На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование положительного социального опыта и опыт социализации современных подростков
Формирование положительного социального опыта и опыт социализации современных подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А. С. Немцева, Оренбургский район, п. Первомайский
В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, закономерно присущая подросткам, не находит своей позитивной реализации. Психологическая готовность действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной. Следствием этого становится резкое снижение интереса к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.

Актуальность данной проблемы также усиливает тот факт, что при систематическом вовлечении подростков в социально-значимую деятельность социальный опыт у школьников формируется успешнее.
Проанализировав исследования А. В. Мудрика по данной проблеме, было определено понятие «социальный опыт» как совокупность ценностей, установок и действий человека, которые складываются и проявляются в соответствии с социальными последствиями личности в ходе взаимодействия с другими людьми [2].
В педагогическом отношении в процессе становления социальных представлений подростков оказываются чрезвычайно важными следующие условия.
Во-первых «образ мира» подростка в определенной мере несет в себе черты «образа мира» его родителей.
Во-вторых, необходимо учитывать семейные традиции, определяющие закономерности поведения и взаимоотношений членов семьи.
В-третьих, семейные ценности и установки, транслируемые в виде «родительских напутствий». Эти образные формы отношений родной семьи глубоко запечатлеваются у детей.
В-четвертых, необходимость анализа и моделирования опыта участия подростка в деятельности. Подросток приобретает собственный социальный опыт:
- в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков;
- в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения;
- в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.
Ценностное самоопределение как педагогический феномен представляет собой процесс обретения личностью, в данном случае у подростка смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования [3].
Это реализуется на основе личностного изменения в отношении к жизни в результате определения целостного мироощущения и места в нем. Ценностные установки выступают фактором для определения всей дальнейшей деятельности подростков.
Таким образом, важнейшей компонентой механизма становления социального опыта подростка мы рассматриваем деятельность. Она представляет собой и способ, и условие, и форму выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта, но при
этом отнюдь не является чем-то внешним по отношению к внутренней структуре личности.
Социальные отношения являются важным условием воспитания и социализации подростка, в том числе социально-полезная деятельность осуществляется в рамках социальных институтов. Круг сверстников помогает подростку найти опору и поддержку, найти свое предназначение в обществе и создать основу для самореализации.
В качестве эффективных приемов обогащения социального опыта подростка как субъекта образовательного взаимодействия мы рассматриваем:
- деятельность подростка на занятиях в форме тренингов, дидактических и ролевых игр, инсценировании, проектной деятельности, решении проблемных ситуаций;
- участие подростка в конкурсе исследовательских работ с последующим публичным выступлением и презентацией своей работы на конференции;
- сетевое (интернет) взаимодействие, когда в процессе образовательной деятельности (организации, проведения и участия в онлайн-уроках, конференциях, вебинарах) [1].
С помощью социальных проектов мы может найти решения для значимой проблемы общества, так как проекты являются одним из факторов формирования социального опыта подростков.
В процессе разработки социального проекта подростки проявляют свой творческий потенциал, самостоятельный подход к решению проблемы. В результате данная деятельность помогает подросткам взаимодействовать с коллективом, с общественными организациями, что способствует формированию социальной компетентности.
Результат деятельности направлен на получение нового социально-значимого результата на всех этапах создания проекта. У подростков в формировании социального опыта имеется противоречие между необходимостью найти решение проблемы, которая имеет значимость, и возможностью найти правильной и грамотный подход к исполнению данного задания наиболее эффективно.
Несомненно, содействует формированию положительного социального опыта участие подростков в школьном ученическом самоуправлении. При условии активности и интереса учащихся процесс школьного самоуправления будет происходить наиболее эффективно. Процесс подготовки и реализации социального проекта является одним из способов организации деятельности в рамках школьного самоуправления в целях решения социально-значимых проблем.
Система занятий школы актива мы обозначили как «Введение в проектную деятельность». Первое занятие «Проектная команда» было ориентировано на формирование и развитие ценностного отношения к коллективной деятельности, мотивации к решению социальных проблем школы и близкого социума [4].
Одной из первых была проведена игра «Паутина» с целью установления взаимодействия всех членов коллектива и рассмотрение их как субъекты деятельности, которым необходимо справиться с проблемой при организационном единстве.
Для организации сплоченного коллектива был проведен тренинг «Космическое путешествие». Команда осуществляла выбор между вариантами: лететь по дальнейшему пути, при этом жизни команды будут угрожать негативные последствия, возвратиться на Землю, тем самым не пройти главную миссию или продолжить путешествие при условии потери одного из участников команды. За ходом тренинга наблюдал школьный психолог для понимания личностного потенциала подростков.
Данная ситуация дает основания более серьезно подходить к реальным проблемам и говорить о готовности к решению этих проблем совместно на рефлексивном этапе занятия [4].
Для выполнения проекта подростку необходимо взаимодействовать со многими людьми, в том числе уметь проявить способность мотивировать и мобилизовать своих товарищей на помощь в выполнении необходимых дел.
Вопросы воспитания гражданина в практической деятельности лицея, бесспорно, являются одними из самых актуальных.
Реализуя план по воспитанию социальных качеств учащихся, в первую очередь педагоги помнят, что ощущение себя гражданином начинается, прежде всего, с чувства уважения, гордости за свою семью, школу, поселок, как общность людей, связанных общим делом, в том числе и профессиональным выбором.
На современном этапе развития лицея разработана модель социального партнерства, включающая ученика в многообразные социальные отношения. Много лет у лицея налажены тесные связи с научно-испытательным полигоном, расположенным на территории нашего поселка.
В связи с изменениями, происходящими в обществе подросткам необходимо адаптироваться к новым жизненным ориентирам и помогать в решении важных проблем. Это гарантирует организованность коллектива, который способствует формированию коммуникативных навыков, постановке достижимых целей и задач, аргументировать собственные мысли, воспринимать чужое мнение.
Таким образом, вовлечение подростков в социальную деятельность позволяет улучшить гражданские и правовые знания, сформировать навыки лидера. При условии участия в решении социально-значимых вопросов подростки учатся быть ответственными за принятые решения. Как следствие в процессе проектирования и организации деятельности создается условие для реализации положительного социального опыта подростков.

Список литературы:

1. Кирьякова, А. В. Аксиологический инструментарий развития инновационной образовательной практики современного университета / А. В. Кирьякова, Т. А. Ольховая // Инновации в наук. - Новосибирск : СибАк, 2012.
2. Комарова, И. В. Обогащение социального опыта подростка как субъекта интерактивного образовательного взаимодействия / И. В Комарова // Вестник Красноярского государственного университета им В. П Астафьева. - 2012. - № 3. - C. 83-87.
3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - М., 2000. - 200 с.
4. Оськина, С. В. Методическая разработка «эффективные меры социального развития подростка / С. В. Оськина // Грани познания. - 2013. - № 4. - C. 71-81.

Источник: Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики [Электронный ресурс] : материалы VIII Международной научнопрактической конференции. Челябинск, 20-21 ноября 2017 г. / Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. - Челябинск : ЧИППКРО, 2018. - 592 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.