ним рекламу и текст.
Занятие-практикум 3.
Да здравствует чистый воздух!
Практические советы бросающим курить:
q Сообщите своим друзьям, родителям, родственникам, что вы бросаете курить. Чем больше народа будет знать о вашем решении, тем больше появится ответственность довести начатое до конца.
q Не зарекайтесь бросить курение «навсегда» — бросьте сначала на один день, потом еще, еще и еще на один.
q Выберите определенный день, соберитесь с духом — и бросьте. Чтобы отвлечься, займитесь чем-нибудь с друзьями, которые не курят.
q Выбросьте все, что напоминало бы вам о курении, — пепельницу, спички и т.д.
q Запаситесь жевательной резинкой без сахара, мятными таблетками, морковкой и т.д.
q Помните, что, если вы сможете бросить курить, вы научитесь распоряжаться своей судьбой. Вам будет проще принимать другие важные решения.
q Постоянно напоминайте себе, что курение будет обязательно мешать выполнению поставленных перед вами задач.
q Основываясь на собственном опыте, можете разработать программу в помощь тем, кто хочет бросить курить.
q Подумайте об организации группы самопомощи. Потрудитесь над изменением своего поведения. Хорошо продуманная программа совершенствования линии поведения может научить человека, как вновь стать некурящим.
Вы бросили курить. Что вас ожидает?
q Через 20 минут давление и пульс приходят в норму.
q Через 8 часов уровень окиси углерода и никотина в крови уменьшается вдвое.
q Через 24 часа организм полностью очищается от окиси углерода.
q Через 48 часов никотин полностью выходит из организма, улучшаются вкус и обоняние.
q Через 72 часа дыхание становится ровным.
q Через 2—12 недель улучшается кровообращение.
q Через 3—9 месяцев проблемы с дыханием пропадают вообще.
q Через 5 лет вероятность возникновения сердечного приступа меньше в 2 раза, чем у курильщиков.
q Через 10 лет вероятность возникновения рака легких меньше в 2 раза, чем у курильщиков.

Вопросы по теме занятия:
1. Какие советы, на ваш взгляд, являются наиболее трудновыполнимыми?
2. Знаете ли вы людей или сверстников, которые бросили курить?
3. Что им помогло в решении отказаться от вредной привычки?
Информ-дайджест
Еще одна попытка бросить курить
Новейший рецепт профессора, доктора медицинских наук А.Т. Филатова: 1 столовую ложку листьев эвкалипта залить 0,5 л кипятка, настоять 1 час. Добавить 1 столовую ложку меда, 1 столовую ложку глицерина. Принимать по 1/4 стакана 7 раз в день. Курс лечения — 30 дней.
Одновременно выполняйте следующие правила. Каждые день-два уменьшайте количество сигарет на 1 штуку, увеличивайте интервалы между перекурами. Когда сигарет останется 5—7 штук, выкуривайте их не полностью: на три четверти, наполовину. Через несколько дней делайте только несколько затяжек. Старайтесь с самого начала как можно дольше не курить с утра, не курить после еды. Уберите из квартиры, из клюбого помещения все, что напоминает о курении: зажигалки, пепельницы, сигареты.
После курения люди нередко набирают вес. Специалисты предлагают следующий рецепт для такого случая.
Вам поможет сбор из разных лечебных трав. Смешайте1/2 чайной ложки семян укропа с 1 чайной ложкой цветков ромашки и 1 столовой ложкой липового цвета. Заварите 1 столовую ложку приготовленной смеси стаканом кипятка в термосе и пейте по 1/2 стакана утром и на ночь. Этот настой довольно эффективен, пить его нужно примерно месяц или полтора, а затем через 1—3 месяца курс лечения повторить. Только тогда вы добьетесь хорошего результата.
Занятие 4. Письмо сверстнику
Рубрика «Письмо сверстнику», которую может вести любой из вас, например в школьной газете, дает советы тем, кто пишет о своих трудностях, связанных с курением. Здесь представлены недавно пришедшие в эту рубрику письма. Помогите ответить вашему сверстнику вначале на первые два, а затем на оставшиеся три письма.
Письмо 1
Дорогой сверстник!
Я и мой друг имеем серьезные намерения. Мы даже пару раз говорили о том, чтобы пожениться. Нам повезло в том, что наши мнения во многом совпадают. Но когда мы заговорили о детях, мы чуть-чуть поспорили. Дело в том, что мы оба курим. Я знаю, что это может нанести вред мне и ребенку, поэтому я решила бросить, и мой друг меня целиком поддерживает. Однако он считает, что его курение не принесет вреда никому. Прав ли он?
С уважением, Будущая Мама
Письмо 2
Дорогой сверстник!
Мне четырнадцать лет. Моя мама и мой старший брат курят, и я тоже решил попробовать. После первого раза меня стошнило, в следующий раз у меня только кружилась голова. К несчастью, моя мама почувствовала запах табака в моей комнате и ужасно рассердилась. Она вынудила меня дать обещание никогда в жизни этого больше не делать. Но это нелегко, когда в доме все курят. Мне кажется, я имею право сделать свой собственный выбор, не так ли?
Искренне твой, Единственный некурящий
Письмо 3
Дорогой сверстник!
Мой папа умер от сердечного приступа два года назад. Причины тому были разные, но основная — курение. Я сам не курю, но курят мои друзья, даже мои лучшие друзья, которые знали моего отца, любили его и видели, что с ним стало. Конечно, я все равно буду дружить с ними, даже если они будут продолжать курить, только вот всякий раз, когда они закуривают сигарету, я злюсь и расстраиваюсь. Как мне сказать все, что я думаю, без нравоучений?
Твой Несчастный Друг Курильщиков
Письмо 4
Дорогой сверстник!
Я собираюсь на первое свидание с мальчиком, который мне очень нравится. Я сама не курю, а он — курит. Своим родителям я помогла отказаться от этой привычки, но это же — мои родители. Что же мне ответить ему, когда он вынет сигарету и спросит, не возражаю ли я, если он закурит?
Искренне твоя, Снедаемая Любовью
Письмо 5
Дорогой сверстник!
Мне 16 лет, курю уже два года, дошла до пачки в день. Когда я не курю, мне плохо. Я считаю, что сигарета снимает нервное напряжение. Недавно я начала встречаться с парнем, который мне уже давно нравится. Он веселый, умный, мне кажется, я ему нравлюсь. Он не курит, и я слышала, как он говорил, что курение — преглупейшая вещь. Мне он этого не говорил, но я боюсь, что может сказать или вдруг перестанет со мной встречаться. При нем я еще не курила. Но я все время спрашиваю себя, а не следует ли ему принимать меня такой, какая я есть?
Искренне твоя, Вопрошающая Курильщица

Вопросы по теме занятия:
1. На какое письмо вам труднее всего было ответить?
2. Смогли бы вы написать «Письмо сверстнику»? О чем было бы оно?
3. Напишите «Письмо курящему сверстнику» по следующей схеме.
МОЕ ПИСЬМО КУРЯЩЕМУ СВЕРСТНИКУ
Инструкция: авторы образовательной программы «Жизнь без табака» проводят исследование проблемы курения среди подростков и молодежи с целью создания эффективной программы предупреждения курения. Просим вас высказать свое мнение по этой проблеме. Ваши рассуждения, мнения позволят увидеть ее с разных сторон. Для удобства анализа ваших ответов подготовлен макет письма от вашего имени с пропущенными суждениями и мнениями, незаконченными фразами в форме вашего диалога с курящим сверстником, в котором вы, обращаясь к нему, высказываете свои мысли и предложения по этой проблеме.
Обратите внимание, что ваши рассуждения могут исходить из трех возможных вариантов: (подчеркните свой вариант)
1. Вы никогда не курили.
2. Вы курили, но бросили (вы втянулись в этот процесс, но у вас хватило сил в дальнейшем отказаться от курения; на момент написания письма вы не курите больше месяца).
3. Вы продолжаете курить в настоящее время.
ТЕКСТ ПИСЬМА
Мой дорогой друг! Ты находишься в самом прекрасном возрасте. И меня _________________________(1)
что ты уже куришь. Для меня курящий подросток напоминает ____________________________________(2)
потому что он_______________________________(3)
Мне кажется, что ты начал курить потому, что __________________________________________(4)
Я сам(а) никогда не курил(а), потому что _________ __________________________________________(5)
Я тоже начал(а) курить с______лет (6), о чем сейчас __________________________________________(7)
В настоящее время я бросил(а) курить, и для меня
это _______________________________________(8)
­В настоящее время я продолжаю курить, и для меня
это _______________________________________(9)
Твоя первая сигарета — это результат того, что (подчеркните ваши варианты или ваш вариант): (10)
1) ты уступил сверстникам, дабы не портить с ними отношения;
2) ты пошел на временный компромисс со сверстниками;
3) ты всегда хотел быть первым во всем среди сверст­ников;
4) ты вместе со сверстниками сознательно хотел быстрее приобщиться к миру взрослых;
5) ты подумал, что «в этом нет ничего сложного, всегда можно будет потом отказаться от сигареты»;
6) другое (ваш вариант) ___________________ ____________________________________________
Я думаю, тебя волнует твое пристрастие к курению, потому что_________________________________ _________________________________________(11)
При курении ты испытываешь__________________ _________________________________________(12)
В курении больше всего тебе нравится (подчеркните ваши варианты или ваш вариант): (13)
1) возможность сосредоточиться, поднять свой тонус, стимулировать («подстегнуть») себя перед какой-либо работой или принятием решения;
2) сам процесс разминания сигареты, ее прикуривания, выпускания дыма и наблюдения за красивыми колечками;
3) возможность расслабиться, получить удовольствие от удобной позы;
4) стремление успокоить себя, когда чем-то расстроен, забыть неприятности;
5) ощущать, предвкушать процесс курения, испытывать чувство «голода» по сигарете;
6) проявлять автоматизированные действия, связанные с курением (прикуривание, курительные движения);
7) другое (ваш вариант)______________________ ____________________________________________
____________________________________________
Средства для приобретения сигарет ты __________ _________________________________________(14)
Ты считаешь, что курение дает тебе______________ _________________________________________ (15)
Курение для тебя не самое худшее из зол, опаснее курения для тебя может быть_____________________ ___________________________________________ _________________________________________(16)
Чаще всего ты куришь тогда, когда_______________ ___________________________________________ _________________________________________(17)
Я знаю, что ты делал попытки бросить курить, но тебе мешали такие обстоятельства, как ____________ ___________________________________________ _________________________________________(18)
Вероятно, ты считаешь, что родители не догадываются о твоей вредной привычке, но их волнует_______ ___________________________________________ ___________________________________________ _________________________________________(19)
Естественно, учителя осуждают курение подростков, но__________________________________________
____________________________________________ _________________________________________(20)
Из развлечений ты предпочитаешь______________ _________________________________________(21)
Тебе нравятся сверстники, которые______________
____________________________________________
_________________________________________(22)
Тебе нравятся учителя, которые_________________ ___________________________________________ _________________________________________(23)
Школа и учеба для тебя______________________ ___________________________________________ _________________________________________(24)
По характеру ты_____________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ _________________________________________(25)
В общении со сверстниками ты_________________ ___________________________________________ ___________________________________________ _________________________________________(26)
Помни, что последствиями курения являются______ ___________________________________________ _________________________________________(27)
Зависимость от курения можно победить, если _____ _________________________________________(28)
Несколько слов о себе (нужное подчеркните):
мой пол мужской (женский); (29)
СШ № … ; (30)
мне ______лет; (31)
я учусь в_____классе (32)
живу в городе (поселке, деревне)__________________
____________________ _________________ (33)
К курению подростков я отношусь_____________ _________________________________________(34)
Курящие взрослые __________________________ _________________________________________(35)
По характеру я _____________________________ ___________________________________________ _________________________________________(36)
В общении с людьми_________________________ ___________________________________________ _________________________________________(37)
Мои черты характера, такие как ... (продолжите предложение после выбора одного из трех нижеперечисленных вариантов действия)________________________
____________________________________________
________________________________________(38)
Из нижеперечисленных действий, подчеркните свой вариант:
1) не позволили мне начать курить;
2) помогли мне отказаться от курения;
3) не дали возможности бросить курить.
В моей семье курят (родители, родственники, братья или сестры)_______________________________ _________________________________________(39)
Учусь я (отлично, хорошо, удовлетворительно)_____ _________________________________________(40)
Укажите свою фамилию и имя_________________ ____________________________________________

Ваше письмо будет сохранено в тайне! Большое спасибо!
Информ-дайджест
Почему люди начинают курить?
На вопрос, почему люди начинают курить, трудно дать однозначный ответ.
Обычно началу курения способствуют окружение, «курящая среда». Среда эта не инертна, даже активна: «Ну, закури! Ну, попробуй! Не бойся!».
В подобной настойчивости есть свой неприятный эгоистический подтекст. Ведь по сути все люди в той или иной степени осведомлены о вреде курения, и подростки знают, что это дурная привычка. «Логика» здесь такая: если я делаю дурно во вред себе, так почему бы и тебе так не поступать?
Стоит ли говорить, насколько малосимпатичны подобные рассуждения, но, увы, они имеют место. Иногда они подсознательны, не столь четко оформлены, как было сказано выше.

Мотивы для начала курения могут быть вполне определенными. Один из них — миф о том, что курение придает особую взрослость. «Закури, ты что маленький?». Или такая ироническая реплика: «Он не курит, ему мама не разрешает!». К сожалению,
эти сентенции подчас безотказно бьют в цель.

Действительно, дымящий сигаретой подросток чувствует себя настоящим мужчиной, взрослым. Но взрослость проявляется, как известно, совсем не в этом. Наоборот, слабость характера, мягкотелость, неумение отстоять свое «Я», т.е. незрелость, инфантильность приводят к тому, что подросток (даже если он убежден во вреде курения, испытывает отвращение к сигарете) слепо копирует других.
Другой мотив: желание подражать уважаемому человеку, популярной кинозвезде, поп-звезде и др. Один юноша вспоминает, что начал курить после того, как увидел по телевидению фильм об одном охотоведе-натуралисте. Герой фильма после длительного наблюдения за животными во время тяжелого перехода со вкусом закуривал сигарету, и она помогала ему расслабиться. Он буквально мучился из-за этой своей привычки. Курение мешало ему в работе, подчас выдавало его присутствие животным, одышка затрудняла большие переходы. Впоследствии охотовед-натуралист умер от рака легких. Причиной болезни, вполне вероятно, могло быть и курение. Таким образом, кино, телевидение, журналы, художественная литература подчас становятся невольными пропагандистами курения.
Встречается и такой странный мотив, как желание досадить. Обиделся на маму, на учителя: «Ах, вы так! Ну, тогда я курить буду. Вам же (!) будет хуже». Логика трехлетнего невоспитанного ребенка!
Занятия 5—6. Психология
воздействия рекламы
Реклама — это процесс информирования населения о товаре, ознакомления с ним, убеждения в необходимости его покупки. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях.
Реклама — явление социально-психологическое. Она отличается многоплановостью и затрагивает самые затаенные участки психики современного человека.
Реклама в мире бизнеса обрушивает на потребителей огромное количество информации. Психологическое воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений — в эмоциях, мыслях, всевозможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты покупателя. Так или иначе в рекламный процесс оказываются вовлеченными «феномены» переработки информации — ощущения, восприятия, внимание, память и т.п.
С другой стороны, в процессах переработки рекламной информации проявляются отношение человека к рекламному сообщению, его эмоции и чувства, например чувства удовольствия, собственного достоинства, зависти, его понимание и осознанное принятие или, напротив, отторжение воспринятого и понятого, но не разделенного, не принятого потребителем содержания.

Исследованиями психологов доказано, что восприятие
и переработка рекламной информации осуществляются под воздействием множества различных факторов, но три из них присутствуют практически всегда:
это познавательный (когнитивный), эмоциональный (аффективный)
и поведенческий (конативный) факторы.

1. Познавательный фактор связан с тем, как рекламная информация воспринимается человеком. Изучение познавательного фактора предполагает анализ ряда процессов переработки информации, таких как ощущение и восприятие, память, представление и воображение, мышление и речь и др.
В рекламной деятельности чаще всего используются зрительные, слуховые, вкусовые, двигательные, обонятельные, осязательные и некоторые другие виды ощущений. Здесь актуальной становится проблема исследования ощущений, возникающих при восприятии рекламы или при потреблении рекламируемого продукта.
Результаты таких исследований бывают настолько убедительными, что они сами по себе нередко могут выступать в качестве рекламы. Например, в видеоклипе человеку предлагают попробовать два вида зубной пасты (мыла, шампуня и т.д.). Затем демонстрируются (нередко с преувеличениями) преимущества рекламируемого товара.
Специальные исследования показали, что люди, например, необъяснимо преданы своей марке сигарет или пива или какого-либо иного продукта, отличающегося широким разнообразием ассортимента. Но при специальных испытаниях они не могут отличить одну марку от другой.

Так, 300 курильщикам, предпочитающим сигареты одного
из 3 основных сортов, предложили эти самые 3 сорта сигарет, только без названий. Им нужно было узнать свой любимый сорт. Только 6 человек
из 300 испытуемых смогли распознать марку своих сигарет. Вывод психологи сделали простой — люди курят,
в частности, не сигареты любимой марки, а «образ, имидж сигарет».
Рекламирование сигарет немыслимо без использования здорового и положительного образа, чтобы доминировать над текстовым предупреждением. Убедительные рисунки, предпочтение положительного образа, простота восприятия образа по сравнению с текстом — все это делает отрицательное сообщение «Минздрав предупреждает…» малозначимым.
Следовательно, основная задача рекламы должна состоять в том, чтобы создавать в умах потребителей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобретать рекламируемое. Это тем более актуально, что многие предметы потребления стандартизированы.
Сказанное с успехом применялось и применяется на практике. Например, после падения спроса на сигареты, вызванного опубликованными данными о связи курения со злокачественными опухолями легких, многие ведущие фирмы заменили свои марки, создав новые образы, которые более соответствовали личным особенностям потребителей.
Важнейшим свойством восприятия выступает его направленность, которая в психологии получила название «Внимание».
Основными способами привлечения внимания являются движение, контраст, выделение фигуры из фона и др. В известном смысле выделить рекламируемый товар — это значит привлечь к нему внимание.
На каких же рекламных объявлениях задерживается внимание человека? Он видит и слышит лишь то, что ему нравится или что его пугает, настораживает, или его внимание возрастает по мере того, как он все более вовлекается в процесс выбора.
Память является важным психическим процессом, имеющим прямое отношение к рекламной деятельности вообще и эффективности рекламы в частности.
Нередко упускается из виду, что люди забывчивы. Несмотря на то, что население буквально «бомбардируют» тоннами всевозможных сведений ежедневно, очень много информации забывается. Эксперименты показывают, что необходим систематический, не менее одного раза в семь дней, прокат рекламной информации в течение 13 недель. Но и в этих условиях сразу после проката лишь 63% опрошенных запомнили рекламу. Через месяц только 32% вспомнили ее. Еще через две недели только 21% смогли ее воспроизвести. Иначе говоря, спустя 1,5 месяца 79% потребителей рекламы забывали о ней.
В отечественной рекламной практике известен в основном один, старый как мир, способ добиться запоминания — повторение. Чтобы реклама привела к желаемому эффекту, она должна быть воспринята неоднократно.
Способы стимулирования запоминания рекламы без надоедания:
— использование юмора, который, конечно, действует не только на процесс запоминания, но и на другие звенья переработки рекламной информации;
— ритмическая организация рекламных сообщений, их стихотворная форма;
— использование ассоциативных полей, особенно для запечатления связи названия фирмы с ее профилем;
— включение в рекламное сообщение узнаваемых знаков и символов. Рекламное послание, содержащее положительную символику в виде узнаваемого зрительного или словесного образа, получает как бы «ключик к памяти»;
— исключение конкуренции разных аргументов в пользу одного товара или услуги. Один удачный довод действует гораздо сильнее длинного ряда аргументов, особенно когда они внутренне не связаны между собой так, чтобы образовать единую прочную структуру;
— соблюдение преемственности узнавания. Важно, чтобы при проведении рекламной кампании все ее компоненты «поддерживали» друг друга, напоминая о главной идее. Тогда разные рекламные материалы работают на неоднократное повторение одной и той же идеи;
— обеспечение принципа целостности рекламной кампании как на уровне провозглашаемых идей, слоганов, аргументов, так и на уровне неосознаваемых эмоциональных образов.
2. Эмоциональный (аффективный) компонент рекламного воздействия вызывает определенное отношение к объекту рекламной информации: относится ли к нему человек с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво.
Установлено, что потребитель не стремится запоминать информационный материал, который негативно влияет на эмоциональную среду. Если реклама вызывает чувство брезгливости, страха, застенчивости, то это тормозит сбыт товара, и наоборот, если рекламируемый товар позволяет избавиться от таких неприятных эмоций, то он начинает пользоваться спросом. Известен пример, когда реклама многослойного шоколада, преподнесенного как развернутая плитка со следами зубов надкусившего его человека, дала негативный эффект именно вследствие того, что следы зубов на рекламном рисунке приводили к неприятным эмоциям у испытуемых. Из видеоклипов, рекламирующих зубную пасту, большинство испытуемых резко негативно оценили фильм (видеоролик), в котором сюжет был основан на демонстрации больных зубов и кровоточащих десен, и, напротив, позитивную оценку получил сюжет, вызывающий спокойные эмоции.
Замечено, что в ряде случаев рекламное сообщение строится на смягчении или подавлении чувства вины, испытываемого потребителями при покупке некоторых товаров, например сигарет, алкогольных напитков, кондитерских изделий. Это чувство вины за нанесение ущерба своему здоровью, нарушение гигиенических правил и др. «Вина» потребителей конфет была смягчена, например, тем, что стали рекламировать маленькие или плиточные шоколадки, которые можно есть по кусочку, не нарушая их вида. В рекламе отечественных сигарет постоянно делаются экскурсы в далекое или недалекое детство («вкус, знакомый с детства»). Одна фирма, производящая зубную пасту, сильно преуспела, прибегнув в рекламе к смягчению чувства вины потребителей при помощи заявления, что предлагаемая паста хороша также и для тех, кто не может чистить зубы после каждой еды.
3. Поведенческий компонент рекламного воздействия. Исследование данного механизма предполагает анализ поступков человека, определяемых его покупательским поведением под воздействием рекламы. Здесь следует иметь в виду одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что потребители, как правило, не хотят признавать, что их действия в рамках покупательского поведения — это результат воздействия рекламы на их психику, воздействия в любой форме, включая даже целенаправленное программирование. Им кажется, что потребность в приобретенном товаре существовала у них задолго до того, как они о нем узнали из рекламы.
Очень редко покупатели признаются самим себе или другим людям в том, что их фактически «проэксплуатировали», навязав им
не существовавшую ранее потребность, и вынудили купить что-то, лишили возможности сознательного выбора. Хотя на самом деле это чистейшая правда.

Общаясь друг с другом, люди ведут себя по-разному. Один держится с достоинством, по всему видно, что он начальник. Невольно хочется уступить ему, согласиться с ним. Другой человек суетится, извиняется, боится, чтобы его не посчитали невежливым, невоспитанным. Первый обладает над вторым властью. Он силен, надежен. Он выглядит таким, даже если за ним никого и ничего нет. Второй психологически слаб, уступчив, его легко переубедить. Первый программирует психику второго. Ведь он уверен в том, что говорит. А говорит он очевидные, само собой разумеющиеся вещи и как бы предлагает другому сделать то же самое. Второго можно легко переубедить, если быть самоуверенным.
Люди всегда программируют друг друга. Психологически сильный человек подавляет волю психологически более слабого. Особенно сильно это проявляется в политике и в рекламе. Реклама обращается к нам и с нами так же, как это делает человек, уверенный в своих возможностях.

Реклама в целом — это не только информация, как это может показаться сначала. Реклама —
это именно психологическое программирование людей. Так к ней
и нужно относиться. В противном случае всегда будет оставаться опасность, что рано или поздно реклама начнет управлять людьми не только в экономической сфере.

Ведь в итоге люди должны купить товар, а не просто узнать о его существовании. Никто не станет тратить огромные деньги только на то, чтобы сообщить о появлении нового товара, не надеясь, что его обязательно купят.
В конечном счете влияние рекламы на покупательское поведение означает ее влияние на принятие потребителем решения о покупке.
Алгоритм принятия решения о покупке включает в себя следующие факторы:
q воздействие внешней среды покупателя (формирует мотивы покупки): объективная необходимость покупки; социальная среда; культурная среда; субъективные факторы;
q воздействие внутренней среды покупателя (реагирует на мотивы): реакция на мотивы; осознание потребности покупки и получение информации о товарах; появление интереса к товару; оценка товара и собственных возможностей; принятие решения о покупке; поиск товара; покупка.

Вопросы по теме занятия:
1. Что такое реклама?
2. Какие факторы влияют на восприятие и переработку рекламной информации?
3. Какую роль в восприятии рекламы играют познавательные процессы и эмоции?
4. В чем суть покупательского поведения?
Информ-дайджест
Реклама и эмоции
Вред, наносимый здоровью населения нашей страны никотином, усугубляется особенностями экологической обстановки после аварии на Чернобыльской АЭС. Радиационный фон усиливает пагубное влияние табака на организм, повышая таким образом риск онкологических, сердечно-сосудистых и легочных заболеваний. У курящих в 2,5 раза увеличивается риск приобретения сердечно-сосудистых заболеваний.

Никотин стимулирует выброс
в организм гормона тревоги
и повышает способность тромбоцитов к склеиванию. Кроме того, во время курения в организме поглощается кислород. Никотин обладает четырьмя характеристиками наркотика — зависимостью, необходимостью в увеличении дозы, абстинентным синдромом
и токсическим действием.

Тревожным фактором является распространение табакокурения среди профессиональных групп, которые «являются моделью для остальной части населения», — среди врачей и учителей. Так, например, 28 % медицинских работников курят.
Исследования показали, что решение людей курить напрямую зависит от влияния рекламы табачных изделий. Реклама сигарет отождествляется молодыми людьми с престижем и благополучием, «американским» стилем жизни и оказывает влияние на молодое поколение, наиболее уязвимую часть общества, с еще не сформировавшейся психикой. Табачные фирмы «продают болезни и смерть под ореолом свободы, лидерства и успеха».
Некоторые производители табака отказываются от прямой рекламы табачных изделий, а используют различные виды скрытой рекламы — так называемые акции по стимулированию покупки сигарет для взрослых, в ходе которых их потенциальным покупателям предлагаются всевозможные призы. Тщательно организованные и хорошо финансируемые мероприятия по рекламе табачных изделий содействуют росту потребления табака, возбуждают интерес, азарт, привлекают внимание к продаже табачных изделий.

Следует отметить, что самая большая проблема для человека, бросающего курить, —
это необходимость ломки стереотипов. Только 25 % курящих людей имеют физическую зависимость от табака, остальные 75 % курильщиков, по данным специалистов, могут отказаться
от табакокурения, решив для себя психологическую проблему мотивации вредной привычки.
Занятие 7. Реклама курения
Специалисты в области рекламы оперируют множеством необходимых и важных приемов в деле сбыта товаров.
Основные рекламные приемы:
1. «Свидетельство звезды». Какая-либо известная личность заявляет, что он (она) постоянно пользуется этим товаром. А раз так — рекламная продукция должна быть хороша по качеству.
2. «Все как один!» Используются обороты речи, которые заставляют думать, что «все так поступают» или «пользуются этим». Покупатель не хочет оставаться в стороне.
3. «Обычный человек». В рекламе изображен рядовой человек, рекомендующий товар. Покупатель причисляет себя к таким же, как он.
4. «Радость жизни». Реклама изображает людей, пользующихся рекламируемой продукцией в счастливые моменты своей жизни. Предполагается, что если вы будете пользоваться той же продукцией, то у вас тоже наступят хорошие времена.
5. «Залог успеха». Реклама, которая изображает людей, добивающихся успеха (у девушки, в работе, в обретении друзей) во время пользования рекламируемым товаром. Заставляет покупателя думать, что и он может добиться успеха.
6. «Подтасовка». Реклама дает одностороннюю характеристику товара, освещая только его достоинства.
7. «Статистика». Сообщаются впечатляющие для покупателя цифры.
8. «Перенос». Товар продает симпатичный(ая), хорошо одетый(ая) мужчина или женщина. У покупателя возникает ассоциация между продуктом и привлекательным образом человека, и это наталкивает его на мысль, что он станет таким же, если купит этот товар.
9. «Юмор». Люди склонны помнить «смешные» ролики.
10. «Воздействие на органы чувств». Звуки, яркие краски создают иллюзию того, что ты можешь попробовать, потрогать рекламируемый товар.
11. «Словесный блеск». Объявление изобилует словами «лучший», «великолепный», «удивительный» и т.д. Покупатель забрасывается прилагательными в превосходной степени.
12. «Забота об общем благе». Реклама подается как факт озабоченности существующими социальными и экологическими проблемами.
13. «Мнение вместо фактов». Утверждения, в которых мнение представлено как факт.

Вопросы по теме занятия:
1. С какими приемами рекламы товара вы чаще всего встречались?
2. Используя приведенные выше приемы, инсценируйте рекламу какого-либо товара или услуги.
Информ-дайджест
Реклама и закон
В настоящее время распространенность курения среди населения нашей страны составляет 45—47%. Основной возрастной контингент курильщиков — от 15 до 24 лет (70% курящих) и от 23 до 34 лет (52% курящих). В возрасте 25—35 лет курит 7% женщин. Среди учащихся школ от 30 до 40% курящих. Неуклонно растет процент курящих среди женщин и детей.
Многочисленные исследования доказали, что решение людей курить во многом формируется под влиянием рекламы и агрессивного маркетинга, проводимого табачными предприятиями.
Какие рекламные средства могут использовать производители табачной продукции? На улицах, станциях метро, вдоль автомобильных трасс размещаются рекламные щиты и стенды фирм-производителей табачных изделий, используются средства «малой информации» — листовки, полиэтиленовые пакеты, элементы оформления торговых точек. При рекламе товаров широкого потребления «эксплуатируются» названия или торговые марки табачной и алкогольной продукции. Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения, дети и подростки хорошо знакомы с образностью и стилистикой различных марок сигарет, которые четко ассоциируются у молодых людей именно с сигаретами и ни с чем иным, так как в результате предшествующих рекламных кампаний был создан и закрепился устойчивый имидж, мгновенно ассоциирующийся с данными знаками.
Имеют распространение акции по стимулированию продаж табачных изделий для взрослых с информированием о них в эфире популярных среди молодежи радиостанций. Участникам таких акций предлагают различные варианты вознаграждений по результатам розыгрышей, которые проводятся на крупных городских рынках и в супермаркетах. Такие хорошо спланированные и финансируемые мероприятия способствуют пополнению рядов курильщиков, привлекают внимание и интерес к продаже и потреблению табачных изделий. Кроме того, подобные акции могут быть расценены как призыв к курению.
Между тем, по данным социологических исследований влияния рекламы на молодежь, рекламные щиты фирм-производителей табачной продукции воспринимаются опрошенными как реклама потребления табака и расцениваются как средство приобщения к курению.
Учитывая сказанное, с целью снижения уровня потребления табака, уменьшения частоты заболеваний, связанных с курением, и формирования здорового образа жизни населения, необходимо совершенствовать законодательство в области рекламы табачной продукции.
Во многих странах предпринимаются меры по ограничению курения и рекламы табачных изделий. Так, например, Министерство здравоохранения России вышло с предложением, обязывающим производителей сигарет давать информацию о содержании вредных для здоровья веществ — смол и никотина. Надпись о вреде курения должна занимать не менее 25% площади большей стороны упаковки. Запрещается продажа табачных изделий в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта, при этом расстояние от них до торговых точек должно быть не менее 100 м. Готовится положение об экспертизе технической документации и государственной регистрации табачной продукции, о создании головного испытательного центра и организации федеральной лаборатории качества и безопасности табачных изделий.
В нашей стране запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним. Готовится законопроект о запрете любой рекламы табачных изделий. В частности, предлагается не допускать демонстрацию процессов курения с указанием торговых марок рекламируемых табачных изделий, изображений или звуковых текстов, призывающих к употреблению табачных изделий. Предлагается запретить рекламу торговых марок, используемых для идентификации табачных изделий. Запрету также подлежит:
q предложение товаров, подарков, скидок или прав участия в любом соревновании, лотерее, конкурсе, игре покупателю табачных изделий;
q размещение наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях;
q спонсорство табачными компаниями спортивных и культурных мероприятий, а также использование других товаров и услуг для рекламы алкогольных и табачных изделий;
q изготовление и распространение любых товаров, использующих марку или название табачного или алкогольного изделия, помимо самих табачных и алкогольных изделий.
А что делать простым гражданам? Путей много, и вот некоторые из них:
q создать судебный прецедент, как поступил некурящий почтовый служащий в Голландии, и теперь работодатели обязаны обеспечить всем некурящим «бездымные» условия труда;
q участвовать в ежегодном международном конкурсе «Брось курить и… стань победителем», как это делают 28 000 россиян, и выиграть путевки на Кипр, а то и 10 000 долларов;
q можно продолжать курить. Но тогда хотя бы помнить, что каждый день 11 000 землян умирают от болезней, связанных с курением.
Занятие 8. Истоки здоровья
По-видимому, в мире нет человека, который рано или поздно не задумывался бы о своем здоровье. К сожалению, не многие из нас осознают, что улучшить здоровье и настроение, повысить работоспособность, продлить годы активной жизни поможет соблюдение простейших правил психогигиены, выполнение режима двигательной активности, правильного питания. Отчего это происходит? Прежде всего оттого, что мы с детства не приучены относиться к своему здоровью как к важнейшей социальной ценности. Как же формируется у нас отношение к своему здоровью?
Отношение человека к своему здоровью в значительной степени определяется влиянием ближайшего окружения.
Из личного опыта каждый из нас знает, что ребенок может почти не испытывать боли при лечении, когда процедура как бы не связана с неприятными или страшными, пугающими образами. Нередко впечатлительные и имеющие невысокую психолого-педагогическую грамотность взрослые, пытаясь подготовить ребенка к процедуре, связанной с болью (уколы, различные виды анализов и т.п.), своей мимикой, жестами, позой так его пугают, что незначительное болевое ощущение усиливается в несколько раз и формируется соответствующий рефлекс, что может стать основой дальнейшего негативного отношения к процедуре, а значит, лечению и, как следствие, своему здоровью.
Другая сторона формирования у ребенка отношения к своему здоровью связана с теми оценками, которые он воспринимает при общении со взрослыми, и использует как критерии определения своего собственного мнения, позиций, действий, связанных со здоровьем. Пример тому — закармливание ребенка заботливой мамой или бабушкой, когда ими активно реализуется установка: чем больше ребенок ест, тем он здоровее. А ведь полнота не означает здоровье. Как правило, здоровый ребенок только до 2—3 лет выглядит полненьким, потом он должен быть худым. Если ребенок здоров и подвижен — худобы бояться не нужно.
Психологи, которые исследовали особенности отношений детей со своими сверстниками, установили, что наименьшей популярностью пользуются как раз склонные к полноте дети. Подобное же отношение к полным детям проявляют и профессиональные воспитатели, хотя в отличие от сверстников таких детей они редко демонстрируют свое отношение в непосредственном общении. Сам полный ребенок осознает эти отношения не сразу, а обычно к 10—12 годам. Ситуация, когда ребенок начинает ненавидеть свое физическое Я, может перерасти в личную трагедию и привести к самым нежелательным последствиям. Хотя есть и немало примеров, когда недовольство своей полнотой становилось сильнейшим стимулом для работы над собой, совершенствования своей фигуры. Но это, как правило, возникает при оптимальной организации педагогического взаимодействия в системе «взрослый — ребенок».
Таким образом, отношение ребенка к здоровью включает в себя и отношение к своему физическому облику. Оценки взрослых и сверстников, направленные на отдельные части тела, внешность, существенным образом влияют на формирование самооценки ребенка и как следствие — на его психическое самочувствие. Если негативная оценка закрепляется в виде клички, то отдельный дефект внешности приобретает обобщенное звуковое выражение и начинает восприниматься окружающими как обозначение личности в целом. Такой же эффект может вызвать и просто акцент на жалостливом, опекающем отношении к ребенку.
Следует заметить, что отношение к своей внешности у мальчиков и девочек проявляется по-разному.
Ощущение счастья и состояние психологического комфорта у девочек достаточно сильно связано с их физической привлекательностью. У мальчиков такой тесной связи не обнаруживается. Для девочек отношение к здоровью как предпосылка их привлекательности гораздо более сильно мотивировано уже с раннего детства. Для мальчиков такой стимул появляется значительно позже, в период полового созревания и возникновения желания быть привлекательным для противоположного пола.
Причиной формирования определенного отношения к здоровью может стать для ребенка и сам взрослый человек. Внешняя привлекательность, рост, вес или физические недостатки родителей и учителей зачастую существенно влияют на характер общения ребенка и взрослого, а значит, и на результат этого общения. Может ли человек нездорового вида, к тому же демонстрирующий пренебрежение к себе, сформировать противоположное отношение к здоровью у ребенка? Опыт подсказывает, что вряд ли. В раннем детстве взаимосвязь отношения к своему здоровью у ребенка и воспитывающих его взрослых трудно обнаружить, но имеющиеся результаты изучения этого явления в школьном возрасте говорят в пользу данного утверждения.
Здоровье близкого человека, например матери, и особенно в дошкольном возрасте, существенно влияет на характер общения с ней ребенка, а также на здоровье самого ребенка. Известны случаи, когда заболевание родителя полностью изменяло характер общения с ним ребенка и как следствие вызывало нарушение психического развития самого ребенка. Есть семьи, в которых родители не столько больны, сколько сконцентрированы на своем недуге, что повышает тревожность любящих их детей и приводит к развитию у последних психических отклонений.

Психологи отмечают парадоксальный факт: сегодня опасно рекомендовать некоторым родителям уделять больше внимания своему ребенку. Дело в том, что значительная часть современных родителей живет в мире избыточной информации, частью которой является информация о способах обеспечения быстрого и качественного развития ребенка.

Кроме того, сегодня расширились возможности применения разнообразных форм и методов влияния на развитие ребенка. Поэтому повышенная активность во взаимодействии взрослого с ребенком иногда становится настолько же опасной, насколько опасно бывает и отсутствие такой активности. Врачи-педиатры отмечают в настоящее время резкий рост у детей таких болезней, которые ранее были присущи только взрослым, постоянно находящимся в стрессовых ситуациях. В практике работы психологов достаточно много случаев, когда ухудшение и психического, и физического здоровья ребенка связано только с тем, что взрослые таскают ребенка с собой по местам массового скопления людей, где порог стрессогенности обстановки1 явно выше детской нормы. Другие взрослые, не делая различий между собой и ребенком, подавляют его слишком обильной информацией, непосильными для него эмоциональными нагрузками. Все это не проходит бесследно, и у детей появляются такие «взрослые» болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень. Если же в семье конфликты и ребенок постоянно включен в «разборки» родителей, то у него могут появиться невротические симптомы и другие нарушения психического и физического развития.
Все то, что происходит в общении взрослого и ребенка в дошкольном возрасте, продолжает оказывать влияние на отношение к здоровью в период начала школьной жизни. На этом этапе появляются новые факторы, которые существенно изменяют отношение ребенка к своему здоровью.
Наиболее ярким, трудным, переломным и опасным в развитии ребенка школьного возраста считается подростковый период. В любой семье замечают полосы нездоровья или всплеск жалоб на здоровье у детей, достигших подросткового возраста. У относительно здоровых детей это чаще всего проявляется в виде головокружений, упадка сил, сердечных болей. Такие изменения приводят к перестройке самооценки здоровья у подростков.
Стремление подростка быть взрослым распространяется и на отношение к своему здоровью: многие подростки активно занимаются спортом, повышают внимание к своему внешнему виду. Роль взрослых в этот период сводится к оказанию помощи при освоении действий, помогающих улучшить состояние здоровья, способствующих эффективному формированию «нового тела», внешности вообще. Особое значение приобретает форма общения: прямые указания перестают действовать, так как подростки не хотят ощущать себя маленькими. Оптимальным становится так называемое нерегламентированное, личностное, доверительное общение. По форме оно может быть товарищеским или партнерским. Именно этим во многом будет определяться эффективность помощи взрослого, направленной на выработку учеником-подростком правильного отношения к своему здоровью.
У старшеклассников тема здоровья и отношения к нему все больше связывается с их жизненным самоопределением, с выбором путей профессионального становления и будущей жизни, в том числе и семейной. Профессиональное самоопределение по-разному связано с ценностью здоровья, так как одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью, а другие вообще не учитывают. В случаях жестких требований будущей профессии взрослые лишь открывают для юноши или девушки важность фактора здоровья в освоении выбранной специальности и помогают им соответствовать этим требованиям. Если выбранная специальность не предъявляет четких требований к здоровью, то задача взрослого — помочь старшекласснику осознать важность здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности. К этому возрасту многие учащиеся уже догадываются или знают, что от здоровья во многом зависит не только успешность трудовой деятельности, но и положение в коллективе, в обществе и семейное счастье.
Как же формируется отношение к своему здоровью у взрослых людей? Можно предположить, что чем старше человек, тем он чаще задумывается о своем здоровье, ставит в зависимость от него свои успехи, мечты. К сожалению, взрослые люди часто начинают всерьез относиться к здоровью лишь тогда, когда недуги дают о себе знать. Впрочем, это относится не ко всем. Условно можно выделить две противоположные группы людей: представители одной в заботе о здоровье видят основу своего существования, представители другой, рассуждая по принципу «рано или поздно все там будем», полностью снимают с себя ответственность за свое здоровье.

Вопросы по теме занятия:
1. В чем заключается социальная ценность здоровья?
2. От чего зависит наше отношение к своему здоровью?
3. Как мы оцениваем свое здоровье в подростковом периоде?
4. Почему взрослые не ценят свое здоровье? Можно ли утверждать, что человек, не ценящий свое здоровье, не будет ценить его и у других, что он нравственно ущербный?
Информ-дайджест
Нервное потрясение — лучшее средство, чтобы отказаться от курения
Европейский союз (ЕС) намерен предъявить новые требования к внешнему виду сигаретных пачек. Парламентарии хотят обязать табачные компании сопровождать свою продукцию четко и крупно напечатанным предупреждением о вреде курения. А для максимальной наглядности каждую пачку украсит соответствующая иллюстрация.
Это далеко не первая акция ЕС, визуально демонстрирующая вред курения. Во многих крупных торговых центрах европейских стран установлены прозрачные фигуры человека с сигаретой в руке: когда он закуривает, посетители видят, как дым распространяется по всему организму. Сейчас идут оживленные дебаты о полном запрете рекламы сигарет: она не только заставляет людей пристраститься к курению, но и мешает решившим бросить это занятие. Обеспокоенный состоянием здоровья своих граждан, ЕС решил начать действенную антирекламу.

Последние исследования ученых показали, что у курящих понижен уровень важного химического элемента в крови — пароксоназа, который защищает от сердечных заболеваний. Курение оказывает двойной негативный эффект:
засоряет сосуды и мешает организму справляться с проблемой
отказа от курения.

Но поскольку вид засоренных сосудов не вызывает эмоционального потрясения, ЕС решил прибегнуть к более шокирующим средствам и предложил два варианта изображений на пачке сигарет — гнилых зубов и почерневших от копоти легких.
Новый законопроект может обязать табачные компании изменить внешний вид сигаретной пачки: до 40% ее поверхности должно быть занято натуралистической иллюстрацией и предупреждениями о вреде курения (в настоящее время государства — члены ЕС требуют отводить под них хотя бы 4 %). Подписи могут быть следующего содержания: «Ежегодно полмиллиона человек в ЕС умирают от курения» или «Курение вызывает импотенцию». Непонятно, правда, как будет иллюстрироваться последняя надпись и как она соотносится с изображением разложившихся зубов.
Если законопроект примут, будут увеличен размер и улучшена четкость надписей—предупреждений о вреде курения. Также собираются запретить надписи на пачке, характеризующие сигареты как «мягкие» (mild) и «с низким содержанием смол» (low tar). «Я признаю, что это сделает пачки уродливыми, — заявил журналистам член Европейского парламента и курильщик Джулис Маатен. — Но это также сделает текст удобочитаемым, и мы уверены, что для любой торговой марки останется достаточно возможностей быть замеченной покупателем».
Производители известных табачных марок считают, что чиновникам ЕС следует быть «более здравомыслящими», поскольку их требования наносят ущерб фирменному дизайну пачки. Высказывается опасение, что излишне натуралистичные картинки станут серьезным потрясением для курильщиков и приведут к нервным расстройствам.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.