На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Причины и пути профилактики отклоняющегося поведения подростков
Причины и пути профилактики отклоняющегося поведения подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Нифонтова Лариса Ивановна
Севастопольская средняя общеобразовательная школа № 35
имени Героя Советского Союза Г.А. Абызова, Севастополь

Поведение современных детей и подростков нередко отличается повышенной нервозностью, чрезмерной чувствительностью, вспыльчивостью, конфликтностью. Педагогов, психологов, социальных работников, широкую общественность тревожат такие проявления поведенческой активности подростков, как цинизм, агрессивность, жестокость, отчужденность, духовная опустошенность. В этой связи актуальными являются исследования причин различных форм отклоняющегося поведения подростков и поиск путей их профилактики.
Анализ научной литературы показал, что проблема отклоняющегося поведения подростков привлекала к себе внимание различных исследователей. Изучались особенности девиантного поведения лиц разных возрастных групп, агрессивное и конфликтное поведение подростков, проблемы подросткового негативизма и тревожности. Однако зачастую результаты этих исследований не содержат целостной информации о путях и методах профилактики отклонений в поведении подростков. Между тем, педагогическая практика свидетельствует о наличии потребности педагогов, психологов в современных действенных приемах психопрофилактического и психокоррекционного воздействия на подростков группы риска.
В психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание проблеме отклоняющегося поведения подростков (М.А. Алемаскин, В.И. Войтко, О.И. Зотова, В.Г. Кондрашенко, В.А. Татенко и др.), психологической направленности их личности (Г.Г. Бочкарева, К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский, В.Н. Мясищев, А.С. Макаренко и др.), проблеме диагностики и коррекции их поведения (С.А. Беличева, Е.В. Землянская, А.Г. Ковалев, А.Е. Личко, Н.Ю. Максимова и др.). Исследованиям личности подростков с отклоняющимся поведением посвящены работы Л.М. Зюби- на, И.П. Крейдун, Э. Натанзон, М. Раттера и других ученых.
Отклоняющееся поведение представляет собой явление, к которому относят различные компоненты, поэтому его изучение достаточно затруднено, а данная проблема интересовала ученых различного профиля: педагогов, психологов, социологов, медиков, философов, криминологов и т.д. Однако проведенный анализ научных публикаций, а также собственный многолетний опыт работы школьным психологом свидетельствуют, что многие аспекты изучаемой проблемы все еще нуждаются в дальнейших исследованиях, направленных, в частности, на поиск эффективных средств профилактики и коррекции их отклоняющегося поведения.
В истории психологии отклоняющееся поведение выступало как самостоятельная проблема, связанная с проблемой преступности. Примером могут служить первые работы антропологической школы уголовного права Ч. Ломброзо, содержавшие идею о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков (антропологических стигматов), а в качестве мер профилактики автор предлагал лечение, пожизненную изоляцию или прямое физическое уничтожение «прирожденных» преступников. Представители антропологической школы впервые затронули проблему детерминации и коррекции отклоняющегося поведения. В 20-е годы прошлого столетия произошла активизация исследования профилактики отклоняющегося поведения подростков на фоне беспризорности. Будучи последователем теорий Ч. Ломброзо, З. Фрейда, К. Левина, П.Г. Бельский разрабатывал теорию «моральной дефективности» и классифицировал детей по признакам подверженности эмоциональному влиянию, происхождения, умения владеть нравственными нормами.
Проблема определения отклоняющегося поведения в психологии решалась неоднозначно, поэтому предлагались и использовались самые разнообразные термины: «трудный» и «трудновоспитуемый ребенок» (Л.С. Выготский); «трудный» (в плане особенностей воспитания, условий) и «педагогически запущенный» (в качестве следствия - Л.М. Зюбин). «Педагогическую запущенность - социальную запущенность - правонарушения несовершеннолетних» выделяет в отклоняющемся поведении И.А. Невский. К понятию «социально-педагогически запущенный подросток» обращается А.С. Белкин [1]. Дети с аффективным поведением исследовались М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Л.И. Божович и ее сотрудниками. В качестве отклоняющегося поведения исследуется так называемое неадаптивное поведение. Некоторые авторы в своих исследованиях обращались к понятию «недисциплинированности» (Г.И. Кузнецова, В.Д. Харченко, А.С. Макаренко и др.). Различными авторами используются понятия «трудные дети», «дети с расстройствами поведения», «неконтактная личность», акцентуированные личности и др. Как отмечает О.И. Зотова [2], в зарубежной психологии также не существует единого определения отклоняющегося поведения.
В научной литературе встречается также понятие «девиантное поведение». Одни авторы рассматривают его как социальные отклонения (В.Ф. Пирожков), другие - как отклонения социально-психологического и психиатрического характера (М.И. Буянов, В.Г. Кондрашенко и др.). А.Е. Личко рассматривает девиантное поведение как психиатрические отклонения, куда относит различные нарушения: от ранней алкоголизации до суицидных попыток [3]. Среди форм нарушения поведения подростков с психиатрической точки зрения рассматриваются эмоциональные расстройства (тревога, депрессии, фобии и др.) и социопатии, или синдром социальной дезадаптации. К последним относят нарушения поведения, которые вызывают сильное неодобрение окружающих: гиперкинетический синдром, ранний детский аутизм, шизофрения и пр. [3]. Некоторые авторы выделяют специфические типы отклоняющегося поведения: подчинение, инновацию, ритуализм, ретретизм (уход из жизни), мятеж и пр. [2].
Некоторые ученые обращаются к понятию «делинквентное поведение». При этом возникают различия в трактовке и понимании из-за неточного перевода: с английского - провинность, тенденция к правонарушениям, с латинского - совершить проступок, отличающийся от криминала. Нередко эти понятия не различаются, используются как синонимы.
В Западной психологии и социологии различают понятие «отклонение в развитии» и «отклоняющееся поведение». При этом в отклоняющемся поведении выделяют: 1) делинквентное (криминальное) и 2) разные виды девиантного поведения (отклоняющееся от номы допреступное поведение). В США введены специальные термины: для различения преступного поведения детей - «делинквентность», и взрослых - криминальность.
Таким образом, как показал анализ психологической литературы, не существует единой точки зрения как при трактовке понятий «отклоняющееся», «девиантное» поведение, так и при исследовании форм отклоняющегося поведения, что затрудняет работу по их предупреждению.
Существование разных подходов во многом обусловлено наличием многочисленных теорий причин отклоняющегося поведения, которые можно условно разделить на четыре основные группы: биологические, социальные, психологические, ситуационные. Данное разделение причин отклоняющегося поведения позволяет выделить направления его профилактики.
Большинством исследователей придается решающее значение социальным факторам, включая ситуацию развития - стихийную и создаваемую (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко и др.), место проживания - величину города (Д.И. Фельдштейни др.); недостатки школьного воспитания, неудовлетворенность учителя избранной профессией, злоупотребление санкциями педагогов школы (В.А. Татенко), отсутствие индивидуального подхода (М.А. Алемаскин и др.), школьные конфликты, неумение учителя говорить с учащимися (Э.Ф. Натанзон, С.Ф. Устименко и др.), неуспех ребенка в ведущей деятельности (В.Г. Баженов и др.), социальная отверженность ребенка (С.А, Беличева и др.) и т.д.
Называются условия семейного воспитания: неблагополучные семьи, семьи с напряженностью в супружеских отношениях, семьи с типом неправильного воспитания (А. Бандура, М.И. Буянов и др.), семьи с безнравственной атмосферой (Д.И. Фельдштейн и др.), низкий материальный уровень семьи (Л.М. Зюбин, К.Е. Игошев), низкий общеобразовательный статус родителей (М. Раттер и др.), большое количество детей в семье - 4 и более (Ли Эллис), минимальная роль отцов (Й. Раншбург, П. Поппер) и т.д.
Кроме биологических и социальных, называются и психологические причины возникновения отклоняющегося поведения: наличие внутреннего конфликта у подростков (Л.С. Выготский, В.Г. Кондрашенко и др.), конфликт со взрослыми (Л.М. Зюбин, А.С. Макаренко и др.), конфликт со сверстниками (М.А. Алемаскин и др.), сексуальный кризис (А.Е. Личко), утрата идеалов (Э. Фромм и др.), неразвитость сознания (А.П. Северов и др.), низкая самооценка (Р. Бернс, Х.Б. Каплан и др.) и т.д. Отклоняющееся поведение рассматривается как неудачное средство решения каких-либо личных проблем; как реакция эмансипации, отстаивания своей правоты, как юношеское стремление к самоутверждению, как проявление неправильной ориентации поисковой активности, как форма протестного поведения [4].
Комплекс перечисленных социально-психологических детерминант обусловливает необходимость организации психопрофилактической работы по превенции отклоняющегося поведения подростков в трех направлениях: со школьниками; с педагогами; с родителями.
Превентивная работа с семьей призвана решать следующие задачи:
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры их взаимоотношений с детьми;
- создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс на основе конструктивного сотрудничества с детьми;
- помощь родителям в выработке четких и приемлемых требований по отношению к ребенку;
- индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
- меры по устранению и предупреждению нарушений семейного воспитания, восстановление воспитательного потенциала семьи. Совершенствование воспитательно-образовательной работы классных
руководителей с классом предполагает следующие превентивные меры:
- коррекция отношения педагогов к детям, рекомендация методов позитивного стимулирования учащихся, снятие психологических перегрузок;
- гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;
- оптимизация воспитательно-образовательной работы в классе;
- взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе. Психологическая помощь детям и подросткам:
- индивидуальная работа по сглаживанию недостатков и отклонений в развитии интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
- стимулирующая психологическая диагностика личностных особенностей школьников;
- создание положительной мотивации к школьному обучению;
- помощь в преодолении коммуникативных барьеров;
- обучение способам неагрессивного поведения;
- формирование навыков самоконтроля и саморегуляции своего эмоционального состояния;
- руководство общением подростка со сверстниками на основе эмпатии, взаимопонимания, опоры на положительные качества личности [5].

Таким образом, анализ подходов к исследованию отклоняющегося поведения подростков свидетельствует об отсутствии единой точки зрения среди ученых в понимании и трактовке данного термина. В многообразии теорий его детерминации можно выделить биологические, социальные, психологические и ситуационные группы причин, что позволяет определить соответствующие направления работы по профилактике отклоняющегося поведения детей подросткового возраста. Вместе с тем деятельность психолога по превенции отклоняющегося поведения подростков должна носить разнонаправленный характер и включать в себя работу с детьми, с их родителями и педагогами. Только при условии координирования совместных усилий детей, родителей и учителей практический психолог может достичь реальных позитивных изменений в психопрофилактической работе с подростками, склонными к проявлениям отклоняющегося поведения.

Библиография:

1. Белкин А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск, 1981. 126 с.
2. Зотова О.И. Проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Прогресс, 1987. С.343-365.
3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Наука, 1983. 256 с.
4. Иванова А.А., Обухова Ю.В. Протестное поведение современных подростков в адрес родителей // ТОЧКА РОСТА: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Социализирующие, развивающие и воспитательные ресурсы семьи». Сер. «Научно-методический сборник СНО «Точка Роста». - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2017. С.19-22.
5. Нифонтова Л.И., Темирова С.Д. Управление взаимоотношениями между подростками // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: Сборник научных трудов. - Симферополь: ИТ «Ариал», 2017. С.215-219.

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.