На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Условия педагогического долголетия - Профилактика преждевременного старения и факторов, снижающих педагогическое долголетие
Условия педагогического долголетия - Профилактика преждевременного старения и факторов, снижающих педагогическое долголетие
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Условия педагогического долголетия
Факторы, влияющие на процесс снижения педагогического долголетия
Профилактика преждевременного старения и факторов, снижающих педагогическое долголетие
Все страницы

 

Профилактика преждевременного старения и факторов, снижающих педагогическое долголетие

Продление профессиональной жизни обуславливается сочетанием социальной жизни человека, его биологических и физиологических особенностей, личного поведения. Решающая роль в этом комплексе принадлежит социально-экономическим факторам. Без улучшения экономических условий жизни людей невозможно их долголетие.
Долголетие - высшее человеческое благо. Долголетие характеризуется естественной старостью, которая наступает медленно и нормально и характеризуется сохранением умственных и физических сил, известной работоспособностью и интересом ко всем явлениям общественной жизни. Старение - сложный процесс, зависящий от многих условий жизни. Предупредить преждевременную старость одним каким-либо воздействием, одним каким-то фактором нельзя. Необходима деятельность педагога с оптимальной напряженностью в пределах функциональных возможностей организма, которая тормозит геронтогенез, считает В.Г. Нестерова (1964). Систематизация и градация факторов может ускорять, так и замедлять геронтогенез и содействовать педагогическому долголетию. Стадии индивидуальной жизни характеризуются специфическими требованиями со стороны окружающей социальной среды, преодоление индивидом каждой временной вехи на жизненном пути, приводит к соответствующим психологическим перестройкам в структуре личности (Недашковская М.А., 1990).
Если исходить из сущности и содержания профессии педагога, можно выделить три основных личностных черты, способствующих профессиональному долголетию:
• интерес к жизни - условие работы с детством, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, которое дается человеку в качестве великого дара природы;
• интерес к человеку как к таковому. Если педагогу интересен человек как таковой, решается ряд проблем, которые помогают ему обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте;
• интерес к культуре означает не только собственное ознакомление с фактами развивающейся мировой культуры, но и формирует пристальное внимание к культуре. Одно из самых сильных противоречий педагога состоит в том, что педагог является представителем вчерашней культуре и ему же приходится выступать в роли представителя сегодняшней культуры.
Выявленные личностные качества профессионально ценны, они обладают одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы, являются профилактикой преждевременной старости. Профессиональное долголетие в напряженных условиях педагогической деятельности зависти от ряда факторов:
• индивидуальные факторы включают: возраст, пол, уровень образовании, семейное положение, стаж работы; личностные особенности: выносливость, самооценку, нейротизм, экстраверсию.
• к организационным факторам относятся: условия работы, перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня. Содержание труда включает: число учащихся в классе, остроту их проблем, глубину контакта педагога с классом, взаимоотношения в коллективе, отношения педагогов к объектам труда.
• социально-психологические факторы обусловлены спецификой самой деятельности, которая часто сталкивается с апатией учеников и неблагоприятной атмосферой в классе.
Условиями рациональной профилактики преждевременной старости являются:
• труд как физический, так и умственный;
• физическая культура;
• целесообразный режим работы и отдыха;
• периодически изменять режим работы;
• регулярный, активный отдых со сменой обстановки;
• рациональное питание, соответствующее возрастным физиологическим изменениям в организме человека;
• гигиеническая среда - личная, бытовая, жилищная, коммунальная, промышленная;
• воспитание и самовоспитание педагога.
Коррекцией факторов, снижающих профессиональное долголетие и профилактикой преждевременного старения может служить:
• непрерывное психолого-педагогическое образование педагога;
• система поощрений, акцент должен быть сделан на том, чтобы дело стало более значимым для исполнителей;
• саморегуляция деятельности, когда педагог сталкивается с новой, необычной для него проблемой, которая не имеет однозначного решения.
• психокоррекция, для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека, с целью улучшения адаптации педагога к жизненным ситуациям; для снятия внешних и внутренних напряжений с которыми сталкивается педагог.

Литература
1. Алешина Е.С., Клецина И.С. Повышение социально-психологической компетентности как фактор формирования педагогических способностей // Психология учителя. - М., 1989.
2. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. - Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1945.
3. Балуев СИ. О старении и долголетии. - М.: Знание, 1961.
4. Барышникова И.В. Теоретические аспекты исследования духовного компонента в структуре Я-концепции личности // Методологические и теоретические аспекты формирования и развития личности. – М.: Институт молодежи, 1998. – С. 43-48.
5. Батищев Г.С. Человек, деятельность, творчество, стиль мышления. – Симферополь, 1987.
6. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников. // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1987.
7. Борисова Е.М., Логинова Г.Б. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991.
8. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена профессионального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. ‒ С. 57‒63.
9. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
10. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
11. Видт И.Е. Общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности: Автореф.дисс…. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1995.
12. Волкова Т.Н. Социальные и психологические проблемы старости. // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 118–127.
13. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6-ти тт. – Т.1. – М., 1982..
14. Гармонический человек: Из истории идей о гармонически развитой личности // «2х2» – 2000. – 10-16 янв.
15. Гильбух Ю.З. Психодиагностическая функция учителя: пути реализации // Вопросы психологии. – 1989. – № 3. – С. 80–88.
16. Гусев С.Е. Анализ педагогической профессии и подготовка педагогов // Просвещение. – 1927. – № 8. ‒ С. 111‒120.
17. Гуща Н.В. Профессиональное развитие педагога в структуре системы обеспечения непрерывности педагогических инноваций: Автореф.дисс. ... канд. психол. наук. – Казань, 2001.
18. Ермолаева Л.И. Психотерапия личного самочувствия.. – М.: ИПКиПРНО МО, 1993.
19. Зеер Э.Ф. Профессионально-педагогическая направленность как системообразующий фактор становления личности студента // Формирование профессионально-педагогической направленности личности инженера-педагога. – Свердловск, 1987. – С. 3–16.
20. Карцева Т.Б. Понятие жизненного события и психология // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. – М.: Наука, 1990.
21. Киселева Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2002.
22. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., Воронеж: НПО МО-ДЭК, 1996.
23. Лес и долголетие человека / Под ред. В.Г. Нестерова. – М., 1964.
24. Личность, семья, школа / Под ред. С.Г. Вершловского. – СПб., 2000.
25. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 2001.
26. Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
27. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996.
28. Мельников В.И. Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Новосибирск, 2000.
29. Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и образование. ‒ 1999. ‒ № 3‒4, с. 5‒19.
30. Моделирование педагогической ситуации / Под. ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М., 1981.
31. Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Киев, 1990.
32. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. ‒ С. 116-127.
33. Обуховский К.А. Психология образа деятельности: Автореф. дисс. … канд. психол. н. – Минск, 2000.
34. Панова Н.В. Влияние индивидуального стиля педагогической деятельности на смысложизненные ценности и профессиональное долголетие педагога // 4-я Всероссийская научно-практическая конференция Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. – Челябинск, 2005. – С. 235–237.
35. Панова Н.В. Педагогическое долголетие. – СПб.: СПбАППО, 2007.
36. Позднякова Л.Р. Повышение квалификации учителя в процессе овладения личностно-ориентированной образовательной технологией: Автореф. дисс. … канд. пед.наук. – Ростов-на-Дону, 1999.
37. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ Сферы, 1997.
38. Протасова И.А. Социально-педагогические условия формирования теоретической готовности учителя к инновационной деятельности: Автореф. дисc… канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1999.
39. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розель С.В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2003.
40. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Вып. 2. – М.: Деловое содействие, 1995.
41. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и принципиальные вопросы психологической теории // Тезисы докладов на первой съезде общества психологов. Вып. 3. – М., 1959. – С. 316.
42. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М.: Прометей, 1993.
43. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. – 2002. – № 4. – С. 17–20.
44. Улыбина Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. – Ставрополь, 1993. – Разд. 2. – С. 75–76.
45. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под ред. С.Г. Вершловского. – СПб. СПбГУПМ,, 1994.
46. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Собр. соч. в 11 тт. / Сост. В.Я. Струминский. - М., Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948-1952. – Т.1.
47. Филиппов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Производственная социология, психология и педагогика. – М.: Высшая школа, 1989.
48. Фонарев Д.А. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. – 2004. ‒ № 6. – C. 72‒76.
49. Хаббард Л. Рон. Проблемы работы. – М.: Республика, 1994.
50. Чикин С.Я. Путь к долголетию. – М.: Знание, 1986.
51. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. – 2004. ‒ № 6. ‒ С. 18‒34.
Источник: Интегративная психология жизненного пути: Е.Ю. Коржова, Т.Д. Василенко, Е.К. Веселова и др. / Под ред. Е.Ю. Коржовой. – СПб.: Стикс 2016. ‒ 232 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.