На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическое благополучие подростков в связи с самооценкой и восприятием отношений с ближайшим окружением
Психологическое благополучие подростков в связи с самооценкой и восприятием отношений с ближайшим окружением
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Данилова Марина Викторовна, Троицкая Карина Борисовна
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

 

Подростковый возраст - это важный, ответственный и одновременно очень сложный период в жизни человека. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития организма и личности подростка, а также сменой социальной ситуации развития и расширением диапазона социальных ролей. В личностном плане у подростка формируется самосознание, проявляется рефлексия, происходит становление системы ценностей и целей. В этом возрасте возрастает значение самооценки и самоотношения. В аспекте социального развития, у подростков уже в общем виде сформированы представления о мире межличностных взаимоотношений, подростки способны к детальному анализу личности другого человека, идет масштабная перестройка системы взаимоотношений со сверстниками [1].
В развитии личности и в жизнедеятельности подростка важное значение имеет ближайшее окружение: семья, школа, друзья. Но самую серьезную роль, несомненно, играет семья. Так, факторы состава и структуры семьи, порядок рождения и старшинство среди детей могут влиять на самооценку подростка. У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки выше, чем у имеющего братьев и сестер [2]. Также подростки с высоким самоуважением имеют, как правило, эмпатийных, поддерживающих родителей, которые склонны учитывать мнение своих детей [3]. То есть внимательное отношение родителей и доверительные взаимоотношения с близкими людьми могут выступать в качестве предикторов формирования оптимально высокой самооценки подростка, что, в свою очередь, способствует его психологическому благополучию и удовлетворенности жизнью в целом.
Понятие психологического благополучия достаточно широко исследовано в зарубежной и отечественной психологической науке, однако несмотря на серьезный объем исследований, этот психологический феномен не имеет единого обоснования и представления в научном знании. Его психологическое содержание в разных подходах определяется как отражение эмоционального самочувствия, в том числе способности регулирования эмоций (Г. А. Урунтаева, Н. Брэдбурн и др.), показатель интегрального переживания успешности или неуспешности функционирования разных уровней структурной организации человека (Л.В. Куликов, Р.М. Райан, Э.Л. Диси и др.), компонент ощущения счастья (Р.М. Шамионов, Э. Динер и др.), компонент качества жизни (А.А. Заиченко, Т.В. Эксакусто), показатель психологического и эмоционального здоровья личности (И.В. Дубровина, Л.В. Тарабакина, Е.Е. Чернухина и др.). Стоит отметить, что разные подходы не противоречат друг другу в том, что это явление многоаспектное, зависящее от множества факторов: индивидных, личностных, социальных, экономических, исторических и т.д.
Согласно модели К. Рифф, психологическое благополучие включает в себя наличие жизненных целей, стремление к саморазвитию, умение использовать свои возможности и строить позитивные взаимоотношения, способность к самопринятию, способности и навыки в управлении внешней средой [4].
Целью исследования стало выявление значения и роли самооценки и межличностных отношений для проявления психологического благополучия подростка. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что характер межличностных отношений подростка тесно связан с его самооценкой, имеет свои особенности на разных этапах подросткового развития и неоднозначно отражается на ощущении психологического благополучия личности.
В данной статье описываются результаты пилотажного исследования с участием 33 подростков (18 юношей и 15 девушек) в возрасте 13-16 лет. Изучались: самооценка подростков по методике Дембо-Ру- бинштейн в модификации А.М. Прихожан, психологическое благополучие по методике К. Рифф (версия Шевеленковой - Фесенко), анкета, составленная для целей исследования и направленная на изучение удовлетворенности отношениями подростков с окружающими в различных сферах жизни (с учителями, с родителями, с ровесниками). Математико-статистическая обработка данных проведена с использованием анализа средних, сравнительного, корреляционного анализа и контент-анализа.
Подростки были разделены на 2 группы. В первую группу вошли респонденты среднего подросткового возраста (7-8 класс, 13-14 лет), вторую группу составили юноши и девушки старшего подросткового возраста (9-10 класс, 15-16 лет).
Исследование показало, что и в группе средних (58,6 балла), и в группе старших подростков (69,2 балла), в основном, преобладает адекватная самооценка. То есть, в целом, уже к 13-14 годам подростки с большой долей позитивной критики способны оценить свои достоинства и недостатки. Важно отметить, что при этом самооценка респондентов второй группы (старших подростков) достоверно выше (t=2,27; p=0,03), чем первой (средних подростков). А также получены достоверные различия по отдельным параметрам самооценки. С возрастом подростки больше принимают свою внешность (t=2,43; p=0,02), характер (t=2,09; p=0,04), также у старших подростков была выявлена тенденция к более высокой оценке своего авторитета у сверстников (t=1,76; p= 0,08).
Предложенная подросткам анкета содержала вопросы для исследования самооценки, а также - для изучения взаимодействия с ближайшим окружением. Был включен открытый вопрос «Как ты себя оцениваешь?», а также закрытые вопросы об оценке своей внешности, уровня позитивности взаимоотношений в семье, с учителями и со сверстниками (по шкале от 0 до 4 баллов). Среди ответов на открытый вопрос в качестве примера можно привести следующие: «веселый, злой, добрый, вредный и т.д.». Контент-анализ ответов на открытый вопрос позволил разделить их на группы позитивных и негативных самооценок.
По данным анализа описательных статистик мы видим, что в целом, и старшие и средние подростки оценили себя в большей мере с положительной стороны. Все подростки демонстрируют высокий уровень принятия своего внешнего вида, проявляют интерес к сверстникам и не испытывают трудностей с установлением межличностных контактов. У старших подростков присутствует тенденция к более позитивному оцениванию себя (t=1,85; p=0,08), что, соотносится с результатами по диагностике самооценки, описанными выше, и может быть объяснено характеристиками подросткового развития: с возрастом отмечается повышение позитивного самоотношения, формирование более адекватной самооценки и самопринятия.
Структурные компоненты психологического благополучия по методике К. Рифф мы разделили на 2 блока: часть, которую можно отнести к самооценочной составляющей (личностный рост, самопринятие, жизненные цели) и часть, которая связана с отношениями (позитивные отношения, автономия и управление средой).
Согласно результатам нашего исследования, соотношение отдельных параметров психологического благополучия у 13-14-летних и 15-16-летних подростков не одинаково. Все подростки отмечают стремление к самостоятельности, способность противостоять обстоятельствам, действовать в соответствии с собственной позицией (шкала «Автономия») и ощущение чувства собственного потенциала для саморазвития и самореализации («Личностный рост»), однако разница между группами проявляется в том, что более младшие респонденты могут испытывать трудности в организации повседневной деятельности и контроле своих действий (шкала «Управление средой»), а у старших подростков возникают проблемы с це- леполаганием и смысловыми аспектами (шкала «Цели в жизни»). При этом, по данным сравнительного анализа, ни по общему показателю психологического благополучия, ни по отдельным его параметрам достоверных различий не обнаружено. Несмотря на существенную разницу в самооценке, как одной из базовых характеристик подросткового возраста, очевидно, существуют другие важные факторы, способствующие поддержанию и оптимизации психологического благополучия. Полученный результат может быть рассмотрен как еще одно подтверждение многоаспектности и широты понятия психологического благополучия.
Для выявления специфики проявления психологического благополучия в связи с параметрами самооценки и межличностных отношений был проведен корреляционный анализ. В группе подростков 13-14 лет системообразующим оказался фактор психологического благополучия «Позитивные отношения» (11 связей). Он тесно связан, в основном, с параметрами самооценки. То есть содержательно это значит, что уровень самооценки у 13-14-летних подростков способствует проявлению эмпатии, заботы об окружающих, умению устанавливать доверительные отношения со своим окружением.
Анализ корреляционных связей в группе подростков 15-16 лет выявил, в целом, меньше связей, чем в предыдущей группе. В основном, связи сконцентрированы у показателя психологического благополучия «Управление средой» (4 связи). Управление средой связано и с самооценкой, и с показателями восприятия межличностных отношений. То есть чувство собственной компетентности в овладении средой и разными видами деятельности, способность к реализации своих потребностей и ценностей зависит в старшем подростковом возрасте как от уровня самооценки, так и от того, как складываются отношения с окружением.
Таким образом, в ходе проведенного пилотажного исследования, показаны как общие, так и специфические характеристики самооценки, параметров межличностных отношений и психологического благополучия на разных стадиях подросткового развития.
Психологическое благополучие средних подростков в большей степени связано с самооценкой, тогда как в более старшем возрасте для его появления, наряду с самооценкой, серьезное значение приобретает позитивный характер отношений подростка с ближайшим окружением (родителями, учителями, сверстниками).
Существенные различия по самооценке и взаимосвязям психологического благополучия, полученные в группах с минимальным возрастным разрывом, раскрывают важность подросткового периода для развития личности и показывают масштабность личностных изменений на этом этапе онтогенеза и жизненного пути.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-06-00307-ОГН.

Библиография:

1. Сафонова С.А., Сачкова М.Е. Проблема восприятия межличностных отношений в школьном возрасте // Материалы III Ежегодной научнопрактической конференции памяти М.Ю. Кондратьева. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Факультет социальной психологии. 2018. С. 182-184.
2. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер». 2012. 816 с.
3. Шэффер Д.Дети и подростки. Психология развития // СПб.: «Питер». - 2003. - 976 с.
4. Ryff C.D., Singer B.H. Best news yet on the six-factor model of well-being // Social Science Research. 2006. 35. P. 1103-1119.
ГРНТИ 15.41.25

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.