Психодиагностика психолога в школе -
Психодиагностика познавательных особенностей детей
|
Теоретическое обоснование. Одним из наиболее распространенных в практике исследования всех видов мышления является метод "Исключение лишнего". С помощью этого метода можно убедительно показать особенности аналитической и синтезирующей деятельности мозга. Так, если испытуемым предъявить несколько названий рек России: Волга, Лена, Ангара, Иртыш, Обь — и попросить "выбросить" одно лишнее название, то чаще всего испытуемые исключают слово "Волга", поскольку все остальные реки находятся на территории Сибири. Иногда появляется ответ "Иртыш" (все остальные названия женского рода), иногда — "Ангара" (является притоком). По степени обобщенности признаков ответ "Волга" наиболее правилен.
|
|
Психодиагностика психолога в школе -
Психодиагностика познавательных особенностей детей
|
Теоретическое обоснование. Наглядно-действенное мышление относится в онтогенезе к допонятийному, наиболее раннему виду мышления, так как мысль выражается прежде всего в действии, в различных конкретных операциях, ведущих к достижению цели. Наглядно-действенное мышление обладает всеми общими признаками мышления: оно целенаправлено, планируемо, обладает собственной структурой действий, обусловлено различными мотивами. В онтогенезе этот вид мышления преобладает у ребенка до 2—3 лет, у взрослого человека сохраняет свое значение, но находится под мощным влиянием понятийного мышления, более абстрактного и знакового. Наглядно-действенное мышление называют также конструкторским, ручным, принимая во внимание его самый важный исполнительный орган — руки, прежде всего правую руку.
|
Психодиагностика психолога в школе -
Психодиагностика познавательных особенностей детей
|
Теоретическое обоснование. Опосредствованная и непосредственная память — виды памяти, различающиеся по критерию использования вспомогательных средств в процессе запоминания. Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на какие-либо вспомогательные опосредствующие приемы. Опосредствованное запоминание предполагает использование определенных, более или менее развернутых приемов, средств. Говоря о непосредственном запоминании, следует иметь в виду, что и оно не обходится без специальных «внутренних» средств, которые трудно выделить путем наблюдения или интроспективно.
|
|
Психодиагностика психолога в школе -
Психодиагностика познавательных особенностей детей
|
Теоретическое обоснование. Выбор метода изучения произвольного внимания определяется задачами исследования. Общим принципом проведения эксперимента является создание такой лабораторной ситуации, при которой испытуемому необходимо приложить усилия для поддержания направленности и сосредоточенности психической активности. Это достигается путем варьирования уровней сложности стимулов, способов их предъявления, а также в результате учета состояний испытуемого.
|
Психодиагностика психолога в школе -
Психодиагностика познавательных особенностей детей
|
Теоретическое обоснование. Непроизвольное запоминание — процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание — продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детермированный особенностями деятельности субъекта. Необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Как показали исследования П.И. Зинченко, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал.
|
|
|
|
<< Первая < Предыдущая 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 Следующая > Последняя >>
|
Страница 786 из 874 |