Страница 9 из 19
Тема 8. Школа Долгие годы – целых одиннадцать лет! – ребенок на большое число часов ежедневно уходит из дома. Куда? В школу. Зачем? Предполагается, что именно там работают высококвалифицированные специалисты, которые, в отличие от нас – не профессионалов – смогут как следует разобраться с нашими детьми, обучить необходимому, воспитать как надо, подготовить к жизни. Но так ли это? В прошлое ушло то время, когда советское правительство за 15 лет честной учительской работы выдавала один орден, за 25 – другой, более почетный. Теперь учительский труд – такой же частный «бизнес», как работа в любой частной фирме или в государственной конторе. Учительский труд – увы! – перестал быть «делом чести, доблести и геройства»: хочешь, занимайся, не хочешь – не занимайся им. Так откуда же берется эта уверенность родителей, что школа, куда они отвели своего ребенка – должна, обязана превратить его в достойных людей. Якобы, родители не должны и не обязаны. А вот учителя, у которых и зарплата меньше, чем у людей множества других профессий, и забот больше, чем у всех других людей, - почему-то должны, как в добрые старые времена, воспитывать замечательных людей и специалистов. Наверно, здесь «работает» какой-то устаревший стереотип, который постепенно уйдет. Ясно одно: Родителям полезно разобраться, что такое школа. Чего от нее можно ждать, а чего ждать напрасно. И, самое главное, четко понять, как и чем они могут помочь школе в ее попытке чему-то обучить и как-то воспитать наших детей. Возможно, рекомендуемая литература поможет родителям разобраться в этих сложных вопросах. Литература: 1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М.,1990. 2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. – 2-е изд. Испр. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 448 с.; 20 см. Шифры в РГБ: 2 85-51/45-3 и 2 85-51/46-1 3. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? – М., 1993. 4. Байкова В.Г., сост. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей [В.Г. Байкова и др.]; Под общ. ред. А. Н. Гаранского. 2003. Шифры в РГБ: 2 03-12/3-8 и 2 03-12/4-6 5. Безруких М.М. Все цвета, кроме черного: Кн. для родителей. –М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. - М.: Вентана-Граф, 2002. (ГУП Смол. полигр. комб. - 31, [1] с. 20 см. - ( В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами / М-во образования Рос. Федерации). - ISBN 5-9252-0358-5 (в обл.) 6. Вершки и корешки: [Для мл. шк. Возраста] [Худож. Н. Гриченкова]. 2003. Шифр в РГБ: 10 03-7/171-5 7. Взгляд из детства /ОУ гимназия № 1; [Сост.: Борщева Н. В. и др.]. - Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2001. - 30, [1] с. ил., табл., 20 см. Общеобразовательная школа. - Российская Федерация. – Воспитание. Шифр в РГБ: 3 01-19/404-9 8. Волков Б.С. Подготовить ребенка к школе как?: Советы психолога: Ситуации. Упражнения. Диагностика Б. С. Волков, Н. В. Волкова М., 2002. - 135, [1] с. ил., табл. 21 см - Библиогр.: с. 130-131. - ISBN 5-96478-006-9 9. Гаврина С.Е. Большая энциклопедия подготовки к школе / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина; [Худож.: А. Банных, С. Горелова]. М.: ОЛМА-ПРЕСС: Библиотека Ильи Резника, 2003. –302 с. цв. ил. 29 см. ISBN 5-310-00026-7 Шифр в РГБ: 3 03-14/45-3 10. Гаврилива С. В. Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу? / С. В. Гаврилива. - М.: Эгмонт Россия, 2002.- 27 см. - (Завтра в школу). - На обл. авт. не указан. 11. Гарифуллин Ш.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практ. рук. для педагогов и родителей Р. Р. Гарифуллин. - М.: Твор. центр Сфера, 2002. - 63, [1] c. портр. 20 см. - (Серия "Практическая психология"). - ISBN 5-89144-285-X 12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996. 13. Демакова И.Д. Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 133-146. 14. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1-11 классах. – М., 1998. – 48 с. 15. Дидактика средней школы / Под. Ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – 319 с. 16. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. 17. Ермакова Е.Ю. Воспитание альтруизма и нравственности у школьников (к программе воспитания человечности) // Воспитать человека. - М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 220-231. 18. Ермакова Е.Ю. Практические и организационно-методические основы воспитания альтруизма и нравственности в общеобразовательной школе // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 244-250. 19. Ермакова Е.Ю. Воспитание альтруизма и нравственности у школьников (к программе воспитания человечности) // Воспитать человека. - М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 220-231. 20. Завтра в школу: [Пособие для подгот. детей к шк.] [Худож. В. Трубицын и др.]. - Екатеринбург: ЛитУр.; М.: ЭКСМО, 2002. - 230, [1] с. цв. ил.,26 см. - В содерж.: Домашний букварь: учимся читать/ Н. Жукова. Веселая арифметика: учимся считать/ В. Волина. Звукарик: учимся писать/ А. Ундзенкова, Л. Колтыгина. - На обл. в подзаг.: Подарок дошкольнику. - ISBN 5-89396-120-X Шифр в РГБ: 3 02-37/36-2 21. Заикин М.С. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе / М. С. Заикин, Е. И. Синицына. - М.: Лист Нью [и др.], 2001. - 255 с. ил., 25 см. - (Учимся и играем: АБВ). - На обл. авт. не указаны. - На тит. л. в вых. дан.: Лист Нью, Вече, КАРО. - ISBN 5-7871-0127-8. Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Шифр в РГБ: 3 01-33/176-7 22. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989. 23. Игры, ребусы, загадки для школьников: Попул. пособие для родителей и педагогов: 4-8 кл. Линго Т. И. - Ярославль: Акад. развития [и др.], 2001. - 190, [1] с. ил., 20 см. - (Потехе - час). - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-9285-0135-8 Внеучебная работа. - Игры. Развлечения. Шифр в РГБ: 3 01-11/471-9 24. Как помочь ребенку учиться легко и с удовольствием: [Более 200 игр и упражнений]. Л. Я. Береславский. - М.: АСТ: Астрель, 2001. - 155, [2] с. цв. ил.,22 см - На пер. авт. не указан. - ISBN 5-17-004692-8 (АСТ) Теория обучения в дошкольном возрасте. Шифр в РГБ: 3 01-15/76-2 25. Калюжная Р.А. Школьная медицина. – М., 1997. 26. Капаева В.С. Работа общественных организаций родителей в образовательных учреждениях России // Воспитать человека. – М.: Вента-Графф, 2002. – с. 365-376. 27. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980. 28. Караковский В.А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 264-269. 29. Караковский В.А. Три реальности школьного воспитания // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 231- 239. 30. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1991. 31. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике: Метод. пособие для родителей и воспитателей. В. А. Козлова. - М.: Шк. Пресса, 2002. - 111, [1] с. ил. 24 см - ISBN 5-9219-0175-X Шифр в РГБ: 3 02-37/61-3 32. Колпакова М.Ю. Отцы и дети: от диалога к единству // Воспитание школьников. - №5, 2001. – С. 9 – 11. 33. Корсунская Э. А. , сост. Не говори ребенку - ты плохой: О воспитании ребенка для педагогов и родителей: По опубл. и неопубл. работам Б. Д. Корсунской и воспоминаниям о ней. [Рос. акад. образования. Ин-т коррекц. педагогики; Авт.-сост. Э. А. Корсунская]. - М.: Классикс Стиль, 2003. (Иван. обл. тип) - 95 с. ил., портр. 22 см.. - ( Книжная полка учителя). - Список трудов Б. Д. Корсунской: с. 85-86. - ISBN 5-94603-029-9 (в обл.) Шифр в РГБ: 3 02-60/325-5 34. Крафт А., Лэндрей Г. Родители как психотерапевты: Прислушаться к игре своего ребенка. Пер. с англ. – М.: 2000. – 196 с. 35. Куманова, Надежда Владимировна. Как научить Вашего ребенка писать сочинения: [Пособие для учителей, родителей и старшеклассников]: 10-11 кл. Н.В. Куманова. - [М.]: Грамотей, 2002. - 123 с. табл. 21 см. - ISBN 5-89769-057-Х Шифр в РГБ: 3 02-33/504-8 36. Латышина, Д.И. , сост. А. С. Макаренко о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов пед. вузов. [Сост. Д. И. Латышина]. - М.: Школ. Пресса, 2003. (ГУП Чехов. полигр. комб.) - 190 с. - (Золотой фонд педагогики) - (Воспитание школьников. Библиотека журнала Вып. 35). - ISBN 5-9219-0227-6 (в обл.) Аннот.: В книгу включены материалы об основных положениях педагогической теории А.С. Макаренко, а также публицистические произведения, посвященные школьному и семейному воспитанию. Для педагогов, родителей и студентов педагогических учебных заведений. Шифр в РГБ:3 03-1/324-2 37. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1998. 38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с. 39. Максимова С.В. Творческая нереализованность как источник школьной дезадаптации Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 Ин-т дошк. образования и семейного воспитания Рос. Акад. Образования. - М., 2001. - 30 с. Тема: Педагогическая психология. Нет шифра. 40. Маленкова Л.И. Воспитание: взаимодействие с семьей школьника // Домашнее воспитание. - №1, 2001. – С. 10-16. 41. Маленкова Л.И. В чем смысл педагогического взаимодействия школы и семьи // Домашнее воспитание. - №4, 1999. – С. 3-7. 42. Мартышин В.С. Твоя родословная. Методическое пособие для учителя. – М., 2000. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 11). 43. Маслевская Р.П. Интегративный подход в формировании образовательного пространства лицея // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 239-244. 44. Матейчек, З. Родители и дети: Книга для учителя. – М., 1992. – 318 с. 45. Математика в начальной школе: 1-4 кл. Вместе с родителями [Григорян Н. В.]. - СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 141, [2] с. ил., 26 см. - (Золотая коллекция начальной школы). - На обл. в подзаг.: Шк. программа вместе с родителями. - ISBN 5-7654-1374-9 Шифр в РГБ: 3 01-17/156-3 46. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов Автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 Ин-т дошк. образования и семейного воспитания Рос. акад. Образования. - М., 2001. - 24 с. Тема: Педагогическая психология. Нет шифра. 47. Медведева, И.Я., Шишова, Т.Л. «Новые дети»: Кн. для родителей и педагогов. – М., 2000. – 221 с. 48. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. №90 / 30-16 // Воспитать человека. – М.: Вента-Графф, 2002. – с. 352-358. 49. Методические рекомендации Минобраз ования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-16. // Воспитать человека. – М., 2002. – С. 352-358. 50. Методические рекомендации Минобразования России по организации деятельности классного руководителя в образовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 21. Об.2001 г. № 480 / 30-16 // Воспитать человека. – М.: Вента-Графф, 2002. – с. 330-336. 51. Острогорский А.Н. Об отношении семьи к школе. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 22.. – СПб., 1900. 52. Рачинский С.А. Сельская школа. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с. 53. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая поддержка школьника в процессе его образования как основа личностно-ориентированного образования // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 147-150. 54. Созонов В.П. О плане и планировании воспитательной работы в классе // Воспитать человека. - М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 260-264. 55. Спицын Н. Учитель идет на собрание … в семью //Домашнее воспитание. №1, 2001. – С. 16-21. 56. Станеки-Козвоски М., Фелленц-Усами Д., Хейнс У. Мой мир и я: Путь любви: Пособие для учителя. / Под ред. Битинаса, Б.П. – М., 1994. – 231 с. 57. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. – М., 1986. 58. Учебно-методические разработки по подготовке школьников к семейной жизни: Материалы для проведения эксперим. занятий в 9-ом кл. общеобразоват. шк. / М-во просвещения СССР, Гл. упр. шк. Ч. 2 / [Подгот. И. В. Гребенниковым и др.] Ч. 2 / [Подгот. И. В. Гребенниковым и др.] - М.: Б. и., 1982. - 60 с. - Б. ц. Шифры в РГБ: B 83-8/38 и B 83-8/40 59. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1996. 60.Щуркова Н.Е. Классное руководство в культурологической концепции воспитания // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 256-260. 61. Щуркова Н.Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 98-112. 62. Это полезно знать родителям первоклассника / Асфандияров Р. И., Батыршина И. Ф., Савищев А. В., Синева Н. М. - Астрахань: Волга, 2001. - 63 с., 20 см - Библиогр.: с. 62-63. Подготовка детей дошкольного возраста к школе Шифр в РГБ: 3 01-40/485-5
|