Страница 13 из 19
Тема 12. Физиология Из трех тесно взаимосвязанных жизней каждого ребенка – биологической, социальной и духовной, - последняя особенно уязвима. Наши дети не только наше будущее, но и будущее нашей страны, и нашей планеты. Поэтому заботиться о здоровье ребенка мы должны со всей тщательностью. А для этого нужны глубокие и практические знания. Детская психоневрология – наука о нервнобольном ребенке, - совсем молода, но уже успела доказать, что психическое нездоровье ребенка (впрочем, как и все остальные виды его нездоровья) начинаются в семье или даже внутри самой мамы. Кроме витаминов и борьбы с заразными заболеваниями, советов как одеть ребенка дома и на прогулке, существует окружающая ребенка среда, где мы – родители, бабушки и дедушки, родные и близкие ему люди, - являемся главными действующими лицами. Но, к сожалению, действуем не всегда правильно. Например, наивная будущая мама на седьмом месяце беременности прыгает с высокой лестницы, чтобы искусственно прервать нежелательную беременность. Прерывает. Но ребенок не погибает, но рождается с врожденным параличом рук и ног. Другая будущая мама, пытаясь избавиться от нежелательной (случайной!) беременности, буквально травила чем попало ребенка в себе. Результат – еще хуже. Случайные половые связи во время беременности могут привести к заражению плода многочисленными грозными заболеваниями, и он родится инвалидом детства или приговоренным к медленной и неизбежной смерти. Все эти примеры, так же как и выводы, которые из них необходимо сделать, вполне очевидны. Но все становится гораздо сложнее и запутаннее, когда ребенок родится. Великий русский педагог А.С. Макаренко писал, обращаясь к мужчинам: «Если вы родили ребенка, это значит на много лет вперед вы отдали ему всё направление вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина не может существовать и воспитатель». Но это в идеале. А в практической современной жизни родители вынуждены отдавать слишком много сил, времени и внимания просто усилиям физически выжить – себе и своим детям. Как быть в этой ситуации? – Тем более стремиться лучше понять, кто такой и что такое их ребенок, как правильно обучать и воспитывать его в сегодняшних экстремальных условиях. Некоторые вещи совсем очевидны. Например, хорошо известно, что дети подражают окружающим взрослым, буквально – обезьянничают. Что из этого следует? Ответ прост: окружающие взрослые должны быть примером ребенку. Если нет, то дети «унаследуют» все самое отрицательное и ужасное из поведения взрослых. Русская народная пословица учит: «С кем поведешься, от того и наберешься». Родители и близкие должны помнить, что нервная система ребенка гораздо слабее, чем у взрослых. Для родителей поссориться в присутствии ребенка – только слегка поразмяться и потешиться, а у ребенка из-за этого на всю жизнь может остаться глубокая душевная травма. Нервную систему ребенка необходимо щадить. Ведь именно она обеспечивает связь организма с внешним миром, регулирует деятельность всех внутренних органов тела. За счет ее приобретается столь необходимый жизненный опыт. Нервная система человека состоит из двух главных отделов – центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и периферической. Психическое развитие ребенка особенно интенсивно происходит в первые годы жизни. Но затем периоды ускоренного развития нервной системы ребенка случаются еще несколько раз. Такими ответственными периодами являются следующие возрасты: 2-4 года, 7-8, а также 12-16-18 лет. В эти периоды дети весьма эмоционально неустойчивы. И чтобы оставить их психически здоровыми, мы должны обращаться с ними, как с больными, – с такой же осторожностью, пониманием и любовью. В первом периоде жизни ребенка следует уделять особое внимание его склонности к играм. Во втором – прививать ему нормы правильного поведения, такта. Особенно труден период полового созревания детей. У девочек он имеет место с 11 до 15 лет, у мальчиков – с 12 до 16. В это время в их организме и психике происходят просто грандиозные изменения. И любая ошибка родителей в обращении с ними в этом возрасте может сказаться катастрофическими последствиями в их будущей взрослой жизни. В этом возрасте необходимо быть товарищем не только собственному ребенку, но и его друзьям. Функционирование организма человека рассматривается специальной наукой – физиологией. Чтобы квалифицированно помогать нашим детям в решении возникающих перед ними проблем со здоровьем, мы должны серьезно разобраться в основных законах этой науки. Литература: 1. Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. – М., 1975. 2. Александрова В.А. Закаливание, массаж, гимнастика / В. А. Александрова, Ф. Н. Рябчук, М. А. Красновская. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. – 126, [1] c . ISBN 5-699-01988- X (в обл.) Шифры в РГБ: 2 03-14/479-2 и 2 03-14/480-6 3. Антропов М.В. Гигиена детей и подростков. – М., 1982. 4. Баршай В.М. Активные игры для детей: Учеб. пособие В.М. Баршай. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 319 с. ил., 21 см. - (Серия «Мир вашего ребенка»). - На обл. авт. не указан. - Библиогр.: с. 308-309. - ISBN 5-222-02117 -3 Шифры в РГБ: 3 02-2/124-1 и 3 02-2/125-X 5. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома / В.М. Баршай. - Ростов н / Д: Феникс, 2001. - 246, [2] с. ил., 20 см. - (Серия "Мир вашего ребенка"). - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 5-222-01664-1 Тема: Общеобразовательная школа - Российская Федерация. - Методика преподавания предметов. - Физическая культура. Шифры в РГБ: 3 01-30/57-0 6. Валявский А.С. Оздоравливающие учебные игры: Информация к действию для практич. родителей А. С. Валявский, А. С. Яковис. - СПб.: ТЕССА, 2001._- , 20 см. - (Практическая педагогика в играх). Физическое воспитание. Нет шифра. 7. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие. – М., 1993. 8. Галанов А.С. Игры, которые лечат: Для детей от 1 года до 3 лет А. С. Галанов. - М.: Творч. центр Сфера, 2001. - 93, [1] с. ил., 20 см. -Библиогр.: с. 92. - ISBN 5-89144-170-5 Семейное воспитание. - Российская Федерация. - Детские игры, игрушки и развлечения. Шифр в РГБ: 3 01-13/135-2 9. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. А.С. Галанов. – М.: Аркти, 2002. – 60, [3] с., табл., 22 см. – ISBN 5-89415-090-6 10. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Методическое пособие. – М., 1987 11. Громбах С.М. Принципы гигиенического нормирования в воспитании детей дошкольного возраста // Вестник АМН СССР. – 1979. - №10. 12. Доскин В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. –М.: Просвещение, 2002. - 108, [2] с. ил., табл. 22 см. - (Из детства в отрочество). - Голубева. - М.: Просвещение, 2002. - 108, [2] с. ил., табл. 22 см. 13. Здоровый ребенок: Пособие для родителей. Союз педиатров России, Междунар. Фонд охраны здоровья матери и ребенка; Под ред. А. А. Баранова, Б. С. Каганова. – М.: Дет. доктор, 2002. (ООО Гремма - 320 с. цв. ил., табл. 20 см. - ISBN 5-94940-001-1 (в обл.) 14. Калюжная Р.А. Школьная медицина. – М., 1997. 15. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: Метод. рук. для родителей и воспитателей. В. В. Кантан. – СПб.: КОРОНА принт, 2001. - 270, [2] с. ил., табл., 24 см. - (От 0 и старше). - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-7931-0140-3. Физическое воспитание дошкольников. Шифр в РГБ: 3 01-54/168-8 16. Семейная медицина в современных условиях: (Посвящается 25-летию Мед. ин-та Чуваш. гос. ун-та им. И. Н. Ульянова): Материалы Науч.-практ. конф. Приволж. федер. округа, 16 мая 2002 г. [Редкол.: Л. П. Кураков и др.]. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. госуниверситета, 2002. - 255 с. ил., табл. 20 см. - В надзаг.: ФГОУ ВПО "Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова", Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания Рос. акад. образования, М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации, М-во здравоохранения Чуваш. Респ. Шифры в РГБ: 2 02-31/378-9 и 2 02-31/379-7 17. Семенова Л. Медико-педагогические советы матери по воспитанию детей / В помощь лектору/. Библиогр. С. 20. – 20 см. – 500 экз. Шифр в РГБ М 76-11/ 2168 М 76-11/ 2169. 18. У вас растет ребенок: (Методич. Рекомендации настоящим и будущим родителям, педиатрам, студентам педиатрич. Фак. Мединститутов / Приморский краевой центр здоровья; [Составитель Т.Н. Лопатина]. – Владивосток: Упр. Печати и массовой информации, 1991. – 238 , [2] с.: ил.; - 20 см. – Библиогр.: с. 239. – Б.ц. 75 000 экз. Шифры в РГБ: 2 92-18 / 280-5 и 2 92-18 / 281-3. 19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: Пособие для воспитателей дет. Сада и родителей. – М., 1997. – 125 с. 20. Федоров Ю.А. Гигиенические средства для ухода за полостью рта. – М., 1994.
|