На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проблемы школьной неуспеваемости на начальных этапах работы молодого педагога
Проблемы школьной неуспеваемости на начальных этапах работы молодого педагога
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Астафьева Мария Анатольевна старший преподаватель Ведяшкина Анастасия Викторовна
студентка
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
г. Хабаровск, Хабаровский край

Аннотация: в статье раскрываются сущность понятия «школьная неуспеваемость»; актуальные классификации и причины школьной неуспеваемости; предложены возможные способы преодоления школьной неуспеваемости в начальной школе.


Ключевые слова: начальная школа, младший школьник, школьная неуспеваемость, причины школьной неуспеваемости, преодоление школьной неуспеваемости.


Молодой специалист, приходя в школу, сталкивается с множеством трудностей в своей профессиональной деятельности, одна из которых, зачастую, проблема школьной неуспеваемости учащихся начальных классов. Не имея достаточного практического и методического опыта, становится проблематично определить индивидуальные для каждого ребенка причины школьной неуспеваемости, способы ее преодоления и самое важное - меры профилактики.
С.К. Милицына определяет школьную неуспеваемость как несоответствие результативности учебной деятельности к требуемым предметным и метапредметным результатам освоения учебной программы [3, с. 293]. При этом А.В. Тончева подчеркивает, что причины неуспеваемости младших школьников кроются отнюдь не только в низкой учебной мотивации и низком уровне мышления, но и во многих других совокупных факторах [5, с. 182].
Проблему школьной неуспеваемости раскрывали и исследовали многие авторитетные в сфере педагогики, психологии и методики отечественные ученые: Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.М. Гельмонт, Н.А. Менчинская, В.С. Цетлин.
В педагогической практике принято дифференцировать причины школьной неуспеваемости на внешние, обусловленные влиянием на младшего школьника семьи, сверстников, ближайшего окружения, учителя, средств массовой информации, литературы и внутренние, обусловленные личностными особенностями, такими, как темперамент, скорости протекания психических процессов, уровень учебной мотивации, а также физическое состояние здоровья и многое другое [2, с. 719].
Н.И. Мурачковский выделяет причины неуспеваемости в зависимости от особенностей когнитивной сферы и индивидуально-личностного отношения к учению: 1) учащиеся со слабыми когнитивными способностями, но с положительным отношением к учению; 2) учащиеся с высокими когнитивными способностями, но с отрицательным отношением к учению; 78 Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы
3) неуспевающие учащиеся со слабыми когнитивными способностями и отрицательным отношением к учению [1, с. 21].
Ю.П. Вавилов выделяет следующие четыре группы причин учебной неуспеваемости:
1) психологические причины;
2) биопсихические причины;
3) педагогические причины;
4) социальные причины [1, с. 22-23].
Психологические причины неуспеваемости: низкий уровень учебной мотивации; низкий уровень развития психических процессов и психических сфер - познавательной, эмоционально-потребностной и деятельностно-волевой; несформированность метапредметных учебных действий; отсутствие учета психофизиологических особенностей ребенка родителями, классным коллективом, педагогами и самим учащимся.
К биопсихическим причинам неуспеваемости относятся наследственные, врожденные и приобретаемые особенности физического здоровья: общая слабость организма; зрительные, слуховые, речевые; отставание от нормированных показателей физического развития; наличие частых и хронических заболеваний; проявления низкой работоспособности, а также быстрое утомление; наличие СДВГ; наличие умственной отсталости; акцентуации черт характера, приводящие к психическим заболеваниям; расстройства аутистического спектра.
К педагогическим причинам Ю.П. Вавилов относит множество различных факторов: организация педагогом процесса обучения; используемые методы, формы, средства, приемы обучения, их современность и целесообразность; используемые педагогические технологии; влияние учителя на учеников; педагогическое мастерство учителя, уровень его методической подготовки; особенности взаимодействия в системе «учитель- ученик». Социальные причины учебной неуспеваемости обосновываются рядом негативных факторов, которые связаны с семьей ребенка, его окружением, сверстниками, а также с влиянием средств массовой информации, тенденциями современного общества. Также неуспеваемость ребенка зачастую говорит о неблагополучии семьи, в которой может присутствовать девиантное поведение, психологическое и иное насилие, родительская некомпетентность и тому подобное [1, с. 22-23].
А.В. Тончева в своей статье одной из причин неуспеваемости рассматривает также компьютеризацию и информатизацию современного общества (социальная причина школьной неуспеваемости по Ю. П. Вавилову). Современные младшие школьники превышают установленный лимит для их возрастной категории в использовании гаджетов, тем самым ухудшая свое психическое и физическое здоровье. Проблемой является также то, что дети используют гаджеты для игровой и коммуникативной деятельности, но не рассматривая тем самым Интернет как кладезь познавательной и развивающей информации [5, с. 184].
После выявления и определения учителем начальных классов индивидуальных особенностей учащегося, типа школьной неуспеваемости, следует большой и трудоемкий процесс по коррекции и исправлению возникшей ситуации.
Итак, для ликвидации причин школьной неуспеваемости необходимо соблюдение начинающим учителем следующих этапов:
1) педагогическая профилактика - реализация учителем современных эффективных технологий, форм, методов, приемов, средств в процессе учебно-воспитательной работы;
2) педагогическая диагностика - постоянный контроль и оценка результатов учебной деятельности, а также своевременное выявление учителем неусвоенных учениками программных компетенций;
3) педагогическая терапия - реализация учителем разработанных мер по устранению школьной неуспеваемости, в том числе с помощью внеурочных занятий и дифференцированных домашних заданий [4, с. 71].
Согласно мнению Д.Д. Чепурной, для ликвидации «пробелов» в компетенциях учащихся в первую очередь необходимо систематическое повторение пройденного учебного материала. Во-вторых, необходима дифференциация заданий по объёму учебного материала, или по уровню творчества [7, с. 88].
Сегодня довольно часто в школах причинами школьной неуспеваемости являются биопсихические или физиологические особенности учащихся. Об особых образовательных потребностях ребенка может быть неизвестно ни родителям, ни педагогу. При выявлении учителем начальных классов отклонений от нормы в физическом или нервно-психическом здоровье и развитии учащегося, например, СДВГ, ЗПР, следует незамедлительно сообщить родителям (законным представителям) и направить к соответствующим специалистам.
Для устранения психологических и педагогических причин неуспеваемости можно использовать следующие методы:
1) снижение требований учителя к неуспевающим младшим школьникам для того, чтобы предоставить им возможность наверстать упущенное;
2) вся учебно-воспитательная работа должна быть направлена на повышение уровня познавательной активности, самостоятельности в познавательной деятельности, мотивации учения и расширения познавательных интересов учащихся;
3) повышение самооценки учащегося и коррекция его отношения к школе путем создания на каждом предмете и каждом этапе урока ситуации успеха;
4) применение учителем технологий дифференцированного обучения, коллективно-творческой деятельности, личностно-ориентированного обучения;
5) предоставление учителем возможностей для проявления творческих способностей учащихся;
6) учет педагогом возможностей и особенностей неуспевающих учеников: предоставление им большего времени для ответа с места или перед классом; разработка совместно или, на начальных этапах, только учителем алгоритмов, плакатов, таблиц, помогающих усвоить материал. Проведение индивидуальных бесед с целью опроса с неуспевающими учениками во время самостоятельной работы остальных учащихся для более точного выявления затруднений слабоуспевающих ребят. Использование в учебно-воспитательной работе разных форм обучения. Подбор заданий для обеспечения мыслительной деятельности и творческой занятости;
7) взаимоотношения между учителем и учащимися должны быть основаны на доверии и гуманном отношении к детям [6, с. 5-6].
Для минимизации негативного влияния на школьную неуспеваемость гаджетов необходимо провести просветительскую беседу с учащимися и их родителями. Донести до сведения родителей необходимость установления лимита пользования гаджетами детьми. Начинающему учителю рекомендуется заранее составить перечень познавательных и развивающих сайтов для учащихся младших классов и рекомендовать их к посещению детьми.
Отнюдь не все причины школьной неуспеваемости учащихся начальных классов начинающий учитель способен скорректировать самостоятельно. Необходима помощь и сотрудничество с родительским коллективом, школьным психологом, а при необходимости и с более узкими специалистами (логопед, олигофренопедагог, дефектолог, нейропсихолог). Для комплексного сопровождения учащихся необходимо объединить усилия всех заинтересованных взрослых, которые поспособствуют улучшению результатов учения.


Список литературы
1. Вавилов Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников / Ю.П. Вавилов // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №2. - С. 19-24.
2. Колесникова А.Н. Возможность внеурочной работы с младшими школьниками по преодолению трудностей / А.Н. Колесникова, М.В. Правдина // Молодой ученый. - 2016. - №1 (105). - С. 719-721.
3. Милицына С.К. Диагностика школьной неуспеваемости / С.К. Милицына // Молодой ученый. - 2017. - №51. - С. 293-295.
4. Нечахина Е.А. Пути преодоления неуспеваемости младших школьников в процессе обучения / Е.А. Нечахина // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета: сборник статей. - Казань, 2014. - Т. 6. - С. 68-72.
5. Тончева А.В. Причины неуспеваемости современных школьников / А.В. Тончева // Вестник Чувашского университета. - 2012. - №1. - С. 181-186.
6. Тюменцева Т.Д. Преодоление неуспеваемости младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Т.Д. Тюменцева, П.А. Капустина // Межрегиональные Педагогические чтения «К.Д. Ушинский и русское национальное образование. Исторические уроки, идеи и современность». - М., 2017
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
8. Чепурная Д.Д. Школьная неуспеваемость и пути её преодоления / Д.Д. Чепурная // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. №4. - С. 88-90.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.