На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Взаимосвязь уровня готовности к школьному обучению дошкольников и стиля родительского воспитания
Взаимосвязь уровня готовности к школьному обучению дошкольников и стиля родительского воспитания
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Лебеденко Ольга Алексеевна
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

В последние годы проблема подготовки детей к обучению в школе занимает значимое место в эмпирических исследованиях психологической науки. Важность данного вопроса отражается в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и начального образования, которые, в свою очередь, предъявляемых новые требования как к уровню подготовки дошкольников, так и содержанию, методам обучения. [1;2] Формирование готовности к школе происходит постепенно и требует постоянного руководства со стороны взрослых, где большую роль в этом процессе играет семья и специфика семейного воспитания.

Поэтому цель нашего исследования заключалась в анализе существования взаимосвязи уровня готовности к школьному обучению дошкольников и стиля родительского воспитания. В качестве гипотезы были сформулированы предположения о том, что существует взаимосвязь уровня готовности ребенка к школьному обучению и стиля родительского воспитания и существуют различия в уровне сформированности внутренней позиции школьника и стилях родительского воспитания.
Базой исследования являлась МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие» г. Ростова-на-Дону. В эксперименте принимали участие 62 дошкольника в возрасте 6-7 лет их родители.
Основу анализа проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению составили взгляды Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, а компонентов психологической готовности к школе современные исследования Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, А.Л. Венгера, Н.И. Гуткиной.
Отметим, что психологическая готовность к школьному обучению понимается как многоаспектное образование, которое отражает уровень развития ребенка, необходимый для освоения учебной деятельности. Совокупность мотивационного, интеллектуального и личностного компонентов психологической готовности к школе обеспечат эффективную адаптацию к учебной деятельности. Особо следует отметить необходимость формирования у дошкольника предпосылок учебной деятельности (учебно-важных качеств). [3]
В свою очередь, семья имеет большое значение в развитии познавательной активности ребенка, на основе которой благоприятно формируются различные виды деятельности. Тип детско-родительских отношений является одним из основных параметров, формирующих характер ребенка и особенности его поведения, развивающих творческие способности и обеспечивающих успешность в учебной деятельности. [4,5]
Решение практических задач включало в себя несколько этапов исследования. На первом этапе исследования диагностировался уровень готовности старших дошкольников к школьному обучению, определяемый посредством методики психолого-педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения (Н.Н. Семаго, М.Я. Семаго). Проведенный качественный и количественный анализ уровня готовности ребенка к началу школьного обучения позволил сделать следующие выводы:
- большинство дошкольников готовы к началу регулярного обучения в школе;
- наибольшие затруднения у детей вызвало задание на определение уровня сформированности графической деятельности, топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, выявления общего уровня развития;
- количество девочек больше в группе детей, готовых к началу регулярного обучения;
- количество мальчиков выше в группах детей, условно готовых и неготовых к началу обучения.
Далее был определен уровень сформированности внутренней позиции дошкольника и характер его ориентации на школьно-учебную деятельность с помощью методики «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой). Стоит отметить, что среди опрошенных: большинство дошкольников (47 %) демонстрируют сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни; у 36 % респондентов наблюдается преобладание ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»; группа детей (14 %), имеет желание пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни; незначительной оказалась группа детей (3 %) с отрицательным отношением к школе. При этом, большинство девочек ориентированы на собственно учебные аспекты школьной жизни и социальные аспекты школьного образа жизни, а большинство мальчиков ориентировано на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика».
Второй этап исследования включал в себя выявление стиля родительского воспитания с применением опросника родительских отношений Е.О. Смирновой - М.В. Соколовой. Полученные результаты показали, что подавляющее большинство родителей (64 %) имеют объяснительный стиль родительского воспитания; строгий стиль воспитания отличает только 18 % родителей; содействующий стиль родительского воспитания наблюдается у 18 % родителей.
На третьем, завершающем, этапе исследования с помощью методов математической статистики установлены взаимосвязи между стилем родительского воспитания и внутренней позицией школьника, то есть, чем более выражен у родителей строгий или объяснительный стиль родительского воспитания, тем более высокий уровень сформированности внутренней позиции школьника будет у детей. Были выявлены взаимосвязи между стилем родительского воспитания и психологической готовностью ребенка к школе. Также были выявлены различия в уровне сформированности внутренней позиции школьника и стилях родительского воспитания.
В заключении отметим практическую значимость проведенного эмпирического исследования для практических психологов образования. Полученные результаты будут полезны специалистам при разработке программ психолого-педагогическому обеспечения предшкольной подготовке дошкольников и при организации работы с их родителями.

 

Библиография:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 
3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
4. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребенка //Психологическая наука и образование. 2005. № 4. С.83-91
5. Жулина Г.Н., Кулешова Н.В. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению//Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2015. № 3. С. 208-213.


Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.