Кирилова С.А.
Статья посвящена проблеме суицидального поведения у подростков, в основе которого лежат проявления внутриличпостного конфликта, возникшего вследствие буллинга.
Ключевые слова: суицид, внутриличностный конфликт, буллинг.
Suicidal behavior in adolescents as a consequence of bullying The article is devoted to the problem of suicidal behavior in adolescents, which is based on the manifestations of intrapersonal conflict arising from bullying.
Key words: suicide, intrapersonal conflict, bullying.
Явление буллинга как формы агрессивного поведения среди учащихся характерно не только для нашего времени. О проявлениях буллинга можно найти упоминание в научных трудах 3. Фрейда, А. Адлера, У. Стекела в начале прошлого столетия. «Нельзя вииить только школу в том, что в ней столько насилия, и в том, что дети совершают суициды, но вина школы в том, что она ничего не делает, чтобы хоть как-то противостоять этой тенденции. Школы не должны забывать, что они имеют дело с незрелыми еще личностями, по никто и не может лишать детей права на эту незрелость, которая является естественной стадией их развития, пусть и не самой простой» [8]. Существует мнение, что в школе случаи насилия носят единичный характер и касаются небольшого количества учащихся. Однако статистика показывает, что около половины учеников хотя бы единожды в месяц становятся жертвами булинга независимо от того, в какой школе они учатся: элитной или бюджетной. Буллеры появляются там, где отсутствует ощущение неотвратимости наказания за агрессивные, социально неодобряемые формы поведения. Жертвами насилия в большинстве случаев становятся дети с низкой самооценкой. В силу своих индивидуально-психологических особенностей и личностных характеристик они невольно является источниками конфликтного взаимодействия. Это провоцирует окружающих на недоброжелательное и презрительное отношение к себе: его могут запугивать, дразнить, портить его вещи, заставлять выполнять что-то неприятное, уничижающее его достоинство. Однако буллингу могут быть подвержены и вполне благополучные ученики, имеющие достаточно широкий круг общения и адекватную самооценку. Неправомерно считать, что буллинг - это проблема одного ученика, потому что насилие в коллективе всегда является проблемой для всего коллектива. Жертвой может стать любой из учеников класса, даже бывший буллер. Намеренность, неравность сил и повторяемость таких действий по отношению к определенному ученику со стороны одноклассников свидетельствует о буллинге. Это становится основой для глубинных, скрытых переживаний ученика, что, в свою очередь, является началом для возникновения внутриличностного конфликта, который будет проявляться в депрессивном настроении, замкнутости, возникновении психологических проблем, внешне немотивированной аутоагрессии. Суицид - осознанный акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл [6]. Подросток в состоянии внутриличностного конфликта переживает острые негативные эмоции, порожденные противоречивыми стремлениями и переживаниями сложившейся ситуации [4]. Вследствие буллинга у подростка может сформироваться адаптационный конфликт, в основе которого лежит нарушение процесса социальной адаптации. Он возникает как противоречие между возможностями личности и требованиями, которые к этой личности предъявляет окружающая действительность и оценкой окружающими возможностей этой личности. Как реакция на буллинг может проявится невротический конфликт, в состоянии которого подросток переживает сильнейшее напряжение, возникшее в результате противоборства мотивационной направленности личности и ее внутренними силами. В результате этих противоречий личность находится в состоянии эмоционального напряжения, повышенной тревожности, возможны срывы [1]. Внешние причины внутриличностного конфликта, возникшего вследствие буллинга, разнообразны и, как правило, обусловлены положением подростка в группе. Если потребность ребенка в уважении не встречает понимания, если он лишен свободы или чувствует себя чужими в своем классе из-за отношения к нему некоторых одноклассников, - он попадает в состояние фрустрации, которое сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. [7]. Дети справляются с впутриличностными конфликтами по- разному. Это зависит от порога чувствительности, уровня самоконтроля и развития волевых качеств, наличия акцентуаций и определенных индивидуально-психологических способностей, которые позволят преодолеть фрустрацию, возникшую вследствие виутриличностного конфликта. Если внутренний потенциал ребенка не позволяет ему справится с состоянием фрустрации, это может послужить основой для возникновения суицидальных реакций. Конечно же, внутриличностный конфликт и внешние, и внутренние условия способствуют его возникновению. Однако действительным пусковым механизмом суицида являются внутренние мотивы. Именно суицидальная мотивация есть эмоциональным откликом на проблемную ситуацию, которая воспринимается подростком, как кризисная. Мотивы суицидального поведения подростка различны и зависят от кризисной ситуации: месть или протест, призыв обратить внимание на наличие неразрешимой для него проблемы, стремление избежать наказания или страдание, наконец, отказ от жизни и самопаказание [2]. Последние мотивы наиболее вероятны для подростков, подвергшихся буллингу. Но суицидальные действия могут быть сигналом дистресса: «Мне очень нужна ваша помощь, заметьте же меня!». С другой стороны, суицидальные действия могут совершаться подростком с целью наказать других, буллеров или взрослых, не отреагировавших на его состояние: «Вы пожалеете, когда я умру». Следует учесть, что подростки, совершая суицидальную попытку, зачастую не воспринимают смерть как нечто конечное в своей жизни, а надеются с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию. Понятие о необратимости смерти у подростков отсутствует, т.к. они убеждены, что можно казаться для окружающих лишенным жизни, по при этом наблюдать раскаяния обидчиков. Переживаемое чувство вины или невыносимого стыда, стремление избежать потока невыносимой душевной боли - все это примеры мотивирующих факторов подростков, подвергшихся буллиигу. Суицидальные попытки подростков, подвергшихся буллиигу, в большинстве случаев можно предотвратить. Ни один ребенок не способен сиюминутно принять решение об уходе из жизни, воплотить его в кратчайшие сроки. Такое решение формируется у ребенка как минимум несколько дней. При этом он постоянно взывает к взрослым, различными способами давая понять, что ему невыносимо плохо. Важно не пропустить сигналы, свидетельствующие о депрессии, о самоубийственном настроении. Эти сигналы являются криком о помощи, потому что ребенку кажется абсолютно неразрешимой проблема возвращения к нормальному существованию после того, как он подвергся травле в школе. Сигналы, свидетельствующие о суицидальном настроении ребенка: утрата интереса к своей внешности, к учебе и прежним увлечениям (вплоть до прогулов в школе, особенно, если таких случаев не было раньше), избегание общения с окружающим (друзьями, близкими, одноклассниками), часто повторяющиеся приступы безнадежности, беспомощности, нарушения сна и аппетита, постоянно возникающее чувство ненужности, низкая самооценка, сопровождаемая самокритикой, вялость, апатия, внезапное проявление гнева и ненависти, депрессивное состояние, проявления рискованного и опасного поведения, высказывания о нежелании жить дальше - прямые или завуалированные, мотивированные или нет. Суицидальные замыслы могут находить отображение в рисунках в блокноте, в которых ярко прослеживается депрессивное состояние (могильные холмики, гробы, кресты, виселицы т.п.). На фоне формирования личностных структур в подростковом возрасте, сопровождаемых физиологическими изменениями, буллинг особенно тяжело переносится ребенком. Неумение найти выход из трудной ситуации из-за недостаточного жизненного опыта и низкой нервно-психической устойчивости, напряженность, внушаемость, низкий уровень развития волевых качеств, недостаточный уровень самоконтроля, импульсивность, отсутствие гибкости в поведении - все это повышает уровень суицидального риска. Дети-жертвы буллинга могут быть вспыльчивы и раздражительны. Но раздражение это направлено против самих себя. Подростки, подвергшиеся буллиигу, говоря о суициде, не шутят. Эти разговоры - крик о помощи, поэтому не стоит рисковать жизнью ребенка, отмахиваясь от его утверждений фразами «он шутит», «перестань пас пугать». Если ребенок заговорил о суициде, значит действительно в его жизни есть неразрешимая для него проблема, вызывающая сильнейшую душевную боль и он готов совершить этот отчаянный шаг, чтобы избавиться от него. Поэтому окружающим следует всерьез отнестись к его словам. Суицидальный поступок может быть совершен подростком, для которого буллинг стал «последней каплей чаше терпения». Череда неприятностей, возможно преследовавших ребенка на протяжении последнего времени, послужила основой сильного интерперсоналыюго напряжения. В таком случае буллипг сработает в качестве пускового механизма, избавляющего от сильнейшего потока душевной боли, которую переживал ребенок. Для предупреждения подростковых суицидов необходимо создание таких условий, в которых дети не ощущают себя ненужными, отверженными и неполноценными [5]. Им необходимо внимание и забота не только близких, по и педагогов. Главное в деятельности по предупреждению суицидов среди подростков - сформировать у детей чувство защищенности, поддержки, возможности обращения за помощью и советом к старшим. Ощущение понимания и сочувствия, возможность откровенного разговора по душам дают ребенку веру в свои силы и способность преодолеть трудности. Профилактическую работу необходимо проводить поэтапно. Первоначально профилактика направлена на тех детей, которые стали участниками буллинга. Это направление включает в себя работу с детьми и семьями школьников: изучаются тип семьи и условия воспитания детей, поведение родителей в семье; изучаются (и корректируются в случае необходимости) нарушения в материнско-детских отношениях, вследствие чего снижается эмоциональное благополучие ребенка, появляются отклонения в его психическом развитии на разных возрастных этапах; создаются условия для формирования личности, выработке оптимальных стратегий поведения учащихся в социуме (проводятся родительские собрания, классные часы с соответствующей тематикой, родители и дети привлекаются для совместного участия в классных и общешкольных мероприятиях). Последствиями буллинга могут стать и постстрессовые состояния учащихся. Для преодоления таких состояний профилактическая работа должна вестись в трех направлениях: создание условий, при которых невозможно проявление буллинга вообще; в кратчайшие сроки прекратить общение ребенка, подвергшегося травле, с буллерами; укрепление внутренних ресурсов учащихся, необходимых для противостояния травле. Администрации школы совместно с педагогическим коллективом необходимо установить: 1. Имеет ли место и в каких формах буллипг в образовательном учреждении. 2. Определить оптимальные пути поддержания авторитета педагогов среди учащихся. 3. Проводить мониторинг психологического климата в школе путем анонимного опроса и анкетирования учащихся, родителей, педагогов, изучение видеозаписей школьных будней. 4. Организовывать совместное обсуждение внутри школьных проблем. К работе с отрицательными лидерами среди учащихся привлекать не только педагогов, но и родителей. 5. Создать такую среду, в которой обидчики будут лишены возможности получать поддержку от группы единомышленников, где не будет возможности для проявления асоциальных поступков. 6. Необходимо проводить занятия и тренинги с подростками, направленные па повышение стрессоустойчивости, формирования самостоятельности и умений по отстаиванию своей позиции и защиты своего пространства, развивать коммуникативные навыки, умения оказывать помощь сверстникам в сложных ситуациях, формировать здоровый образ жизни. На втором этапе профилактика проводится в отношении булле- ров и направлена на коррекцию их поведения, создание психологически безопасной образовательной среды, охрану психологического здоровья участников образовательного процесса. Мнение о том, что суицид невозможно предотвратить, ошибочно. Несомненно существует риск рецидива суицидальной попытки в первые 24-72 часа и 80-100 дней после совершения подростком суицидальных действий. Однако, если он получит достаточную поддержку со стороны окружающих его близких, сверстников, педагогов не только на эмоциональном уровне, но и через сформированную уверенность в возможности получения помощи, через обращение к значимым в его жизни людей, по телефонам доверия риск совершения повторной суицидальной попытки становится на порядок ниже. Если окружающие готовы поддержать волнующую подростка тему, он будет иметь возможность открыто говорить о своих переживаниях, не боясь осуждения за суицидоопасные темы. Когда подросток выговорится, у него снижается острота суицидоопасных мыслей, поскольку цель суицидального поступка не просто лишение себя жизни, а избавление от потока непереносимой душевной боли. Поэтому, когда подросток обращается к кому-то с «тайной» о том, что хочет покончить жизнь самоубийством, значит, он верит, что помочь ему и понять его действительно может только этот человек. И заговорил он об этом, может быть именно потому, что в действительности расставаться с жизнью не хочет. Состояние ненужности, собственной никчемности и униженного достоинства, возникающее у подростков, подвергшихся буллипгу, часто внешне маскируется за излишней бравадой и показным весельем. Поэтому суицидальная попытка становится полной неожиданностью для окружающих, которые задают себе вопрос: «Зачем он это сделал? Почему так поступил?». Точнее было бы спросить: «Какая причина толкнула его на этот поступок?», «Как можно было ему помочь?». Ведь суицидальная попытка - это способ справиться с возникшей проблемой, которая для подростка кажется непреодолимой. И у окружающих имеется много возможностей прийти им на помощь, потому что умирать на самом деле такие подростки не хотят. В смерти они видят новую точку отсчета своей жизни в новых условиях и без душевной боли, которую не способны преодолеть здесь и сейчас. Чтобы ценность жизни не теряла смысла, необходимо знать две особенности восприятия полноценной жизни: с одной стороны, нам важно, чтобы нас любили, с другой - чтобы к нам хорошо относились. Важно знать, что наше поведение также зависит и от того, как мы сами относимся к себе, что наше поведение всегда целенаправленно, и мы ничего не делаем «просто так». Поэтому забота окружающих, с одной стороны, и умение находить смысл в каждом своем поступке, с другой - помогают предупредить возникновение мыслей суицидальной направленности. Потребность любить, быть любимым и быть частью чего-то общего создает у подростка ощущение наполненности жизни и способности справиться с любой трудностью. Подросток, подвергшийся буллингу, лишен этих ощущений. Снижение самооценки приводит к неспособности самостоятельно решить даже те проблемы, которые он легко преодолевал ранее. Вовлечение подростка в общее дело, внешнее проявление эмпатии через дружеское рукопожатие, улыбку, ободряющее слово позволят удовлетворить его потребность в любви и внимании окружающих. Самооценка - это самоощущение. Самоощущение подростка комфортно для пего, если он чувствует добрые чувства к себе со стороны взрослых и сверстников, педагогов и родителей. Это позволяет прочувствовать подростку собственное достоинство, веру в собственные силы.
Список использованной литературы 1. Анцупов, Л .Я. Конфликтология. / Л.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2007. - С. 296-298. 2. Васильева, О.С. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты / О.С. Васильева, И.Е. Андрущенко // Журнал практического психолога. - 2000. - № 3-4. - С. 182-200. 3. Глазман, О.Л. Психологические особенности участников бул- линга / О.Л. Глазман // Изв. Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - СПб., 2009. -№ 105. - С. 159-165. 4. Кирилова, С.А. Конфликтология: учеб, пособие. / С.А. Кирилова, М.Ю. Кусакин, В.В. Мелетичев. - СПб.: Филиал ВУНЦ ВВС, 2011.-С. 14. 5. Мальцева, О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О.А. Мальцева // Тюмен. гос. ун-т. - 2009. - № 7. - С. 51-54. 6. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - С. 512. 7. Робер, М.А. Психология индивида и группы / М.А. Робер, Ф. Тильман.-М.; Прогресс, 1988.-С. 89-90. 8. Суицидология в трудах зарубежных ученых / под ред. А.Н. Моховикова. - М.: Когито-Центр, 2003. - С. 124.
Источник: Буллинг в условиях образовательной среды: Б90 межкультурный аспект : монография / Н.В. Кухтова [и др.] ; под ред. Н.В. Кухтовой, С.М. Шингаева. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - 172 с. |