На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическое насилие над детьми в семье как форма жестокого обращения
Психологическое насилие над детьми в семье как форма жестокого обращения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Бородина Викторина Николаевна канд. психол. наук, доцент, заведующая кафедрой ЧОУ ВО «Балтийский гуманитарный институт»
г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье показана распространенность во всем мире феномена жестокого обращения с детьми. Показано, что негативные последствия психологического насилия проявляются спустя длительное время, оказывающие влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка, проявляющиеся в виде нарушений физического и психического развития, способствующие социальной дезадаптации, деформации личности ребенка. Особое внимание уделяется формам психологического насилия над детьми в семье.
Ключевые слова: семья, психологическое насилие, жестокое обращение, дети.

В современном обществе проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье является одной из самых острых и актуальных. В докладе Всемирной организации здравоохранения отмечается, что во всем мире насилию подвергается до одного миллиарда детей. Ежегодно в возрасте 217 лет с насилием в той или иной форме сталкивается каждый второй ребенок. Около 300 миллионов детей в возрасте 2-4 лет регулярно подвергаются жестоким дисциплинарным мерам со стороны значимых лиц. Говоря о распространенности психологического (эмоционального) насилия, то с данным видом сталкивается каждый третий ребенок [2]. Следует отметить, что последствия жестокого обращения для ребенка оказывают негативное влияние на всю жизнь. Так, у детей, сталкивающихся с насилием, есть риск развития не только соматических (хронических) заболеваний (диабет, сердечно-сосудистых, онкологических и т. д.), но и психических заболеваний,
тревожных расстройств. На протяжении своей жизни такие дети больше подвержены злоупотреблению алкоголем и наркотиками [Там же]. У них в дальнейшем наблюдается разнообразные поведенческие и эмоциональные проблемы. В дальнейшем жестокость воспроизводится, жертвы часто становятся насильниками в собственной семье или вне ее.
Единого определения понятия «жестокое обращение» в настоящее время не существует, поскольку это сложное социальное явление является предметом анализа ученых различных научных направлений: социологов, психологов, педагогов, юристов, врачей [1-6]. Тем не менее, психологи при раскрытии данного термина обращают внимание на следующие составляющие: действия или бездействие, последствия, круг лиц, осуществляющих данные деяния [5].
Следовательно, жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение (действия или бездействие) со стороны родителей, лиц, их замещающих, или других взрослых по отношению к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.
Риск появления различных форм насилия выше в семье, где присутствует неблагоприятный психологический климат, экономические и социальные трудности, родители сами в детстве подвергались насилию, страдают психическими заболеваниями (шизофрения, эпилепсия и т. д.) или злоупотребляют алкоголь и наркотики, неразвиты родительских навыков. Исследователи отмечают, что жесткое обращение прямо не связано с наличием у родителей психических расстройств и не является прямым следствием негативных социальных факторов (безработицы, бедности, низкого образовательного уровня, плохих жилищных условий и т. п.), а в большей степени опосредуется особенностями личности родителей (аддиктивные наклонности, девиантные проявления, слабый материнский инстинкт и т. д.) [5]. В группу риска детей, по отношению к которым применяют насилие, входят дети, отличающиеся гиперактивностью, импульсивностью, беспокойные дети младенческого и раннего возраста, нежеланные дети, дети-погодки, недоношенные дети. Дети с физическими и психическими отклонениями часто вызывают у родителей реакцию отвержения, раздражения и даже агрессии. Одной из важнейшей особенностью насилия в семье, заключается в том, что оно происходит с целью обретения контроля и власти над ребенком.
Если говорить о видах насилия, то выделяют физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение (заброшенность, беспризорность). Каждый вид включает широкий спектр различных действий.
Из всех видов психологическое насилие бывает очень трудно распознать и идентифицировать, так как выражается в определенном воздействии на психику ребенка, не привлекая внимания окружающих. Сами жертвы порой не осознают, что подвергаются негативному психологическому воздействию со стороны других лиц [3]. Тем не менее данную форму можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка («приклеивание» к любому взрослому в поисках внимания и тепла, фантазии, переживание страха, постоянное подавленное настроение, плаксивость, агрессивность, суицидальные попытки и т.д.). Возможны и физиологические реакции, свидетельствующие о психологическом
(эмоциональном) насилии: энурез, психосоматические жалобы, замедленное физическое и общее развитие ребенка. Последствия психологического насилия оказываются достаточно тяжелыми и долгосрочными, оказывающими влияние на всю дальнейшую жизнь.
Психологическое (эмоциональное) насилие - представляет собой периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или лиц, их замещающих, на ребенка, приводящее к нарушению психического развития или формированию у ребенка патологических черт характера [5].
Выделяют следующие формы психологического (эмоционального) насилия:
— отвержение, которое проявляется в том, что взрослый отказывается выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка в форме сильной неприязни. Предъявление ребенку чрезмерных требований, несоответствующих его возрасту и возможностям, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;
— изоляция, при которой взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка с друзьями, запрещает принимать участие в семейных мероприятиях, ограничивает другие контакты с другим родителем, возможна и физическая изоляция от внешнего мира;
— терроризирование, проявляющееся в вербальной агрессии, унижении, оскорбительных замечаниях, постоянное высмеивание ребенка, употребление по отношению к нему обидных прозвищ, запугивание. Мир ребенком воспринимается как враждебный и нестабильный;
— игнорирование, при котором ребенок лишается обратной связи со значимым взрослым. Родители демонстрируют полную отстраненность, незаинтересованность проблемами, длительное лишение ребенка любви, нежности, которые являются важнейшим условием нормального психического развития ребенка;
— развращение, проявляющееся в том, что взрослый способствует искаженной социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения (воровство, проституция, порнография, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков и т.д.). В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным [4].
О. А. Беседина отмечает, что в российских семьях глубоко укоренилась практика использования в качестве наказаний различных форм психологического насилия над детьми. Многие из этих форм на уровне общественного мнения считаются «эффективными и нормальными» способами воспитательного воздействия и в практике семейного воспитания передаются из поколения в поколение. Автор считает, что для борьбы с данной проблемой необходимо не только отслеживать случаи жестокого обращения и бороться с уже имеющимися фактами родительского насилия, а, прежде всего, заниматься его профилактикой, направленной на изменение восприятия проблемы насилия в обществе и формирование в семье благоприятного психологического климата, при котором насилие над детьми будет недопустимым [1].
Таким образом, негативные последствия психологического насилия проявляются спустя длительное время, нанося непоправимый вред ребенку, проявляющийся в виде нарушений физического и психического развития, способствует социальной дезадаптации, деформации личности. Данная проблема требует совместных целенаправленных действий не только со стороны специалистов различных профессий, но и всего общества, поскольку его сложно распознать, так как отсутствуют четкие границы допустимых дисциплинарных мер и применяемых форм психологического насилия, выявления той силы и тяжести, дающих основания для привлечения родителей к административной или уголовной ответственности, предъявления иска о лишении родительских прав.


Список литературы
1. Беседина О. А. Распространенность жестокого обращения с детьми в российских семьях / О.А. Беседина // Вестник Тюменского государственного университета. Социальноэкономические и правовые исследования. - 2016. - Т. 2, №3. - С. 55-65.
2. Доклад о положении дел в мире в области профилактики насилия в отношении детей 2020 г.: [Global status report on preventing violence against children 2020: executive summary] - Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2020. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO [Электронный ресурс].
3. Илгамова Э.З. Феномен насилия в отношении детей / Э.З. Илгамова // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - №1. - С. 280-292.
4. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина- Пых. - СПб.: Питер, 2018. - 832 с.
5. Профилактика и коррекция последствий жестокого обращения с детьми в семье: методические рекомендации / авт.-сост. Н.Б. Шевченко, О.Ю. Зорина, И.Ю. Добрынина, А.И. Дуракова. - Бийск, 2014. - 247 с.
6. Семено А.А. Профилактика насилия над детьми в семье / А. А. Семено // Психология и право. - 2013. - №1 [Электронный ресурс].

Источник: Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства: сборник материалов IX Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Армавир, 8 окт. 2021 г.) / под общ. редакцией И.В. Ткаченко. . - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 176 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.