Цифровая школа будущего в условиях пандемии
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Аннотация: в статье рассматривается цифровая школа будущего в условиях пандемии.
Ключевые слова: образование, дистанционное образование, информационные технологии, пандемия COVID-19.
Пандемия COVID-19 вызвала глобальные изменения в социально-экономической жизни не только отдельно взятых стран, но и человечества в целом. Долговременные карантинные мероприятия обусловили необходимость коренного пересмотра устоявшихся принципов функционирования отдельных общественных отраслей, в частности, тех, которые основаны на непосредственных (контактных) и длительных коммуникациях большого количества субъектов.

В условиях самоизоляции, которая в России началась в марте, особые трансформации претерпела образовательная отрасль, которая вынуждена была полностью перейти на дистанционное обучение. Если высшее образование оказалось более подготовленным к такой форме организации 70 Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы
образовательного процесса (например, во многих учреждениях высшего образования функционируют специальные подразделения, имеющие соответствующее кадровое и материально-техническое обеспечение для реализации дистанционного обучения), то для учреждений общего среднего образования это стало настоящим вызовом, с которым они, в общем, справились.
В этих условиях особенно остро встал вопрос усовершенствования процедур и технологий реализации й образования различных уровней.
Закрытие образовательных организаций из-за распространения пандемиии COVID-19 привело к тому, что учащиеся были вынуждены учиться дистанционно. С одной стороны, такая ситуация была вполне оправданной, так как позволяла обезопасить людей от риска заболеть COVID-19. С другой, карантин поставил новые вызовы перед учебными заведениями, а также органами управления образованием на местном и национальном уровнях [3].
Организация эффективного дистанционного или смешанного обучения, адаптация образовательной политики к требованиям настоящего, усиление финансового обеспечения системы образования, модернизация материально-технической базы - это не полный перечень тех проблем, которые должны преодолеть управленцы и педагоги уже в начале нового 2020-2021 учебного года.
Среди значительного количества социальных и экономических потерь общества, связанных с закрытием организаций общего среднего образования из-за пандемии, эксперты организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяют такие: усиление давления на учреждения среднего общего образования, которые оставались открытыми; проблемы обеспечения объективности проведения промежуточного и итогового контроля знаний учащихся; неготовность большинства родителей к поддержке форм дистанционного и домашнего обучения; высокие экономические потери в производительности труда, связанные с сочетанием ухода за детьми и дистанционной работой; стрессовые проявления среди учащихся, учителей и родителей; проблемы ухода и воспитания детей из неблагополучных семей; рост вероятности рисков употребления психотропных средств и ассоциального поведения подростков; повышение показателей оттока детей и молодежи из школ; рост эксплуатации детского труда, распространение насилия среди девочек и молодых женщин, всплеск беременности в подростковом возрасте [5].
В начале 2020 г. все образовательные учреждения стали участниками интенсификации дистанционного обучения. Вынужденный массовый переход к электронному образованию на период действия самоизоляции стал своеобразным глобальным вызовом для всей образовательной среды, в частности, для средней школы.
В современных условиях информатизации возникает потребность в воспитании развитого подрастающего поколения, которое будет владеть современными технологиями, уметь ориентироваться в информационном пространстве [6].
Специального исследования требует анализ доступа учеников и учителей к Интернету дома, так как при дистанционном обучении такой доступ необходим. На сегодняшний день в России не реализовано комплексное целенаправленное исследование, наиболее полно раскрывающее очерченный вопрос.
Во время карантина в большинстве стран мира и в России было введено дистанционное обучение. Это обучение, при котором ученики и учителя взаимодействуют друг с другом опосредованно, с использованием различных технологий связи, находясь при этом в разных локациях - на дистанции. Для организации дистанционного обучения используют современные цифровые технологии и сетевую связь. При этом сохраняются все компоненты образовательного процесса: цели, содержание, методы обучения, оценка результата и т. д., в том числе система управления образовательным процессом.
Для полноценного дистанционного обучения, кроме качественного доступа к интернету, нужны соответствующая техническая и программная оснащенность всех участников образовательного процесса.
Учителя большинстве регионов Росси не были обеспечены нужной помощью с стороны институтов последипломного педагогического образования в развитии собственных навыков организации дистанционного обучения в учебных организациях, методическими материалами, советами, поддержкой, рекомендациями по использованию электронных ресурсов и программных средств для работы в дистанционном формате [2].
Другие субъекты повышения квалификации, общественные активисты, учителя-практики, образовательные интернет-издания пытались исправить ситуацию и предложить учителю помощь по развитию его компетентности преподавания в дистанционном формате. На наш взгляд, эта деятельность набирает обороты. В дальнейшем другие субъекты повышения квалификации смогут составить достойную конкуренцию традиционным институтам последипломного педагогического образования.
При переходе к системе управления человеческими ресурсами используется системный подход. Главной его целью служат корреляция целей и задач структурных подразделений образовательных учреждений [7].
Дистанционное обучение на основе электронных форматов может осуществляться в двух форматах: синхронном и асинхронном. На практике соотношение применения этих режимов зависит от объективных технических условий обеспечения школы и участников образовательного процесса - с одной стороны, и от возраста учеников, которые учатся, и соответствующих учебных предметов - с другой стороны. Но, независимо от пропорции их применения (50% на 50%, 30% на 70%, 20%-80% и т. д.), для организации образовательного процесса обязательно нужно использовать образовательную платформу (или образовательный сайт, облачные сервисы и т. д.), что обеспечит персонализированный доступ всех участников образовательного процесса для выполнения своих образовательных ролей выполнения профессиональных задач. Например, учителя - для размещения учебных и дидактических материалов в электронном формате, ученики - для получения учебных материалов и размещения собственных выполненных задач, администрация - для мониторинга процесса и результатов учебной деятельности. Такая образовательная платформа (или программное приложение), которую также называют LMS (Learning Management System, система управления обучением), предназначенная для интеграции цифровых инструментов обучения, а также администрирования, управления и распространения учебных программ, формирования аналитики отчетности процесса обучения. Целью применения образовательной платформы является организация такого взаимодействия участников образовательного процесса с учебным контентом и между собой, которая позволит достичь образовательных целей [4].
В подавляющем большинстве школы не имели на собственных серверах установленной образовательной платформы, и во время самоизоляции наскоро пытались найти ей заместителей, используя облачные решения.
Следует отметить, что учителя кроме авторских учебно-методических и дидактических материалов при работе с образовательными платформами могут использовать готовые материалы из различных источников, созданные специально для дистанционного обучения, например, массовые открытые онлайн-курсы, материалы е-учебников, материалы репозиториев, видеолекции на научно-образовательных каналах YouTube.
Как показывает анализ практики, в России самыми популярными образовательными платформами являются: Moodle, Google Classroom, WebTutor, iSpring, Collaborator, SAP LSO, Edmodo, МоQassDojo и др.
Следует отметить, что учителя-практики, работающие с образовательными платформами, чаще всего используют Moodle и Google Classroom. По нашему мнению, это связано с тем, что в России наработан определенный опыт использования указанных образовательных платформ, имеются отдельные методические рекомендации по их использованию и тому подобное [1].
Таким образом, в процессе реализации дистанционных форм обучения в период пандемии коронавируса выявилось несколько важных моментов.
1. Важнейшими требованиями реализации электронного обучения являются: наличие у учителей и учеников качественного доступа к Интернет; наличие у учителей и учеников необходимого технического обеспечения (компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов и т. д.), а также соответствующего программного обеспечения; достаточный уровень развития у учителей и учеников цифровой компетентности, которая позволяет решать задачи образовательного процесса; доступ к образовательному контенту в Интернете и др.
2. Теоретический материал должен выдаваться небольшими порциями и в разных формах (аудио, видео, текст), чтобы у обучающихся появилось больше возможностей для его усвоения.

Список литературы
1. Евдошенко О.В. Традиционное и дистанционное обучение в условиях пандемии 2020 года // Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. - №2. - С. 376.
2. Мачехина О.Н. Реактивная модернизация национальной школы: пандемия COVID-19 как вызов системе среднего образования // Наука и школа. - 2020. - №4. - С. 54-60.
3. Панов В.И. Некоторые итоги цифровизации образования на примере вынужденного удаленного школьного обучения / В.И. Панов, Н.А. Борисенко, А.В. Капцов [и др.] // Педагогика. - 2020. Т. 84. - №9. - С. 65-77.
4. Пискунова И. В. Реализация дистанционного обучения в период мировой пандемии на платформе idroo // Молодой ученый. - 2020. - №14 (304). - С. 26-27.
5. Полат Е.С. Дистанционное обучение: каким ему быть? / Полат Е.С., Петров А.Е. // Педагогика. - 2020. - №7. - С. 29-34.
6. Пекуш А.Е.Теоретические аспекты пропедевтического курса информатики в начальной школе / А.Е. Пекуш, И.А. Погодина // Modern Science. - 2019. - №6-1. - С. 46^9.
7. Погодина И.А. Исследование особенностей развития сферы образования на основе повышения эффективности технологий управления персоналом / И.А. Погодина, М.А. Па- халович, А.М. Рудченко [и др.] // Экономика устойчивого развития. - 2017. - №4 (32). - С.178-180.

Источник: Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 1 декабря 2020 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 336 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.