Черняева С.А. В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной культуры подростков. Предлагается тренинговая программа развития коммуникативной компетентности, основанная на укреплении личностной идентичности и работе по формированию эффективных межличностных отношений в поликультурном образовательном пространстве.
Ключевые слова: коммуникация, тренинг, личностная идентичность.
Socio-psychological training as an interactive method of development of communicative culture of teenagers The article deals with the development of communicative culture of adolescents. The training program for the development of communicative competence, based on the strengthening of personal identity and work on the formation of effective interpersonal relations in a multicultural educational space.
Key words: communication, training, personal identity.
Анализ современных исследований по проблеме коммуникативной культуры показывает, что феномен «коммуникативная культура» часто отождествляется с понятиями: «культура общения», «коммуникативная компетентность» (С.Л. Братченко, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Руденский), «культура речевого общения» (О.М. Казарцева), «культура речевого поведения». Социально-психологический тренинг может быть направлен на развитие коммуникативной культуры педагогов путем приобретения опыта эффективного межличностного взаимодействия и одновременно межкультурпого взаимодействия, поскольку в тренинге взаимодействуют люди с разными ценностями, представляющие различные субкультурные страты и различные культуры. В целом социально-психологический тренинг направлен как на осознание и сближение ценностей различных участников взаимодействия, так и на изменение их поведения с целью придания ему характеристик конструктивного, взаимовыгодного, имеющего в основе своей сотрудничество или хотя бы готовности идти на компромисс. Социально-психологический тренинг может эффективно использоваться для организации и проведения работы с учащимися в сфере воспитания толерантности в межэтнических отношениях и обучения эффективной (конструктивной) межкультурной коммуникации. Само понятие «социально-психологический тренинг» ввел в обиход М. Форверг. Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т— групп. В 1960-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social/lifeskillstraining), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития. В 1970-е гг. в Лейпцигском и Иенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в российской практике. Первая в стране мононография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л.А. Петровской в 1982 г. Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций. Основная цель социально-психологического тренинга - повышение компетентности в общении - может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, в том числе в работе по формированию эффективных межличностных отношений в поликультурном образовательном пространстве. Социально-психологический тренинг создает следующие возможности для работы с учащимися и педагогами в сфере развития межличностной толерантности, исключающей использование буллинга и других видов конфликтных отношений путем обучения эффективному (конструктивному) межличностному взаимодействию в образовательном пространстве: • В образовательной среде тренинга создается безопасная бесконфликтная образовательная среда с использованием эффективных межличностных коммуникаций. • В образовательной среде тренинга создается возможность для осознания неэффективных форм поведения и межличностного взаимодействия, что является первым этапом для позитивных изменений в поведении. • В образовательной среде создается тренинга создается возможность для осознания специфики своего эмоционального состояния и эмоций, в том числе препятствующих позитивным изменениям. В образовательной среде тренинга моделируются возможности для приобретения нового опыта поведения и межличностного взаимодействия, нового эмоционального опыта. Особенности этой среды - открытость отношений и выражения своих чувств, персонификация ответственности за свои чувства и поведение, психологическая безопасность и конфиденциальность. Эти средовые характеристики объективно повышают мотивацию участников тренинга, позволяют им получить новый опыт позитивного поведения и позитивных межличностных отношений в дружественной и безопасной среде, что повышает и расширяет возможности для таких изменений. Организация и проведение любого социально-психологического тренинга опирается на следующие методологические принципы, которые согласуются с группой как правила: 1. Принцип «здесь и теперь». В фокусе общения на тренинге - не прошлый опыт, не возможные события будущего, а те мысли, чувства, ситуации, субъектами и участниками которых выступают участники в данный момент, непосредственно в актуальной реальности, существующей в момент проведения тренинга. Это позволяет ослабить действие психологических защит и приобрести новый опыт са- моосозпания и межличностного взаимодействия, срабатывает механизм психологической защиты. 2. Опора на Я-высказывания. Тренер предлагает высказываться прежде всего от собственного имени, не употреблять формулировок «мы», считается, «всем известно» и пр., чтобы создать для участников ситуации, позволяющие брать ответственность за свои чувства, мысли, поведение на себя. 3. Принцип активности. Тренер подчеркивает, что присутствие на тренинге предполагает активность в поведении, выполнении упражнений, межличностном взаимодействии. Этот принцип позволяет участникам выходить из замкнутого мира своих проблем и обстоятельств и взаимодействовать с другими людьми, что объективно делает поведение более социально направленным, позволяет получить обратную связь других участников, перейти от пассивной констатации своих проблем (так получилось, и теперь уже ничего не изменить) к активной деятельности по изменению внутриличностных процессов и социального, межличностного взаимодействия. 4. Принцип доверительности и конфиденциальности. Участникам предлагается быть открытыми в выражении своих чувств «здесь и сейчас». Наряду с этим принимается совместное решение о конфиденциальности всего происходящего в группе - информация об этом не разглашается за ее пределами. Это позволяет участникам испытывать комфорт и ощущать психологическую безопасность во время и после тренинга. Тренинг также является и средством развития компетентности в межкультурной коммуникации, развития межличностной толерантности и просоциальной личностной позиции. Рассматривая психологию развития межличностной толерантности нельзя однозначно утверждать, что более высокий уровень толерантности предпочтительнее во всех ситуациях. Имеет смысл ставить проблему границ толерантности, понимание того, что существуют идеи, ценности, формы поведения, толерантность к которым может являться нарушением нравственных и правовых норм. Для анализа толерантности важно обозначить основные психологические компоненты этого явления. Когнитивный компонент - признание сложности и многообразия социально-культурного мира и субъективной природы индивидуальных суждений о нем, а потому - неизбежной множественности индивидуальных картин мира. Толерантность в когнитивном аспекте ярче всего проявляется в ситуациях противоречий - при расхождении мнений, столкновении взглядов и т.д. - и позволяет рассматривать это несовпадение как проявление плюрализма. Толерантность в когнитивном аспекте означает еще и такое важное качество, как способность человека когнитивный «конфликт» не переводить в конфликт межличностный. Эмоциональная составляющая толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседники имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга. Эмпатия позволяет компенсировать (или хотя бы смягчить) возможные разногласия между собеседниками в когнитивной или поведенческой плоскостях, препятствуя их перерастанию в межличностное противостояние и нетерпимость. Зрелая эмпатия без- оценочна и в этом смысле толерантна по своей сути. В качестве отдельной составляющей эмоционального компонента может быть назван и особый вид эмоциональной устойчивости - «аффективная толерантность», суть которой состоит в способности справляться с эмоциональным напряжением, что позволяет человеку лучше осознавать как собственные эмоциональные процессы, так и переживания других людей, не раздражаясь и не приписывая им негативного смысла. Поведенческий компонент толерантности представляет собой наиболее «наглядную» часть проявления толерантности. К поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и способностей, среди которых можно выделить: • способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения (Я-высказывания и т.п.); • готовность к толерантному отношению к высказываниям других; • способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисса и консенсуса); • толерантное поведение в напряженных ситуациях (при различиях в точках зрения, столкновении мнений или оценок, - то есть в ситуациях конфликтов). Толерантность в разрешении конфликтов проявляется в следующих стратегиях: ведение переговоров, итогом которых является взаимное соглашение; привлечение конфликтующих сторон к сотрудничеству, обеспечение сторон позитивной информацией. Основное содержание личностного измерения межличностной толерантности включает в себя, прежде всего, соответствующую ценностно-смысловую систему, в которой центральное место занимают ценности уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправия людей по отношению к базовым вопросам, к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценности ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком и другие ценности демократического гражданского общества. В формировании личностных смыслов важную роль играет рефлексия, как способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. С появлением рефлексии связано осмысление собственной жизни, рефлексия переживаний и тех событий, которые стоят за ними. Личностные смыслы в силу своей специфики не могут быть даны в готовом виде или усвоены через традиционные каналы передачи и обмена информации, при этом что субъекту надлежит искать их, обнаруживать и раскрывать. Общение с современными подростками показывает, что механизмы рефлексии развиты у большинства из них очень слабо. Процесс межличностной толерантности возможен только при условии сформированного чувства самоуважения, которое является базовой потребностью каждого человека. Неудовлетворенная потребность ребенка в самостоятельности приводит к возникновению у него негативных тенденций, среди которых можно выделить пассивность, забитость, злобу, агрессивность, чувство униженности, беспомощности, которые обуславливают интолерантное поведение, в частности, буллинг. Развитая межличностная толерантность способствует усвоению подростком социальных норм, формирование моральных суждений, развитие кооперации и сотрудничества, что в свою очередь способствует формированию у ребенка просоциальных мотивов, таких как альтруизм и взаимопомощь. В подростковом периоде исключительной ценностью становится дружба, именно через нее происходит усвоение таких черт взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка. Однако в этот период могут формироваться и интолераитные тенденции как следствие гиперидентичности, когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над «чужими». С другой стороны, формирование этнической идентичности подростка может пойти по типу гипоидентичности, в первую очередь этнонигилизма, который характеризуется отчуждением от своей культуры, нежеланием поддержать собственные этнокультурные ценности, негативизмом и нетерпимостью по отношению к своему народу. В условиях существенно активизировавшихся межкультурных контактов человек, чтобы не страдать от когнитивного диссонанса, вынужден учиться принимать представителей иных культур как равных себе, а поддерживаемые ими ценности и установки - как равноценные своим собственным, не отождествлять понятия «иной» и «плохой». С другой стороны, гипоидентичность не позволяет установить границы личности, также вызывает снижение самооценки, провоцируя внутренние конфликты. Педагоги и психологи могут и должны способствовать воспитанию межличностной толерантности: как личным примером, так и с помощью специально разрабатываемых программ и методик. Можно предположить программу тренинга для подростков.
Программа коммуникативного тренинга для подростков (13-16 лет)
Цель: развитие коммуникативной компетентности, способствующей личностной и этнокультурной самоидентификации и выработке толерантной позиции в отношениях. Задачи тренинга: • выработка умений эффективной коммуникации; • развитие эмпатии; • создание условий, способствующих самоидентификации участников. Коммуникативный тренинг проводится подготовленным специалистом, компетентным в области межкультурпого общения и способным уделять внимание каждому участнику и группе в целом и знающим психологические особенности подростков. Основным фактором для достижения заданной цели является создание и функционирование учебно-тренировочной группы. Для этого требуется совместная выработка правил партнерского общения, причем позиция тренера также должна являться партнерской, исключающей доминирование. Тренинг для подростков не может ни затронуть проблему самоидентификации, являющейся личностной задачей возраста и способствующей толерантной позиции в общении. В таблице представлена программа тренинга по блокам. Блок - это тема нескольких занятий, в ходе которых должен быть достигнут заданный результат.
Таблица - Программа коммуникативного тренинга для подростков
№
|
Основное содержание блока
|
Типы упражнений
|
Примечание
|
1
|
Создание учебнотренировочной группы с благоприятной психологической атмосферой
|
«Броуновское движение», «Недостающий стул», самопредставление с повторением предыдущих высказываний. Обсуждение и принятие правил работы. Обсуждение программы и целей занятий
|
Каждое занятие заканчивается рефлексией занятия, возможны вступительные и завершающие групповые ритуалы
|
2
|
Развитие эмпатии и взаимопонимания в группе
|
«Имена-эпитеты», приветствия группе от каждого, «Движущийся круг общения», «Испорченный телефон» и обсуждение умения слушать. «Остров спасения», «Сказка по фразе», введение «Я-высказывания» и тренировка в таком типе высказываний
|
Во всех упражнениях применяются ней тральные темы обсуждений. исключающие возможность возникновения конфликтов
|
3
|
Развитие компетентности в выборе техник общения
|
«Клубочек» (связи в группе), приветствие, как «Я-высказывание», рассмотрение и обсуждение техник общения. Практикумы по различным техникам. Практикум в активном слушании: «Инопланетянин- переводчик»
|
Желательно прийти к мнению, что игнорирование и эгоцентризм не способствуют взаимопониманию и, что наиболее позитивным является активное слушание
|
4
|
Развитие компетентности в области социальной перцепции
|
«Тарелка с водой», «Разговор через стекло», «Эмпатия». Конфликтные и неконфликтные ответы: упражнение «Взаимопонимание», рассказы с разных позиций
|
Желательно возникновение в группе позиций, не симпатизирующих конфликтному поведению
|
5
|
Самопознание, создание пространства самоидентификации
|
Игра «Стой и слушай» и разговор о том. кем мы можем себя чувствовать. «Роли и сущность». Предложение о возможных позициях для высказывания: Россиянин (гражданин России), личность, представитель культуры, представитель человечества, любитель мороженного, сын/дочь своих родителей и т.п. Ответственные высказывания из различных сущностных позиций
|
В этом блоке важно «примерить» на себя различные ролевые, но главное, сущностные позиции личности. Примеры: « я как представитель человечества, хочу сказать...». «Я, как сын своих родителей, ответственно заявляю...»
|
6
|
Осознание собственных ценностей и обсуждение ценностей культур.
|
Игра «Вещи», упражнение «10 ценностей». Групповое составление ценностей своей культуры. Представление о доминирующих ценностях других культур: США, Германия и т.п., а также молодежной и взрослой субкультур. Наши пред- ставле1шя как стереотипы
|
Важно осознание собственной иерархии ценностей н понимание относительности своих представлений о собственной культуре и о других культурах. Важна идея о понимании культуры через ее ведущие ценности
|
7
|
«Носители культуры» осознание представленности культуры в каждом человеке
|
Рассказы о своих родственниках и близких. Обязательно получение обратной связи: «Что мне особенно понравилось в твоем рассказе и в этом человеке...». После рассказов как данный человек (тот, о котором рассказывали) представляет свою культуру, какие ценности культуры он/она утверждает своей жизнью
|
Здесь необходимо сблизить культуры, представленные в группе, через рассказы о близких людях, поиск в них общего, наряду со специфическим
|
8
|
Развитие компетентности в межкультурном взаимодействии
|
Информация о культурных стереотипах и расширение списка ценностей культур. Обмен личным опытом межкультурного взаимодействия как очного, так и по литературным источникам и СМИ. Объяснение феномена аккультурации. Сказки с тремя концами (Дж. Родари)
|
Важно, чтобы личный опыт участников был осмыслен ими как проявление аккультурации н выработана взвешенная позиция по отношению к межкультурным контактам
|
9
|
Человек в пространстве культуры осознание своей идентичности
|
Задание для каждого в виде текста или графически отразить свои отношения со своей культурой (той, к которой участник себя относит) и представить это применительно к межкультурному взаимодействию. Рефлексия всего тренинга
|
Возможные аспекты: чем я могу гордиться, что для меня самое важное, что сейчас менее важно, что было важно для моих предков, что я не принимаю (если такое есть), что я пока не знаю и т.п.
|
10
|
Диагностический блок
|
После каждого занятия экспресс- диагностика состояний, до и после всех блоков диагностика позиций и уровня толерантности.
|
Диагностика производится до начала занятий и после их окончания
|
Описание тренинга по блокам I. Создание учебно-тренировочной группы. Данный блок является обычным для тренинга. Основные психологические задачи: • уменьшение психологической дистанции между членами группы; • выработка правил безопасного общения (к таким правилам, обычно, относят правило конфиденциальности, правило «Стоп» - остановка диалога или дискуссии по просьбе человека, испытывающего эмоциональное напряжение, правила искренности, добровольности и активности). Важно, чтобы правила не только принимались, но и обсуждались участниками. Ритуалы группы также должны возникать при общем обсуждении, что способствует созданию активной и доброжелательной атмосферы. 2. Развитие эмпатии и взаимопонимания в группе. Данный блок также является обычным для тренинга. Основные психологические задачи: • развитие умения слушать друг друга; • углубление мотивации на общение, в том числе самораскрытие; • овладение техникой я-высказывания, способствующей отходу от эгоцентрической и доминантной позиции, а также преодолению застенчивости. 3. Развитие компетентности в выборе техник общения. Основные психологические задачи: • осознание техник как инструмента общения, которые можно выбирать и осознанно применять; • понимание того, что техника активного слушания способствует установлению и поддержанию контактов, доверительности и установлению взаимопонимания; • выработка навыка в применении техники активного слушания. 4. Развитие компетентности в области социальной перцепции. Этот блок в данном тренинге ставит перед собой задачу рассмотрения социальной перцепции в межкультуриой коммуникации. Основные психологические задачи: • выработка мотивации к декодированию невербальных сигналов и использованию сигналов, направленных на понимание и взаимодействие; • развитие навыка уверенной самопрезентации; • выработка умения спокойно и непредвзято воспринимать направленные на себя взгляды. Основные игры к данному блоку: 1. «Разговор через стекло» Цель игры осмысление трудностей общения между людьми, трудности понимания людьми друг друга. В ходе игры нескольким парам участников предлагается «поговорить» друг с другом, как если бы их разделяло толстое стекло, не пропускающее звук. После попытки партнеры сообщают, что хотел сказать один и что понял другой. При обсуждении можно подсказать, что таким «стеклом» может быть принадлежность к разным народам, поколениям, странам. 2. «Тарелка с водой» Цель игры - развить взаимопонимание в группе, попять и обсудить закономерности возникновения взаимопонимания. Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы коммуиика- ции: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т.п. Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия, понимания невербальных сигналов без предварительной договоренности. В игре участвуют наблюдатели, которые потом дают отчет о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали. 3. «Эмпатия» Цель игры - осмысление в группе проблем взаимной оценки, восприятия людьми друг друга. Два или три добровольца выходят за дверь. Группа договаривается, кто из участников будет смотреть на каждого вошедшего с открытой неприязнью, со скрытой неприязнью, с симпатией (по одному человеку). Остальные договариваются смотреть на вошедшего нейтрально. Ведущий говорит: «Подойди к каждому, посмотри в глаза. Мы здесь договорились, что некоторые члены группы будут смотреть на тебя как-то необычно. Скажи вслух, как относится к тебе в данный момент каждый из присутствующих». После прохождения всей игры необходимо, чтобы те, кто договорился смотреть на вошедшего эмоционально, раскрыли свое задание. В обсуждении обычно выявляется известный феномен «возрастной тревожности», заставляющий переоценивать количество эмоционально окрашенных взглядов. 5. Самопознание, создание пространства самоидентификации. Основные психологические задачи: • посгроение перечня ролей и осознание важнейших сущностных аспектов идентичности; • развитие культуры ответственных высказываний. Упражнение «Роли и сущность». Каждому участнику предлагается на отдельных листочках дать некоторое количество ответов на вопрос «Кто я?» (желательно не менее 20 ответов). Затем нужно самостоятельно или обсуждая в малых группах разделить эти ответы на рол и-характеристик и не постоянные или относящиеся не ко всем видам взаимодействий и сущность. («Сущность» в данном контексте - это те характеристики, которые являются постоянными и не зависят от ситуации, например: человек, личность, характеристики, определяющие пол, возможно, этническая характери стика). Затем в малых группах рекомендуется подготовка ответственных высказываний из различных ролевых позиций и представление их в группе. 6. Осознание собственных ценностей и обсуждение ценностей культур. Основные психологические задачи: • построение осознанной иерархии ведущих ценностей; • выработка ценностного подхода к культуре, который способствует развитию позиции культурного релятивизма. Игры и упражнения: 1. «Вещи» Цель игры - совместное размышление о многозначности вещей в жизни человека. Вещи дают возможность человеку существовать, но они же служат поводом для проявления агрессивности, зависти, ущербности и других чувств, разрушающих личность. Человек, проявляющий очень сильную страсть к вещам, становится не хозяином, а их рабом. Группа может подойти к мысли, что вещи - хорошие или плохие не сами по себе, а в зависимости от намерений и поступков человека. Для игры необходимы коробки, по возможности, оформленные как подарки. В коробках лежат карточки с названиями вещей, например: «дом», «телевизор», «автомобиль», «компьютер» и т.п. (В игру могут на равных с реальными предметами включаться и сказочные: меч- кладенец, скатерть-самобранка и др. ) Участники группы (или несколько участников), получившие или выбравшие данную коробку, должны рассказать о достоинствах конкретной вещи и о тех опасностях, которые она может вызывать, или о нежелательных последствиях, ее использования. Задача группы - угадать, о какой вещи идет речь. Группа может задавать вопросы (ответы только «да» или «нет»). Если вещь угадана, участники могут внести свои дополнения в сделанный анализ или оспорить его. 2. Упражнение «10 ценностей». Каждый участник группы составляет список из 10 своих ценностей и присваивает им ранг. (Это может быть и домашним заданием). Затем, разбившись на пары, анализируют списки, начиная с ценностей с рангом 9 и 10, спрашивая, что бы человек выбрал, если можно было бы оставить только одно из двух и так далее до ценности первого ранга. Если ранг ценности меняется, то также сопоставляют все вновь образовавшиеся пары. Обычно иерархия в процессе этого упражнения сильно изменяется. После этого группа в целом составляет список ценностей своей и одной-двух культур по выбору группы. Руководитель напоминает при необходимости о доброжелательности анализа и дискуссии. 7. «Носители культуры» - осознание представленности культуры в каждом человеке. Основные психологические задачи: • развитие самоидентификации с культурой; • развитие умения соотносить конкретную личность с ценностями ее культуры; • развитие компетентности в межкультурном взаимодействии. Здесь участникам представляется материал о стереотипах поведения, связанных с культурой и о феномене аккультурации. Основные психологические задачи: • осознание феномена культурных стереотипов своей и других культур; • осознание бикультуральной личностной позиции как наименее конфликтного типа аккультурации; • человек в пространстве культуры - осознание своей идентичности. Это наиболее творческий блок, задачи и результаты которого определяются достигнутыми результатами группы.
Список использованной литературы 1. Дермаиова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения / И.Б. Дермаиова, Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2003. -40 с. 2. Макшанов, С.И. Психогимнастика в тренинге / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева. - СПб., 1993. 3. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения» / А.С. Прутченков. - М., 1991. 4. Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге / Н.Ю. Хрящева. - СПб.: Речь, Институт тренинга, 2004. - 256 с. 5. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. - Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997.-278 с. 6. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. - СПб.: Речь, 2011. - 168 с.
Источник: Буллинг в условиях образовательной среды: Б90 межкультурный аспект : монография / Н.В. Кухтова [и др.] ; под ред. Н.В. Кухтовой, С.М. Шингаева. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - 172 с. |