На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические аспекты исследовательской деятельности младших школьников
Психологические аспекты исследовательской деятельности младших школьников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Чернова Анастасия Александровна
Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону

На сегодняшний день наиболее актуальной темой в психологии является изучение исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте. В связи с необходимостью формирования у современного ребенка ключевых компетенций активно включается исследовательская деятельность в начальной школе. Сегодня образование ориентировано на становление креативной личности, умеющей принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям постоянно меняющегося мира, а также готовой к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, самостоятельно приобретать новые знания, критически мыслить. Подготовить младшего школьника к жизни в условиях завтрашнего дня - это важная задача образования. Возможно это в том случае, если ребенок займет позицию исследователя по отношению к окружающему миру, другим людям и самому себе. Поэтому важно рассмотреть психологические аспекты исследовательской деятельности младшего школьника.

Следует отметить концепцию В.С. Мухиной о феноменологии развития и бытия личности, которая позволит дать понимание свойств исследования и увидеть основные значения и смыслы исследовательской деятельности для развития младшего школьника. Автором исследовательская деятельность рассматривается как условие развития духовности, развития личностного начала. По мнению В.С. Мухиной при изучении данного феномена исследования важно учитывать три составляющие, которые согласуются с факторами развития личности: биологические предпосылки, условия развития, внутренняя позиция [3]. Побуждение к исследованию заложено в нас самой природой как условие выживания и развития в изменяющейся внешней среде. К биологическим предпосылкам можно отнести исследовательскую активность, исследовательское поведение. Изучение исследовательского поведения у животных многими учеными XX века позволило выделить ряд таких понятий как «обследовательская деятельность» (Н.Н. Лодыгина-Котс), «настойчивая», «бескорыстная любознательность» (И.П. Павлов), «исследовательский импульс» (Н.Ю. Войтонис). Феномен психической активности присущ животным, людям и имеет генетические детерминанты. Понятие активность давно является предметом изучения в отечественной психологии. Можно выделить два подхода к пониманию данного феномена: активность как черта личности (Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова, Е.В. Шорохова, Г.И. Щукина), а также активность как деятельность (П.Я. Гальперин, Е.В. Коротаева, Н.Ф. Тлызина). Выделяют разные виды активности социальную, познавательную, исследовательскую, трудовую. Исследовательская активность, с точки зрения Т.И. Баевой, выражается в настойчивом стремлении ребенка реализовать посредством поисковой деятельности (наблюдений, опытов, экспериментирования) потребность в познании окружающего мира [2, с.8].
Исследовательское поведение - это наиболее эффективная форма реагирования на ситуацию неопределенности. А.С.Обухов выделяет несколько функций исследовательского поведения: как форма взаимодействия с миром, которая направлена на его познание, поиск новой информации и приобретение новой информации, стремление к определенности и предсказуемости [4].
На этапе младшего школьного возраста у детей наиболее благоприятные внутренние предпосылки исследовательского отношения к миру (В.В. Зеньковский, Н.С. Лейтес, А.Н. Поддьяков). Это связано с развитием познавательных интересов, которые являются тем самым пусковым механизмом для осуществления исследовательской деятельности, позволяющих не только более полно узнать об окружающем мире, но и приобрети универсальные способы познания - исследовательские умения, сформировать компетенции личности ребенка.
Условия развития - это социокультурная среда, которая содействует или тормозит преобразование исследовательского поведения в исследовательскую деятельность[4]. Разные авторы по-разному рассматривают понятие исследовательской деятельности. Профессор В.А. Горский определяет исследовательскую деятельность учащихся как динамический процесс освоения практического опыта использования знаний, умений и навыков на основе развития индивидуальных природных задатков и способностей с целью удовлетворения познавательного интереса в той и иной отрасли науки и практики [1].
Для развития исследовательской деятельности важны следующие условия: насыщенность и вариативность бытия человека, ценность исследовательской активности, которая заложена в социокультурных нормативах. Нередко социальное окружение может подавлять исследовательское поведение индивида. Современное образование не всегда уделяет внимание самостоятельной, познавательной деятельности младшего школьника. Это проявляется в том, что учителя торопятся научить ребенка тому, что их точки зрения является важным, не уделяя внимание его исследовательскому импульсу, тем самым подавляя познавательную активность. В школе от младшего школьника требуется беспрекословное принятие и соблюдение общественных норм и правил. Критическое отношение к требованиям социума со стороны школьника воспринимается как нежелательное.
В образовательной среде должно уделяться должное внимание формированию ключевых компетенций младших школьников в исследовательской деятельности. Для этого важно использовать проектную деятельность в образовательном процессе, организовать развивающую, обогащенную среду, направленную на развитие исследовательской активности младших школьников, а также повышение педагогической культуры, психологической осведомленности взрослых (родителей и педагогов) о развитии исследовательской деятельности детей. В образовательной среде необходимо создание следующих педагогических условий для развития исследовательской деятельности младших школьников: ознакомление с содержанием и техникой исследований, формирование умений и навыков самостоятельной работы, самоконтроля, творческих способностей и инициативы.
Первоначально познавательная активность проявляется в виде непосредственной любознательности, которая характерна для детей дошкольного возраста. На этом этапе основное условие ее возникновения - насыщенная информационная среда и активная совместная деятельность со взрослыми. Важно создавать условия развития, направленные на обогащение чувственно-практического опыта ребенка.
В младшем школьном возрасте исследовательская активность больше связана с приобретением знаний, умений и навыков, направленных на решение познавательных задач и достижение интеллектуальных успехов. Основным условием развития исследовательской деятельности младших школьников является отношение взрослых, их ожидания по поводу достижений ребенка. А также представления учителей и родителей о подлинной познавательной активности как стремлении понять и разобраться «как и почему», а не как выполнение требований, формальной активности на уроке.
Ребенок в процессе взросления находится в противоречивом состоянии выбора - исследовать или принимать на веру. Младшему школьнику важно не просто обретать новые знания, научиться их систематизировать, но и сформировать у себя внутреннюю позицию исследователя. И это является третьей составляющей феномена исследования.
Внутренняя позиция человека - взгляды и активное отношение младшего школьника к миру, его установки и мотивы., способность занимать исследовательскую позицию («Я-исследователь»), самостоятельно ставить и достигать цели, эмоциональное отношение к данной деятельности.
Для того, чтобы ребенок активно исследовал окружающий мир необходимо базовое доверие к миру. Чтобы человек занял позицию исследователя, необходима оптимальная мера доверия к себе. Именно доверие к себе является необходимым условием существования личности как субъекта активности, способного к самостоятельной постановке целей. Доверие к себе как внутриличностное новообразование формируется к концу младшего школьного возраста. В этом случае исследовательская деятельность выступает как средство развития данного феномена.
Ситуация неопределенности и непредсказуемости заставляет человека включать механизм исследовательского поведения, которое направлено либо на изменение самой проблемной ситуации, либо своего отношения к ней. Спонтанная активность базируется на биологических предпосылках, однако преобразование ее в исследовательские способности возможно в ходе освоения культурно нормативных способов осуществления исследовательской деятельности. Наиболее благоприятным периодом для развития исследовательской деятельности является младший школьный возраст. Так как именно в младший школьный возраст - сензитивный период для формирования познавательной активности, навыков учебной деятельности и саморегуляции.
Включение школьника в познание мира, других и себя лучше начинать с начальной школы. Непосредственной целью исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте является активизация процессов и механизмов творческого воображения, развитие самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Исследовательская деятельность определяется естественной потребностью учащихся познавать окружающий мир. Данный вид деятельности не только способствует дальнейшему повышению познавательного интереса и активности, но создает ситуацию успеха для каждого ученика, повышает его самооценку, уверенность в своих силах, позволяет решить проблему активности изучаемого материала, его значимости для ребенка.
Стремление ребенка к самостоятельному познанию окружающего мира ставит перед образованием и современным учителем задачу подготовки младшего школьника к исследовательской деятельности. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся начальной школы не только пассивно усваивают материал, но активно выдвигают свои предположения, идеи, формируют научную картину мира. Такая деятельность позволяет младшим школьникам выступать в роли исследователя, что повышает его творческий и интеллектуальный потенциал, не только расширяет общий кругозор, но также и способствует расширению языковых знаний.

Библиография:
1. Горский В.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников [Текст]: монография / В.А. Горский, Г.А. Русских, Д.В. Смирнов. - Москва: Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения 2010. 151с.
2. Кириенко С.Д. Исследовательская активность дошкольников / С.Д. Кириенко, А.С. Микерина. Учебно-методическое пособие: в 2ч. - Челябинск: Титул, 2016 г. - 230с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учеб.для студ. Обучающихся по пед. спец. /В.С. Мухина. - 7-у изд., стереотип. - М.: Академия, 202. - 453с.
4. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. - 224с.
5. Савенков А.И. Психологические соновы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.