Коротнева Ольга Сергеевна студентка Научный руководитель Романова Елена Владимировна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область
Аннотация: в статье рассматривается проблема экологического воспитания в современных семьях; в связи с угрозой экологической катастрофы, особенно актуальным становится вклад каждого человека, наше осознанное, бережное отношение к природе; воспитание и формирование экологической культуры начинается в семье с самого раннего детства. Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, методы экологического воспитания, экологическая культура.
В условиях современной реальности все более актуальными становятся проблемы экологии. Увеличение количества транспорта, производств, прочих источников выброса вредных веществ, газов, примесей значительно сказываются на состоянии окружающей среды. Сейчас все чаще можно наблюдать высокую степень загрязнения почв, атмосферы, воды, влекущие за собой необратимые последствия, тем самым ставя мир под угрозу экологической катастрофы. Среди наиболее актуальных проблем экологии можно выделить разрушение озонового слоя, глобальное потепление, массовое вымирание некоторых видов живых организмов, кислотные дожди, истощение источников пресной воды и других ресурсов и т. д. Актуальность применения современных методов экологического воспитания в семье объясняется тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с будущим всего человечества. Задача родителей - научить ребенка осознавать ценность жизни любого существа, дать представления об элементарных правилах поведения в быту, позволяющим помочь улучшению экологической обстановки. В результате изучения материалов по данной теме, целью нашего исследования стало определение современных методов экологического воспитания в семье и разработка рекомендаций для родителей на основе полученных знаний. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования: 1) дать определение понятия «Экологическое воспитание»; 2) выявить современные методы экологического воспитания в семье; 3) провести диагностику знаний об экологии, полученных в семье, среди школьников; 4) разработать рекомендаций по экологическому воспитанию для родителей; 5) сформировать собственный вывод о том, насколько важно экологическое воспитание в семье в условиях современной социальной реальности. «Экологическое воспитание» - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе [1].
Анализ литературы показал, что к современным методам экологического воспитания в семье относятся:
1) экологические игры (игры-ребусы, игры-опыты) - формируют представления о состоянии природы, практические умения экологически целесообразной деятельности; 2) метод экологической идентификации - способствует отождествлению себя с природным объектом; 3) участие в экологических акциях, конкурсах, проводимых, как на базе отдельных школ, так и реализуемых на городском, региональном уровне и др.; 4) экологический сторисек - «чтение вслух» с использованием картинок, реквизитов, призванных привлечь внимание ребенка; 5) экологическая тропа - поход, уборка территории на субботниках и другие способы деятельности на природе; 6) просмотр обучающих мультфильмов, фильмов фотографий, презентаций о загрязнении окружающей среды [2; 3];
Для изучения вопроса экологического воспитания в семье нами был проведен опрос среди учащихся 8 классов МБОУ СОШ №7 г. Серпухова. В опросе приняли участие 102 респондента. В результате опроса было выявлено, что у 53% учащихся в семье не освещаются темы экологии, глобальных проблем и правил экологического поведения, 26% респондентов знают основные правила, но не в полной мере знакомы с обоснованиями значимости их соблюдения и лишь 21% учащихся показал компетентность в вопросах экологического воспитания. Данные опроса показали, что школьников важно знакомить с правилами экологического поведения, так как они владеют недостаточной или не совсем верной информацией по данному вопросу. Так что же можно порекомендовать родителям, чтобы повысить уровень экологического образования в современных семьях? Родителям стоит организовать для детей следующие мероприятия, направленные на формирование экологической культуры: 1) рассказывать детям о глобальных проблемах экологии; 2) показывать на личном примере, как нужно вести себя в быту, чтобы не ухудшать состояние окружающей среды (выключать свет, воду, не мусорить и т. д.); 3) использовать современные методы для повышения интереса детей к данной теме; 4) используя игровые формы и приемы прививать элементарные навыки и знания; 5) осуществлять совместный просмотр и последующее обсуждение обучающих видеороликов, научных фильмов, мультфильмов, затрагивающих данную проблематику [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное экологическое состояние, к сожалению, требует серьезного вмешательства, как на уровне всего мира, отдельного государства, так и каждого человека независимо от его возраста. Каждый из нас, начиная с самого себя, способен повлиять на состояние окружающей среды. Поэтому одной из главных задач родителей, в свете сегодняшних условий, является обеспечение для ребенка полноценного экологического просвещения, воспитание бережного отношения к природе, прививание элементарных норм экологического поведения.
Список литературы 1. Снакин В.В. Экология и охрана природы: словарь-справочник / под ред. А. Л. Яншина. - М.: Academia, 2000. - 384 с. 2. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2011. - 240 с. 3. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с. 4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 336 с. Источник: Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства: сборник материалов IX Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Армавир, 8 окт. 2021 г.) / под общ. редакцией И.В. Ткаченко. . - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 176 с. |