Трудное детство в картинах художников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Хохлова Галина Юрьевна воспитатель
Иванякова Татьяна Владимировна педагог-психолог Лукина Евгения Геннадьевна воспитатель
МБДОУ «Д/С №78 «Колосок» г. Чебоксары г. Чебоксары, Чувашская Республика

Аннотация: в статье обосновывается важность нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения посредством изобразительного искусства. Авторы подчеркивают, дошкольный возраст - самый восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования нравственных основ и усвоения социальных норм.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, детский труд, тяжелое детство в картинах художников.


Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одной из важнейших задач. Ситуация в нашей стране, как и во всем мире, динамична, изменения происходят постоянно. К сожалению, можно наблюдать, как изменяются нравственные ценности.
Героизм, патриотизм, великодушие в представлении подрастающего поколения присутствует в несколько искаженном виде, а материальные блага выходят на первый план. Чтобы не происходило этого перекоса, нравственно-патриотическому воспитанию в нашем детском саду уделяется пристальное внимание. Ведь дети - это наше будущее и, как говорится в известной пословице, что посеешь сейчас, то и пожнешь в будущем.
Дошкольный возраст - самый восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования нравственных основ и усвоения социальных норм. Педагоги нашего детского сада считают, что нельзя упускать это время, ведь то, чему ребенка научили в детстве, человек использует на протяжении всей своей жизни.
Педагоги работу по нравственно-патриотическому воспитанию проводят совместно с семьями воспитанников: взрослым нудно осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться обычаи и ценности, созданные предками. Ведь ближайшее социальное окружение ребёнка формирует внутренний мир малыша.
Наше будущее неразрывной нитью связано с прошлым. И чтобы ценить достижения последних поколений, необходимо знать и помнить историю своей семьи, страны, народа.
Исходя из личного опыта, можем утверждать, что наиболее ярко и познавательно проходит работа по нравственно-патриотическому воспитанию посредством ознакомления дошкольников с художественными произведениями классиков русской живописи, в которых отразились издевательства над детьми и женщинами, бесправие, беспробудное пьянство и насилие в семье. Эти произведения хранятся в музеях как свидетельство порока и греха нашего общества. Это картины И. Богданова «Новичок», 1893 г., М. Ватутин «Воспитатель», 1892 г., П. Ковалевский «Порка», 1880 г., А. Корзухин «Пьяный отец семейства», 1861 г., И. Горохов «Запил» (конец XIX - начало XX в.). Сегодня рассмотрим тяжелое детство на примере знакомства дошкольников с работой Василия Перова «Тройка».
Интеграция содержания образовательных областей: «социальнокоммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие»
Задачи работы с детьми: способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; способствовать формированию представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства.
Зрительный ряд: репродукция картины В. Перова «Тройка», мультимедийный фон.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, музыкальный проигрыватель


Проведение
Воспитатель. Ребята, сегодня в нашей арт-гостиной представлена репродукция картины Василия Перова «Тройка». Давайте рассмотрим ее повнимательнее.
На картине изображена часть Рождественского бульвара, на заднем плане картины стены Богородице-Рождественского женского монастыря, в центре трое детей, измотанные тяжелой работой, усталые, тянут огромную бочку, наполненную водой. Это картина о нелегкой жизни бедняков. Художник детально точно изобразил внешний вид детей, их жизнь и быт, в которых проживали в ту пору многие бедняки. Это безысходность, обездоленность.
История создания
Василий Перовым написал «Тройку» в 1866 году, тогда тяжело жилось многим жителям России. Крепостное право уже отменили, однако много было крайне бедных людей. Дети работали наравне со взрослыми и часто подвергались наказаниям. Вот это положение и постарался донести до нас в своей работе художник.
Во время работы над картиной Перов долго искал натуру для написания центрального мальчика, и увидел этого мальчика на улице случайно. Его мать на предложение художника поначалу не соглашалась, но после долгих уговоров дала согласие. Спустя три года мальчик умер, и его мать решила в память о мальчике выкупить картину, где он изображен, но в ту пору полотно уже было продано Третьякову. Пожалев бедную женщину, Перов заново написал портрет ее сына и отправил его матери.
Описание картины
На переднем плане изображены трое детей, они везут огромную бочку с водой. Мальчики и девочка идут по замерзшей дороге, видна обледенелая изъезженная дорога, серое небо, туман. На улице уже темнеет, и на ветру их плохонькая одежда развевается. Присмотревшись к бочке, можно увидеть, что воды, которая при движении выплескивается из нее, замерзает тут же и на санках, значит, на улице морозно.
Дети очень измучены и ослабли, это видно по их лицам, сзади кто-то им помогает, толкает бочку сзади. На картине изображена собака, она бежит рядом с мальчиком. Тона картины темные, что символизирует безнадежность, даже снег художник изобразил грязным. Автор использовал этот прием специально, чтобы показать, что нельзя неправильно заставлять детей трудиться.
Автор и название своей картине «Тройка» дал не случайно, дабы сравнить труд детей с работой для лошадей, их нелегкая судьба полностью раскрывается в изображении.
Художественные приёмы
Картина написана на холсте масляными красками. На картине почти отсутствуют светлые и теплые тона. Всю трагичность в картине Перов отображает в данной работе посредством темных, мрачных, приглушенных оттенков, желая показать трагичность ситуации. С этой же целью и улица нарисована безлюдной, скучной. Можно предположить, что дети являются приезжими и пригнанными в Москву только ради работы.


Вопросы к беседе о картине:
1. Какие вы испытываете чувства, глядя на эту картину?
2. Какое событие изображено в произведении?
3. Что в нем самое заметное? На что вы сразу обращаете внимание?
4. Что в картине главное, а что второстепенное?
5. Каким вам кажется это произведение - теплым или холодным, светлым или темным, ярким или бледным? Как вы думаете, для чего художник сделал его таким?
6. Какие цвета и оттенки художник использовал наиболее часто??
7. Что в произведении имеет большую величину, а что маленькую?
8. Можно ли разделить эту композицию на части? Связаны ли части?
9. Что изменится, если добавить / убрать какой-либо элемент в произведении?
10. Повторяются ли какие-либо элементы в произведении?
11. К какому виду живописи относится это произведение?
12. Как вы думаете, для чего это произведение создано?
В конце беседы можно предложить детям додумать историю детей, изображенных на картине со счастливым концом, и изобразить это в своих рисунках.

Источник: Педагогика, психология, общество: новая реальность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 января 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 364 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.