На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Анализ опыта работы педагога-психолога по сопровождению развития самооценки младшего школьника
Анализ опыта работы педагога-психолога по сопровождению развития самооценки младшего школьника
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Обухова Юлия Владимировна
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Стукань Алевтина Евгеньевна
Южный федеральный университет, ГКУСО РО
Таганрогский центр помощи детям № 7, Таганрог




Младший школьный возраст является важнейшим этапом в жизни каждого ребенка. Именно в этот возрастной период появляются такие новообразования как рефлексия, самоконтроль, интенсивно формируется произвольность психических процессов, ребенок начинает сопоставлять свои действия с внутренним планом и стремится обрести новое место в системе социальных отношений [2].
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена важностью изучения самооценки детей младшего школьного возраста, так как именно от нее зависит успешное и гармоничное развитие ребенка, потому что она способствует формированию уверенности в себе и в своих силах, определяет жизненные позиции, систему ценностей и является основой индивидуальности. Известно, что наиболее интенсивное становления самооценки происходит именно в младшем школьном возрасте, это зависит от особенностей возрастного периода, смены ведущего вида деятельности и социальной ситуации развития.
Цель нашего исследования изучить особенности самооценки младших школьников. Нами была поставлена задача - на основе анализа эмпирического материала выявить тенденции изменения самооценки в младшем школьном возрасте.
В своем исследовании мы исходили из определения, данного Г.М. Коджаспировой: самооценка - это «оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей» [3].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что исследованию самооценки младших школьников посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных авторов (С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М. Розенберг, С. Куперсмит УДжемс, Ч. Кули, Г. Мид и др.).
Обучение в школе предъявляет новую систему моральных и поведенческих требований со стороны взрослых и самого ребенка. Теперь он лучше осознает свои положительные и отрицательные качества. Так, за проявление негативных качеств: жадности, грубости, лени ребенок испытывает стыд, смущение, пытается оценить себя с другой точки зрения. Изменение нравственной сферы влияет на появление у младшего школьника собственных взглядов, требований и оценок. Таким образом, у ребенка появляются новые мерки и критерии оценки самого себя и окружающих его людей. Он стремится быть хорошим учеником, примерным сыном или дочерью, добиться похвалы со стороны родителей и учителя. Младший школьник уже старается оценивать себя и своих товарищей с точки зрения моральных качеств, присущих ученику и одобряемых взрослыми. К сходному выводу приходит в своем исследовании и О.А. Лебеденко, изучавшая особенности межличностных отношений младших школьников со сверстниками своего и противоположного пола [4].
Для определения уровня самооценки младших школьников, а также для выявления тенденции её изменения на протяжении периода обучении в начальной школе, было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие ученики с 1 по 4 класс, в общем количестве 112 человек, среди которых 55 девочек и 57 мальчиков. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 30 и МБОУ лицей № 7 города Таганрога.
Для определения уровня самооценки использовалась методика «Лесенка» авторов С.Г. Якобсон и В.Г. Щур, интерпретированная для младшего школьного возраста [1].
Нами были выбраны качества, относящиеся к 4 сферам:
- Интеллектуальные качества: ум, любознательность, сообразительность;
- Нравственные качества: доброта, вежливость, честность;
- Волевые качества: старательность, смелость, дисциплинированность (хорошее поведение);
- Качества, характеризующие внешность: красота, опрятность.
Каждому ученику был выдан индивидуальный бланк с изображением
11 лесенок, состоящих из 10 ступенек. Каждая лесенка - это определенное качество. В игровой форме ребятам было предложено определить, на какой ступени каждой лестницы они находятся, и нарисовать на нужном уровне схематичного человечка. Условно ступеньки были разделены на следующие уровни самооценки:
- 1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
- 4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильная);
- 8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Анализ полученной информации позволил выявить общий средний
уровень самооценки ребят начальной школы. Она оказалась адекватно завышенной, что довольно ожидаемо в силу возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Самооценка у девочек с 1-3 класс завышена, в то время как у мальчиков она несколько ниже, однако тоже является адекватно завышенной. Также исследование показывает, что в 3 классе мальчики имеют адекватно нормальную самооценку, а девочки завышенную. В 4 классе показатели девочек и мальчиков выравниваются и становятся в среднем одинаковыми. Таким образом, наблюдается тенденция к адекватно завышенной самооценке младших школьников.
При обработке данных были получены следующие результаты по каждой из групп, предложенных для оценки личностных качеств. Так, рассматривая интеллектуальные качества, мы выяснили, что в среднем с 1 по 3 класс девочки считают себя более умными, чем мальчики, однако к 4 классу показатели выравниваются. Таким образом, показатель самооценки ума изменяется от завышенного к адекватному уровню на протяжении всего младшего школьного возраста.
Уровень оценки любознательности, с 1 по 4 класс остается постоянно завышенным, особенно высокие показатели в 1-2 классах, школьники, не раздумывая, ставили себя на самые высокие ступеньки (9, 10). Отличительной особенностью стало, что во 2 классе у мальчиков был выявлен адекватный уровень самооценки.
Полученные данные характеризуют уровень сообразительности, как высокий. Была выявлена тенденция изменения с высокого показателя в 1 классе, до среднего во 2 и 3 классе и обратным увеличением в 4 классе.
Таким образом, нами были получены довольно высокие показатели по данной шкале. Однако, существует тенденция к их уменьшению на протяжении начальной школы.
Что касается нравственных качеств, показатели доброты и вежливости в 1, 2, 4 классе завышены. Однако мальчики 3 класса считают себя менее добрыми и вежливыми, у них отмечается адекватная самооценка.
Особый интерес для нас представляет показатель честности. Так, девочки считают себя «самыми честными» на протяжении всей начальной школы, они присваивали себе самые высокие ступеньки - 8, 9. Тогда как мальчики уже ко 2 классу адекватно оценивают свой уровень честности.
Так, важно отметить, что по данной шкале показатели девочек значительно выше, чем мальчиков.
По группе волевых качеств нами также были получены интересные результаты. Как девочки, так и мальчики с 1 по 4 классы считают себя «самыми смелыми», здесь самооценка неадекватно завышена у всех школьников.
При рассмотрении такого качества как старательность, важно обратить внимание на то, что самооценка у девочек с 1 по 4 классы завышена, в то время как у мальчиков адекватная. То же самое мы можем наблюдать с дисциплинированностью. Таким образом, на протяжении младшего школьного периода мальчики считают, что они в меньшей степени старательны, чем девочки и хуже себя ведут. Зафиксирован большой разрыв в оценке детьми данного качества, однако к 4 классу разница уменьшается.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что показатели по данным качествам не одинаковы, за исключением смелости. Так, мальчики склоны к более адекватной оценке данной шкалы, чем девочки.
Несомненно, для определения общего уровня самооценки ребенка, также важна его оценка своей внешности. Результаты исследования показали, что как девочки, так и мальчики, считают себя красивыми и опрятными на протяжении всей начальной школы, здесь показатели довольно высоки. Но, при этом, у мальчиков 2 класса и всех учеников 3 класса оценка данного качества несколько ниже и является средней. Так, же разительно отличается самооценка по параметру красоты во 2 классе: девочки - 9, мальчики - 6.
Так, все младшие школьники склонны довольно высоко оценивать качества данной шкалы, реже адекватно.
Однако стоит упомянуть, что были дети с заниженной самооценкой по многим параметрам - 8 %. Чаще всего, это красота, опрятность, доброта и хорошее поведение. Или по одному, двум параметрам - 4 %. Данная тенденция может быть обусловлена наличием у ребенка каких-либо психологических проблем: высокий уровень тревожности, нарушение взаимоотношений со сверстниками и значимыми взрослыми, разрушение ситуации успеха и т.д. Завышенную самооценку абсолютно по всем параметрам показали 14 %. Такая особенность может определяться, например, семейным воспитанием по принципу «кумира», или же наличием определенных успехов в учебной деятельности и т.д.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Во-первых, средний уровень самооценки детей младшего школьного возраста на протяжении всего обучения в начальной школе остается адекватно завышенным. Это связано с тем, что младшие школьники относительно недавно еще были дошкольниками с высоким уровнем эгоцентризма и стойким осознанием «Я хороший».
Во-вторых, выявлена тенденция изменения самооценки от высокого уровня к адекватному или адекватно завышенному. Такие результаты зафиксированы в показателях самооценки ума, дисциплинированности, вежливости, старательности. И в большей степени характерны для мальчиков, нежели девочек. Можно сделать вывод, что на протяжении младшего школьного возраста дети все адекватнее оценивают свои возможности, из-за развития рефлексивных способностей и критического оценивая себя и окружающих.
В-третьих, по сравнению с мальчиками, девочки чаще склонны к завышенной самооценке своих качеств. Особенно в таких качествах как честность, старательность, дисциплинированность, красота, вежливость. Это объясняется осознанием своей гендерной принадлежности и психофизиологическими особенностями, т.к. мальчики данного возраста развиваются несколько позже, чем девочки. Также большое значение имеет гендерная стереотипность мышления в том, что мальчики хуже себя ведут, хуже учатся и меньше стараются, реже проявляют вежливость и терпение.

 

Библиография:
1. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
2. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - М., 1993.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000.
4. Лебеденко О.А. Особенности межличностных отношений младших школьников со сверстниками своего и противоположного пола /
В сборнике: Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика российской академии образования Давида Иосифовича Фельдштейна. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. С. 133-135.
Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.