На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Роль семейных отношений в воспитании творческой, креативной личности
Роль семейных отношений в воспитании творческой, креативной личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Манукянц Эмма Вагановна магистрант
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: в статье рассматриваются процессы выявления творческого начала, творческого потенциала ребенка. Подчеркивается важнейшая роль семьи, семейных отношений, авторитета родителей в воспитании ребенка, развития его креативности. Выявляются особенности семейно-родительских отношений, влияющих на развитие и реализацию творческих способностей ребенка. Также исследуется связь между созданием в семье атмосферы (среды), благоприятствующей появлению творческих идей и развитием черт, ведущих к продуктивному творчеству и креативности.
Ключевые слова: креативность, семья, семейно-родительские отношения, творческие способности, среда.

...и современное общество и экономика просто не в состоянии нормально, устойчиво развиваться, если на первое место не будет поставлен человеческий капитал, если не будут созданы условия для максимального раскрытия творческого потенциала каждой личности...
В. В. Путин


Творческий потенциал определяется как многоплановая структура со многими элементами, как комплекс различных способностей, качеств личности, ее эмоционально-волевая сфера. Общая креативность личности является фактором, систематизирующим все обозначенные элементы. Процесс развития творческого потенциала - это деятельность самого обучающегося, целеустремленная и сознательная, являющаяся механизмом преобразования его возможностей. Семья в этом процессе играет значительную роль.


Известны два основных способа влияния семейных отношений на развитие творческих способностей ребенка:
1. Оказание помощи ребенку, его стимулирование в приобретении специальных навыков и знаний;
2. Привитие ребенку своих семейных ценностей, отношение к достижениям, зависящим от опыта, практики и обучения.


Поэтому, для того чтобы воспитать творческую, креативную личность, развить творческий потенциал ребенка, родители должны начинать с самообучения. В оценке поведения ребенка родителям необходимо соблюдать определенный баланс. Позитивные, положительные реакции любви, поддержки, безусловно, должны преобладать над критическими и негативными. В ходе исследования, которое повели Дж. Гетцельс и Ф. Джексон, было обнаружено, что уровень достатка, материального состояния семьи не имеет основополагающего значения. Намного важнее профессия, социальный статус, и, главное, позиция родителей по отношению к детям. Родители креативных детей показывали свое благоприятное отношение к их индивидуальности, уверенность в их способностях, уделяли больше внимания внутренним качествам детей. Родители интеллектуалов обращали внимание в основном на внешние факторы, возможности развития карьеры ребенка.
Таким образом, воспитывая творческую, креативную личность, родители либо сами должны быть такими, либо должны создать те условия для ребенка, при которых не навязываются различные стереотипы, решения тех или иных задач.


Важную роль семейно-родительских отношений подтверждают некоторые интересные факты:
— как правило, старший или единственный сын в семье имеет больше шансов проявлять творческие способности;
— также большую креативность может проявить ребенок, отождествляющий себя с неким «идеальным героем», и, наоборот, меньше шансов - у детей, отождествляющих себя с родителем (например, отцом).


Объяснение этому явлению в том, что родители большинства детей люди нетворческие, «средние», что формирует у детей нетворческое поведение.


В некоторых исследованиях отмечается большее влияние на творческие способности родителей противоположного пола:
— отцов - на творчество девочек;
— матерей - на творчество мальчиков.


Значительно возрастают шансы вырастить дочерей творческими личностями у тех отцов, кто активно интересуется занятиями, идеями, стремлениями дочерей, которые определяют их будущее, укрепляет их независимость, чем у тех, кто старается сформировать стереотипные модели (пассивные или зависимые) поведения в дочерях.
Матери, проявляющие больше «мужских» свойств, занятые карьерой (часто вне дома), воспитывают в сыновьях любознательность, гибкость, смелость, независимость мысли - черты, ведущие к высокопродуктивному творчеству. Те же матери кто уделяет сыновьям много сил, времени, интенсивную заботу о развитии их творческих способностей, особых успехов, как правило, не добивались, связывая ребенка, по всей видимости, слишком жесткими схемами и требованиями.
Творческие способности дети чаще проявляют в семьях с большой разницей в возрасте у родителей (например, отец намного старше матери), а также в семьях, когда ребенок рано потерял родителей (что приводит к потере ролевой модели поведения в детском возрасте). На развитие креативности благоприятно сказывается повышенное внимание к способностям ребенка, его таланту, когда это становится организующим началом в семье.


При расширенном анализе семейных отношений многие исследователи определяют следующие факторы (параметры):
1. Между родителями присутствует гармония в отношениях (либо отсутствует); также отмечается гармоничность отношений между родителями и детьми.
2. Как субъект идентификации и образец подражания - творческая личность (или нетворческая).
3. Членов семьи объединяет общность их интеллектуальных интересов (либо она отсутствует).
4. По отношению к ребенку у родителей формируется определенное ожидание: ожидание «достижений» (или «независимости»).


Создание атмосферы (микросреды), благоприятствующей появлению новых идей, мнений, является важнейшим условием выявления творческого начала, развития творческих способностей в семье. При этом необходимо развивать у ребенка чувство психологической защищенности - важнейшего аспекта на пути создания такой атмосферы.
Понимание и поддержка ребенка со стороны родителей, уважительное отношение к его мыслям, поощрение и помощь в попытках ребенка браться за решение сложных задач, позволит развить его мотивацию, настойчивость в преодолении препятствий, сохранить творческие способности и вырастить настоящую творческую, креативную личность.
В семье, где родители проявляют внимание к ребенку, к его интересам, гармоничному воспитанию, без жестких ограничений, наказаний, создают условия психологического комфорта, защищенности, доброжелательной помощи, уровень креативности ребенка значительно повышается.


Список литературы
1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
2. Любарт Тодд. Психология креативности / Тодд Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни; перевод Люсин Д.В. - 2-е изд. - М.: Когито-Центр, 2019. - 216 с.
3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 29-33
4. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В.Н. Дружинина (25-26 сентября 2015 г). - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 243 с.

Источник: Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства: сборник материалов IX Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Армавир, 8 окт. 2021 г.) / под общ. редакцией И.В. Ткаченко. . - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 176 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.