Страница 3 из 3
Профилактика преждевременного старения и факторов, снижающих педагогическое долголетие
Продление профессиональной жизни обуславливается сочетанием социальной жизни человека, его биологических и физиологических особенностей, личного поведения. Решающая роль в этом комплексе принадлежит социально-экономическим факторам. Без улучшения экономических условий жизни людей невозможно их долголетие. Долголетие - высшее человеческое благо. Долголетие характеризуется естественной старостью, которая наступает медленно и нормально и характеризуется сохранением умственных и физических сил, известной работоспособностью и интересом ко всем явлениям общественной жизни. Старение - сложный процесс, зависящий от многих условий жизни. Предупредить преждевременную старость одним каким-либо воздействием, одним каким-то фактором нельзя. Необходима деятельность педагога с оптимальной напряженностью в пределах функциональных возможностей организма, которая тормозит геронтогенез, считает В.Г. Нестерова (1964). Систематизация и градация факторов может ускорять, так и замедлять геронтогенез и содействовать педагогическому долголетию. Стадии индивидуальной жизни характеризуются специфическими требованиями со стороны окружающей социальной среды, преодоление индивидом каждой временной вехи на жизненном пути, приводит к соответствующим психологическим перестройкам в структуре личности (Недашковская М.А., 1990). Если исходить из сущности и содержания профессии педагога, можно выделить три основных личностных черты, способствующих профессиональному долголетию: • интерес к жизни - условие работы с детством, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, которое дается человеку в качестве великого дара природы; • интерес к человеку как к таковому. Если педагогу интересен человек как таковой, решается ряд проблем, которые помогают ему обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте; • интерес к культуре означает не только собственное ознакомление с фактами развивающейся мировой культуры, но и формирует пристальное внимание к культуре. Одно из самых сильных противоречий педагога состоит в том, что педагог является представителем вчерашней культуре и ему же приходится выступать в роли представителя сегодняшней культуры. Выявленные личностные качества профессионально ценны, они обладают одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы, являются профилактикой преждевременной старости. Профессиональное долголетие в напряженных условиях педагогической деятельности зависти от ряда факторов: • индивидуальные факторы включают: возраст, пол, уровень образовании, семейное положение, стаж работы; личностные особенности: выносливость, самооценку, нейротизм, экстраверсию. • к организационным факторам относятся: условия работы, перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня. Содержание труда включает: число учащихся в классе, остроту их проблем, глубину контакта педагога с классом, взаимоотношения в коллективе, отношения педагогов к объектам труда. • социально-психологические факторы обусловлены спецификой самой деятельности, которая часто сталкивается с апатией учеников и неблагоприятной атмосферой в классе. Условиями рациональной профилактики преждевременной старости являются: • труд как физический, так и умственный; • физическая культура; • целесообразный режим работы и отдыха; • периодически изменять режим работы; • регулярный, активный отдых со сменой обстановки; • рациональное питание, соответствующее возрастным физиологическим изменениям в организме человека; • гигиеническая среда - личная, бытовая, жилищная, коммунальная, промышленная; • воспитание и самовоспитание педагога. Коррекцией факторов, снижающих профессиональное долголетие и профилактикой преждевременного старения может служить: • непрерывное психолого-педагогическое образование педагога; • система поощрений, акцент должен быть сделан на том, чтобы дело стало более значимым для исполнителей; • саморегуляция деятельности, когда педагог сталкивается с новой, необычной для него проблемой, которая не имеет однозначного решения. • психокоррекция, для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека, с целью улучшения адаптации педагога к жизненным ситуациям; для снятия внешних и внутренних напряжений с которыми сталкивается педагог.
Литература 1. Алешина Е.С., Клецина И.С. Повышение социально-психологической компетентности как фактор формирования педагогических способностей // Психология учителя. - М., 1989. 2. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. - Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1945. 3. Балуев СИ. О старении и долголетии. - М.: Знание, 1961. 4. Барышникова И.В. Теоретические аспекты исследования духовного компонента в структуре Я-концепции личности // Методологические и теоретические аспекты формирования и развития личности. – М.: Институт молодежи, 1998. – С. 43-48. 5. Батищев Г.С. Человек, деятельность, творчество, стиль мышления. – Симферополь, 1987. 6. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников. // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1987. 7. Борисова Е.М., Логинова Г.Б. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991. 8. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена профессионального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. ‒ С. 57‒63. 9. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 10. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 11. Видт И.Е. Общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности: Автореф.дисс…. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1995. 12. Волкова Т.Н. Социальные и психологические проблемы старости. // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 118–127. 13. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6-ти тт. – Т.1. – М., 1982.. 14. Гармонический человек: Из истории идей о гармонически развитой личности // «2х2» – 2000. – 10-16 янв. 15. Гильбух Ю.З. Психодиагностическая функция учителя: пути реализации // Вопросы психологии. – 1989. – № 3. – С. 80–88. 16. Гусев С.Е. Анализ педагогической профессии и подготовка педагогов // Просвещение. – 1927. – № 8. ‒ С. 111‒120. 17. Гуща Н.В. Профессиональное развитие педагога в структуре системы обеспечения непрерывности педагогических инноваций: Автореф.дисс. ... канд. психол. наук. – Казань, 2001. 18. Ермолаева Л.И. Психотерапия личного самочувствия.. – М.: ИПКиПРНО МО, 1993. 19. Зеер Э.Ф. Профессионально-педагогическая направленность как системообразующий фактор становления личности студента // Формирование профессионально-педагогической направленности личности инженера-педагога. – Свердловск, 1987. – С. 3–16. 20. Карцева Т.Б. Понятие жизненного события и психология // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. – М.: Наука, 1990. 21. Киселева Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2002. 22. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., Воронеж: НПО МО-ДЭК, 1996. 23. Лес и долголетие человека / Под ред. В.Г. Нестерова. – М., 1964. 24. Личность, семья, школа / Под ред. С.Г. Вершловского. – СПб., 2000. 25. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 2001. 26. Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей. – М.: Изд-во МГУ, 1988. 27. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. 28. Мельников В.И. Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Новосибирск, 2000. 29. Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и образование. ‒ 1999. ‒ № 3‒4, с. 5‒19. 30. Моделирование педагогической ситуации / Под. ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М., 1981. 31. Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Киев, 1990. 32. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. ‒ С. 116-127. 33. Обуховский К.А. Психология образа деятельности: Автореф. дисс. … канд. психол. н. – Минск, 2000. 34. Панова Н.В. Влияние индивидуального стиля педагогической деятельности на смысложизненные ценности и профессиональное долголетие педагога // 4-я Всероссийская научно-практическая конференция Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. – Челябинск, 2005. – С. 235–237. 35. Панова Н.В. Педагогическое долголетие. – СПб.: СПбАППО, 2007. 36. Позднякова Л.Р. Повышение квалификации учителя в процессе овладения личностно-ориентированной образовательной технологией: Автореф. дисс. … канд. пед.наук. – Ростов-на-Дону, 1999. 37. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ Сферы, 1997. 38. Протасова И.А. Социально-педагогические условия формирования теоретической готовности учителя к инновационной деятельности: Автореф. дисc… канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1999. 39. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розель С.В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2003. 40. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Вып. 2. – М.: Деловое содействие, 1995. 41. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и принципиальные вопросы психологической теории // Тезисы докладов на первой съезде общества психологов. Вып. 3. – М., 1959. – С. 316. 42. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М.: Прометей, 1993. 43. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. – 2002. – № 4. – С. 17–20. 44. Улыбина Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. – Ставрополь, 1993. – Разд. 2. – С. 75–76. 45. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под ред. С.Г. Вершловского. – СПб. СПбГУПМ,, 1994. 46. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Собр. соч. в 11 тт. / Сост. В.Я. Струминский. - М., Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948-1952. – Т.1. 47. Филиппов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Производственная социология, психология и педагогика. – М.: Высшая школа, 1989. 48. Фонарев Д.А. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. – 2004. ‒ № 6. – C. 72‒76. 49. Хаббард Л. Рон. Проблемы работы. – М.: Республика, 1994. 50. Чикин С.Я. Путь к долголетию. – М.: Знание, 1986. 51. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. – 2004. ‒ № 6. ‒ С. 18‒34. Источник: Интегративная психология жизненного пути: Е.Ю. Коржова, Т.Д. Василенко, Е.К. Веселова и др. / Под ред. Е.Ю. Коржовой. – СПб.: Стикс 2016. ‒ 232 с.
|